В последние годы пенсионная система

Полезная юридическая информация по теме: "В последние годы пенсионная система" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Совершенствование пенсионной системы РФ

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование. Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей. Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться. Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования. На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.

Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

Сравнительный анализ пенсий по старости в России и Германии

Дата публикации: 03.04.2016 2016-04-03

Статья просмотрена: 587 раз

Библиографическое описание:

Носачева К. В. Сравнительный анализ пенсий по старости в России и Германии // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/archive/110/27898/ (дата обращения: 16.08.2019).

В статье рассматриваются вопросы о правовых и экономических проблемах государственного регулирования социального обеспечения в Российской Федерации.

Ключевые слова: право социального обеспечения, страховые пенсии, социальное страхование, пенсионное обеспечение.

На сегодняшний день актуальным является вопрос пенсий по старости, так как в России около 40 миллионов пенсионеров и для большинства из них пенсия является единственным источником дохода.

В 2013 году размер средней пенсии в России составит 10 874 рубля (менее 270 евро), тогда как в Германии средняя пенсия составит 1266 евро. Если посчитать изменение размера пенсий в евро по курсу 2015 года после ввода санкций и повышения курса доллара и евро относительно рубля, то мы получим еще более усугубляющую положение России картину.

Размер средней пенсии в России составил в 2013 году 40 % от размера средней располагаемой зарплаты, а в Германии этот показатель составляет почти 80 %, что легко объяснить, учитывая более высокий размер страховых взносов в Пенсионный фонд в Германии [1].

Не стоит забывать тот факт, что пенсионный возраст в РФ и Германии значительно отличается. В России он составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, это самый низкий возраст выхода на пенсию среди развитых стран. В Германии пенсионный возраст до реформы составлял 65 лет, но начиная с 2012 года планомерно повышается на один месяц в годдо достижения уровня в 67 лет(на данный момент он составляет 65 лет и 3 месяца). Такое плавное повышение, по мнению Соловьева А. К., представляется оптимальным вариантом, это не вызовет протестов со стороны населения, а также позволит направить сэкономленные средства на развитие иных социальных программ [2].

Читайте так же:  Сколько составляет пенсия в россии

В январе 2015 года глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев выступил за повышение пенсионного возраста россиян. При этом он отметил целесообразность поэтапного повышения пенсионного возраста на протяжении нескольких лет с 55 и 60 лет до 63 лет (как это сейчас происходит в ФРГ). Наряду с этим уже давно среди политиков и ученых давно ведется дискуссия об уравнении пенсионного возраста между мужчинами и женщинами.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев считает, что к 2020 году российские мужчины в среднем будут жить больше 70 лет, а женщины — больше восьмидесяти. Чтобы обеспечить всех достойной пенсией, не подорвав при этом экономику, в России придется повышать пенсионный возраст.

Говоря о «возрасте дожития», можно выявить, что средний возраст дожития по России для мужчин составляет около 66 месяцев, а в Германии почти вдвое больше — 111 месяцев. У женщин наоборот — в то время как немецкие женщины получают пенсию совсем немного дольше, чем мужчины 185 месяцев, российские женщины получают ее в среднем на протяжении 245 месяцев, то есть почти в 4 раза дольше, чем российские мужчины.

Средний размер пенсий в РФ у женщин составляет 90 % от средней пенсии мужчины, что равно 282 евро у мужчин и 253 евро у женщин, тогда как в Германии 1591 евро и 941 евро соответственно, то есть средняя пенсия женщины составляет 60 % от средней пенсии мужчины.

Средний мужчина в России получает за жизнь 18 622 евро пенсии, в то время как немецкий — 176 796 евро, то есть в 10 раз больше. Российская женщина получает в среднем 61 630 евро пенсии, то есть 35 % от пенсии немецкой женщины, которая составляет 174 122 евро.

Подводя итог можно заметить, что несмотря на то, что пенсии у россиян значительно ниже, чем у немцев, они на пенсию выходят позже и делают более значительные отчисления в пенсионный фонд [3].

Учитывая сложившиеся кризисные обстоятельства на 2015 год, ряд ученых, таких как Гусов К. Н., Тучкова Э. Г., Захаров М. Л., поддерживают предложения министерства в том, чтобы увеличить размеры пенсии можно путем повышения уровня пенсионного возраста и обязательных отчислений, однако предлагают при этом улучшить качество оказания медицинских, санаторно-курортных услуг, и упразднить систему содержания пенсионеров работающими гражданами тем самым приблизить уровень развития социального обеспечения граждан в России до уровня ФРГ.

1. Kobylinskaya S. V. The social welfare Crimean citizens / S. V. Kobylinskaya // The First International Conference on Eurasian scientific developmentVienna, 2014. С. 469–471.

2. Кобылинская С. В. Правовое регулирование дистанционного труда / С. В. Кобылинская, А. Х. Шишев// Актуальные проблемы права Материалы IVМеждународной научной конференции. — Москва, 2015. — С. 188–190.

3. Кобылинская С. В., Усенко А. С.ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015.№ 114. С. 313–325.

​Пенсионная система Российской Федерации

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Современная пенсионная система РФ — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура системы по расчету и выдаче пенсий РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

Читайте так же:  Возврат налога за учебу 3 ндфл

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В 2017 году правительством было принято решение увеличить пенсионный возраст для госслужащих. Каждый год будет к пенсионному возрасту будет прибавляться по полгода до тех пор, пока женщины не будут выходить на пенсию в 58, а мужчины в 63 года.

Пенсионная реформа в 2019 году — последние новости

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.

Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

[1]

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

[2]

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.

Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2019 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2018 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 9 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 13,8 и выше.

—>

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Цена 1 пенсионного балла в 2019 году

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2019 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2018 года:

Проиндексированы фиксированные выплаты пенсионерам оставившим работу в сторону увеличения на 3,7%. Они стали равны:

  • 2 тыс. 491 руб. 45 коп. – тем, кто получает пенсию по инвалидности 3 группы и вследствие потери кормильца;
  • 4 тыс. 982 руб. 90 коп. – получателям пенсии по возрасту, а также инвалидам 2 группы;
  • 9 тыс. 965 руб. 80 коп. – для инвалидов 1 группы и пенсионеров достигших 80 лет.
  • 1 тыс. 660 руб. 97 коп. добавят пенсионерам, имеющим на попечении нетрудоспособных иждивенцев.

Следующая индексация страховых пенсий в размере 2,4% планируется на апрель 2018 года.

С 1 февраля социальные денежные выплаты ветеранам, инвалидам, сиротам, героям и другим лицам из Пенсионного фонда России проиндексированы на 2,5%.

Государственные пенсии для всех получателей также вырастут на 4,1% за счет индексации с 1 апреля 2018 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Средние размеры пенсии на 2019 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2018 года:

  • С 1 января 2018 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 81 рубля 49 копеек.
  • В 2018 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидят новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию будет увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Как устроена пенсионная система в России

Пенсионная система — основа социальной политики любого государства. Только представьте себе, что при ее построении нужно учесть десятки факторов: демографию, налоги, инфляцию. Потом добавить туда сотни нюансов и исключений для разных категорий населения. А затем вывести формулу, которая будет приводить все к единому знаменателю. В последние полтора года в России действует новая пенсионная формула. На этот раз она стала понятной и прозрачной. Сейчас попытаемся все разъяснить.

ВИДЫ ПЕНСИИ

Основной вид пенсии в России — это страховая пенсия по старости. До 2015 года она называлась трудовой. Это именно та пенсия, которая назначается при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого стажа. Формируется она за счет взносов работодателей, которые автоматически конвертируются в баллы. Сами же деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам.

Помимо страховой пенсии есть накопительная и пенсии по государственному обеспечению.

Средства накопительной пенсии, как следует из ее названия, формируются на индивидуальных счетах. Их ведет Пенсионный фонд (через частные управляющие компании или государственную — Внешэкономбанк) или негосударственные пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются в ценные бумаги. То есть работают на нашу экономику, а мы за это получаем процент. По новому закону без потери накопленного инвестиционного дохода управляющего можно менять раз в пять лет. Если чаще, можно потерять инвестдоход.

Нюанс лишь в том, что с конца 2013 года у нас формируется только страховая пенсия. И не факт, что отчисления на накопительную возобновятся в будущем. Так или иначе, все накопленные деньги остались на счетах будущих пенсионеров. К моменту выхода на пенсию они станут прибавкой к основной пенсии.

Наконец, госпенсии — это, по сути, пособия, которые назначаются в связи с гражданской или военной службой, а также нетрудоспособным гражданам в зависимости от категории.

ПОГОНЯ ЗА БАЛЛАМИ

Основной размер пособия по старости формируется за счет фиксированной выплаты и страховой пенсии. Последняя в первую очередь зависит от стажа и накопленных баллов. Сейчас действует переходный период. C 2024 года минимальный страховой стаж достигнет 15 лет (сейчас 9 лет), а минимальное число баллов — 30 (сейчас 13,8 баллов).

В этом случае человек при достижении пенсионного возраста получает право на получение страховой пенсии (в зависимости от накопленных баллов) и фиксированной выплаты к ней (сейчас — 4982,9 рубля). Если не набрал — имеешь право только на социальную пенсию, а она будет меньше.

Баллы рассчитываются исходя из установленных в законе предельных выплат. Больше всего баллов (к 2024 году максимум будет 10 баллов) получат те, кто получает большие «белые» зарплаты (в 2018 году это 85 тысяч рублей в месяц и выше). Если оклад меньше, то и баллов пропорционально меньше.

Рассчитываться она будет просто: число баллов будет умножаться на стоимость балла (см. графику). Сейчас она составляет 81,49 рубля, но каждый год индексируется государством.

СОВЕТЫ «КП»: КАК В БУДУЩЕМ ПОЛУЧАТЬ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ПЕНСИЮ

1. Зарплата — вдвое выше средней

За год человек может получить максимум 10 баллов (сейчас чуть меньше — 8,7 балла, переходный период продлится до 2021 года). Для этого нужно получать чуть больше 85 тысяч рублей в месяц (1 021 000 в год), или примерно вдвое выше средней зарплаты по стране. При этом пенсия будет одинаковой и у тех, кто получает 85 тысяч, и у тех, чей доход хоть под миллион. А вот если зарплата вдвое меньше максимальной, то человек получит вдвое меньше баллов и т. д.

Затем все накопленные баллы будут умножаться на пенсионный коэффициент (он выражается в рублях). Несложно догадаться: чем больше баллов накопили к моменту выхода на заслуженный отдых, тем больше будет пенсия. Правда, при одном важном условии.

2. Белый доход

Доходы населения — это производная от состояния экономики. А пенсии — производная от зарплат. За работающих россиян их работодатели платят 30% страховых взносов от окладов. Эти деньги должны обеспечивать нам бесплатную медицину и достойные пенсии. В частности, в ПФР идет 22%. Но это лишь в том случае, если доходы «белые».

Просто знайте: если вы получаете официально минималку, а все остальное — в конверте, баллы вам начислятся тоже по минималке, и пенсия будет мизерная. И поделом, ведь сейчас вы, по сути, недоплачиваете нынешним пенсионерам.

Возможно, вы и не виноваты — просто не знаете о том, что ваш работодатель не отчисляет за вас взносы. Поэтому не забывайте о прекрасном принципе: доверяй, но проверяй. Посмотрите, делает ли начальство необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Увидеть, сколько баллов вы уже накопили, можно в Личном кабинете на сайте ПФР (см. «Полезные ссылки»).

3. Трудоголики будут богаче

Пенсия зависит не только от зарплаты, но и от трудового стажа. Во-первых, нужно заработать минимальный срок для получения страховой пенсии. Во-вторых, чем дольше вы будете работать, тем больше баллов накопите. И в-третьих, после достижения пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) начинаются бонусы.

К примеру, если отработал сверх этого срока 5 лет и не обратился за пенсией, число баллов увеличится в 1,5 раза. А если 8 лет — почти вдвое!

САМ СЕБЕ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

На государство надейся, но и сам не плошай. Если есть возможность, откладывайте на старость самостоятельно. Инструментов для этого немало. К примеру, если вы получаете «серый» доход, откладывайте хотя бы 5 — 10% на специальный счет в банке, и лучше в разных валютах. Потом только спасибо себе скажете. Ну а еще лучше и «белый» доход получать, и самостоятельно часть средств на будущее откладывать.

Есть и другие возможности: квартира для сдачи в аренду или гараж, депозиты в разных валютах, портфель акций и облигаций. Оптимально — сделать так, чтобы вы не зависели от госпенсии, а имели собственные источники пассивного дохода.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Если всю жизнь работать и получать максимальную белую зарплату, то пенсия может составить 25 — 30 тысяч рублей (в нынешних деньгах). А если минималку — 8 — 9 тысяч рублей.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Еще больше материалов по теме: «Всё о наших пенсиях»

Бухгалтерская спецоперация в интересах силовиков

Что не так с объявленной «пенсионной реформой» (кроме ее небрежности)? Комментарии экспертов

Алексей Павлишак / ТАСС

  • Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года, сводится к бухгалтерской спецоперации в интересах государственного бюджета: правительство на ходу латает фискальные дыры, даже не пытаясь решить системные проблемы и стимулировать экономический рост. Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. Единственная цель проводимой политики — найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны.

    «Вместо того чтобы заниматься всем комплексом пенсионных проблем — формированием пенсионных прав и пенсионных накоплений, льготами для отдельных категорий работников — правительство сдвигает срок доступа к пенсиям, изменив только пенсионный возраст», — говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

    Действия правительства небрежны и непродуманны, согласен экономист Евгений Гонтмахер.

    К примеру, недавно социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о планах отменить балльную систему и перейти на новый способ расчета пенсионных выплат. «С этим решением я согласен, но предлагать альтернативу надо было гораздо раньше и в пакете с повышением пенсионного возраста», — говорит эксперт. Правила игры снова меняются, но пенсионная система так и не обрела ясные очертания.

    Читайте также

    Карманы, полные печали. Три решения правительства лишат каждого работающего россиянина 100 000 рублей за шесть лет

    Реформа на коленке

    Первое, что бросается в глаза в действиях правительства — это спешка, с которой принимаются столь важные решения.

    В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. «В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году, — говорит Евгений Гонтмахер. — Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации». В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения.

    Пенсионные реформы почти никогда не затрагивают тех, кто выходит на пенсию в следующем году, говорит Табах: «Невозможно честно объяснить, почему, если женщина родилась 31 декабря 1963 года, то она может выйти на пенсию в 55 лет, а если в 1964 году, то уже на два года позже». При этом Россия обладает финансовыми резервами, чтобы начать этот процесс не сейчас, а через несколько лет. «Из-за высоких цен на нефть пополняется Фонд национального благосостояния, бюджет находится в профиците, уровень госдолга низкий, не говоря уже про дивиденды госкомпаний, которые можно было бы направить на поддержание пенсионной системы», — считает Гонтмахер.

    Читайте также

    Реформа или крах. Правительство будет менять пенсионный возраст в экстренном порядке

    В передовой международной практике пенсионные проблемы решаются совсем по-другому. Образцовый пример — комиссия по реформе солидарной пенсионной системы под руководством будущего главы ФРС Алана Гринспена, действовавшая в 1981-1983 годах в США. В течение двух лет представители обеих политических партий, профсоюзов и бизнеса согласовывали реформу. «Было решено повысить пенсионный возраст и размер социальных взносов, но при этом высшая бюрократия и члены конгресса стали платить социальные взносы, были урезаны различные льготы, а пенсии состоятельных американцев начали облагать подоходным налогом. В итоге пенсионная система была стабилизирована еще на 20 лет», — рассказывает Табах.

    Даже в России пенсионная реформа 2002 года публично обсуждалась в течение 4 лет на платформе специального совета при президенте.

    «Сейчас Путин говорит о том, что он в этом не участвует. Как это возможно? Президент по Конституции определяет основные направления внутренней политики страны, но пенсионная реформа — это не его дело?» — удивляется Гонтмахер

    (о том, что президент не участвует в проработке пенсионной реформы, заявил в понедельник Дмитрий Песков — А. Х.

    Впрочем, вмешательство президента наверняка зарезервировано под смягчение жесткого сценария, изначально предложенного правительством.

    Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

    Фискальный промах

    Правительство выбрало самый простой способ действий на пенсионном поприще, который позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде. На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. К тому же средняя продолжительность жизни в России растет примерно на полгода за календарный год. «Через 10 лет, когда закончится период повышения пенсионного возраста, окажется, что люди, достигшие пенсионного возраста, живут дольше еще на 5 лет. Либо пенсионный возраст опять придется сдвигать, либо искать деньги в другом месте», — говорит Табах.

    Читайте также

    Два года на дожитие. Правительство приготовилось к экстренному повышению пенсионного возраста

    Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей. Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией.

    «Это тактическая перекачка пенсионных прав молодых поколений в пользу нынешних пенсионеров. Причем еще неизвестно, какой будет инфляция после повышения НДС и не обвалится ли в очередной раз рубль», — говорит Гонтмахер.

    Но самое главное, реформа пенсионной системы подразумевает понимание того, что происходит на рынке труда: при низких зарплатах и высокой безработице сбалансировать ПФР невозможно в принципе. Именно такая ситуация ждет Россию после повышения пенсионного возраста из-за отсутствия экономического роста, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Баланс на рынке труда будет нарушен, безработица вырастет. Людям придется платить пособия. Как следствие, сэкономить бюджету ничего не удастся».

    Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

    С собираемостью страховых взносов у правительства и так большие проблемы: половина взносов ПФР формируется всего 10% работников, точнее их работодателями, а примерно за треть работников страховые взносы не уплачиваются вовсе. Из-за распространенности серой занятости многие люди не успеют накопить необходимый стаж и смогут претендовать на социальную пенсию только в 68 лет для женщин или 70 лет для мужчин. «Скрытое повышение пенсионного возраста для тех, кому не хватает стажа и баллов для страховой пенсии, идет достаточно давно — с 2015 года», — указывает Табах.

    Пенсионные привилегии

    Один из главных перекосов в пенсионной системе связан со льготными условиями выплат.

    Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока — это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире,

    говорит Сафонов. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд.

    «Есть некоторая категория людей, которые за государственный счет имеют возможность выйти на пенсию намного раньше, чем все остальные. Справедливость этих прав вызывает много вопросов — конечно, не для ветеранов боевых действий, а для многочисленных столоначальников в силовых ведомствах», — говорит Табах.

    Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов — прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, — которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки.

    Читайте также

    Принцип «Газпрома». Юлия Латынина: у населения изымают деньги, чтобы зарыть их в землю

    В силовых структурах минимальный стаж выслуги сейчас составляет 20 лет, тогда как для большинства профессий нормальным сроком считается 30 лет работы. В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать — к примеру, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

    Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета — по статьям соответствующих ведомств.

    Для силовых ведомств в России фактически создана отдельная корпоративная пенсионная система, что производит на остальное население очень тяжелое политическое впечатление.

    «Силовики охраняют эту власть, не дай бог, их тронут. Получается, что их интересы учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения», — говорит Гонтмахер.

    [3]

    Но и многие «вредные» производства сегодня уже совсем не являются таковыми — стандарты по ним устанавливались десятилетия назад, а переаттестация рабочих мест и профессий идет крайне медленно, говорит Табах. Среди категорий досрочников есть также ряд низкооплачиваемых, но не представляющих никакой опасности профессий — например, школьные педагоги. «В этой связи нужно изменить подход, чтобы досрочная пенсия была возможна не в строго установленный срок, а только по факту утраты трудоспособности», — считает Сафонов.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Попытки двигаться в этом направлении уже предпринимались: Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25–30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Поддержка этой узкой прослойки людей для властей сегодня не менее важна, чем благополучие всех остальных 46 млн пенсионеров.

    Источники


    1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

    2. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.

    3. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
    4. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
    В последние годы пенсионная система
    Оценка 5 проголосовавших: 1