Вынесение решений результатов налоговой проверки

Полезная юридическая информация по теме: "Вынесение решений результатов налоговой проверки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Юридическая консультация.

Телефон: +7 920-985-9888.

11. Вынесение решения по результатам налоговой проверки.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и/или через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Виды обеспечительных мер (запрет на отчуждение (передачу в залог):

Имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

Недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

Транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

Иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

Готовой продукции, сырья и материалов.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:

Банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

Поручительство третьего лица, оформленное в порядке.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Тема 12. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Читайте так же:  Когда военные выходят на пенсию

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. В случае необходимости руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплателыцика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9772 —

| 7383 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Вынесение решений результатов налоговой проверки

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

[3]

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Вынесение решений результатов налоговой проверки

12.1. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. В случае необходимости руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Читайте так же:  Списание пени по налогам проводки

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплателыцика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Виды решений по итогам проверок

Акт составляется также при отсутствии пояснений налогоплательщика.

Проводится в течение 3 мес. со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сам по себе трехмесячный срок на проведение камеральной налоговой проверки нельзя охарактеризовать как пресекательный. Исходя из п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 нарушение данного срока налоговым органом не означает незаконности проверки, но и не влечет изменения сроков на принудительную реализацию решения, вынесенного по результатам такой проверки. Кроме того, в Постановлении Налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность.

Таким образом, в рамках камеральной налоговой проверки, как правило, проверяются налоговые декларации (расчеты авансовых платежей, расчеты сборов, иные расчеты), представленные самим налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом). При этом налогоплательщик, в соответствии со ст. 81 НК РФ, в любое время может представить уточненную налоговую декларацию (расчет). Тем самым налогоплательщик фактически отказывается от сведений, указанных им в ранее представленной декларации, вследствие чего ее дальнейшая проверка налоговым органом теряет смысл.

5) составление документа по результатам проведения камеральной проверки только в одном случае — в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

При этом необходимо учитывать, что, если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Только после рассмотрения представленных пояснений должностное лицо может составить акт проверки при установлении факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.

Как следует из п. 7 ст. 101 НК РФ, по итогам рассмотрения материалов выездной (камеральной) налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении

к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении

к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. N 14645/08, п. 7 ст. 101 НК РФ не содержит положений, что данное решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением налогоплательщика о времени и месте вынесения решения. Однако следует учитывать правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N 4903/10: рассмотрение материалов проверки и вынесение решения по ее результатам должно быть осуществлено одним и тем же должностным лицом налогового органа.

В некоторых случаях решение по результатам первичной проверки может вынести

не налоговый орган, проводивший проверку, а вышестоящий налоговый орган. По мнению ВАС РФ, выраженному в Постановлении.

В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются

— обстоятельства

совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства,

— доводы

, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов,

— решение

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Решение по результатам проверки, являясь правоприменительным актом, не вступает в силу и не исполняется немедленно; оно может быть обжаловано до вступления в силу в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы. Как следует из п. 9 ст. 101 НК РФ, решение по результатам выездной (камеральной) проверки в общем случае вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Следует отметить, что в п. 3 ст. 176 НК РФ предусмотрено особое дополнение к решению по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС — решение об отказе в возмещении данного налога. Поскольку указанный дополнительный ненормативный акт выносится одновременно с решением по результатам проверки и неразрывно с ним связан, он вступает в силу и может обжаловаться по тем же правилам, что и само решение по результатам проверки.

Читайте так же:  Сколько выплачивают пенсию по потере кормильца

После вынесения решения по результатам проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ): запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, а также приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Лицо, в отношении которого вынесено решение, очевидно, может исполнить его добровольно и уплатить соответствующие суммы налогов, пени, штрафов. В случае если вступившее в силу решение не исполняется добровольно, а срок на исполнение требования истек, налоговый орган по стандартной процедуре принудительно взыскивает налоги, пени и штрафы (п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 115 НК РФ), т.е. во внесудебном порядке — с организации или индивидуального предпринимателя; в судебном порядке — с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, а также в иных специально оговоренных случаях.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Срок принятия решения по результатам налоговой проверки

«Право и экономика», 2009, N 6

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен в ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения установленного п. 6 ст. 100 НК РФ срока. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В п. 6 ст. 100 НК РФ указано, что налогоплательщик в течение 15 дней после получения акта налоговой проверки вправе представить свои возражения по акту в целом или в части. Это означает, что по общему правилу через 25 дней после вручения проверяемому лицу акта налоговой проверки налоговый орган должен принять решение о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении).

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа вправе вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в законе не установлен. По-видимому, разбирательство дела откладывается на срок, необходимый для надлежащего извещения лица, участие которого необходимо для рассмотрения дела.

Кроме того, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть перенесено ввиду необходимости проведения дополнительных мероприятий налоговой контроля на срок не более чем на 1 месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ). Как видно, 1 месяц — это предельный срок, в течение которого могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.

Должен ли налоговый орган принять решение именно в день рассмотрения материалов налоговой проверки? Должен ли налоговый орган изготовить принятое решение в день рассмотрения материалов налоговой проверки или можно это сделать в другой день? Какие правовые последствия повлечет изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки? Будет ли данное обстоятельство являться существенным нарушением процедуры?

Пример. Судом установлено, что телефонограммой от 5 марта 2008 г. N 13-31/01018-35 налоговый орган вызвал заявителя на рассмотрение материалов налоговой проверки на 11 марта 2008 г.

11 марта 2008 г. состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений заявителя в его присутствие, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом от 11 марта 2008 г. N 2.17-06/39. Следовательно, как обоснованно указано в кассационной жалобе, инспекцией была обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и была обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, поскольку рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялось в присутствии предпринимателя.

То обстоятельство, что решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено 19 марта 2008 г., а не 11 марта 2008 г. — в день рассмотрения материалов проверки — не свидетельствует о том, что 19 марта 2008 г. еще раз состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки. Каких-либо дополнительных документов для обоснования своих возражений налогоплательщиком предъявлено не было, факты, свидетельствующие о принятии налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в материалах дела отсутствуют.

Судом не учтено, что НК РФ не установлен срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки. Вместе с тем НК РФ содержит срок, в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки — в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки на представление письменных возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100 НК РФ). Нарушений инспекцией указанного срока судом не установлено.

Исходя из изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что налоговым органом не было допущено нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 февраля 2009 г. по делу N А65-11146/2008).

Читайте так же:  Удерживаются ли алименты с командировочных

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что само по себе наличие другой даты в решении не означает, что налоговый орган повторно рассматривал материалы налоговой проверки, поэтому данный факт не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Аналогичные выводы были сделаны при рассмотрении другого спора.

Пример. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.

Как видно из материалов дела, акт камеральной проверки от 26 ноября 2007 г. N 3827/11-10/09562 получен представителем общества (генеральным директором) 3 декабря 2007 г. В этом акте указано, что рассмотрение материалов проверки назначено на 25 декабря 2007 г. на 10 часов 00 минут, о чем общество уведомлено (т. 3, л. д. 70).

Из протокола рассмотрения материалов проверки от 25 декабря 2007 г. следует, что перед рассмотрением материалов проверки установлен факт неявки представителя общества. Поскольку у налогового органа имелись сведения о надлежащем уведомлении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то рассмотрение материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений произведено 25 декабря 2007 г.

Вывод суда о том, что протокол от 25 декабря 2007 г. не содержит сведений о рассмотрении возражений, представленных обществом, не основан на доказательствах и опровергается текстом этого протокола (т. 3, л. д. 142).

То обстоятельство, что спорное решение датировано 15 января 2008 г, свидетельствует об его изготовлении в этот день, а не об иной дате рассмотрения материалов налоговой проверки. Доказательства отложения рассмотрения материалов проверки на 15 января 2008 г. в деле отсутствуют и сторонами не представлены. Поэтому вывод суда о том, что 25 декабря 2007 г. рассмотрение материалов проверки было отложено налоговой инспекцией на 15 января 2008 г., не соответствует обстоятельствам дела и подлежит дополнительному исследованию (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 октября 2008 г. N Ф08-5887/2008).

Возникшая проблема стала основанием для обращения в ВАС РФ. Нужно отметить, что дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ по заявлению налогового органа, так как судьи апелляционного и окружного арбитражного судов пришли к выводу, что изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, является существенным нарушением процедуры производства по делу о налоговом нарушении. Решение налогового органа по этому основанию было признано незаконным. Вместе с тем суд 1-й инстанции изначально встал на сторону инспекции.

[1]

Пример. Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из названной правовой нормы не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или в присутствии налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. N 14645/08).

Позиция ВАС РФ не отвечает интересам налогоплательщика и, как представляется, не совсем соответствует положениям НК РФ, так как создается неопределенность в вопросе срока принятия решения. Срок принятия решения указан в п. 1 ст. 100 НК РФ.

НК РФ не предусматривает, что налоговый орган вправе вынести решение в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ дата рассмотрения материалов налоговой проверки и дата вынесения решения совпадают. Ввиду этого ссылка на п. 7 ст. 101 НК РФ является неуместной, так как срок вынесения решения установлен в п. 1 ст. 100 НК РФ.

Является ли дата принятия решения в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, существенным нарушением процедуры рассмотрения дела о налоговом правонарушении? Для ответа на этот вопрос нужно дать оценку допущенному нарушению с учетом обстоятельств дела, но не ссылаться в оправдание действий инспекции на п. 7 ст. 101 НК РФ. При разбирательстве налоговых споров нужно прежде всего отдавать приоритет соблюдению законности, но не защищать любыми способами бюджет.

Необходимо доработать ст. 100 НК РФ и четко установить, что налоговый орган вправе изготовить мотивированное решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение определенного срока после вынесения (провозглашения) решения. Также следует установить, что резолютивная часть решения должна быть оглашена в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Данные положения улучшат положение налогоплательщика и создадут более благоприятные условия для защиты прав и законных интересов проверяемого лица.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2009 г., установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней после вынесения, однако относительно срока вынесения решения неопределенность в законе пока осталась.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Читайте так же:  Досрочный выход на пенсию по уходу

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. В случае необходимости руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплателыцика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Дата добавления: 2015-08-26 ; просмотров: 395 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

О сроках вынесения решения по результатам налоговой проверки. Разъяснения минфина

Министерство финансов выпустило письмо, где рассказало, как предпринимателю самостоятельно рассчитать срок принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Налоговики вправе принимать решения в течение нескольких месяцев

Чиновники напомнили, что согласно нормам статьи 101 Налогового кодекса РФ на вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки дается 10 рабочих дней со дня, когда закончился срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Этот десятидневный период может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В то же время на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля дается один месяц, а при проверке консолидированной группы налогоплательщиков – два месяца.

Таким образом, по мнению Минфина, максимальный срок, в течение которого должно появиться решение налогового органа по результатам проверки, может составлять несколько месяцев. Он складывается из предусмотренных 10 рабочих дней, месяца, предоставленного для увеличения этого срока, а также одного или двух месяцев на организацию дополнительных мероприятий контроля.

В письме, подписанном заместителем директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина, подчеркивается, что такая трактовка не противоречит нормам НК РФ.

Затягивание процедуры принятия решений невыгодно бизнесу

ФНС имеет право проводить два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. Их задачи разные, но сроки принятия решения по их результатам одинаковые.

Камеральные проверки направлены на проверку данных из налоговой декларации или расчета. Она может длиться до 3-х месяцев, при этом уведомление о ее начале не высылается. Если в ходе проверки нарушений не выявлено, то проверка завершается автоматически. Если налогоплательщик нарушил законодательство, ему высылается акт проведенной проверки, а затем рассматриваются материалы дела. Что касается выездных проверок, у них имеется отдельный регламент проведения, прописанный в статье 89 Налогового кодекса РФ. В отдельных случаях они могут длиться в течение полугода, а на принятие решение может уйти еще несколько месяцев.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Такое затягивание с принятием решения по итогам проверок невыгодно налогоплательщикам. В первую очередь, от этого страдают лица, имеющие право на дополнительные льготы или возмещение сумм из бюджета. Но, судя по всему, чиновников проблемы бизнеса не волнуют.

Источники


  1. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  2. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  3. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
Вынесение решений результатов налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here