Выездная налоговая проверка сроки продления

Полезная юридическая информация по теме: "Выездная налоговая проверка сроки продления" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Выездная налоговая проверка сроки продления

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[1]

В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Сроки продление выездной налоговой проверки

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ: Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Установлены следующие основания для продления сроков проверки

:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Особо следует отметить последний пункт «иные обстоятельства», который делает перечень «исключительных» случаев увеличения срока проведения выездной налоговой проверки открытым. Следовательно, налоговые органы могут применить данный пункт практически к любым обстоятельствам.

Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России в следующих случаях:

1) при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

3) при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России.

В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9543 —

| 7542 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Приложение N 6. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Приложение N 6
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

1. Настоящие Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены на основании абзаца второго пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

2. В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Читайте так же:  И налогового учета в полном

Основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев, являются:

1) проведение выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков;

2) получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

3) проведение выездной налоговой проверки организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

до четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на такие обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

4) непредставление лицом, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения такой проверки;

5) активное противодействие лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, ее проведению (пункт 1.1 статьи 113 Кодекса);

6) составление акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Кодекса;

7) непредставление кредитной организацией информации в установленный пунктом 2 статьи 86 Кодекс срок, непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (статья 128 Кодекса), непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения (пункт 1 статьи 95 Кодекса), неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода (пункт 3 статьи 97 Кодекса);

8) возникновение чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, залива водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка и (или) налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку.

3. Для продления срока проведения выездной налоговой проверки мотивированный запрос о продлении срока ее проведения направляется налоговым органом, проводящим такую проверку, в вышестоящий налоговый орган.

4. Для продления срока выездной налоговой проверки, проводимой ФНС России, запрос о продлении срока ее проведения, представляется руководителем проверяющей группы (бригады) руководителю (заместителю руководителя) ФНС России.

5. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, которому направлен запрос, принимает решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки.

Проверяемый период и срок проведения проверки

Исходя из положений п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но необходимо помнить, что налоговый орган может также проверить истекшие налоговые периоды текущего года. Письмо Минфина России от 12.09.2006 №03-02-07/1-246.

Например, в марте 2008 г. налоговики могут проверить правильность расчетов с бюджетом по любым налогам за любые периоды 2005, 2006 и 2007 годы. При этом налоговый орган вправе проверить расчеты за январь и февраль 2008 г. по налогам, по которым НК РФ налоговый период установлен как месяц.

Судебная практика свидетельствует, что если налоговым органом был проверен период, проверять который налоговый орган не имел права, и на основании такой проверки налогоплательщик был привлечен к ответственности, то такие действия налогового органа неправомерны. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2000 по делу №А56-18447/00.

[3]

В ст. 89 Налогового Кодекса РФ закреплена норма, согласно которой налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев указанных в законе.

Кроме того, абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ установлено, что при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Что касается филиалов и представительств, то на основании п. 7 ст. 89 НК РФ налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

Сроки проведения выездной налоговой проверки закреплены в п. 6 ст. 89 Налогового Кодекса РФ. Общеустановленный срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца. При этом срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Приказом ФНС России от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892 «Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки» предусмотрены случаи, когда возможно продление срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев:

  • 1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  • 2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
  • 3) наличие форс-мажорных обстоятельств на территории, где проводится проверка.

Кроме того, продление срока обстоятельствами, которые могут стать причиной увеличения сроков выездной налоговой проверки, является проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

  • — четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;
  • — менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
  • — десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев. Приказ ФНС России от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892 «Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки»
Читайте так же:  Накопительная часть пенсии после смерти пенсионера

Также основанием продления срока проведения выездной налоговой проверки может стать непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.

Такими же основаниями могут признаваться и иные обстоятельства. Сроки продления выездной налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Решение о продлении срока выездной налоговой проверки принимает руководитель управления ФНС России по субъекту РФ в ответ на мотивированный запрос налогового органа, проводящего проверку.

Срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика.

При этом на практике возможны два варианта проведения выездной налоговой проверки:

  • 1) одной группой, которая в полном составе проводит сначала проверку в головной организации, а затем также в полном составе проводит проверку на территории каждого филиала или представительства налогоплательщика;
  • 2) одновременное проведение выездной налоговой проверки как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения всех обособленных подразделений налогоплательщика.

Судебная практика по затронутой проблеме также выработала подход, по которому порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 Налогового Кодекса РФ, при исчислении срока проведения выездной налоговой проверки не применяется и в срок проведения выездной налоговой проверки засчитывается только фактически проведенное время на территории налогоплательщика проверяющими.

Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2006 №А11-15769/2005-К2-19/657 суд указывает, что срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 Налогового Кодекса РФ следует, что срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, в этих случаях не применяется. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2006 №А11-15769/2005-К2-19/657.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Порядок исчисления срока проведения выездной налоговой проверки

В п. 8 ст. 89 Налогового Кодекса РФ установлено, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении выездной налоговой проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В п. 15 ст. 89 Налогового Кодекса РФ установлено, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Продление налоговой проверки

Екатерина Гостева
налоговый консультант

Срок выездной проверки не должен превышать два месяца, но на самом деле время исследования бухгалтерской и другой документации одной компании может затянуться до шести месяцев.

Если налоговики понимают, что им не хватает времени собрать достаточную доказательную базу для признания организации виновной в совершении налогового правонарушения (или, более того, налогового преступления), то через УФНС добиваются продления проверки. По каким причинам могут продлить срок налоговой проверки и как исключить продолжение нежелательного общения с инспекторами – читайте в нашей публикации.

Почему легче избежать выездной проверки, чем ее продления

Несмотря на то, что основания для продления выездной налоговой проверки объединены в шесть условных пунктов, обозначенных в приказе ФНС № ММВ-7-2/[email protected], в действительности решения инспекторов зависят от складывающихся обстоятельств. Точнее – от специфики бизнеса и особенностей бухгалтерии компании. Их инспекторы смогут легко отнести к отдельным, не ограниченным в смысловой и правовой интерпретации, основаниям для продления налоговой проверки. А если учесть, что не последнюю роль в объявлении формальных причин увеличения срока проверки играют контрагенты – у них могут запросить документы, подтверждающие определенные финансовые операции – становится очевидным: легче избежать самой выездной проверки, чем ее продления.

Действия инспекторов, решивших более тщательно ознакомиться с деятельностью проверяемой организации, трудно предугадать. И еще сложней – оспорить. Собственники некоторых уже «проверенных» компаний оценивают их, как «намеренное создание препятствий для осуществления экономической деятельности». Поэтому довести финансовую отчетность до видимой безупречности недостаточно – необходимо знать и понимать действия налоговиков изнутри.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика.

Основания для продления налоговой проверки

Установленные приказом ФНС № ММВ-7-2/[email protected] основания для увеличения срока проверки сформулированы размыто. Но это не мешает, основываясь даже на нечетких определениях, эффективно подготовиться к незваным гостям:

  1. Первая в списке возможных причин продления общения с инспекторами – проведение проверок крупнейших налогоплательщиков.

Специалисты 1С-WiseAdvice, знают, какие именно пробелы надеются найти сотрудники ФНС в отчетности больших компаний, и на контроль каких процессов закладывают больше двух месяцев. Риск-ориентированный подход наших специалистов, детально предугадывающий отбор компаний для выездных проверок, избавит ваш бизнес от чрезмерного внимания налоговиков.

  1. Если во время выездной (повторной) проверки от правоохранительных, контролирующих органов или любых других источников инспекторы получат информацию, свидетельствующую о налоговых нарушениях или преступлениях, значит, непременно задержатся. Поэтому важно не просто учитывать в отчетности потенциальные риски, исходящие от контрагентов, но и в принципе не вызывать у сотрудников ФНС желания собирать о вас какое-либо «портфолио».
  2. Непредвиденные, форс-мажорные обстоятельства, например, пожар или наводнение, является еще одним основанием продлить проверку. Причем, независимо от того, где бушевала стихия, – на территории офиса или в самой ИФНС.
  3. Выездная проверка компании с несколькими обособленными подразделениями может также затянуться. Наличие десяти и более подразделений свидетельствует о том, что инспекторы задержатся в компании на максимально возможный срок – шесть месяцев. Это условие действует, если проверяют головную организацию, а все подразделения – в комплексе. Однако ИФНС может назначить и самостоятельную проверку подразделения – независимо от хода параллельной работы в центральной компании.
  4. Если не удалось в указанный срок предоставить инспекторам полный комплект документов с отчетностью, не угрожающей безопасности вашего бизнеса, значит, незваные гости останутся надолго. Если собрать все получилось, а на «причесать» не осталось времени – все равно останутся (см. другие пункты). Чтобы ИФНС не использовала этот пункт против компании, собственникам бизнеса требуется проявить не только знания налогового и бухгалтерского учета, но и скорость.
Читайте так же:  Минимальная выслуга лет для пенсии военнослужащих

Срок требуемых при проверке документов составляет десять дней (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик понимает, что не успевает выполнить это требование вовремя, значит, направляет в налоговый орган соответствующее уведомление. Однако, какими мотивами будет руководствоваться руководитель инспекции, принимая решение в ответ на такое извещение, в законодательстве не прописано. Важно понимать, что увеличение срока для предоставления истребуемых документов не является основанием для продления срока самой проверки.

Процессинг – уникальная технология обработки «первички», которая гарантирует своевременную подготовку первичной документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных налоговых проверок документы максимально быстро.

  1. Иные обстоятельства. Тот самый пункт, который дает налоговикам в обосновании продления проверки практически абсолютную свободу. Почему проверку определенной компании инспекторы могут признать исключительной – без видимых на то причин – и задержаться дольше, чем на два месяца, пояснил Конституционный суд в Определении № 1434-О-О от 09.11.2010. Согласно ему, понятие «исключительный случай» инспекторы вправе наполнить собственным содержанием – исходя из фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования законодательных терминов в правоприменительной практике. Как говорится в документе, налоговики «обладают собственной дискрецией в регулировании форм налогового контроля», в том числе в установлении сроков проверок. А дискреция – это не что иное, как право действовать по своему усмотрению. Поэтому лишить ИФНС формальных поводов познакомиться с вашим бизнесом поближе в ходе уже действующей проверки практически невозможно. Проще – в принципе не привлекать внимание налоговиков.

Одна из ключевых задач 1С-WiseAdvice – уберечь клиента от лишнего внимания ИФНС. Для того чтобы обеспечить такой «режим невидимки», мы на регулярной основе контролируем размер налоговой нагрузки, долю налоговых вычетов по НДС, расходов в целях расчета налога на прибыль и пр., анализируем и выдерживаем сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о проверке, контролируем сроки сдачи и факт принятия отчетности, контролируем сроки и содержание ответов на запросы ИФНС и т.д.

Порядок продления выездной налоговой проверки

Чтобы продлить выездную проверку, ИФНС направляет в региональное налоговое Управление мотивированный запрос, в котором кроме информации о налогоплательщике и реквизитов решения на продление, указывает основания для продления и установленные нарушения, в том числе предварительные суммы доначислений. Решение об увеличении срока работы налоговиков с отчетностью отдельной компании принимает руководитель налоговой службы. Если выездная проверка проводится повторно, за него в некоторых случаях это может сделать заместитель.

Важно, что, согласно форме решения о продлении выездной проверки, налогоплательщик должен быть ознакомлен с намерением продолжить проверку его организации.

Есть ли шанс оспорить продление выездной проверки

Если безопасность бизнеса все-таки оказалась под угрозой из-за затянувшегося общения с инспекторами, примите к сведению: пенять на отсутствие мотивации продления проверки, формальность ее причин бесполезно.

Свободу ИФНС в принятии решения продолжить искать «следы» недобросовестности налогоплательщика опять-таки пояснил Конституционный суд. В уже упомянутом Определении № 1434-О-О указано, что законодатель оправданно отказался от закрытого перечня оснований для продления выездной проверки. Предугадать и отразить в документе всевозможные ситуации, когда налоговикам потребуется дополнительное время для разбирательства, как решил КС, невозможно.

Эксперты 1С-WiseAdvice точно знают, что именно будут смотреть инспекторы и какие данные сопоставлять, поэтому ведут налоговый учет и формируют отчетность, учитывая возможные риски. А чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

Обжаловать решение инспекторов продлить срок проверки в вышестоящем налоговом органе бессмысленно. Практика последних лет свидетельствует, что руководство встает на сторону инспекции, аргументируя тем, что налогоплательщик не вправе оценивать целесообразность действий налоговиков на проверке (решение ФНС от 21.12.2017 № СА-4-9/[email protected]).

Судебная практика по оспариванию продления выездной проверки демонстрирует аналогичную тенденцию. Несмотря на разнообразие доводов со стороны представителей бизнеса о необоснованности продления проверки, решения выносятся не в их пользу. Но это не повод думать, что выводы судов РФ необъективны. Налоговики настолько скрупулезно и без формализма мотивируют основания для продления проверки, что у судов не остается выбора, как подтвердить законность увеличения срока работы с документами организации. Не стоит надеяться, что сотрудники ФНС не достаточно аргументированно обоснуют свою позицию – в первую очередь потому, что они не заинтересованы в создании судебного прецедента в пользу налогоплательщика. Последний нарушит устоявшуюся систему неоспоримости выводов инспекторов.

Поэтому даже если на ваш взгляд деятельность компании соответствует всем требованиям Налогового кодекса, только помощь экспертов, четко знающих, на что и когда обращают внимание налоговики, обеспечит защиту вашего бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice отстаивают интересы клиентов на разных этапах взаимоотношений с ИФНС: не только готовят аргументированные ответы на запросы и требования в рамках выездных проверок, но и до конца борются за благоприятный для клиента исход по итогам проверки, вплоть до суда.

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

Читайте так же:  Документы для подачи иска на алименты

Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки . Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

Опросы. Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

Экспертиза. В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;

во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;

на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;

проверяемая компания имеет обособленные подразделения;

налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;

иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

В своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше

Как проходит выездная проверка

На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • сроки проведения выездной налоговой проверки.

Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

Важно!
После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

Важно!
Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями. На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

Читайте так же:  Через сколько приходят деньги возврат налогов

Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

Чем заканчивается выездная проверка

Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями. Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности. Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

Налоговые юристы нашей компании обладают колоссальным опытом в области сопровождения выездных проверок.

Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По решению налоговой инспекции осуществляется выездная налоговая проверка по юридическому адресу ИП или ООО. Как долго длится этого процесс, сколько времени и каков срок проведения выездной налоговой проверки, мы расскажем в статье.

Что говорит закон

Основные понятия и нормы касательно такого вида проверки налоговой описаны в письме ФНС России № АС-4-2/13622. Период проведения такого вида проверки исчисляется непосредственно со дня составления решения налоговым представителем и длится до момента фиксирования финальной справки о проведенной проверке организации, о чем свидетельствует ст. 89 НК РФ. В законодательстве приведена рекомендуемая форма «Пример решения об увеличении периода продолжительности выездной налоговой проверки» в Приложении № 2.

По общим законодательным нормам проверка налоговой инспекции с выездом на участок не может продолжаться более 2 месяцев. Однако в индивидуальном порядке при определенных условиях, по решению руководителя налоговой службы либо его заместителя по конкретной организации, общий период налоговой проверки может составлять от 4 до 6 месяцев. Максимальный срок выездной проверки составляет 12 месяцев.

Подробнее об условиях, а также периода и сроках выездной налоговой проверки написано в ст. 89.1 НК РФ. В соответствии с вышеуказанной статьей, максимальный срок проверки следует определять в самом начале данного процесса. Увеличивать этот период нельзя. Подробнее это описано в пункте 6 статьи 89 НК РФ.

Максимальный срок налоговой проверки должен быть определен в самом начале процесса.

Срок проверки может быть увеличен при следующих основаниях:

  • Объем документации не позволяет проверить все за более короткое время.
  • Организация работает долго без соответствующей проверки – большой период, который надо проанализировать.
  • Большой объем налогов, которые необходимо проверить.
  • Неполный пакет документов и несвоевременная подача сведений для полноценной налоговой проверки.
  • У предприятия имеется много обособленных подразделений.

[2]

Данный вид налоговой проверки организации может приостановить решение руководителя ИФНС либо его заместителя по таким причинам:

  • Для получения необходимых данных от проверяемого налогоплательщика, его партнеров либо контрагентов.
  • Для проведения длительной экспертизы сведений.
  • При условии наличия международных договоров получение необходимых сведений от иностранных госорганов.
  • При переводе договоров с иностранного языка на русский язык.

В том случае, если по приказу руководителя либо его заместителя в конкретной организации приостановлена налоговая проверка, представители налоговой инспекции не имеют права продолжать изучение документов и находиться на территории данной организации. Также запрещено требовать от налогоплательщика либо сотрудников этого предприятия предоставление документов либо вести какие-либо действия на ее территории – это нарушение со стороны налоговых органов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом предельный срок выездной проверки на адрес налогоплательщика может составлять не более 12 месяцев совместно с периодом приостановления процесса.

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

  3. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
  4. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.
Выездная налоговая проверка сроки продления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here