Учетная политика регистры налогового учета

Полезная юридическая информация по теме: "Учетная политика регистры налогового учета" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Фирма должна вести налоговый учет

Существует такое мнение: если бухгалтерскую и налогооблагаемую прибыль формируют одни и те же доходы и расходы, то ведение налогового учета – дело добровольное. Однако финансисты настаивают, что для исчисления налога на прибыль организация обязана вести налоговые регистры в любом случае.

Чем отличаются налоговые регистры от бухгалтерских?

Как следует из пункта 19 Положения по ведению бухгалтерского учета. фирма вправе разрабатывать регистры бухучета самостоятельно (Положение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

В условиях автоматизации учета это означает, что таким регистром можно признать любую форму группировки данных, которую выдает бухгалтерская компьютерная программа.

Налоговые регистры должны обеспечивать группировку информации в соответствии с порядком, предусмотренным главным налоговым документом (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

На практике это означает, что данные первичных документов нужно сгруппировать так, чтобы они отвечали статьям доходов и расходов, а также другим показателям, предусмотренным формой декларации по налогу на прибыль.

Налоговый учет в торговле строится на основании статьи 320 Налогового кодекса РФ. По правилам этой статьи необходимо сформировать три группы расходов – прямые, косвенные и внереализационные. В бухучете такой классификации расходов нет. Кроме того, как уже отмечалось, при группировке данных следует ориентироваться на структуру налоговой декларации.

Как использовать бухгалтерские регистры?

Формы регистров налогового учета устанавливают в приложениях к учетной политике организации для целей налогообложения. В статье 314 Налогового кодекса РФ сказано, что регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных, сгруппированные без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы аналитических регистров налогового учета должны содержать обязательные реквизиты. Они таковы:
– наименование регистра;
– период (дата) составления;
– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Отметим, что подобных нормативных требований к оформлению бухгалтерских регистров не существует. Исключение составляет условие о подписи. Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухучета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

[2]

Соответственно, сводную форму без обязательных реквизитов налоговым регистром признать нельзя. А вот формировать налоговые регистры путем внесения в применяемые бухгалтерские регистры дополнительных реквизитов можно. Это позволяют сделать положения статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Бухгалтерский и налоговый учет можно сблизить. Но не всегда

Сближение бухгалтерского и налогового учета сокращает трудозатраты бухгалтерии. Однако чаще всего к налоговой экономии это не ведет. Рассмотрим ситуацию на примере.

Ввозные таможенные пошлины и сборы при импорте товаров в бухгалтерском учете организации увеличивают стоимость товаров. Основание – пункт 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).

А в налоговом учете их можно учитывать одним из двух способов – относить на косвенные расходы либо включать в стоимость товаров. Это разъяснено письмом Минфина России от 29 мая 2007 г. № 03-03-06/1/335 .

Выбранный порядок налогового учета таможенных расходов следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Этот порядок отразится на содержании регистров налогового учета.

На практике нередки случаи, когда сближение бухгалтерского и налогового учета невозможно.

Транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада фирмы включаются в состав прямых расходов по налогу на прибыль. А вот транспортные расходы на доставку товаров покупателю нужно считать косвенными (письмо УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2007 г. № 20-12/014632).

Однако на практике транспортные расходы по закупке и продаже не всегда можно разделить, особенно если фирма использует собственный транспорт. Зато в бухгалтерском учете этому правилу следовать необязательно. Если деятельность фирмы не ограничивается торговлей, то транспортно-заготовительные расходы можно списывать ежемесячно в полном размере. Этот порядок предусмотрен пунктами 227 и 228 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. При таком подходе регистры бухгалтерского учета в целях налогового учета неприменимы.

В заключение отметим, что без налоговых регистров не обойтись и при внесении исправлений в налоговом учете. Ведь в них корректировки вносятся на дату совершения ошибки (п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ).

А в бухгалтерских регистрах исправления возникают по дате обнаружения ошибки (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н).

Почему организации пренебрегают налоговым учетом?

Отсутствие регистров бухгалтерского учета признается нарушением, за которое в статье 120 Налогового кодекса РФ установлены финансовые санкции. В частности, на торговую фирму может быть наложен штраф в размере до 5000 руб.

А вот отсутствие регистров налогового учета никакими наказаниями не грозит. Кроме того, налоговые органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 Налогового кодекса РФ). В итоге безнаказанность поддерживает мнение о необязательности таких регистров.

Как организовать налоговый учет

Чтобы правильно и своевременно формировать данные для расчета налога на прибыль, нужно вести налоговый учет (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

  • общий порядок формирования доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, которые уменьшают прибыль в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), относящуюся к следующим налоговым периодам;
  • порядок создания резервов;
  • сумму задолженности по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры;
  • расчет налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Чтобы организовать налоговый учет, нужно:

  • сформировать учетную политику для целей налогообложения и прописать в ней порядок определения доходов и расходов для расчета налога на прибыль;
  • сформировать регистры налогового учета, где будут фиксироваться данные для расчета налоговой базы.

[1]

При организации налогового учета особое внимание нужно уделить учету прямых и косвенных расходов .

Как вести регистры налогового учета

Читайте так же:  Платят ли налог за перевод

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:

  • первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
  • аналитических регистров налогового учета;
  • расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

4 Учетная политика для целей налогового учета

Аналогично учетной политике, разрабатываемой и применяемой

для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогового учета определяет организационные, технические и методические вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Читайте так же:  Дети инвалиды сколько будут получать пенсию

Организационный аспект учетной политики предполагает:

разработку способа организации налогового учета;

определение прав, обязанностей и ответственности работников, занятых ведением налогового учета;

утверждение должностных обязанностей других работников, привлекаемых к организации и ведению налогового учета;

определение порядка и правил внутреннего контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Технический аспект учетной политики для целей налогового учета или техника ведения налогового учета отражают:

принципы построения плана счетов налогового учета;

рабочий план счетов налогового учета;

форму ведения налогового учета, которая включает перечень и формы регистров налогового учета, последовательность и технику внесения в них данных первичных документов, взаимосвязь показателей регистров налогового учета;

технологию обработки информации и составления регистров налогового учета (вручную, с использованием полной или частичной автоматизации учетных работ).

Методический аспект учетной политики в целях налогообложения позволяет описать правила ведения налогового учета в случаях, когда согласно действующему законодательству они отличаются от правил ведения бухгалтерского учета. Основные аспекты учетной политики для целей налогообложения представлены в следующей таблице5.

Таблица 5 -Аспекты учетной политики для ведения налогового учета

Элемент учетной политики

Допустимые законодательством варианты

1.Порядок ведения учета

Налоговый учет ведется:

бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;

специально сформированной службой

организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности (на договорных началах)

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002г. №166-З (в редакции от 18.11.2004г. «338-З); Инструкция о порядке ведения налогового учета, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 16.12.2003г. №173/114

1. Регистры доходов:

регистр доходов от реализации товаров (работ, услуг):

регистр доходов от внереализационных операций;

регистр доходов, полученных из-за рубежа

2. Регистры расходов:

регистр расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг);

регистр внереализационных расходов;

регистр расходов, приходящихся на доходы, полученные из-за рубежа, в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь

3. Регистр расчетных корректировок

Основание: Инструкция № 173/114

Ведение регистров налогового учета:

1) на бумажном носителе;

2) в электронном виде

Пункт 32 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добав­ленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 1 января 2004 г. № 16 (в редакции от 29 декабря 2004 г. № 141) ( далее — Инструкция № 16); пункт 61 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 19 (в редакции от 15 июля 2004 г. № 82) (далее — Инструкция № 19)

3.Применение отдельного учета в целях исчисления НДС

1. При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения)

[3]

2. При применении разных налоговых ставок

3. При исчислении НДС по расчетной ставке

Пункты 16, 22 и 48 Инструкции № 16

4. Учет расходов по видам экономической деятельности

1. Учет затрат, связанных с производственной и торговой деятельностью, ведется раздельно

2. Производится общий учет затрат, связанных с производственной и торговой деятельностью

Доходы (выручка) от реализации отражаются (признаются полученными):

1) по оплате отгруженных това­ров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

2) по отгрузке товаров (основных средств, иных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав

6.Признание операционных доходов и расходов

Доходы (выручка) от реализации отражаются (признаются полученными):

1) по оплате отгруженных товаров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

2) по отгрузке товаров (основных средств, иных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав

7. Признание внереализационных доходов и расходов

Внереализационные доходы и расходы в целях налогового учета признаются:

1) по мере выявления;

2) по мере поступления денежных средств

Особенностями налогового учета являются:

1) суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, отражаются при их выявлении;

2) доходы (проценты) за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете, отражаются при их поступлении;

3) внереализационные доходы и расходы в виде штрафов, пени, неустоек за нарушение условий договоров, а также суммы возмещения причиненных убытков отражаются при поступлении на банковский счет или в кассу организации (при перечислении с банковского счета);

Пункт 13.4 Инструкции № 19

8.Признание доходов, полученных за рубежом

Доход (выручка), полученный от источников за пределами Республики Беларусь, принимается с учетом суммы налога на доходы, утвержденной (уплаченной) согласно законодательству иностранного государства

Пункт 10 Инструкции

9. Учет дивидендов и приравненных к ним доходов

Доходы, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, в виде дивидендов и приравненных к ним доходов учитываются в составе внереализационных доходов в начисленном размере в том отчетном периоде, в котором эти доходы поступили на банковский счет

Пункт 13.3 Инструкции № 19

10.Отражение безвозмездных поступлений

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях исчисления налога на прибыль в состав доходов от внереализационных операций включаются безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника

Пункт 12 Инструкции № 19

11.Отражение безвозмездной передачи

Безвозмездная передача товаров (работ, услуг) и иных ценностей (в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг), за исключением безвозмездной передачи этих ценностей в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа, у передающей стороны включается в объем реализации

Пункт 11 Инструкции № 19

При определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг) принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета с учетом расчетных корректировок, приведенных к таким данным в результате ведения налогового учета

Читайте так же:  Назначение платежа при уплате налога усн

Пункт 3.2 Основных положений; пункт 30 Инструкции № 19

13. Учет прибыли (убытка) прошлых лет, выявленных в отчетном году

Выявленные в текущем отчетном периоде суммы прибыли (убытков) прошлых отчетных периодов, приведшие к занижению (завышению) суммы налога на прибыль за такие периоды, учитываются для целей налогообложения с учетной налоговой декларации (при расчете) по налогу на прибыль, представляемой за период, к которому относятся указанные суммы. Следовательно, при расчете налогооблагаемой прибыли данные суммы в оборот не включаются

Пункт 16 Инструкции

1.Общий режим налогообложения.

2.Упрощенная система налогообложения

3.Налогообложение в свободной экономической зоне

4.Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

15. Перечень лиц, ответственных за ведение регистров налогового учета

1.Налоговые регистры по НДС

2.Регистры по налогу на прибыль

Пункт 32 Инструкции № 16

Пункт 62 Инструкции № 19

16.Момент фактической реализации объектов для исчисления НДС

1.Если определяется по оплате — день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет или день их поступления в кассу, но не позднее 60 дней со дня отгрузки объектов покупателю

2.Если определяется по отгрузке — день отгрузки объектов и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов

Пункт 13 Инструкции № 16

17.Выбор ставки по НДС

1.Используются ставки по НДС (0 %,10 %,18 % и др.), твержденные законодательством

2.Исчисление НДС производится по ставке 18 % (кроме реализации производственных товаров и товаров для детей по утвержденным перечням)

Пункт 15.4.2 Инструкции № 16

18. Освобождение операций от НДС

1.Может не применяться

2.Может применяться в случае подачи заявления в налоговый орган на срок не менее дного года

Пункт 23 Инструкции № 16

19. Выбор метода распределения налоговых вычетов по НДС

1.По удельному весу

Пункт 33 Инструкции

2. Суммы налога относятся на увеличение стоимости приобретенных объектов

Пункт 34.2 Инструкции

вычетов по объектам, по которым

предоставлен налоговый кредит

1. Производится по данным раздельного учета направлений использования приобретенных объектов

2. Производится по удельному весу суммы оборота по реализации объектов, по которым предоставлен налоговый кредит, в общей сумме оборота по реализации объектов

Пункт 39 Инструкции

выручки от реализации товаров (работ, услуг)

1.Применение различных ставок налога на прибыль

2. Освобождение от уплаты налога с использованием сумм

налога по целевому назначению в связи с льготным налогообложением

Учетная политика для целей налогового учета

Учётная политика для целей налогообложения представляет собой совокупность правил и методов, позволяющих обобщать информацию для определения налоговой базы по налогу на прибыль, и формируется в соответствии с особенностями деятельности организаций и главными принципами налогового учёта.

На формирование учётной политики для целей налогообложения оказывают влияние такие факторы, как отраслевая принадлежность (вид деятельности организации-налогоплательщика), а также особый режим налогообложения, под который подпадают проводимые организацией операции.

Приказ об учётной политике утверждается руководителем на весь налоговый период и не может быть изменён в течение года, за исключением:

1) изменений налогового законодательства;

2) осуществления новых видов деятельности.

В отношении учетной политики из положений НК РФ следует:

1) организация осуществляет выбор только одного способа или метода из нескольких, допускаемых законодательными актами

2) выбранные способы устанавливаются в организации, т.е. во всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения;

3) выбранные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на год);

4) в учетной политике фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией.

Учётная политика для целей налогообложения состоит из: организационного; технического; методического аспекта.

К организационным аспектам учёта относятся:

1. Организационная форма налоговой службы.

2. Уровень централизации учёта.

3. Структура налоговой службы.

4. Выделение подразделений на отдельный баланс.

5. Служба внутреннего контроля.

К техническим аспектам налогового учёта относятся:

1. Регистры налогового учёта.

2. Схема и форма налогового учёта.

3. Формы первичных учётных документов, правила документооборота.

4. Налоговый учёт имущественных и хозяйственных операций.

К методическим аспектам учёта налога на прибыль относятся:

1. Методы признания доходов и расходов.

2. Принципы распределения доходов и расходов, относящихся к нескольким отчётным периодам.

3. Распределение расходов на прямые и косвенные для всех организаций, кроме торговых.

4. Распределение прямых расходов на остаток незавершённого производства для всех организаций, кроме торговых.

5. Распределение суммы прямых транспортных расходов на остаток нереализованного товара для торговых организаций.

6. Начисление амортизации по амортизируемому имуществу (Амортизационная премия)

7. Применение специальных коэффициентов к основной норме амортизации.

8. Применение норм амортизации ниже установленных НК РФ.

9. Порядок определения нормы амортизации по объектам основных средств, бывших в эксплуатации.

10. Создание резервов по сомнительным долгам.

11. Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет, на выплату вознаграждений по итогам работы за год.

12. Создание резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

13. Создание резерва предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

14. Создание резерва на ремонт основных средств.

15. Методы оценки сырья и материалов, покупных товаров

16. Признание дохода и расхода от сдачи имущества в аренду.

17. Порядок начисления процентов по долговым обязательствам.

18. Методы списания стоимости ценных бумаг при выбытии.

19. Порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

20. Организация ведения раздельного учёта (по учёту НДС).

В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога, исходя из действующих положений налогового законодательства.

Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

Учетная политика регистры налогового учета

  • Главная
  • Для бизнеса
  • Полезные материалы
Читайте так же:  Будет ли отменена пенсия работающим

Образцы регистров налогового учета по налогу на прибыль

Обратите внимание, что далее приведены примерные образцы наиболее распространенных регистров налогового учета по налогу на прибыль.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно и зафиксированы в учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ). Регистры налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном и денежном выражении; содержание хозяйственных операций; подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Все приведенные далее формы налоговых регистров — в формате Excel, с прописанными формулами, форматами, полностью готовые как для ручного заполнения, так и для настройки автоматизированного заполнения.

. Если Вам нужна помощь с настройкой налогового учета и регистров налогового учета в ERP-системах SunSystems 4, Infor10 — обращайтесь в нашу компанию, мы с удовольствием Вам поможем.

Налоговые регистры: инструкция по применению

Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

Что такое налоговый регистр

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ. Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль. При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть здесь и здесь). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр. Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Читайте так же:  Могут ли родственники получить пенсию умершего

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике. Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

Видео (кликните для воспроизведения).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.

  2. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  3. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
Учетная политика регистры налогового учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here