Субсидия на возмещение выпадающих доходов

Полезная юридическая информация по теме: "Субсидия на возмещение выпадающих доходов" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Субсидия на возмещение выпадающих доходов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 мая 2018 г. N 03-07-11/31174 О применении НДС и налога на прибыль организаций при получении гарантирующими поставщиками субсидий на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов на электроэнергию

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при получении гарантирующими поставщиками субсидий на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов на электроэнергию Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Как следует из представленных материалов, средства, необходимые для компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков электроэнергии на территориях Дальневосточного федерального округа (далее — гарантирующие поставщики) в связи с понижением тарифов на электроэнергию до среднероссийского уровня, аккумулируются уполномоченной организацией — субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности (далее — уполномоченная организация) за счет введения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности. Все полученные в качестве надбавки за мощность средства передаются уполномоченной организацией в качестве безвозмездных целевых взносов в бюджеты регионов Дальневосточного федерального округа. Региональные органы государственной власти используют средства, полученные от уполномоченной организации, для выдачи субсидий на компенсацию выпадающих доходов гарантирующих поставщиков в связи с применением ими пониженных тарифов на электроэнергию.

Базовый уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, установлен на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1615-р.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, суммы субсидий, полученные гарантирующими поставщиками из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением ими пониженных тарифов на реализуемую электроэнергию, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Что касается применения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса, то на основании указанной нормы Кодекса в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению.

Таким образом, при получении гарантирующими поставщиками субсидий из региональных бюджетов не на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), а в целях компенсации выпадающих доходов в связи с применением ими пониженных тарифов на реализуемую электроэнергию, норма, предусмотренная подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не применяется.

Одновременно сообщаем, что по вопросам применения налога на добавленную стоимость при получении организацией субсидий после 1 января 2018 года следует руководствоваться письмом Минфина России от 2 апреля 2018 г. N 03-07-15/20870, направленным ФНС России нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо от 3 апреля 2018 г. N СД-4-3/[email protected]), копия которого прилагается.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Статьей 249 Кодекса РФ установлено, что в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22 декабря 2005 г. N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 марта 2010 г. N 15187/09.

Таким образом, если предоставляемая субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации электрической энергии по регулируемому тарифу (то есть когда компенсируется разница между базовой ценой (тарифом) и ценой реализации), то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату реализации электрической энергии.

Читайте так же:  Как начисляется пенсия по инвалидности 2 группы

В случае, если предоставляемая субсидия была выделена в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации электрической энергии по регулируемому тарифу, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная субсидия подлежит отражению в составе доходов на дату поступления денежных средств на расчетный счет.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Приложение: на 2 л.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Субсидии, полученные гарантирующими поставщиками из региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов на реализуемую электроэнергию, в базу по НДС не включаются.

При получении субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению.

При получении гарантирующими поставщиками субсидий из региональных бюджетов не на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), а в целях компенсации выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов на реализуемую электроэнергию, указанная норма не применяется. Относительно налогообложения прибыли отмечено следующее.

Если субсидии выделены в качестве недополученной выручки от реализации электроэнергии по регулируемому тарифу, то при формировании налоговой базы финансирование подлежит отражению в составе доходов на дату реализации ресурсов.

Если средства предоставлены в качестве компенсации убытка, полученного организацией от реализации электроэнергии по регулируемому тарифу, то они отражаются в составе доходов на дату поступления на расчетный счет.

Муниципалитет возместит выпадающие доходы

ИНТЕЛЛЕКТ-С через суд взыскал с казны Североуральска компенсацию выпадающих доходов в пользу своего клиента – поставщика коммунальных услуг.

Выпадающие доходы – понятие, которым обозначают разницу между полной стоимостью той или иной коммунальной услуги и тарифом на эту услугу, который установлен для населения. Муниципалитеты, как правило, компенсируют поставщикам коммунальных услуг выпадающие доходы, выделяя на это средства из городского бюджета.

Типичная ситуация в сфере возмещения выпадающих доходов сложилась и в Североуральске. Для ООО «Коммунальщик», которое занимается техническим содержанием и ремонтом лифтов, администрация города утвердила два тарифа на оплату услуг: экономически обоснованный и льготный (для населения). Экономически обоснованный тариф был рассчитан самой администрацией и предусматривал полное возмещение исполнителю всех издержек, связанных с обслуживанием лифтов. Установленный муниципалитетом тариф для населения, конечно же, не покрывал всех расходов «Коммунальщика» на содержание лифтового хозяйства города. А разницу между этими двумя тарифами городские власти обязались выплачивать подрядчику в форме субсидий из местного бюджета, о чем было заключено соглашение.

Однако впоследствии между сторонами соглашения возник спор об объемах компенсации выпадающих доходов за три месяца: декабрь 2013 года, январь и февраль 2014 года. Муниципалитет отказался выплачивать компенсацию за этот период по двум причинам. Во-первых, городская администрация указала на то, что соглашением предусмотрен лимит на выплату компенсации в размере одного миллиона рублей в год, и к декабрю 2013 года эта сумма уже была перечислена исполнителю. А во-вторых, соглашение на возмещение выпадающих доходов подписывалось только на 2013 год, в силу чего подрядчик, по мнению администрации города, не вправе требовать компенсации выпадающих доходов за два месяца 2014 года.

Такая позиция властей вынудила ООО «Коммунальщик» обратиться в суд, чтобы защитить свои права. Интересы истца в суде представлял юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Евгений Комолов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области исковые требования были удовлетворены в полном объеме: с администрации Североуральска были взысканы выпадающие доходы за три спорных месяца, а также проценты на случай неисполнения судебного акта с момента вступления в силу решения и до полной уплаты взысканной суммы.

Муниципалитет, не согласившись с таким решением, обратился с жалобой в апелляционный суд, и тот изменил решение суда первой инстанции. В компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года истцу было отказано – в связи с исчерпанием лимита, установленного соглашением. Кроме того, ссылаясь на письмо Минфина РФ от 16.09.2014 №08-04-06/3095, суд отказал истцу во взыскании процентов на случай неисполнения судебного акта. Дело в том, что для исполнения судебных решений, которые обращают взыскание на средства местного бюджета, в Бюджетном кодексе РФ предусмотрен трехмесячный срок. Суд же первой инстанции, вопреки этому положению, предоставил администрации города только один «беспроцентный» месяц для исполнения решения. Поэтому апелляция сделала вывод о недопустимости предварительного начисления процентов до истечения трехмесячного срока и отказала в их взыскании в целом.

В такой ситуации уже истцу пришлось обжаловать постановление апелляционного суда, что и было успешно сделано. Евгений Комолов, юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С, защищавший интересы ООО «Коммунальщик», основал кассационную жалобу на следующих доводах.

Апелляционный суд фактически применил «двойной» подход к взысканию убытков (выпадающих доходов), имеющих одинаковую правовую природу. Отличие состоит лишь в периоде их формирования. Однако в компенсации выпадающих доходов за декабрь 2013 года апелляция отказала, а выпадающие доходы за январь и февраль 2014 года постановила полностью возместить.

Подобный подход не соответствовал статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают принцип полного возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, а также практике ВАС РФ по делам со схожими обстоятельствами.

Льготный тариф на содержание лифтового хозяйства для населения утверждается муниципалитетом, так же как и экономически обоснованный тариф, – напоминает Евгений Комолов, юрист ИНТЕЛЛЕКТ-С. – Поэтому возникновение межтарифной разницы (выпадающих доходов) является прямым следствием реализации администрацией Североуральска своих полномочий по регулированию тарифов на коммунальные услуги. А это, в свою очередь, влечет обязанность городских властей компенсировать обслуживающей организации такую межтарифную разницу.

Таким образом, установленный соглашением лимит на выплату субсидий не может служить основанием для отказа в возмещении выпадающих доходов, которые этот лимит превышают, если поставщик услуги доказал факт ее надлежащего оказания.

Читайте так же:  Плательщиками налога на доходы являются

По поводу взыскания процентов на случай неисполнения судебного акта Евгений Комолов в кассационной жалобе отметил, что бюджетная система РФ действительно предусматривает трехмесячный срок исполнения судебных решений при обращении взыскания на средства бюджетов. Однако эта особенность не может являться основанием для освобождения от ответственности за неисполнение судебного акта.

Иной подход противоречил бы п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса РФ, который гласит: в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. «На равных началах» означает, в том числе, равную степень гражданско-правовой ответственности. Из этого следует, что муниципалитет не обладает иммунитетом применительно к ответственности за неправомерное пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 №22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта» не позволяет сделать указанные в упоминавшемся выше письме Минфина выводы о недопустимости взыскания с публично-правовых образований процентов на случай неисполнения судебных актов.

При этом необходимо отметить, что письмо Минфина РФ адресовано управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и не имеет для арбитражных судов обязательного характера – в отличие от постановлений пленума ВАС РФ, обязательных для всех арбитражных судов, в том числе, после упразднения ВАС.

Арбитражный суд Уральского округа, рассмотрев кассационную жалобу, изменил постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда: в пользу ООО «Коммунальщик» взысканы выпадающие доходы за все три спорных месяца, а также проценты на тот случай, если в течение трех месяцев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, муниципалитет не исполнит решение суда.

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров льготных категорий (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.), получают из бюджета субсидии на возмещение части недополученных доходов. И у них возникают споры с налоговой инспекцией: чем, по сути, является эта субсидия — выручкой или внереализационным доходом? От этого зависит, когда ее нужно включать в доходы — в момент оказания услуг или в момент получения денег из бюджета.

ИФНС: субсидию надо учесть в доходах в момент оказания услуг по перевозке

По итогам выездной проверки одной из таких организаций инспекция установила, что компания не включила в состав выручки и не учла при исчислении налога на прибыль бюджетные средства, которые она должна была получить, но так и не получила за оказание услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. В проверяемый период расходы на перевозку льготников были компенсированы организации из бюджета лишь частично. В связи с этим полученные из бюджета субсидии организация отражала в доходах в момент их получения, а неполученные деньги в доходах не учла.

По мнению налоговиков, деньги, которые организация должна была получить из бюджета, являются доходами организации и подлежат отражению в налоговом учете полностью в момент оказания услуг по перевозке пассажиров. При этом размер этих доходов ИФНС посчитала так: количество граждан льготных категорий, воспользовавшихся проездными социальными билетами, умножила на разницу между стоимостью обычного проездного билета и льготного.

В результате организации были доначислены налог на прибыль, штрафы и пени.

Организация с этим не согласилась и пошла в суд.

Один суд — за организацию, другие — за налоговиков

Суд первой инстанции организацию поддержал. Он указал, что по существу деньги, получаемые из бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, — это убытки, понесенные организацией при оказании услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. И эти убытки надо включать во внереализационные доходы по правилам, установленным в подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, то ест

  • на дату признания их должником (то есть бюджетом);
  • на дату вступления в силу решения суда, если пришлось требовать их из бюджета через суд.

Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим не согласились. Они указали, что организация применяла метод начисления. А потому должна была включить суммы компенсации из бюджета в состав дохода, независимо от даты получени Но организация не сдалась и дошла до ВАС, который ее поддержал.

ВАС: субсидию надо отражать в доходах в момент ее признания должником

ВАС указал, что суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно проигнорировали обстоятельства, связанные со спецификой сложившихся отношений по возмещению перевозчикам расходов по перевозке пассажиров льготных категори

ВАС порадовал транспортные компании: фактически не полученная бюджетная «поддержка» в состав доходов не включается

Он напомнил, что в целях исчисления налога на прибыль по общему правилу датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг) признается дата перехода к приобретателю права собственности на товар (дата передачи заказчику результата выполненных работ, оказания услуг А в рассматриваемом случае организация часть денег из бюджета так и не получила. Поэтому недополученная провозная плата, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образовани О чем ВАС говорил еще в

Из норм НК следует, что основанием для возникновения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который возможно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 А специфика оказания услуг по перевозке пассажиров льготных категорий не позволяет организации определить в момент оказания такой услуги размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном счете будет определен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

Следовательно, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания доходов в виде сумм возмещения убытков — по дате признания должником или вступления в законную силу решения суда.

Так что у ИФНС отсутствовали правовые основания для квалификации неполученной субсидии в качестве выручки от реализации услуг.

[2]

Теперь все подобные споры должны разрешаться в пользу транспортных организаций.

Правительство
Республики
Хакасия

Правительства Республики Хакасия

от 14.03.2016 № 100

Об утверждении Порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

Читайте так же:  До какого возраста должны платить алименты

В соответствии с Законами Республики Хакасия от 21.12.2015 № 115-ЗРХ
«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», от 17.12.2014 № 117-ЗРХ «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемый Порядок предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Исполняющий обязанности Главы

Республики Хакасия – Председателя

Правительства Республики Хакасия О. Нам

от 14.03.2016 № 100

предоставления субсидий на частичную компенсацию

выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению

услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам,

не обеспечивающим возмещение издержек

1. Право на получение субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставлявшим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2015 году и I–III кварталах 2016 года по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, установленным в соответствии с Законом Республики Хакасия от 17.12.2014 № 117-ЗРХ
«О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» и Законом Республики Хакасия от 21.12.2015 № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее – субсидии), имеют организации (кроме учреждений):

а) предоставляющие коммунальные услуги населению, проживающему в жилых домах, в том числе многоквартирных;

б) ресурсоснабжающие, реализующие коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

2. Целью предоставления субсидии является компенсация выпадающих доходов организациям, предоставлявшим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2015 году и I–III кварталах 2016 года, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

3. Критериями отбора организаций для предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия являются:

а) наличие установленных для организации в соответствии с законодательством льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2015 год и I–III кварталах 2016 года;

б) отсутствие проведения в отношении организации процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (с последующими изменениями) или ликвидации;

в) отсутствие у организации судебных разбирательств по взысканию выпадающих доходов за период, предусмотренный настоящим Порядком.

4. Условия предоставления субсидии для организаций, перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка:

а) представление заявки на получение субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставлявшим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2015 году и I–III кварталах 2016 года по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее – Заявка), по формам согласно приложению 1, 2 к настоящему Порядку в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия:

Видео (кликните для воспроизведения).

до 31 марта 2016 года – при предоставлении Заявки за 2015 год;

до 15 мая 2016 года, 15 августа 2016 года и 15 ноября 2016 года – при предоставлении Заявки соответственно за I–III кварталы 2016 года;

б) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия и получателем субсидии (далее – Соглашение), содержащего согласие организации на осуществление Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка их предоставления.

5. К Заявке, подписанной руководителем организации и заверенной печатью, прилагаются:

а) документы, подтверждающие объемы произведенных и реализованных ресурсов, коммунальных услуг (форма государственного статистического наблюдения № 22 ЖКХ-сводная «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за 2015 год и I–III кварталы 2016 года (за отчетный квартал);

б) справка о полном наименовании организации, предоставляющей населению (исполнителю коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы, юридическом адресе и банковских реквизитах, подписанная руководителем организации и заверенная печатью;

в) гарантийные письма, подписанные руководителем организации и заверенные печатью:

об отсутствии проведения в отношении организации процедуры банкротства или ликвидации;

об отсутствии разбирательств в судебном порядке в судах судебной системы Российской Федерации в отношении объемов оказанных услуг, установленных тарифов для организаций коммунального комплекса на товары и услуги (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, водоотведение), по взысканию выпадающих доходов за период, предусмотренный настоящим Порядком;

г) справки, заверенные главой муниципального образования:

о фактических объемах реализованных коммунальных услуг, коммунальных ресурсов населению, проживающему в жилых помещениях, а также исполнителям коммунальных услуг за 2015 год и I–III кварталы 2016 года (за отчетный квартал) без учета повышающего коэффициента и объема коммунальных услуг, используемых на приготовление пищи для сельскохозяйственных животных и для полива земельного участка;

о фактическом финансировании (об отсутствии финансирования) из местного бюджета организации в отчетном периоде на возмещение убытков от регулирования платы граждан в течение 2015 года и I–III кварталов 2016 года (за отчетный квартал);

о количестве потребителей коммунальных услуг, коммунальных ресурсов в 2015 году и I–III кварталах 2016 года (за отчетный квартал).

Представляемые документы должны быть прошиты, пронумерованы, иметь подписи ответственных лиц и быть заверены печатями.

6. Поступившие в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия Заявка подлежат регистрации в день ее получения.

7. Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия в течение пяти рабочих дней со дня регистрации рассматривает Заявку организации и принимает одно из следующих решений:

а) о выдаче субсидии;

б) об отказе в выдаче субсидии.

8. Решение об отказе в выдаче субсидии принимается в случае, если:

а) организация не соответствует критериям отбора для предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия;

б) Заявка представлена не по установленной форме, с приложением пакета документов не в полном объеме;

в) Заявка представлена с нарушением сроков, установленных пунктом 4 настоящего Порядка.

9. В случае принятия решения об отказе в выдаче субсидии Заявка и приложенные к ней документы возвращаются организации в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения об отказе в выдаче субсидии с письменным обоснованием причин отказа.

В случае отказа в выдаче субсидии по причине представления Заявки не по установленной форме, с приложением пакета документов не в полном объеме организация имеет право повторно подать документы в пределах срока, установленного пунктом 4 настоящего Порядка.

Читайте так же:  Как взыскать задолженность по алиментам через суд

10. Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче субсидии рассчитывает размер субсидии для организаций, перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных Законом Республики Хакасия от 21.12.2015 № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», и заключает Соглашение.

11. Для организаций, перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка, размер субсидии на коммунальные услуги и коммунальные ресурсы определяется по следующей формуле:

Рi = (Токк – Тнас) × Vф,

Рi – размер субсидии по i-й коммунальной услуге (отопление, холодная вода, горячая вода, водоотведение) за отчетный период;

Токк – тариф, установленный на 2015год и I–III кварталы 2016 года в соответствии с законодательством для организаций коммунального комплекса на товары и услуги (отопление, холодная вода, горячая вода, водоотведение);

Тнас – льготный тариф, применяемый для расчета платы граждан за коммунальные услуги, на 2015 год и I–III кварталы 2016 года;

Vф – фактический объем реализованных коммунальных услуг, коммунальных ресурсов населению (исполнителям услуг) за отчетный период
2015 года и I–III кварталы 2016 года (за отчетный квартал) без учета повышающего коэффициента и объема коммунальных услуг, используемых на приготовление пищи для сельскохозяйственных животных и для полива земельного участка.

Общий объем субсидии для частичной компенсации выпадающих доходов определяется по формуле:

Р – общий объем субсидии по организации коммунального комплекса;

К – корректирующий коэффициент, определяемый как отношение объема доведенных бюджетных ассигнований на 2016 год (с учетом разбивки согласно приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 09.02.2016 № 7-од «О распределении средств основных мероприятий Государственной программы Республики Хакасия «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013–2015 и на перспективу до 2020 года») по субсидиям к расчетной величине выпадающих доходов организациям, предоставлявшим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2015 году и I–III кварталах 2016 года по льготным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и представившим заявку для участия в отборе.

При расчете выпадающих доходов из общего объема предоставленных коммунальных ресурсов исключается объем коммунальных ресурсов, по которым идут разбирательства в судебном порядке в судах судебной системы Российской Федерации.

12. Перечисление субсидии организациям производится главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия – Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия на основании заключенного с получателем субсидии Соглашения, форма которого утверждается приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.

13. Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия представляет в Министерство финансов Республики Хакасия (далее – Минфин Хакасии) заявку об объеме субсидии в разрезе организаций, перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка:

не позднее 10 апреля 2016 года – за 2015 год;

не позднее 5 июня 2016 года, 5 сентября 2016 года и 5 декабря 2016 года – соответственно за I–III кварталы 2016 года.

14. Минфин Хакасии на основании Заявки в пределах текущего финансового года осуществляет перечисление субсидий Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия на указанные расходы в пределах лимитов бюджетных обязательств и кассового плана по расходам республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, до конца месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором поступила Заявка.

15. Субсидия перечисляется на расчетные счета организаций, открытые в кредитных учреждениях, в течение семи дней со дня зачисления субсидии на расчетный счет Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.

16. В случае установления факта несоблюдения получателем субсидии условий предоставления субсидии, определенных настоящим Порядком, а также в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах, суммы субсидии, неправомерно полученные из республиканского бюджета Республики Хакасия, подлежат возврату.

Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия направляет уведомление о возврате субсидии получателем. Получатель субсидии в течение 15 календарных дней с момента получения письменного уведомления о возврате субсидии обязан вернуть средства, полученные на основании заключенного с Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия Соглашения, в полном объеме, указанном в письменном уведомлении Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, в республиканский бюджет Республики Хакасия.

В случае невозврата организацией субсидии добровольно сумма субсидии взыскивается в судебном порядке.

17. Ответственность за целевое направление из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидий возлагается на Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.

18. Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателями.

к Порядку предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

на получение субсидии за 2015 год

(заполняется организациями, предоставляющими населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения)

Норматив потреб-ления на 2015 год, м 3 /чел., Гкал/м 2 в месяц*

Количество потребителей услуги за отчетный период,

Объем реализации услуг для населения за отчетный период, м3, Гкал *

Тариф, утвержденный для организа-ции коммуналь-ного комплекса в отчетном периоде, руб./ед. услуги

[1]

Льготный тариф для населения в отчетном перио-дес учетом уста-новленных пре-дельных макси-мальных индек-сов, руб./ед. услуги

Необходимая валовая выручка (НВВэ) организации за отчетный период, руб.

Необходимая валовая выруч-ка (НВВф) организации за отчетный период, руб.

Сумма выпадающих доходов за отчетный период, руб.

Возмещение выпадающих доходов

Выпадающие доходы как потери в сфере теплоснабжения

Установление тарифа в сфере энергетики – детально урегулированный законодательством процесс. В установленном порядке осуществляется сбор информации, расчеты, а затем производится утверждение тарифа. Процесс является ежегодным.

Энергоснабжающие организации – коммерческие компании, цель которых получение прибыли от своей деятельности. Кроме того, энергохозяйство требует постоянного его поддержания в состоянии, позволяющем функционировать круглосуточно, а иногда – и в аварийном режиме. Следовательно, это затратный процесс.

С другой стороны, есть потребители энергоресурсов, и немалая их доля – граждане, интересы которых обязано соблюдать государство, в связи с чем все расчеты тарифов должны быть соотнесены, в том числе, с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.

Читайте так же:  Возраст выхода на пенсию в сша

В указанной ситуации у энергоснабжающих компаний возникают так называемые выпадающие доходы: не полученные энергосберегающими компаниями, но соотносимые с рыночными реалиями доходы, которые могут быть финансовыми потерями для таких компаний.

Фабула дела

Теплоснабжающая компания, в отношении которой было возбуждено дело о банкротстве, подала в суд иск о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей. Суд вынес решение об отказе в иске, судом второй инстанции указанное решение было оставлено в силе.

В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции истцу было отказано в проведении экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа, суд квалифицировал требования истца как требование о компенсации убытков, полагая, что убытки вытекают из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф и который не был признан недействительным. Следовательно, убытки взысканию не подлежат.

Суды первой и второй инстанций при вынесении судебных актов руководствовались и тем, что в силу действующего законодательства межтарифной является разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, тогда как компании установлен один тариф (льготный тариф теплоснабжающей организации не был определен). Определенный тариф был квалифицирован как экономически обоснованный. При отсутствии льготного тарифа выпадающие доходы у компании отсутствуют.

Истец обратился в арбитражный суд третьей, кассационной инстанции. Доводами жалобы были: отказ суда в проведении экспертизы по делу и неверная квалификация требований истца.

Факты, на которые ссылалась теплоснабжающая организация относительно квалификации требований в качестве убытков: тариф определен нормативным правовым актом в установленном порядке; нормативно-правовым актом определен размер выпадающих доходов истца и сроки их выплат – следовательно, подтверждена экономическая необоснованность тарифа; компания находится в стадии банкротства, лишена статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с чем иначе как в судебном порядке получить выпадающий доход не может. Компания настаивала и на том, что в ее деятельности были выпадающие доходы и при отсутствии утвержденного льготного тарифа.

Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2018 г. по делу № А03-21157/2016.

Позиция суда

1. Суд при вынесении постановления исследовал правовую природу убытков из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф (что являлось основной позицией по делу двух нижестоящих инстанций), а также вопрос о взыскании убытков в случае, если указанный нормативно-правовой акт не признан недействительным. Суд пришел к выводу, что квалификация в качестве убытков межтарифной разницы неприемлема ;

2. Судом констатированы: факт законности нормативно-правового акта, утвердившего один тариф; факт подтверждения отсутствия экономической обоснованности тарифа и необоснованность вывода судов нижестоящих инстанций о невозможности взыскания межтарифной разницы в условиях одного утвержденного тарифа;

3. Передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции счел необходимым указать на следующее:

4. Определение экономически обоснованного тарифа экспертным путем допускается, в том числе об этом ранее указывал Верховный суд;

a. При рассмотрении дела необходимо провести анализ действий государственного органа при установлении тарифа тем путем, которым он был установлен в рассматриваемой ситуации;

b. Вновь оценить правомерность действий лиц, участвующих в деле, в вопросе отнесения выпадающих расходов на 2018 год;

c. Суд отметил необходимость проведения правового анализа прекращения деятельности компании как единой теплоснабжающей организации в качестве обычного предпринимательского риска;

[3]

d. Суд констатировал, что обязанность по защите размера тарифа и подтверждение его экономической обоснованности лежит на ресурсоснабжающей организации, а законно определенные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию выпадающих доходов не органом, утвердившим тариф, а за счет потребителей ресурса.

Комментарии

1. Защита размера тарифа должна осуществлять на основе реальных экономических фактов и расчетов, закона и соблюдения порядка утверждения тарифа ;

2. Проект нормативно-правового акта и в дальнейшем – непосредственно вступивший в силу нормативно-правовой акт, утвердивший тариф, – подлежат анализу со стороны ресурсоснабжающей организации для выявления рисков его дальнейшего применения;

3. Рассматриваемое дело, вполне возможно, вновь дойдет до суда кассационной инстанции, пройдя через первую и вторую: документ об определении размера тарифа и действия органа, его утвердившего, неоднозначны, а поднимаемые постановлением вопросы сложны и достаточно спорны в правовой квалификации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес [email protected] .

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Видео (кликните для воспроизведения).

Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.

Источники


  1. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

  2. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
Субсидия на возмещение выпадающих доходов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here