Стаж для выхода на пенсию беларусь

Полезная юридическая информация по теме: "Стаж для выхода на пенсию беларусь" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Кто и почему остается без пенсии, попав в ловушку страхового стажа

Изменения в законодательство о пенсионном обеспечении ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели.

Сегодня сотни граждан Беларуси не получают пенсию, хотя и достигли пенсионного возраста. Эти люди попали в ловушку страхового стажа, который за два года увеличился в Беларуси с 5 лет до 15,5 года.

В Беларуси не только увеличен пенсионный возраст, но и требуемый для назначения пенсии стаж с уплатой обязательных страховых взносов. Начиная с 2017 года, пенсионный возраст будет увеличиваться на 6 месяцев ежегодно, пока не достигнет 63 лет у мужчин и 58 лет у женщин. Требуемый стаж страховых выплат уже сейчас составляет 15 лет 6 месяцев, а далее будет только увеличиваться — ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет.

Еще два года назад, чтобы получать пенсию, было достаточно, чтобы в трудовой книжке значилась запись о пяти годах работы с уплатой страховых взносов. Исходя из этой нормы люди строили свои профессиональные и жизненные планы. Изменения же в закон ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели.

При начислении пенсии учитывается общий трудовой стаж и страховой стаж. От общего числа официально отработанных лет зависит размер пенсии, а годы, отработанные с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), дают право на получение пенсии. Пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка).

Как сообщил Naviny.by юрист Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных, в их организацию обратились 12 человек, которые работали, но остались без пенсии, потому что жили по одним законам, а на пенсию им пришлось уходить по другим. Всего же счет людей, которые оказались в подобной ситуации, идет на сотни и, возможно, тысячи .

Конечно, люди могут доработать недостающие годы или месяцы, но это не всегда получается, потому что у некоторых не хватает большого количества лет, а страховой стаж будет ежегодно только увеличиваться. Порой пожилой человек из-за состояния здоровья или жизненных обстоятельств не может работать.

«В таком случае люди остаются без средств к существованию», — отметил Дмитрий Черных.

Им остается ждать социальной пенсии, которую можно получить женщинам в 60 лет, а мужчинам — в 65 лет. Или обращаться за адресной социальной помощью.

Как люди оказываются в ловушке

Многие люди не понимали, что работали без уплаты страховых взносов в ФСЗН, или не знали, что какие-то периоды не включаются в страховой стаж, отметил Дмитрий Черных, поясняя, как такое возможно, что люди остаются без пенсии.

Например, в страховой стаж не входят годы ухода за инвалидами. В Беларуси период ухода за инвалидами первой группы или людьми старше 80 лет засчитывается в трудовой стаж. Ухаживающему назначается пособие, однако в этот период страховые взносы в ФСЗН не уплачиваются. Значит, этот период в страховом стаже не учитывается.

Проблема также очень болезненна для матерей, которые растят детей-инвалидов. Когда дети с тяжелыми заболеваниями вырастают, то по-прежнему нуждаются в уходе, и матери оформляют за ними уход как за инвалидами первой группой.

Именно так случилось в семье Натальи Топчиевой. Сейчас ее сыну Диме уже 25 лет и он по-прежнему нуждается в уходе. Самой Наталье чуть за пятьдесят. По закону в этом возрасте она имеет право выйти на пенсию как мать ребенка-инвалида при наличии пяти лет страхового стажа. Наталья Топчиева полагала, что ей как годы уплаты страховых выплат засчитают период ухода за Димой после того, как ему исполнилось 18 лет. Однако в пенсии ей отказали.

Когда же женщина достигнет общего пенсионного возраста, ей откажут в пособии по уходу за инвалидом, так как согласно закону его могут получать только люди трудоспособного возраста.

Работать Наталья Топчиева не могла, потому что сначала училась, потом находилась в отпуске по уходу за первым, вторым, третьим ребенком и, наконец, ухаживала за Димой.

Отпуск по уходу за ребенком до трех лет также не входит в страховой стаж. Дмитрий Черных обращает внимание, что если женщина (или мужчина) три раза была в таком отпуске, то может вычеркнуть из страхового стажа 9 лет, четыре раза — 12 лет. И только если детей пять и более, предусмотрена льгота — на пенсию можно выйти в 50 лет после уплаты в ФСЗН взносов в течение 5 лет.

Отметим, что в страховой стаж не входит и период ухода матерью за ребенком-инвалидом, если период ухода составил менее 8 лет до совершеннолетия ребенка. А такие случаи тоже бывают — дети с тяжелыми заболеваниями умирают.

Не засчитывается в страховой стаж период обучения в дневной форме в вузах, ссузах, ПТУ и т. д., служба в армии.

Отдельная история — выход на пенсию военных и приравненных к ним сотрудников силовых ведомств. Если человек не отрабатывает необходимый стаж (20 лет) в силовых структурах, не только не назначается пенсия за выслугу лет, но все отработанное время не засчитывается в страховой стаж.

«Пока эти люди служат, государство как наниматель не платит за них страховые взносы. Если они будут уволены до достижения срока выслуги лет (20 лет), пенсию им будут начислять на общих основаниях. Это значит, что, например, сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж (не менее 15 с половиной лет на сегодня). И у нас есть такой пример — Ивану Снитко из Лиды не засчитали 19 лет работы в милиции, и он может получить только социальную пенсию в 65 лет», — рассказал Дмитрий Черных.

При подсчете страхового стажа неважно, сколько человеку не хватает — одного месяца или десяти лет, пенсию без необходимых сегодня 15,5 года не назначат.

За юридической консультацией по вопросу неназначения пенсий можно обращаться в Белорусский Хельсинкский комитет — (017) 222-48-00, [email protected] , pensii.belhelcom.org

Белорусский Хельсинкский комитет считает, что создавшаяся ситуация в пенсионной системе «подрывает принцип социальной справедливости, который лежит в основе внутренней политики Беларуси, и приводит к частичному отказу государства от выполнения своих обязательств по справедливому социальному обеспечению своих граждан в старости».

Дмитрий Черных также обратил внимание, что изменения введены указами президента. БХК придерживается точки зрения, что президент не вправе регулировать вопросы пенсионного обеспечения, тем более принимать акты, ухудшающие правовое положение граждан:

«Права граждан на пенсионное обеспечение, тем более ограничение прав на достойный уровень жизни, не могут быть урегулированы указами президента. Мы будем продолжать работать по этой проблеме и надеемся, что норма по увеличению срока страховых выплат будет пересмотрена, хотя бы для некоторых категорий граждан».

Чтобы была признана значимость проблемы, заинтересованные в ее решении люди должны обращать внимание властей. Только в случае, если власти увидят, что количество недовольных значительно, может быть результат, подчеркнул Дмитрий Черных:

Читайте так же:  Надбавка к пенсии на селе

«Пока люди будут бояться заявить о своем праве на пенсию и о том, что их лишили этого права из-за резких изменений законодательства, заранее не предупредив, надежды на улучшение их положения мало».

В Беларуси в этом году вырастет минимальный стаж для назначения трудовой пенсии

В этом году вырастет минимальный стаж для назначения трудовой пенсии

В Беларуси в текущем году вырастет минимальный стаж с уплатой страховых взносов для назначении пенсии, сообщила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич на пресс-конференции в четверг в Минске.

«Если в 2017 году страховой стаж должен был быть 16 лет, то в 2018 году для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту, необходимо отработать не менее 16 лет и 6 месяцев», — сказала Ирина Костевич.

Это непопулярные, но необходимые меры для того, чтобы обеспечить необходимый уровень пенсионного обеспечения, отметила министр.

Глава Минтруда добавила, что общий перерасчет пенсий в 2018 году будет произведен как минимум один раз. Параметры повышения будут зависеть от общих темпов развития экономики.

По словам министра, задача – обеспечить соотношение пенсии к среднемесячной зарплате по стране на уровне не менее 40%.
В прошлом году перерасчет пенсий был произведен с 1 ноября – они выросли на 5%.

Министр напомнила, что с 2017 года в стране стартовала пенсионная реформа. С 1 января 2018 года пенсионный возраст составляет 56 лет для женщин и 61 год для мужчин. К 2022 году пенсионный возраст у женщин будет составлять 58, у мужчин – 63 года.

Старение населения, по словам Костевич, остается вызовом для всего мира и Беларусь здесь не исключение. По классификации ООН, если удельный вес населения старше 65 лет больше 7%, то население считается старым. У нас этот показатель составляет почти 15%.

Снижение страхового стажа: для кого и на сколько

С 1 августа 2017 г. для некоторых категорий граждан минимальный страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту (далее – пенсия), составит 10 лет .

С чем это связано

Законодательством предусмотрен ряд условий, одновременное соблюдение которых позволяет гражданам претендовать на назначение пенсии. Помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста (в настоящее время это 60 лет 6 месяцев для мужчин и 55 лет 6 месяцев для женщин ) к ним также относится наличие:

– стажа работы (для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет) ;

– страхового стажа, т.е. стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.

С 1 января 2017 г. страховой стаж, необходимый для назначения пенсии, а также пенсии за выслугу лет, ежегодно увеличивается на полгода до достижения 20 лет. Так, в 2017 году его продолжительность должна быть не менее 16 лет, а в 2018 году – уже не менее 16 лет 6 месяцев и т.д.

[1]

В силу определенных жизненных обстоятельств некоторые категории граждан не имели возможности отработать необходимое количество лет, поскольку осуществляли уход за детьми, получали образование в дневной форме и др. Для решения данной проблемы издан Указ, снижающий минимальную продолжительность страхового стажа для таких категорий граждан до 10 лет.

Для кого страховой стаж сократится

Получить пенсию при наличии как минимум 10-летнего страхового стажа смогут граждане, которые одновременно :

– достигли общеустановленного пенсионного возраста;

– имеют стаж работы не менее 40 лет (для мужчин) и 35 лет (для женщин).

Отметим, что в стаж работы засчитывается не только время, когда человек трудился, но и иные периоды, предусмотренные законодательством . К примеру, когда гражданин осуществлял уход за инвалидом, проходил альтернативную службу или получал пособие по безработице.

Обратите внимание!
Предусмотрены случаи, когда вышеуказанные периоды включаются в стаж работы не полностью. В частности, в стаж работы в общей сложности засчитывается только 9 лет нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Иными словами, если лицо уходит в такой отпуск в четвертый раз, то этот период не будет засчитываться ему в стаж работы

Для граждан, проходивших военную службу, минимальный страховой стаж составит также 10 лет при соблюдении следующих условий :

– достижение общеустановленного пенсионного возраста;

– наличие стажа работы не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно;

[2]

– прохождение как минимум 10 лет военной службы, входящей в стаж работы;

На заметку
Военной службой считается период службы в Вооруженных Силах, погранвойсках, внутренних войсках МВД, в ОВД, ОГБ и иных воинских формированиях и органах в соответствии с законодательством. При этом, если военная служба приходится на время нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, этот период не засчитывается в 10-летний период военной службы

– отсутствие права на пенсию (например, по инвалидности) в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих .

Что нового в исчислении стажа работы

Для отдельной категории граждан изменен порядок исчисления стажа работы. Это коснется лиц, ухаживающих:

за инвалидом I группы;

ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или госорганизации здравоохранения в постоянном уходе.

Теперь периоды ухода будут засчитываться в стаж работы граждан до достижения ими возраста, дающего право на социальные пенсии. Напомним, что для мужчин это 65 лет, а для женщин – 60. Ранее периоды ухода засчитывались в стаж работы до достижения ухаживающим лицом общеустановленного пенсионного возраста .

Когда стаж работает на пенсию: отвечаем на ваши вопросы

Для получения пенсионных выплат одного общего стажа недостаточно – требуется еще и страховой. Чем отличаются эти два понятия? Как проверить, уплачивает ли наниматель страховые взносы за работника? Как обеспечить себе пенсию, работая за рубежом?

На эти и другие вопросы наших читателей ответила заместитель начальника управления организации пенсионного обеспечения главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Ольга СПИРИДОНОВА.

– Действительно, далеко не все понимают разницу между общим и страховым стажем, – отметила наша собеседница. – На почту Министерства приходит масса обращений с вопросами вроде «Почему служба в армии или время по уходу за ребенком не включается в стаж?». Однако здесь нужно уточнить. Периоды военной службы, ухода за ребенком включаются в общий стаж и оказывают влияние на размер пенсии. В общий стаж также включаются периоды любой другой деятельности, предусмотренной законодательством (обучение, уход за инвалидом І группы или престарелым человеком старше 80 лет, другие). Но для того чтобы приобрести право на пенсию, нужен еще страховой стаж – он формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов. Этот стаж первоначален для получения пенсии. В текущем году для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении пенсионного возраста (56,5 года – для женщин и 61,5 года – для мужчин) необходимо иметь 17 лет страхового стажа и общий стаж: не менее 25 лет – для мужчин и 20 – для женщин.

– Значит, человек не может претендовать на трудовую пенсию, если ухаживает за родственником-инвалидом?

– Однозначно ответить нельзя. Все индивидуально. Например, для льготных категорий граждан (к ним, в частности, относятся многодетные матери, матери детей-инвалидов с детства) установлен страховой стаж не менее 5 лет; для лиц, имеющих длительный общий стаж (у женщин – не менее 35 лет, мужчин – не менее 40), – 10 лет. Если гражданин не относится к льготной категории, то к нему применяются общие требования. Допустим, сегодня женщине исполнилось 56,5 года. До 45 лет она работала, то есть имеет 25 лет страхового стажа и право на пенсию. Затем 11 лет осуществляла уход за престарелым родственником. Если сложить все это время, получается 36 лет общего стажа, и все они будут учитываться в размере пенсии. Или другой пример. Женщина ухаживала за престарелым родственником практически весь период до достижения пенсионного возраста, и у нее имеется только 2 года страхового стажа. В этом случае трудовую пенсию ей не назначат.

Читайте так же:  Платит алименты меньше прожиточного минимума

– А как начисляется пенсия тем гражданам, которые заняты надомным трудом? Есть ли отличие от тех, кто трудится дистанционно?

– Различий для этих категорией работников нет. Размер трудовой пенсии по возрасту зависит от продолжительности стажа и величины прошлого заработка, из которого производилась уплата обязательных страховых взносов. В ст. 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» сказано: государственному социальному страхованию подлежат, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, если указанные работники оформлены по трудовому или гражданско-правовому договору, то они подлежат государственному социальному страхованию со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

– Предприятия, испытывающие экономические трудности, не всегда платят страховые взносы за своих работников. Как узнать, соблюдает наниматель обязательства или нет, чтобы потом отказ в начислении пенсии не вызвал шок?

– Возможность проверить факт уплаты взносов есть у каждого. Но интересоваться этим нужно заранее, непосредственно в период работы, а не при выходе на пенсию. Чтобы оградить себя от неприятных сюрпризов при оформлении пенсии, можно обратиться с данным вопросом непосредственно к нанимателю. Соответствующую информацию также вам предоставят в отделе Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) по месту жительства или по месту нахождения организации, в которой человек работает. Достаточно предъявить паспорт и свидетельство государственного социального страхования. Одновременно можно узнать, со всей ли зарплаты уплачиваются взносы. Кроме того, информация о неплательщиках взносов размещается на сайте ФСЗН.

Сегодня многие белорусы трудоустроены за рубежом. Какие документы им надо оформить, чтобы впоследствии претендовать на пенсионные выплаты?

– Человек должен быть трудоустроен официально. Договор подряда тоже подходит. Чтобы за периоды работы за рубежом формировать пенсионные права в нашей стране и впоследствии претендовать на пенсию от Беларуси, гражданину надо стать на учет в орган ФСЗН по месту жительства в Беларуси. Для этого необходимо предоставить трудовую книжку (договор подряда), документ, удостоверяющий личность, и заявление. Впоследствии нужно обязательно уплачивать взносы и предоставлять в орган Фонда соцзащиты населения документы персонифицированного учета. Кстати, уплата взносов осуществляется в течение отчетного года, но не позднее 1 марта, следующего за отчетным.

В завершение хочу отметить, что пенсия – это результат работы самого гражданина. В разговорах с молодежью часто можно услышать высказывания о предпочтительности зарплаты «в конвертах»: мол, до пенсии не доживем. Однако многие люди предпенсионного возраста, рассуждавшие подобным образом, жалеют об этом

Минтруда и соцзащиты разъяснило вопросы исчисления страхового стажа для назначения трудовой пенсии

В связи с публикациями в СМИ по вопросам о страховом стаже (стаже работы с уплатой обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование) для назначения трудовой пенсии по возрасту и снижении этого стажа с учетом Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» Минтруда и соцзащиты поясняет следующее.

Указом № 233 предусмотрено снижение до 10 лет страхового стажа (работы с уплатой взносов) гражданам, которые не отработали требуемого страхового стажа (от 16 лет в 2017 до 25 лет в 2025 году) поскольку длительно занимались другой деятельностью, учитываемой в пенсионных отношениях: например, ухаживали за малолетним ребенком, учились на дневном отделении, проходили военную службу, ухаживали за нетрудоспособным. Полный перечень таких периодов деятельности содержится в части второй статьи 51 Закона «О пенсионном обеспечении».

Иная деятельность граждан для целей пенсионного обеспечения не учитывается. Так, например, право на трудовую пенсию никогда не предоставлялось и не может предоставляться за ведение собственного домашнего хозяйства.

Таким образом, если необходимый страховой стаж не сформирован по причине длительного осуществления деятельности, перечисленной в части второй статьи 51 Закона, пенсия по возрасту может назначаться при общем стаже не менее 35 лет у женщины, 40 лет – у мужчины, из которых только 10 лет приходится на работу с уплатой взносов.

Подходы к исчислению страхового стажа с принятием Указа не изменились: это только периоды работы (предпринимательской, творческой деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов.

Включение в стаж периодов ухода за малолетним ребенком

Согласно пункту «в» статьи 51 в стаж включаются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности).

Наличие данной нормы не означает, что каждой маме в обязательном порядке стаж увеличивается на три года за каждого ребенка. При исчислении стажа учитывается, работает ли мама на дату рождения ребенка, и даты рождения последующих детей.

Если мама на дату рождения ребенка состоит в трудовых отношениях, в стаж включается её работа до и после отпуска по уходу за ребенком (как стаж работы с уплатой взносов), а также непосредственно сам отпуск по уходу за ребенком до 3-х летнего возраста, так называемый декретный отпуск (как период ухода за ребенком) – на основании приказов нанимателя о начале и окончании отпуска. Если мама вышла на работу досрочно, до окончания отпуска, время ухода за ребенком также считается до выхода на работу.

Если мама на дату рождения ребенка не работает, в стаж включается время ухода за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста (по свидетельству о рождении). Если мама трудоустроилась раньше достижения ребенком возраста 3-х лет, время ухода также включается в стаж до её выхода на работу.

То есть, совпадающие по времени периоды (работы и/или ухода) учитываются при исчислении стажа только один раз. Это актуально и для случаев, когда уход осуществлялся одновременно за несколькими детьми, которые рождались с интервалом менее трех лет. Так, например, при рождении двойни совпадающие по времени периоды ухода за двумя детьми будут засчитаны в стаж в календарном порядке только один раз, как уход за одним ребенком.

Максимальная продолжительность включаемых в стаж периодов ухода и для работающих мам (в виде отпусков по уходу), и для неработающих мам – 9 лет, независимо от количества детей. В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми.

Видео (кликните для воспроизведения).

В равной степени это относится и к включению в стаж времени ухода работающей мамы за детьми, рожденными до 1990 года. Трехлетний отпуск по уходу за ребенком стал предоставляться только с 01.12.1989, в 1982–1989 годах он составлял полтора года, до 1982 года был еще меньше.

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

С 1 января 2009 года вступил в действие Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»

В настоящее время предусмотрено более 20 видов досрочных пенсий, которые выплачивались и выплачиваются из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд). Действующее до 1 января 2009 года законодательство в части назначения и выплаты досрочных пенсий, привело к увеличению нагрузки на пенсионную систему и снижению общего уровня пенсий.

Читайте так же:  Размер федеральной доплаты к пенсии

С 1 января 2009 года, в связи с вступлением в действие Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС), введен дополнительный вид социального страхования. Основными принципами профессионального пенсионного страхования (далее – ППС) являются: целевой взнос работодателя, размер которого зависит от характера выполняемой работы (размеры взносов определены Указом Президента Республики Беларусь №23 от 10.01.2009 г. «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование») ; предварительное накопление средств на будущие пенсии; право выбора работника в назначении: досрочной профессиональной пенсии, либо дополнительной пенсии; преемственность права на досрочную пенсию (возможность реализации права на профессиональную пенсию с учетом выработанного специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию до 01.01.2009 г.).

Система ППС будет основана на накопительной системе. Размер профессиональной или дополнительной пенсии, при наличии требуемого специального стажа, дающего право на профессиональную пенсию, будет зависеть от суммы накопительных взносов.

Условия исчисления профессионального стажа, дающего право на профессиональную пенсию:

право на пенсию определяется работодателем на стадии уплаты страховых взносов. Профессиональному страхованию подлежат все лица, работающие на рабочих местах, дающих право на досрочную пенсию, при соблюдении условий, предусмотренных Списком №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 года №536; текстильном производстве; работники гражданской авиации; медицинские и педагогические работники, отдельных учреждений здравоохранения и образования; отдельные работники, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции (трактористы-машинисты, животноводы, свиноводы) и т. д. по профессиям, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008г. №1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (далее – постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 г. №1490) в течение полного рабочего дня, на полную ставку до достижения общеустановленного пенсионного возраста 60/55 лет (соответственно для мужчин и женщин).

При исчислении профессионального стажа следует строго руководствоваться:

ст. 5 Закона о ППС; результатами аттестации рабочих мест по рабочим местам, дающим право на досрочную пенсию по Списку №1 и 2, работникам текстильной промышленности; соблюдением критериев попадания работников в систему профессионального страхового стажа ( оценивается совокупность соблюдения критериев ), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 г. №1490.

Критерии для определения права на профессиональную пенсию оцениваются работодателем. В спорных случаях, заключения об условиях труда при определении права на досрочную пенсию с учетом профессионального стажа – даются соответствующими отраслевыми министерствами.

Исчисление профессионального стажа:

В стаж, дающий право на профессиональную пенсию, засчитывается: работа в течение полного рабочего дня по соответствующей профессии, предусмотренной ст. 5 Закона о ППС с соблюдением условий, дающих право на профессиональную пенсию при условии уплаты работодателем страховых взносов на профессиональное пенсионное обеспечение.

В специальный стаж засчитывается только работа в условиях, предусмотренных Законом о ППС и трудовые отпуска.

При определении права на профессиональную пенсию, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. №1488 «Об утверждении Положения о порядке исчисления профессионального стажа для определения права на досрочную профессиональную пенсию», учитывается стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по Закону «О пенсионном обеспечении» и по Закону о ППС.

Лица, отработавшие требуемый специальный стаж для права на досрочную трудовую пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» до 01.01.2009 г. и продолжающие работать после 01.01.2009 года на должностях, дающих право на профессиональную пенсию – при наличии профессионального стажа не менее половины требуемого в соответствии с законодательством приобретают право только на профессиональную пенсию.

Лица, реализовавшие своё право на досрочную пенсию по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» , не достигшие на 1 января 2009 года общеустановленного пенсионного возраста и продолжающие работать на должностях, предусмотренных ст. 5 Закона о ППС право на профессиональную пенсию не приобретают . В данном случае, в соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» отчисляемые работодателем взносы идут на возмещение выплаты уже назначенной досрочной пенсии.

Не засчитываются в профессиональный стаж: социальный отпуск, в том числе с сохранением заработной платы; оплата больничных листов; время нахождения в командировке, если в этот период выполнялась работа, не дающая право на профессиональную пенсию; простои, в т. ч. простои водителя на линии и т. д.

Документами, подтверждающими работу во вредных условиях труда, являются:

— за период работы до 01.01.2009 года справка работодателя по утвержденной форме, подтверждающая работу во вредных условиях труда;

— за период работы после 01.01.2009 г. – справка Фонда о продолжительности профессионального стажа и уплате страховых взносов на профессиональное пенсионное обеспечение.

При представлении документов для назначения пенсий в управления по труду, занятости и социальной защите райисполкомов (далее – управления) справку из Фонда о продолжительности профессионального стажа и уплате страховых взносов истребует работодатель , поскольку с учетом данного стажа работодателем определяется право заявителя на досрочную пенсию.

Если на день обращения за назначением пенсии заявитель не работает — справка Фонда о продолжительности профессионального стажа и уплате страховых взносов на профессиональное пенсионное обеспечение запрашивается управлениями.

В настоящее время назначение досрочных пенсий, в том числе и с учетом профессионального стажа за периоды работы после 1 января 2009 года, осуществляется управлениями по месту жительства пенсионера.

При наличии профессионального стажа за периоды работы после 1 января 2009 года не менее половины требуемого , назначение и выплата профессиональной пенсии будет осуществляться органами Фонда. Размер досрочной профессиональной пенсии определяется индивидуально для каждого застрахованного лица и зависит от суммы накопительных профессиональных взносов конкретного заявителя.

Дополнительная пенсия:
Право на дополнительную пенсию по Закону о ППС имеют лица, не реализовавшие своего права на профессиональную пенсию. Дополнительная профессиональная пенсия будет выплачиваться по достижении заявителем общеустановленного пенсионного возраста к трудовой пенсии по возрасту в размере БПМ в пределах суммы накопленных профессиональных взносов (ст. 17 Закона о ППС).

Цель данного вида пенсии – как можно дольше заинтересовать работника на рынке труда.

Пенсионный возраст в Белоруссии в 2018

Пенсионный возраст в Белоруссии был повышен еще в 2016 году, причем и для женщин и мужчин. Поэтапное повышение, которое в России планируется завершить спустя десятилетие, в соседней стране намерены завершить уже в 2023. Тогдашний подъем пенсионного возраста был рекомендован тем же самым Международным валютным фондом. МВФ настоятельно советовало поднять пенсионный возраст в Белоруссии в равной мере для женщин и мужчин, как минимум до 65 лет.

Правительство Беларуси, после дебатов и многочисленных обсуждений, подняло в поэтапном осуществлении, выход на пенсию для женщин до 58, а для мужчин – до 63.

Рекомендуемые и проводимые изменения

Правительству республики, в достаточно категорической форме, было поставлено несколько условий, необходимых, по мнению экспертов Международного валютного фонда, для предотвращения дефицита пенсионного фонда страны.

В числе рекомендованных мер было:

  1. Жесткое увеличение пенсионного возраста на 10 лет для женщин и 5 – для мужчин, и другие, не менее экстремальные меры (например, значительное увеличение необходимого трудового стажа и обязательного добровольного страхования для начисления пенсии).
  2. В Белоруссии предлагали не только постепенно увеличивать пенсионный возраст до ранее предложенных цифр, но и пересчитать его в большую сторону, если позволяет средняя продолжительность жизни.
  3. Предлагалось проводить переиндексацию по инфляции, которая указана в официальных документах, а не по росту минимального оклада заработной платы, как это проводилось до указанного срока.
  4. Эксперты МВФ рекомендовали ввести стимулирование предпринимателей и работодателей, берущих на работу пенсионеров, и ограничение любого права досрочного выхода на пенсию для любых льготных категорий.
Читайте так же:  Сколько должна быть минимальная пенсия

Повышение пенсионного возраста

Начиная с 1 января 2017 года в Белоруссии стартовало поэтапное (по 6 месяцев в год), повышение пенсионного возраста.

Оно было установлено для граждан страны вне рекомендаций международных финансовых экспертов и составило 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Окончательной датой вступления в действие соответствующего постановления определен 2022 год. Отсутствие реакции Министерства Труда республики на советы международных экспертов показало отношение к сделанным предложениям.

Замминистра социальной оплаты и труда (в тот период эту должность занимал Александр Румак) сделал жесткое заявление о неприемлемости для республики дальнейшего повышения возраста выхода на пенсию. На тот момент оно показало, что в дальнейшем пенсионный возраст для женщин и мужчин повышаться не будет.

Александр Румак

Как проходит пенсионная реформа в РБ

Ранее на заслуженный отдых в РБ мужчины выходили в 60, если отрабатывали не менее 25 лет. Женщины, работавшие в стране 20 лет, получали право выхода на пенсию в 55. После минимального стажа, пенсию считали чуть больше 50% от среднемесячной зарплаты и прибавляли еще 1%, за каждый переработанный год. Был установлен минимум, на который должна увеличиваться пенсия после остальных лет трудового стажа, и это было не менее 1% от минимальной ПВ.

Под действие пенсионной реформы, как и в Украине, попали люди, родившиеся в 1957 году (мужчины) и в 1962 – (женщины). Не миновали изменения и силовиков. Теперь они будут выходить, даже по истечении стажа в 20 лет, не ранее 48. В армии увеличение пенсионного возраста не коснется офицеров с высоким званием и будет сохранено в прежнем порядке для полковников и генералов, а решение о продлении срока службы по-прежнему останется прерогативой главы ведомства.

Как и в России, в Республике Беларусь не предусмотрена выплата трудовой пенсии по возрасту, но разработана система социального обеспечения и выплата социального пенсионного пособия.

О трудовом и страховом стаже

Пенсионная реформа в Беларуси коснулась и тех, кто не успел заработать необходимый срок стажа до достижения даже нового пенсионного возраста. Она предусмотрела получение ими социальной пенсии с возраста 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины). Это очень маленькое пособие, размер которого составляет половину прожиточного минимума пенсионера.

Страховой стаж в республике тоже увеличивается начиная с 2014 года. За прошедшие 4 года он вырос до определенного предела, и будет неуклонно увеличивается, пока не достигнет цифры в 20 лет.

Несмотря за заверения замминистра соцзащиты и труда, озвученные полтора года назад, в правительственных кругах Беларуси снова ведутся разговоры и повышении пенсионного возраста. Существует несколько вариантов, основанных на рекомендациях финансовых экспертов, мнении членов правительства, руководителей министерств и ведомств. Бесспорным представляется повышение пенсионного возраста для женщин, госслужащих, обладавших ранее определенными прерогативами. Но пока говорится об этом, как о возможной перспективе, которая запланирована на окончание проходящей сейчас пенсионной реформы. Примерно в 2022–2023 в Беларуси начнется новое повышение пенсионного возраста.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (812) 425-66-30 (Санкт-Петербург, добавочный номер 597)

8 (800) 350-23-69 (Бесплатно по России, добавочный номер 597)

Или напишите свой вопрос Юристу ниже:

[3]

Это быстро и бесплатно*!

Как начисляется пенсия при наличии стажа в Белоруссии и других странах СНГ

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.
Читайте так же:  С какой суммы начисляют алименты

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

    Источники


    1. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

    2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

    3. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
    4. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
    Стаж для выхода на пенсию беларусь
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here