Виды налогов и налоговых платежей

Полезная юридическая информация по теме: "Виды налогов и налоговых платежей" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Системы налогообложения России в 2019 году

По состоянию на 2019 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСН) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН).

Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО, ОСН, традиционная, основная) – налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев, когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСН является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) – специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД является то, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством.

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70%.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ.

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России.

Совмещение систем налогообложения

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения (каких именно вы можете посмотреть в этой таблице).

Виды налогов

Читайте также:

  1. Амортизация основных средств и методы ее начисления в целях налогового учета.
  2. Амортизация по Налоговому Кодексу Украины с 01.04.11 г
  3. Аналогова схемотехніка до Відлара
  4. Аналоговые преобразователи параметров напряжений и токов
  5. Аналоговые средства измерений
  6. Аналоговый интегратор.
  7. В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
  8. В какой срок в общем случае должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
  9. Виды бюджетно-налоговой политики
  10. Виды налогов
  11. Виды налогов

Классификация налогов.

Налоги РФ.

Тема 7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В теме рассматриваются вопросы налоговой политики, виды налогов, алгоритмы их расчёта, порядок их отнесения на себестоимость и финансовые результаты.

Налоги— это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан — платить установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российская Федерация.

Основными категориями в налоговом законодательстве являются объект налогообложенияи налоговая ставка.

Объектом налогообложенияназывается имущество, на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставкапредставляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на два вида:

Первый вид — налоги на доходы и имущество;

Второй вид — налоги на товары и услуги.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются

отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка -это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог — это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог — это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

Налоги— это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система— совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога:

Читайте так же:  Пенсионные взносы по доп тарифам

1) объект налога— это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодатель-

2) субъект налога— это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога —т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога —величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота— полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый— (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов:

— федеральные налоги и сборы,

— региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектовРФ)

— местные налоги и сборы. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

[1]

К федеральным налогам и сборам относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды минерального сырья;

— налог на прибыль (доход) организаций;

— налог на доходы от капитала; -подоходный налог с физических лиц;

— взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

— таможенная пошлина и таможенные сборы;

— налог на пользование недрами;

— налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

— сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

— федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов

Российской Федерации. Устанавливая региональный налог,законодательные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

_ налоговую ставку (но в пределах, устанавливаемых Кодексом);

_ порядок и сроки уплаты;

_ формы отчетности;

_ налоговые льготы и основания для их использования.

Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только в соответствии с Налоговым КодексомРФ.

К региональным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на недвижимость;

— налог на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом Российской

Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Устанавливая местный налог, представительные органы местного

самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:

• налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);

• порядок и сроки уплаты;

• налоговые льготы и основания для их использования.

К местным налогам и сборам относятся:

— налог на имущество физических лиц;

— налог на рекламу;

— налог на наследование и дарение;

— местные лицензионные сборы.

Среди прямых налогов выделяются:

— реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами;

— личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

| следующая лекция ==>
Государственное регулирование процесса ценообразования в России | Налоговое правонарушение

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2503 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Виды налоговых платежей

В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» (см. предыдущий параграф учебного пособия) и «сбор».

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Читайте так же:  Ндфл расходы налог на прибыль

Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:

налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы — как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

налоги — абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей — это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств

Виды налогов

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вернуться назад на Функции налогов

Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально — технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект.

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.

Система подоходного обложения распространятся также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий — неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая — благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая — через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие — за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражданам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия и так далее.

Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства превышало его оценку на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки — со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость — это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Читайте так же:  Какая минимальная пенсия инвалиду 3 группы

Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы — это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями — изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.

Современная налоговая система включает различные виды налогов.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Виды налогов

Налоги делятся на:

· прямые и косвенные;

· федеральные, региональные, местные;

· налоги с физических и юридических лиц.

По способам взимания различают налоги прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д.

Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения иным способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции и, таким образом, налоговое бремя (величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика) несут те, кто покупает данные товары.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами.

Налоговый кодекс РФ подразделяет налоги на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организаций;

4. налог на доходы от капитала;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. взносы в социальные фонды;

7. государственная пошлина;

8. таможенная пошлина и таможенные сборы;

9. налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом (НК) РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К этим налогам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся следующие налоги:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

[2]

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

Несмотря на большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рассмотрим поподробнее некоторые виды налогов:

Налог на прибыль. Прибыль российского предприятия равна доходам, уменьшенным на величину производственных расходов.

Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, снижена с 11% до 7,5%. Налоговая ставка, по которой исчисляется ставка налога, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, устанавливается в размере 14,5%. Законодательным органом субъектов Федерации предоставлено право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога, но не ниже 10,5%. Также вводится фиксированная налоговая ставка в размере 2%, по которой исчисляется сумма налога, подлежащая зачислению в местные бюджеты.

Налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

· лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории РФ, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Акцизыявляются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

Подоходный налогс физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов граждан в размере 13%.

Единый социальный налог(взнос) (ЕНС) зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Читайте так же:  Пенсионный возраст что сказал путин

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление или лишение прав одних экономических субъектов (государств, предприятий, граждан) в сравнении с другими без законных на то оснований. Экономическая дискриминация приводит к тому, что дискриминируемый субъект оказывается в невыгодном, неблагоприятном положении. Дискриминация по отношению к государству способна вызвать с его стороны ответные меры к обидчику

ОЛИГОПОЛИЯ [oligopoly] — ситуация на рынке (структура рынка), когда действует небольшое количество продавцов продукции (фирм). Особенность ее в том, что здесь каждая из конкурирующих фирм способна влиять на цену продукции, предлагаемой остальными фирмами, а следовательно, и на их уровень затрат.

Налоги и их виды. Принципы налогообложения

Читайте также:

  1. I. Понятие, источники, принципы, наука.
  2. IV. Система и принципы управления брендом.
  3. VI Закономерности и принципы обучения
  4. VII.Аналогия из жизни.
  5. VIII. Принципы работы вычислительной системы
  6. Административные принципы организации
  7. Аналогии уравнений цепей постоянного тока, синусоидального тока в комплексной форме и переходных процессов, записанных в операторной форме
  8. Аналогичное исследование можно провести, используя ПЦР со случайными 10-членными праймерами.
  9. Аналогия
  10. Аналогия
  11. Аналогия закона — это применение к правоотношению нормы, регулирующей сходные правоотношения.
  12. Аналогия и моделирование.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги: на их долю приходится приблизительно 80-85% доходов Федерального бюджета РФ.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом.

Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу налогообложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения.

Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваемых конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров – алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины. Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ, на их долю приходится приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки.

Средней ставкой налога называется отношение суммы налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы.

Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта налогообложения.

К такого рода налогам, в частности относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении налога в России действуют равные ставки налога.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России остается достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты. К примеру, в США действует только 10 основных налогов и еще 4 вида применяется на уровне отдельных штатов.

Несмотря на такое разнообразие налогов в РФ, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них. Львиная доля налоговых доходов федерального бюджета (около 96%) приходится на НДС, акцизы, налог на прибыль и таможенные пошлины. В США основной объем поступлений в доход государства обеспечивают личный подоходный налог, акцизы и налоги с продаж, налог на собственность и налог на прибыль корпораций.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс производства.

Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Читайте так же:  Какой налог с перевода денег

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.

Наиболее ярким примером политики такого рода служит политика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 80-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок.

По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным или местным налогам на срок до одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от 0, до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.

Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Однако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлекательность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма проблематично.

Во-первых, невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хорошего качества получают дополнительные выгоды не только водители.

[3]

Во-вторых, принцип получения благ неприменим в отношении социальных расходов государства – в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат пособий по безработице на самих же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги.

В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительного дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали равной полезностью для их владельцев.

Критерий Викселля: после уплаты налогов каждый налогоплательщик должен ощущать одинаковую потерю.

Однако, на практике такая задача вряд ли разрешима. Противники этого выдвигают следующие аргументы.

Во-первых, в случае его использования неправомерно искажаются результаты рыночной деятельности людей;

во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижаются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокрытию доходов от налогообложения.

(Дж. Милль так выразил свой взгляд на эту проблему: «Облагать большие доходы более высоким процентом, нежели мелкие, значит облагать налогом трудолюбие и бережливость, наказывать человека за то, что он работал усерднее и сберег больше, нежели его сосед».)

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркивали определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнения доходов казны).

Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведения людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей.

Круг задач, которые решает с ее помощью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирования роста общественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике.

Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок или налоговые освобождения для определенных для определенных отраслей экономики, или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Второе направление имеет большое значение для формирования стимулов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога.

Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов. Примером разумного подхода к этой проблеме может служить налоговая политика, проводимая с середины 1980-х гг. в ФРГ. Рост реальных доходов населения, наблюдавшийся с начала 60-х гг., привел к тому, что доля налогоплательщиков, доходы которых облагались по максимальной предельной ставке, за этот период выросла с 5% до 60%. По предложению федерального правительства ФРГ с 1986 г. началась поэтапная реформа подоходного налога. В том же году налоговое бремя уменьшилось на 11 млрд. марок, а в 1988 г. – уже 19 млрд.

Очевидно, что при установлении налоговых ставок не стоит забывать о «налоговой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал политиков, что при повышении налогов действие дважды два не означает получение результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице.

| следующая лекция ==>
ТЕМА 7.Налогово-бюджетная система | Переложение налогового бремени

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1086 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.

  2. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

  3. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
  4. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
Виды налогов и налоговых платежей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here