Выход на пенсию в советское время

Полезная юридическая информация по теме: "Выход на пенсию в советское время" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Понижение пенсионного возраста в ссср

src=» «=»» alt=»Понижение пенсионного возраста в ссср»>

Понижение пенсионного возраста в ссср

Нужно сосредоточиться на увеличении доходов фонда (ПФР), объясняет один из них: повышение стажа стимулирует людей и дольше работать, чтобы потом получать более высокую страховую пенсию, и выходить из серого сектора – это обелит экономику и пополнит бюджет ПФР. Вопрос о возрасте уже отошел на второй план, обсуждаются другие идеи, присоединяется другой чиновник. В правительстве понимают, что повышать пенсионный возраст политически нецелесообразно, лучше повысить стаж, который будет стимулировать людей выходить из тени, подтверждает еще один собеседник «Ведомостей».

Достигнув возраста, гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат из пенсионного фонда.

Первой страной, создавшей пенсионную систему, целью которой было оказание помощи людям, утратившим способность обеспечивать собственное существование в связи с достижением возраста нетрудоспособности, стала Германия. Согласно закону о государственном пенсионном обеспечении лиц, работающих по найму, принятому в 1880-е годы, пожилые люди обрели право на государственную пенсию по достижении возраста 70 лет .

Какой был пенсионный возраст для мужчин и женщин в Советском союзе?

  1. за 35 лет работы на одном месте полагалась полная пенсия,
  2. за 25 – половина.

И это только для лиц, имеющих право на пенсию. Основная масса рабочих, крестьяне, прочие категории, которые такого права не имели, заботились о своей старости самостоятельно. Пенсионный возраст в сталинские времена

Сословный принцип распределения пенсий

Если о выплате пенсий по инвалидности и нетрудоспособности споров не было, то по поводу целесообразности создания отдельного института обеспечения по старости в раннесоветский период развернулась серьезная дискуссия.

пенсионный возраст в этом году основной части населения страны остается на прежнем уровне

принятие этого закона стало реализацией одного из пунктов социальной программы германского рейхсканцлера отто фон бисмарка, с помощью которой он перехватил инициативу у германских социалистов. такой высокий возрастной порог давал возможность получать пенсию только лицам, уже полностью (в лучшем случае — почти полностью) исчерпавшим ресурс своей работоспособности.

впрочем, следует отметить, что по ещё одному закону из «социального пакета» бисмарка люди, утратившие трудоспособность до достижения пенсионного возраста, могли рассчитывать на пенсию по инвалидности.

пенсионный возраст в россии и ссср

закон вступил в силу 1 января 2019 года. в 2019 году возраст выхода на пенсию для женщин на госслужбе составит 55 лет и шесть месяцев, для мужчин — 60 лет и шесть месяцев.

в 2019 году для женщин — 56 лет, для мужчин — 61 год и т.д. пенсионное обеспечение по старости в ссср было введено в 1932 году.

возраст был установлен в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

особый вид досрочников и повышение пенсионного возраста

от страховой пенсионной системы у нас есть только название и индивидуальные персонифицированные отчисления от работодателя. и это все . денежку отжимают как при страховой пенсионной системе, а вот отдают обратно как… ну, как отдают я даже и названия не смог найти.

твое тебе не отдают, как это называется. фз-400 и фз-173 полностью посвящены вопросу как не отдать пенсионеру денежки, отчисленные за него работодателем.

уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа ленина с александрой коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в советском правительстве.

выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным. в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»).

пенсии по возрасту были введены в ссср в 1932 году и предназначались: пенсионный возраст в 2019 году основной части населения страны остается на прежнем уровне.

увеличение пенсионного возраста, активно обсуждаемое в последнее время, не касается большей части населения. система позволяет стать пенсионером позже оговоренного срока. назначение выплат в стране ведется на основе заявлений.

как формировалась пенсия в советском союзе?

спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства. плюс советской системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

style=»float: left; margin: 0 10px 5px 0;» src=»»> пенсионный возраст в этом году основной части населения страны остается на прежнем уровне

принятие этого закона стало реализацией одного из пунктов социальной программы германского рейхсканцлера отто фон бисмарка, с помощью которой он перехватил инициативу у германских социалистов. такой высокий возрастной порог давал возможность получать пенсию только лицам, уже полностью (в лучшем случае — почти полностью) исчерпавшим ресурс своей работоспособности.

впрочем, следует отметить, что по ещё одному закону из «социального пакета» бисмарка люди, утратившие трудоспособность до достижения возраста, могли рассчитывать на пенсию по инвалидности.

пенсионный возраст в россии и ссср

закон вступил в силу 1 января 2019 года. в 2019 году возраст выхода на пенсию для женщин на госслужбе составит 55 лет и шесть месяцев, для мужчин — 60 лет и шесть месяцев.

в 2019 году для женщин — 56 лет, для мужчин — 61 год и т.д. пенсионное обеспечение по старости в ссср было введено в 1932 году.

пенсионный возраст был установлен в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

[1]

особый вид досрочников и повышение пенсионного возраста

от страховой пенсионной системы у нас есть только название и индивидуальные персонифицированные отчисления от работодателя. и это все . денежку отжимают как при страховой пенсионной системе, а вот отдают обратно как… ну, как отдают я даже и названия не смог найти.

твое тебе не отдают, как это называется. фз-400 и фз-173 полностью посвящены вопросу как не отдать пенсионеру денежки, отчисленные за него работодателем.

уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа ленина с александрой коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в советском правительстве.

Читайте так же:  Банк дающий кредит без пенсионных отчислений

выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным. в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»).

пенсии по возрасту были введены в ссср в 1932 году и предназначались: пенсионный возраст в 2019 году основной части населения страны остается на прежнем уровне.

увеличение пенсионного возраста, активно обсуждаемое в последнее время, не касается большей части населения. пенсионная система позволяет стать пенсионером позже оговоренного срока. назначение выплат в стране ведется на основе заявлений.

как формировалась пенсия в советском союзе?

спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства. плюс советской пенсионной системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

Выход на пенсию женщины в России

В мировой практике по-разному осуществляется определение пенсионного возраста по половым признакам. Выход на пенсию женщины в России законодательно происходит в более раннем возрасте, чем нормативно закреплено для мужчин.

Главные факты

Начиная с 2019 г., в стране введено поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Согласно изменениям, россиянки смогут выйти на пенсию на общих основаниях в 60 лет. Но это будет только в 2028 г. Что касается переходного периода, то ежегодно возраст выхода на пенсию будет расти до достижения указанного показателя.

Какие виды содержания положены нетрудоспособным женщинам

Реформирование системы ОПС привело к тому, что поменялись базовые принципы назначения содержания при наступлении страхового случая. Теперь основной выглядит следующим образом:
  • при наступлении нетрудоспособности, каждый получает компенсацию дохода, пропорциональную собственному вкладу в формирование солидарного бюджета ПФР .

Тем не менее застрахованным лицам, принадлежащим к слабому полу, необходимо наработать определенное количество:

  • трудового стажа;
  • пенсионных коэффициентов (баллов).

Внимание: основным условием получения любого вида содержания из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) является присоединение к системе обязательного пенсионного страхования (ОПС ).

В законе № 400-ФЗ от 28.12.2013 описаны все виды пенсионных назначений, которыми обеспечиваются застрахованные лица. К ним относятся:

  1. Страховая пенсия по старости.
  2. Страховая пенсия по инвалидности.
  3. Страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Внимание: женщины могут рассчитывать на любой вид компенсации утраченного дохода при условии попадания под критерии, заложенные в нормах закона № 400-ФЗ. Скачать для просмотра и печати:

Критерии назначения страхового содержания

Для получения права на данный вид пособия, необходимо выполнить следующие условия:
  1. достижения предельного возраста обязательного участия в трудовой деятельности:
    • 60-летия для женщин;
    • льготного, в соответствии с нормативными документами;
  2. наличия:
    • страхового стажа (10 лет в 2019 году);
    • 16,2 пенсионных балла (количество постепенно увеличивается до 30 в 2025).

Порог трудового стажа также планомерно повышается. К 2024 году он достигнет 15 лет. Для сравнения: до реформирования системы ОПС необходимо было официально отработать всего 5 лет.

Отдельные моменты в определении стажа

Записи о периодах работы в трудовой книжке не гарантируют включение данного стажа в расчет пенсии. Такое может произойти из-за некорректного заполнения специалистами трудовой книжки. Например: исправления, неверные номера и даты приказов, нечитаемые штампы организаций и т.д.

Подтверждением данных периодов работы будет служить либо Выписка из индивидуального лицевого счета гражданина либо справки о стаже архивных учреждений, организаций.

Внимание: все взносы за период с 01.01.2015 года подсчитаны, конвертированы в баллы и внесены на лицевые счета граждан.

Следующее основополагающее условие — количество баллов. Они зависят от двух параметров:

  • период трудового стажа;
  • величина перечисленных в это время взносов.

Чем указанные параметры больше, тем выше сумма накопленных коэффициентов. А от нее (дальше приведена формула) зависит потенциальное содержание при наступлении страховой ситуации.

Совет молодежи: необходимо трудоустраиваться официально, чтобы к пожилым годам не переживать из-за потери доходов.

Льготные периоды, дающие дополнительные баллы

Вышеописанные принципы определения размера пенсии имеют в себе несправедливость. Во время ухода за малышом женщина полноценно работать не в состоянии. Указанную несправедливость законодатель нашел актуальной. Она учтена в законе № 400-ФЗ. Так, существуют льготные периоды, за которые начисляются пенсионные коэффициенты.

К ним относятся:

  1. уход за каждым ребенком до полутора лет (учитывается одному из родителей);
  2. забота о ребенке — инвалиде;
  3. присмотр за нетрудоспособными совершеннолетними лицами:
    • перешагнувшими 80-летний порог;
    • инвалидами 1 группы;
  4. периоды получения пособия по безработице;
  5. время проживания с супругом — военнослужащим в местности, где невозможно было получить работу по специальности, в том числе, за пределами страны.

Внимание: с целью стимулирования рождаемости за каждого последующего ребенка начисляется больше баллов:

  • за первого — 1,8;
  • за второго — 3,6;
  • за третьего и последующих — 5,4.

Кому полагается досрочный выход на пенсию

В статье 30 закона № 400-ФЗ приводятся категории граждан, получающие в определенных ситуациях привилегии по оформлению страхового содержания.

К ним относятся лица женского пола:

  1. Отработавшие в горячих цехах либо в подземных условиях. Критерии для оформления пособия:
    • достижение 45-летнего возраста;
    • наличие минимального стажа в 7,5 лет в указанных условиях;
    • страховой стаж не менее 15 лет.
  2. В указанных ниже категориях женщине необходимо иметь не менее 10 лет профессионального стажа и не менее 20 лет страхового стажа. После наступления 50-летия получают право на отход от дел женщины, трудившиеся:
    • в тяжелых условиях;
    • на железной дороге или в метрополитене (некоторые должности);
    • водители женского пола, осуществлявшие управление:
      • грузовым автотранспортом на шахтах;
      • наземным транспортом для перевозки пассажиров;
      • трактором;
      • строительной автотехникой;
    • в геологоразведывательных партиях;
    • в противопожарной службе.
  3. При наличии определенного стажа не учитывается возраст при назначении пенсионного содержания:
    • педагогам;
    • спасателям;
    • врачам и другим медработникам;
    • лицам творческих профессий;
    • летчикам гражданской авиации;
    • горнорабочие, женщины занятые на подземных работах;
    • работники гражданского морского флота.

Для данной категории предусмотрено следующее:

Год выработки профессионального

Год выхода на пенсию Минимальный размер ИПК (баллы) 2019 1 полугодие 2019 2 полугодие 16,2 2019 2 полугодие 2020 1 полугодие 18,6 2020 1 полугодие 2021 2 полугодие 21 2020 2 полугодие 2022 1 полугодие 23,4 2021 2024 28,2 2022 2026 30 2023 2028 30
Читайте так же:  Заявление на добровольное удержание алиментов

Внимание! Периоды работы на вредных и опасных производствах включаются в специальный стаж при обязательном начислении и уплате дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР. Крайне важно, чтобы работодатель своевременно начислял и уплачивал страховые взносы по дополнительным тарифам, иначе стаж на соответствующих видах работ не будет учтен на индивидуальном лицевом счете. Это будет препятствовать формированию права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

На данный момент льготы по досрочному выходу на пенсию имеют многодетные матери — при наличии 3-х можно будет оформить пенсию в 57 лет, с 4-мя — в 56, с 5-ю и более — в 50.

Иные привилегии по снижению пенсионного возраста

Статьей 32 обозначенного закона закрепляются преференции для мам и женщин с ограничениями по здоровью. Они таковы:
  1. Назначается страховое содержание по старости:
    • инвалидам:
      • вследствие военной травмы — возраст выхода на пенсию составляет 50 лет;
      • по зрению 1 группы — возраст выхода на пенсию составляет 40 лет;
      • больным гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональным карликам — возраст выхода на пенсию составляет 40 лет.
  2. Работницам, имеющим 12-летний стаж в условиях Крайнего Севера или не менее 17 лет в местностях приравненных к районам Крайнего севера, воспитавшим двоих детей, пенсию назначают после 50-летия.
  3. В 45 лет получает право на отдых женщина, которая постоянно проживает на северных территориях и 20 лет отработала:
    • охотником;
    • оленеводом;
    • рыбаком.

Внимание: все вышеперечисленные льготные условия должны доказываться документально.

Формула расчета пенсионного содержания

Методика определения суммы ежемесячных начислений пенсионеркам приведена в статье 15 указанного закона. Так, пункт 1 этой статьи содержит формулу для расчета. Она такова:
  • СтП = ИПК х СтИК + БВ, где:
  • СтП — размер искомого пособия;
  • ИПК — количество накопленных за трудовую деятельность баллов (с включением льготных);
  • СтИК — рублевая стоимость одного балла, определяемая на момент назначения пособия;
  • БВ — базовая или фиксированная часть, размер которой устанавливается Правительством РФ.

Важно: в формуле используются константы:

  • стоимость балла;
  • базовая выплата.

Размер их определен в законе и подлежит ежегодной индексации.

В 2019 году их величины таковы:

  • стоимость 1 б. = 87.24 руб.;
  • размер базовой части — 5334,19 руб.

Необходимо отметить, что последняя константа увеличивается в льготных ситуациях. К ним относится:

  • наличие иждивенцев и их количество;
  • стаж в условиях Крайнего Севера (не менее 15 лет);
  • и на приравненных территориях (от 20 лет).

Пример

Ирина Сергеевна в июле 2019 года получит право на пенсию.

Внимание: если гражданка обратится за пенсией позже положенного по закону срока, то ее назначение увеличится за счет применения премиальных коэффициентов.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Какие документы подаются в ПФР

Для реализации права на получение страхового пособия необходимо оповестить ПФР о своем желании. Для этого:

Порядок рассмотрения заявления и выплаты содержания

Специалисты ПФР действуют по утвержденной методике. Вот основные ее положения:

  1. Обратиться за реализацией права на пенсионные выплаты гражданка может в любое время.
  2. Заявка рассматривается в срок, равный 10 дням, при условии предоставления всех необходимых документов.
  3. На доработку пакета документов отводится три месяца.
  4. Днем, с которого будут начисляться деньги, является дата написания заявления, но не ранее наступления права на выплату.
  5. Пенсия выплачивается ежемесячно, удобным для клиента способом:
    • он определяется в момент подачи заявки;
    • по желанию способ можно поменять на другой путем написания нового заявления.

Получать средства можно:

  • в отделении предприятия Почта России;
  • посредством банковских транзакций на персональный счет (карту);
  • через специализированную организацию, осуществляющую доставку денег (при наличии у нее договора с ПФР ).

Внимание: при необходимости пенсионерка может доверить операции с деньгами другому лицу. Это происходит на основании официального документа — доверенности.

Вместо заключения рекомендации специалиста

Чтобы не иметь проблем с документами, их необходимо проверить. Происходит это следующим образом:

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Советские пенсии: как было при Ленине, Сталине, Хрущеве

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин—55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы — 45 руб., а 3-й группы — 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Читайте так же:  Налоговый режим на основе упрощенной декларации

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих — были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии — половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии — 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Как советский стаж помогает раньше выйти на пенсию

Можно ли успеть обойти надвигающееся увеличение пенсионного возраста?

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все — в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) — а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, — это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

— службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам № 1, № 2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

— работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях — при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР № 1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

— работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

— работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

— службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

— методическую работу в учебных заведениях,

— педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

— периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

— педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

— работу в качестве пионервожатых,

— время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

Читайте так же:  Сколько размер пенсии инвалида 1 группы

— в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

— на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

[3]

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Выход на пенсию в советское время

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

[2]

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Читайте так же:  Пенсия по старости какой закон

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Источники


  1. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

  2. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
Выход на пенсию в советское время
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here