Учет плательщиков в налоговых органах

Полезная юридическая информация по теме: "Учет плательщиков в налоговых органах" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

§ 1. Учет налогоплательщиков в налоговом органе

Налоговое законодательство предусматривает обязательный учет всех налогоплательщиков в налоговых органах. Налогоплательщиком вы становитесь, когда у вас появляется обязанность платить те или иные налоги, что связано с получением дохода или обладанием имуществом, являющимся объектом налогообложения, пользованием природными ресурсами в коммерческих целях.

Физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

От человека, не занимающегося бизнесом, никаких действий по постановке на учет не требуется.

Дело в том, что постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами загса, ФМС России, Росреестра, Госавтоинспекции, органами опеки, органами местного самоуправления, нотариусами и т.д.

В налоговую инспекцию обязательно сообщается о фактах:

— рождения и смерти физических лиц;

— регистрации физического лица по месту жительства;

— постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника;

— выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента;

— регистрации за гражданами объектов недвижимости и транспортных средств;

— предоставления (выделения) гражданам земельных участков;

— установления опеки, попечительства и управления имуществом в отношении физических лиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством, управлением имуществом;

— выдачи свидетельств о праве на наследство;

— нотариального удостоверения договоров дарения.

Порядок передачи названных сведений в налоговые органы установлен ст. 85 НК РФ.

Таким образом, родился ли у вас ребенок или вы прописались в новой квартире, приобрели автомобиль или дачу, моторную лодку или самолет, об этом должны узнать в налоговой инспекции.

Кроме этого, органы миграционной службы обязаны сообщать в налоговые органы по месту жительства граждан о первичной выдаче или замене паспортов и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном паспорте (в течение пяти дней), а о подаче гражданином заявления об утрате паспорта — в течение трех дней со дня его подачи.

Надо сказать, что на практике система информационного взаимодействия часто дает сбои и сведения либо попадают в налоговые инспекции с большим опозданием, либо не попадают вовсе.

Все перечисленные случаи являются основаниями для постановки на учет граждан или корректировки данных о них, известных налоговой инспекции.

Гражданин может и сам обратиться в инспекцию с заявлением о постановке на учет. Это может быть актуально, если у него нет места жительства (постоянной прописки) на территории Российской Федерации. Тогда для целей налоговых правоотношений место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания (ст. 11 НК РФ). Местом пребывания, в свою очередь, признается место, где физическое лицо временно проживает, указанное в свидетельстве о регистрации по месту пребывания (см. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»).

Технических способов подачи заявления несколько.

Вы можете заполнить экранную форму заявления непосредственно на сайте ФНС России, воспользовавшись электронным сервисом «Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации» (https://service.nalog.ru/zpufl), и с сайта направить заявление в налоговый орган. Также заявление можно принести в налоговую инспекцию или заполнить прямо там, направить по почте с уведомлением о вручении по форме N 2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected] При направлении по почте к заявлению должна быть приложена заверенная нотариусом копия документа (копии документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего регистрацию по месту жительства (п. 22 — 26 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н).

При наличии электронной подписи, полученной в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС России, заявление можно заполнить с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» (можно скачать с сайта ФНС России) и направить в налоговую инспекцию по телекоммуникационному каналу связи.

Определиться, в какую именно налоговую инспекцию адресоваться, поможет сервис «Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции» на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/addrno.do).

Если у гражданина нет места жительства в Российской Федерации, а сам он не проявил инициативу по постановке на учет по месту пребывания, налоговая служба узнает о нем и возьмет его на учет, если он приобретет подлежащее налоговому учету имущество — недвижимость или транспортные средства. Информация о наличии такого имущества поступает в налоговые органы от органов Росреестра, Госавтоинспекции, иных органов, занимающихся регистрацией различных транспортных средств.

Подчеркнем еще раз: сам гражданин не обязан предпринимать никаких действий, направленных на регистрацию в налоговых органах, и ничего не нарушает, если оказывается вне поля зрения налоговой службы.

Как мы показали выше, попасть на учет в налоговом органе можно как по собственной инициативе, так и без приложения каких-либо усилий благодаря сведениям, представляемым уполномоченными органами в налоговую службу.

Результатом постановки на учет (если раньше гражданин не состоял на налоговом учете вовсе) становится внесение сведений о нем в Единый государственный реестр налогоплательщиков, присвоение ему ИНН и направление (выдача) ему свидетельства о постановке на учет.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке на учет физического лица в налоговом органе: по месту жительства; по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации); по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации).

Получить свидетельство на бумажном бланке можно только при личном посещении вами или вашим законным или уполномоченным представителем налогового органа по месту жительства налогоплательщика (по месту пребывания — при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации) и предъявлении документа (документов), удостоверяющего личность физического лица и подтверждающего его регистрацию по месту жительства (по месту пребывания — при отсутствии места жительства), документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае его обращения).

Читайте так же:  Заявление о возврате налога в налоговую образец

Альтернатива — свидетельство в электронном виде (в виде файла формата PDF, подписанного электронной подписью должностного лица налогового органа). Такое свидетельство выдается в случае поступления заявления с электронной подписью по телекоммуникационному каналу связи путем направления по указанному при подаче заявления адресу электронной почты или может быть скачано с сайта.

Свидетельство также может быть направлено заявителю по почте заказным письмом (в случае поступления заявления, заверенного электронной подписью) по адресу места жительства или адресу для взаимодействия, указанному в заявлении (если физическое лицо проживает не по адресу места жительства).

В свидетельстве как раз и указывается присвоенный гражданину ИНН.

Что собой представляет ИНН и зачем он нужен?

Согласно НК РФ каждому налогоплательщику — не важно, физическому или юридическому лицу, — присваивается единый по всем видам налогов и сборов ИНН.

Проводимая налоговыми органами работа по учету налогоплательщиков — физических лиц с применением ИНН не нарушает прав человека и гражданина и религиозных чувств верующих. Она осуществляется в рамках Конституции РФ.

Присвоение гражданину ИНН по своей сути не является вторжением в его частную жизнь. Идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Применение ИНН в документах вместо персональных данных физического лица не предусматривает замену имени номером, так как фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах независимо от того, указан или не указан в них ИНН. Этот номер не может заменить человеку его имя, данное при рождении (крещении). Идентификационный номер налогоплательщика подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета.

[2]

Данный вывод подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 287-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Можнева Ивана Федоровича и коллективной жалобы граждан Гирдюк Татьяны Сергеевны, Маркеловой Людмилы Николаевны, Ращинской Галины Владимировны и других на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации». В нем, в частности, говорится: нет оснований утверждать, что присвоение ИНН нарушает свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ).

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обязаны указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ: фамилию, имя, отчество; дату и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве.

Эти вопросы регулярно разъясняются налогоплательщикам и налоговым органам (см., например, письма Минфина России от 21.01.2010 N 03-01-11/1-01, от 19.11.2012 N 03-01-11/6-336, от 05.12.2012 N 03-01-11/6-350, от 07.04.2014 N 03-01-11/15580).

Что касается информации, зашифрованной в ИНН, то для физического лица ИНН представляет собой 12-значный цифровой код:

Энциклопедия решений. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков торгового сбора

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах плательщиков торгового сбора

Согласно п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и ИП, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения) установлен торговый сбор. Эти виды деятельности должны осуществляться с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории муниципального образования (городов федерального значения), в котором введен торговый сбор.

Примечание

С 1 июля 2015 года торговый сбор введен только на территории г. Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе»). При этом ставка торгового сбора для торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, не определена. Поэтому указанный вид деятельности торговым сбором в Москве не облагается. Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора по этому виду деятельности не требуется (см. письма Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 N 90-01-01-07-38/15).

В соответствии с п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании уведомления , представляемого плательщиком сбора в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган. Этот уполномоченный орган определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения), установившим торговый сбор.

Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/[email protected] утверждены формы и форматы уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора, а также порядок заполнения этих форм.

В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором:

— вид предпринимательской деятельности (естественно, из перечня облагаемых сбором видов торговли);

— объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;

— характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

В письме ФНС России от 14.10.2015 N СД-4-3/[email protected] разъясняется, как заполнить реквизит КПП в уведомлении о постановке на учет плательщика торгового сбора.

Согласно п. 2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора представляет уведомление не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором . Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование хотя бы один раз в течение квартала объекта торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор. Иными словами, если соответствующее имущество не используется для продажи товаров, то и объекта обложения сбором не возникает.

Примечание

Плательщики торгового сбора, в отношении которых установлены льготы по сбору нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) обязаны представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора по общим правилам — в срок, предусмотренный в п. 2 ст. 416 НК РФ (см. письмо Минфина России от 28.10.2015 N 03-11-09/62139).

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора — это письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 6 ст. 416 НК РФ).

Осуществление торговли без направления уведомления приравнивается к ведению деятельности плательщиком без постановки на учет в налоговом органе (второй абзац п. 2 ст. 416 НК РФ). За нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе ст. 116 НК РФ предусмотрен штраф.

Постановка на учет производится на основании уведомления в течение 5 дней после получения такого уведомления налоговым органом. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство (п. 3 ст. 416 НК РФ). Форма свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора утверждена приказом ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-14/[email protected]

Читайте так же:  Алименты с пенсии по выслуге лет

В информации ФНС России от 25.06.2015 до сведения плательщиков доведено, что заполнить уведомление можно с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ». Программа позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям сформировать уведомление о постановке на учет как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Кроме того, система исключит ошибки при таком способе заполнения. Уведомление о постановке на учет, сформированное в электронном виде, может быть представлено плательщиками сбора в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи. См. также письмо ФНС России от 26.06.2015 NГД-4-3/[email protected]

Примечание

Несмотря на то что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории своего муниципального образования (городов федерального значения), функции по приему уведомлений о постановке на учет, снятии с учета плательщиков торгового сбора, их обработке, а также приему и обработке информации, получаемой от уполномоченного органа в отношении плательщиков торгового сбора, возлагаются на налоговые органы (см. письмо ФНС России от 26.06.2015 NГД-4-3/[email protected]).

Плательщик сбора также обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора (например, торговой площади), не позднее 5 дней со дня соответствующего изменения.

На основании п. 5 ст. 416 НК РФ формы уведомлений, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях, определяются ФНС России.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются (п. 7 ст. 416 НК РФ):

— по месту нахождения объекта недвижимого имущества — в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимости;

[1]

— по месту нахождения организации (месту жительства ИП) — в иных случаях.

В связи с возникающими вопросами ФНС России в письме от 16.06.2015 N ГД-4-3/[email protected] приведен пример постановки на учет налогоплательщика, зарегистрированного в одном субъекте, и ведущего торговую деятельность — в другом.

Организация или индивидуальный предприниматель состоят на налоговом учете по месту нахождения организации или месту жительства ИП в Московской области и одновременно осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин) в Москве, в отношении которых на территории Москвы введен торговый сбор. В этом случае организация или ИП обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения этого недвижимого имущества (то есть в Москве) уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Если организация или индивидуальный предприниматель будут осуществлять торговую деятельность с использованием объектов движимого имущества (автомагазин, торговая палатка и др.) в Москве, в отношении которых на территории Москвы введен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора они обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП, то есть в Московской области.

В примере мы видим однозначный подход к постановке на учет плательщиков, торгующих через нестационарные объекты, особенно «эффективный» с точки администрирования торгового сбора, который не введен нигде, кроме Москвы. Почему администрировать сбор должен регион, в котором сбор не введен, совершенно непонятно. Однако именно такой вывод следует из п. 7 ст. 416 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 416 НК РФ если несколько объектов торговли находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах (см. также письмо Минфина России от 18.01.2017 N 03-11-06/4/1663).

При этом если количество видов предпринимательской деятельности и (или) мест осуществления предпринимательской деятельности составляет более 1, при подаче уведомления о постановке на учет заполняется необходимое количество листов.

Предоставление плательщиком сбора в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в связи с возникновением нового объекта обложения сбором после постановки на учет в качестве плательщика сбора, не влечет повторную постановку на учет в этом качестве (см. письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/[email protected]).

Информация, содержащаяся в уведомлении о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора подлежит контролю на предмет:

— правильности указания ставок торгового сбора, установленных соответствующими нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения);

— правомерности применения освобождения от обложения торговым сбором, предоставленного определенным категориям плательщиков;

— выявления в расчете сумм торгового сбора ошибок (искажений).

При обнаружении налоговым органом в уведомлении о постановке на учет неверного исчисления суммы сбора, подлежащей уплате, налоговый орган вправе проинформировать об этом плательщика и предложить ему в течение 5 дней представить необходимые пояснения или внести исправления в уведомление. Если в установленный срок плательщик сбора этого не сделает или после представления соответствующих пояснений вопрос неверного исчисления суммы торгового сбора не будет урегулирован, налоговый орган направляет информацию в уполномоченный орган для проверки достоверности сведений, указанных в уведомлении.

Отметим, что если плательщик торгового сбора несвоевременно представил уведомление о постановке на учет, то он привлекается к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ (непредоставление документов или сведений для налогового контроля), а не по п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ (нарушение срока подачи заявления о постановке на учет). Это связано с тем, что неподача уведомления и заявления — разные правонарушения. В случае привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ (непредставление документов или сведений, предусмотренных НК РФ) или п. 2 ст. 116 НК РФ (деятельность без постановки на учет) принимается во внимание наличие или отсутствие доказательств ведения деятельности, облагаемой торговым сбором. См. письмо ФНС России от 18.08.2015 N СА-4-7/[email protected]

Снятие с учета плательщика торгового сбора

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление по форме N ТС-2 в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или ИП в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления вида деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, снятие с учета организации или ИП в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора осуществляется на основании информации об отмене акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, поступившей в налоговый орган от уполномоченного органа, в случае, если основанием для постановки на учет плательщика являлась информация от уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, которая подлежит отмене. Если снятие с учета осуществляется на основании информации об отмене акта, на основании которого осуществлена постановка на учет, то датой снятия с учета плательщика торгового сбора является дата постановки на учет.

Читайте так же:  Сайт налоговой проверка задолженности по инн

При снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора, такому плательщику сбора в течение пяти дней со дня снятия с учета выдается (направляется) соответствующее уведомление.

Учет налогоплательщиков

Для того, чтобы обеспечивать соблюдение налогового законодательства, своевременное и полное перечисление налогов в бюджет, в России действует налоговый контроль (п. 1 ст. 82 НК РФ). Элементом такого контроля является система учета и регистрации налогоплательщиков. Подробнее об учете налогоплательщиков в налоговых органах расскажем в нашей консультации.

Учет налогоплательщиков: порядок осуществления

Напомним, что налогоплательщиками являются организации и физлица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налоговый учет организаций и учет физических лиц налоговыми органами осуществляется (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • по месту нахождения организации;
  • месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • месту жительства физического лица;
  • месту нахождения принадлежащих организациям и физлицам недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (к примеру, по месту ведения деятельности по ЕНВД или по месту нахождения участка недр для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых).

Сказанное выше не всегда означает, что налогоплательщик будет поставлен на учет несколько раз. К примеру, указано, что постановка налогоплательщика на учет осуществляется по месту нахождения принадлежащих ему транспортных средств. Если это автомобиль, принадлежащий физлицу, то местом его нахождения будет место жительства такого физического лица, т. е. место, по которому гражданин уже стоит на учете (пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). А вот если транспортное средство – водное не маломерное судно, то физическое лицо будет поставлено также на учет по месту государственной регистрации такого транспортного средства (пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Предусмотренная в НК РФ обязательность постановки на налоговый учет вовсе не означает, что налогоплательщик обязан поставить на учет имущество лично. В НК РФ указано, что постановка на учет налогоплательщиков по месту фактического нахождения недвижимого имущества или транспортных средств производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ (п. 5 ст. 83 НК РФ). К примеру, применительно к недвижимости такие сведения налоговой инспекции предоставят органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 85 НК РФ).

Порядок постановки и снятия с учета организаций и физлиц предусмотрен ст. 84 НК РФ.

Постановка на учет плательщиков налогов

Согласно НКУ взятию на учет или регистрации в органах государственной налоговой службы подлежат все плательщики налогов, вне зависимости от наличия на момент постановки на учет налоговой обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Таким образом, с точки зрения законодательства учет указанных лиц не зависит от того, возникли ли в определенном периоде у них объекты налогообложения. Принципиальным для учета плательщиков является потенциальная возможность появления в будущем указанных объектов и, соответственно, возникновения обязательства по уплате того или иного налога или сбора.

Основным характерным элементом учёта плательщиков налогов является их учет по местонахождению (для юрлиц) или месту проживания (для физлиц). Это является основным местом учета.

Если же у плательщика налогов есть объекты налогообложения или объекты, связанные с налогообложением, есть имущество и он осуществляет действия, в связи с которыми у него возникают обязательства по уплате налогов и сборов (то есть возникают объекты налогообложения), то такой плательщик налогов должен также стать на учёт в налоговом органе по месту возникновения указанных объектов. То есть по неосновному месту учёта.

Взятие плательщика на учет в соответствующем налоговом органе, является обязательным, из чего следует обязанность плательщика сообщать о всех объектах налогообложения путем их декларирования.

Регистрации в качестве плательщиков налогов подлежат:

— юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты);

— обособленные подразделения юридических лиц (резидентов и нерезидентов);

— постоянные представительства нерезидентов;

Самозанятое лицо – это плательщик налога, который является физическим лицом – предпринимателем или осуществляет независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в пределах предпринимательской или независимой профессиональной деятельности.

Независимая профессиональная деятельность – это участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности, а также деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов, лиц, осуществляющих религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность при условии, что такое лицо не является работником или физическим лицом – предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц.

Информация о плательщиках налогов вносится в:

1) Единый банк данных плательщиков налогов – юридических лиц (Единый банк данных юридических лиц) и составных частей такого банка данных (реестра плательщиков налогов – нерезидентов, реестра договоров о совместной деятельности, договоров управления имуществом и соглашений о распределении продукции);

2) Реестр самозанятых лиц, который является составной частью Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов (далее – ДРФО).

Указанные реестры – это автоматизированные системы сбора, накопления и обработки данных о плательщиках налогов и объектах налогообложения.

Относительно каждого плательщика налогов, взятого на учет, формируется учетное дело, которое состоит из двух частей: регистрационной и отчетной.

Регистрационная часть учетного дела формируется из документов, которые поступают в орган ГНС в период деятельности плательщика налогов и в связи с его ликвидацией от:

— органов государственной регистрации;

— других государственных органов, в том числе министерств и других центральных органов исполнительной власти.

Отчетная часть учетного дела плательщика налогов формируется из числа налоговых деклараций (отчетов, расчетов) и других документов, связанных с расчетом и уплатой налогов и сборов, которые подаются плательщиков в период его деятельности.

Учет плательщиков налогов в органах ГНС ведется по налоговым номерам.

Налоговым номером плательщика налогов является:

а) код согласно Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (далее – ЕДРПОУ) для плательщиков налогов, которые включаются в указанный реестр (юридические лица и обособленные подразделения юридических лиц – резидентов и нерезидентов);

б) регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов – физического лица, кроме тех лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера и имеют соответствующую отметку в паспорте;

в) регистрационный (учетный) номер плательщика налогов, который присваивается органами ГНС, а именно:

— уполномоченным лицам договоров о совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица при постановке на учет договора;

— управляющим имуществом при постановке на учет договоров управления имуществом;

Читайте так же:  Субсидия на возмещение выпадающих доходов

— инвесторам (резидентам и нерезидентам), которые заключили договоры о распределении продукции и являются плательщиками налогов;

— исполнителям (юридическим лицам – нерезидентам) проектов (программ) международной технической помощи;

— иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представителям международных организаций в Украине (дипломатическая миссия);

— нерезидентам – в случае получения иностранной компанией (организацией) или дипломатической миссией имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, которые подлежат налогообложению, если способ и цели получения такого имущества не требую создания обособленного подразделения или постоянного представительства нерезидентов на территории Украины;

— постоянным представительствам нерезидентов на территории Украины, которые создаются временно на срок не менее 6 месяцев.

Налоговый номер плательщика налогов указывается во всех свидетельствах, справках, патентах, в других документах и налоговых декларациях (расчетах) и не изменяется на протяжении всего периода пребывания в органах ГНС.

Рассмотрим процедуру взятия на учет по основному месту учета плательщиков налогов, которые включаются в Единый государственный реестр юридических и физических лиц, а также тех лиц, которые проходят государственную регистрацию в ином порядке.

Государственная регистрация – это засвидетельствование факта создания или ликвидации юридического лица или физического лица — предпринимателя, а также осуществление иных регистрационных действий, предусмотренных Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.

В основу Порядка учета плательщиков, которые вносятся в Единый государственный реестр, положен принцип «Единого окна» — взаимодействия налоговых органов и государственных регистраторов через «единые регистрационные офисы» или путем обмена информацией.

Так, основанием для взятия на учет в органах ГНС по основному месту учета юридического лица (или его обособленного подразделения), а также физлица-предпринимателя, в первую очередь служат сведения из регистрационной карточки такого лица, предоставленные государственным регистратором.

Кроме того, законодательством также не исключается возможность постановки на учет юридического лица (или его обособленного подразделения) при условии подачи самостоятельно соответствующих документов.Но в таком случае орган налоговой службы обязан установить, действительно ли такое юридическое лицо (его обособленное подразделение) включены в ЕГР и не являются прекращенными (закрытыми).

Постановка на учет по основному месту учета плательщиков налогов, которые не включаются в ЕГР, а также договоров о распределении продукции, о совместной деятельности, об управлении имуществом осуществляется на основании предоставленных плательщиком соответствующих документов. Такие документы плательщик должен успеть предоставить в налоговую службу в течение 10 дней после государственной регистрации.

Рассмотрим документы, которые в каждом отдельном случае являются основанием на постановку на учет в органах ГНС.

После постановки плательщика налогов на учет по основному месту учета орган ГНС формирует справку о взятии на учет плательщика налогов по форме № 4-ОПП (5-ОПП – для самозанятого лица). Такая справка направляется плательщику налогов на следующий день после постановки на учет. По согласию плательщика налогов не позднее следующего рабочего дня после постановки его на учет такая справка может быть выдана плательщику налогов и уполномоченному им лицу непосредственно в органе ГНС.

Инвестору после постановки на учет соглашения о распределении продукции вместо справки по форме № 4-ОПП выдается (направляется) Свидетельство о регистрации инвестора как плательщика налогов при выполнении соглашения о распределении продукции по форме № 4-УРП.

Справка по форме 4-ОПП управляющему имуществом выдается на срок действия договора об управлении имуществом (указанный в договоре) или сроком на 5 лет, если стороны не определили срок договора.

Плательщик налогов обязан сообщать обо всех объектах, связанных с налогообложением, органам ГНС по местонахождению таких объектов.

Объектами налогообложения являются имущество или действия, с появлением которых у плательщика возникает обязанность по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога или сбора определяются согласно соответствующим разделам НКУ.

Если у плательщика налогов возникают налоговые обязательства на территории другой административно-территориальной единицы, кроме основного места регистрации, он обязан зарегистрироваться оп неосновному месту учета в соответствующем налоговом органе.

Для постановки на учет по неосновному месту учета плательщик налога в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению или связаны с налогообложением, обязан обратиться в соответствующий орган ГНС с регистрационным заявлением по форме № 1-ОПП или № 5-ОПП с отметкой «учет по неосновному месту учета» (№ 20-ОПП – для объектов налогообложения). Данные, которые содержатся в заявлении о постановки на учет по неосновному месту учета вносятся в Единый банк данных юридических лиц или в Реестр самозанятых лиц, а плательщику налогов выдается Сообщение о взятие на учет по неосновному месту учета по форме № 16-ОПП. Срок действия данного Сообщения ограничивается бюджетным годом и такое Сообщение является дополнением справки о взятии на учет по форме № 4-ОПП и является действительным только вместе с такой справкой.

В случае включения плательщика налогов в Реестр крупных плательщиков налогов и получения сообщения центрального органа ГНС о таком включении плательщик налогов обязан стать на учет в специализированном органе ГНС, который осуществляет налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр.

Относительно крупных плательщиков налогов, которые самостоятельно не стали на учет в специализированном органе ГНС, центральный орган ГНС имеет право принять решение о смене основного места учета и переводу их на учет в специализированные или другие органы ГНС, что осуществляется в течение 20 календарных дней после принятия такого решения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Организация учета плательщиков налогов органами государственной налоговой службы

Первичный учет налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков ведется с целью создания условий для осуществления контролирующими органами контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы [39, ст. 63 п. 1].

Учет налогоплательщиков — это совокупность мероприятий регистрационного характера, направленных на обеспечение эффективности осуществления налогового менеджмента на государственном уровне. Возможно выделить следующие его виды [42, с. 187]:

1) в зависимости от объектов учета: учет юридических лиц, а также их филиалов, представительств и других обособленных подразделений; учет физических лиц; учет договоров о совместной деятельности и соглашений о разделе продукции;

2) в зависимости от субъектов учета: учет в налоговых органах; учет в таможенных органах;

3) в зависимости от вида учета: первичный учет, в ходе которого налогоплательщику предоставляется единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер; вторичный учет, в процессе которого налогоплательщику предоставляется, кроме первичного, идентификационный номер по отдельным налогом или сбором (например, по НДС); учет договоров, за которого на учет ставится не конкретный плательщик (юридическое или физическое лицо), а договор: договор о совместной деятельности или соглашение о разделе продукции (рис. 2.1) [42, с. 188].

Читайте так же:  Пенсия надбавка доплата к пенсии

Согласно Налоговому кодексу Украины [39, ст. 63] взятие на учет в органах государственной налоговой службы юридических лиц, их обособленных подразделений, а также самозанятых лиц осуществляется независимо от наличия обязанности относительно уплаты того или иного налога и сбора [39, ст. 63 п. 2].

Рис. 2.1. в Виды учета плательщиков налогов в органах ГНИ

С целью проведения налогового контроля плательщики налогов подлежат регистрации или взятию на учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту жительства лица (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета) [39, ст. 63 п. 3]. Центральный орган государственной налоговой службы может принять решение об изменении основного места учета налогоплательщика.

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности относительно уплаты налогов и сборов.

[3]

Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих органах государственной налоговой службы по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, органы государственной налоговой службы по местонахождению таких объектов в порядке, установленном центральным органом государственной налоговой службы.

Заявление о взятии на учет налогоплательщика по неосновному месту учета подается в соответствующий налоговый орган в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению.

Взятие на учет плательщиков налогов — юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственные реестры на условиях, которые определяются законодательными актами Украины, кроме случаев, определенных этим Кодексом, когда органами регистрации являются органы государственной налоговой службы или когда проведение государственной регистрации налогоплательщика в соответствующем статусе законодательством не предусматривается [39, ст. 63 п. 4].

Все физические лица — плательщики налогов и сборов регистрируются в органах государственной налоговой службы путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов [39, ст. 63 п. 5].

Физические лица — предприниматели и лица, которые намерены осуществлять независимую профессиональную деятельность, подлежат постановке на учет как самозанятые лица в органах государственной налоговой службы.

Учет налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы ведется по налоговым номерам [39, ст. 63 п. 6].

Порядок определения налогового номера устанавливается центральным органом государственной налоговой службы.

Учет лиц, которые через свои религиозные убеждения отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы, ведется по фамилии, имени, отчеству и серии и номеру действующего паспорта. В паспортах указанных лиц органами государственной налоговой службы делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта. Порядок внесения отметки определяется центральным органом государственной налоговой службы.

Орган государственной налоговой службы отмечает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые через свои религиозные убеждения отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) во всех свидетельствах, справках, патентах, в других документах или уведомлениях, которые выдаются налогоплательщику или направляются ему [39, ст. 63 п. 7].

Каждый налогоплательщик указывает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые через свои религиозные убеждения отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах по налогам и сборам, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Документы, представляемые налогоплательщиками для взятия на учет в органах государственной налоговой службы, проверяются в порядке, установленном центральным органом государственной налоговой службы, и в случае обнаружения ошибок или представление недостоверных сведений возвращаются для исправления. Налогоплательщики, которые не подали в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения возвращенных документов, исправленных документов для взятия на учет в органах государственной налоговой службы или повторно подали такие документы с ошибками, несут ответственность в соответствии с законом [39, ст. 63 п. 9].

Центральным органом государственной налоговой службы определяются [39, ст. 63 п. 10]: порядок учета плательщиков налогов и сборов; перечень документов, которые подаются для взятия на учет налогоплательщиков, а также порядок представления таких документов; формы заявлений, свидетельств и документов по вопросам регистрации и учета налогоплательщиков (прил. А, Б, В, Г).

Органы государственной налоговой службы [39, ст. 63 п. 11] обеспечивают достоверность данных о налогоплательщиках в Едином банке данных о налогоплательщиках — юридических лиц и Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков, реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, реестре неприбыльных организаций и других реестрах, которые формируются и ведутся органами государственной налоговой службы, их защиту от несанкционированного доступа, обновление, архивирование и восстановление данных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Информация, которая собирается, используется и формируется органами государственной налоговой службы в связи с учетом налогоплательщиков, вносится в информационные базы данных и используется с учетом ограничений, предусмотренных для налоговой информации с ограниченным доступом [39, ст. 63 п. 12].

Источники


  1. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.

  2. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
Учет плательщиков в налоговых органах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here