Учет налоговых агентов в налоговых органах

Полезная юридическая информация по теме: "Учет налоговых агентов в налоговых органах" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

3. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Права налогоплательщика устанавливаются Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, постановлением городской думы). В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:

получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;

получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;

получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

требовать соблюдения налоговой тайны.

Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.

Налогоплательщик, в частности, обязан:

уплачивать законно установленные налоги;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций — также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет.

Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);

обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);

об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);

об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.

Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля.

К физическим лицам — налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:

иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Физическими лицами являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ). Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или обучения при этом не учитываются. Выдача физическим лицам подтверждений статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) для представления в официальные органы иностранных государств в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Федеральную налоговую службу.

Налоговый агент — в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Права и обязанности

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

Читайте так же:  Пленум вс рф о взыскании алиментов

правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соответствующие налоги;

письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций.

[2]

Порядок постановки на учет в налоговом органе. ИНН

Учет налогоплательщиков — регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). В ст. ст. 83—86 НК РФ приведены основные положения, связанные с учетом плательщиков, ряд этих положений детализирован в постановлениях Правительства РФ, приказах ФНС России и других нормативных актах.

Согласно ст. 83 НК РФ, постановке на учет подлежат:

1)

организации, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели — в связи с их государственной регистрацией;

2) организации

, имеющие обособленные подразделения;

3) физические лица

, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, — при наличии обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;

4) налогоплательщики

, имеющие в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) транспортные средства.

При наличии нескольких оснований для учета налогоплательщик должен быть поставлен на учет и по месту своего нахождения (жительства), и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик уже стоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, то повторно становиться на учет в том же налоговом органе по другому основанию он не обязан.

Порядок и место постановки налогоплательщиков на учет по каждому из перечисленных оснований, а также снятия с налогового учета подробно урегулированы ст. 83 и ст. 84 НК РФ.

[3]

Налоговый орган по местонахождению организации ставит ее на учет не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдает (направляет по почте) свидетельство о постановке на налоговый учет. Такой же порядок постановки на учет и индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления с представлением в одном экземпляре копий заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

При постановке на учет физ. лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

· дата и место рождения;

· данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа;

· данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по местонахождению обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц на основе сведений, представленных органами, указанными в ст. 85 НК РФ, также в течение 5 дней со дня представления ими всех необходимых документов, и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации или физического лица по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в ст. 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). ИНН носит строго персональный характер, и не может быть повторно присвоен другому лицу.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время порядок присвоения ИНН физическим лицам утвержден Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, с учетом Приказа ФНС РФ от 16.07.2008 г. № ММ—3—6/[email protected] «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/[email protected] »Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц»», утвердившим новые формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц.

Структура ИНН представляет собой:

· для организации — десятизначный цифровой код;

· для физического лица — двенадцатизначный цифровой код.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих следующее:

1) код налогового органа

, который присвоил ИНН (NNNN);

собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет: для организаций — 5 знаков (ХХХХХ);
для физических лиц — 6 знаков (ХХХХХХ);

2) контрольное число

, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам: для организаций — 1 знак (С); для физических лиц — 2 знака (СС).

Постановка налогоплательщиков на учет и присвоение налогоплательщикам ИНН носит заявительный характер. При подаче заявления налогоплательщик указывает свои данные, а также прилагает документы согласно перечню, установленному ст. 84 НК РФ.

Налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Важно помнить, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные.

Читайте так же:  Расчет алиментов по исполнительному листу

45. Налоговые проверки: понятие и виды.

Налоговая проверка — основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Налоговые органы вправе проверять любые организации

.

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида проверок, а все остальные проверки не могут называться налоговыми, хотя и проводятся налоговыми органами. Основное отличие налоговых проверок от остальных — это то, что порядок их проведения прописан НК РФ, а проведение других проверок частично регламентируется общими правилами административного производства, установленными КоАП, и частично ведомственными нормативными актами.

1. Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок проведения камеральной налоговой проверки — 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Продление срока камеральной налоговой проверки не допускается.

Составление акта по результатам проведения камеральной проверки возможно только в единственном случае — при выявлении нарушений. В случае выявления ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Должностное лицо может составить акт проверки только после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика.

2. Выездная налоговая проверка — проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, а в отношении крупнейших налогоплательщиков — по месту постановки на учет.

Срок проведения выездной налоговой проверки — не более 2 месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Приостановление срока

проведения проверки возможно для истребования документов (информации) у контрагентов или у иных лиц, для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, а также для проведения экспертиз. Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев, однако при необходимости он может быть увеличен еще на три.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения налогоплательщика от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись.

Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из следующих решений:


1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Повторная выездная налоговая проверка — проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период, которая проводится в двух случаях:

[1]

1) в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку — вышестоящим налоговым органом;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного — налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя).

Следует учитывать, что если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, то к налогоплательщику не применяютсяналоговые санкции.

Нужно иметь в виду, что налоговые органы могут истребовать у контрагентов плательщика и других лиц ряд документов и иную информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Налоговые агенты

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Читайте так же:  Какая пенсия по потери кормилица

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам — НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Читайте так же:  Какой срок по налогам физическим лицам

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Постановка на учет налогоплательщиков и налоговых агентов.

Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового контроля, а точнее, для повышения его эффективности.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах (посредством подачи заявления о постановке на учет):

-соответственно по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащих им налогооблагаемого недвижимого имущества и транспортных средств;

-независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается воз­никновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которых находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в двух налоговых органах одновременно — по своему месту нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка налогоплательщика на учет осуществляется соответствующим налоговым органом в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок оно обязано выдать соответствующее свидетельство. Постановка на учет и снятие с него осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.

При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который может быть изменен в случае снятия налогоплательщика с учета в одном налоговом органе и последующей постановки его на первичный учет в другом налоговом органе. При реорганизации налогоплательщика-организации, вновь образованной организации присваивают новый номер. В случае ликвидации налогоплательщика-организации ИНН признается недействительным.

Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Этот номер состоит из 10 цифровых знаков — для организаций и 12 цифровых знаков — для физических лиц.

С МНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков. С помощью Единого государственного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только название и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее филиалам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повышения эффективности налогового контроля, и в целом — контроля за соблюдением налогового законодательства.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Понятие «налогоплательщик» раскрыто в ст. 19 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Филиалы и иные обособленные российские организации только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Далее в части второй НК РФ указано, кто является налогоплательщиком применительно к каждому налогу.
Например, согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Понятие «организации» раскрыто в п. 2 ст. 11 НК РФ — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Читайте так же:  Земельный налог по инн физического лица

В связи с этим российским налоговым законодательством предусмотрено, что филиалы иностранных юридических лиц могут являться самостоятельными налогоплательщиками и, соответственно, нести ответственность за противоправные действия (бездействие) (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 24 мая 2007 г. по делу N А06-6668/2006).
В отличие от налогоплательщиков «налоговыми агентами» признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ).

В части второй НК РФ указано, кто и в каких случаях является налоговыми агентами, и перечислены их обязанности.

Например, согласно ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость:

  • при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у налогоплательщиков — иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при получении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.

В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

За неудержание и неперечисление в бюджет причитающейся суммы налога налоговый агент может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Кроме того, налоговый орган вправе начислить налоговому агенту пени (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 5317/11).

Если в нарушение положений п. 3 ст. 161 НК РФ налоговый агент не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, то такому налоговому агенту налоговый орган будет вправе доначислить налог, а также соответствующие суммы пени (см., Постановление ФАС Центрального округа от 17 ноября 2011 г. по делу N А64-2726/2011).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 г. N 16055/11 по делу N А12-19210/2010 отмечено, что при продаже имущества физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, налог на добавленную стоимость подлежит уплате лицом, осуществившим реализацию этого имущества. При этом Управление муниципальным имуществом администрации городского округа не является плательщиком налога на добавленную стоимость. К нему не могут быть применены меры ответственности и начисление пени в силу п. п. 1, 7 ст. 75, ст. ст. 106, 107 НК РФ.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. N 14977/09 по делу N А07-4281/2008-А-ГАР/КИН, налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся организации, а не самого налогового агента.

Налогоплательщики уплачивают налоги за счет собственных средств, а налоговые агенты перечисляют налоги, удержанные из средств налогоплательщиков. Поэтому налоговый орган в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не вправе указывать формулировку «предложить уплатить налог», т.к. она может быть адресована только налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2009 г. по делу N А19-3047/09).

Таким образом, налоговому агенту за неудержание у налогоплательщиков и неперечисление в бюджет соответствующих сумм налога могут быть начислены пени и наложен штраф по ст. 123 НК РФ.

Сама сумма налога взыскивается с налогоплательщика, а не с налогового агента, за исключением случаев:

  • когда налоговый агент в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ не исчислит, не удержит из доходов, уплачиваемых арендодателю, и не уплатит в бюджет соответствующие суммы налога на добавленную стоимость;
  • если налоговый агент удержит НДФЛ из доходов работников, но в бюджет в установленный законом срок не перечислит (см., к примеру, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2012 г. по делу N А46-11259/2011).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо отметить, что наличие статуса налогоплательщика или налогового агента предполагает также обязанность по представлению в налоговый орган ряда документов, деклараций (расчетов). За неисполнение этой обязанности налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к налоговой ответственности, а в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Источники


  1. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  3. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
  4. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
Учет налоговых агентов в налоговых органах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here