Сообщение о излишней уплате налога

Полезная юридическая информация по теме: "Сообщение о излишней уплате налога" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Содержание

НК РФ Статья 79 Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Приложение N 2. Сообщение о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, Штрафа)

Утверждено
приказом Федеральной налоговой службы
от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/[email protected]

N
п/п
Наименование
налога, сбора, пени,
штрафа
КБК Налоговый период
за который
излишне уплачена
(взыскана) сумма
Срок
уплаты
ОКТМО Сумма, руб.
1 2 3 4

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организаций.

(3) Нужное указать.

>
N 3. Решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа)
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приложение N 2. Сообщение о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, Штрафа)

Утверждено
приказом Федеральной налоговой службы
от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/[email protected]

N
п/п
Наименование
налога, сбора, пени,
штрафа
КБК Налоговый период
за который
излишне уплачена
(взыскана) сумма
Срок
уплаты
ОКТМО Сумма, руб.
1 2 3 4

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организаций.

(3) Нужное указать.

>
N 3. Решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, пени, штрафа)
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Читайте так же:  Во сколько наступает пенсионный возраст

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Сообщение о факте излишней уплаты взыскания налога сбора пени штрафа

Процедура возврата излишне уплаченного налога изменилась

Поэтому важно учитывать, что комментируемый приказ устанавливает этот срок: пять дней со дня принятия названного решения. ПРОЦЕНТЫ РАССЧИТАЮТ ИНАЧЕ Сумма процентов за нарушение налоговиками сроков возврата платежей теперь станет меньше: формулы расчета этих процентов изменились.

Во всех формулах в качестве множителя теперь будут использовать не 1/360 ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в период просрочки, а 1/365 (если год високосный — 1/366).

НК РФ Статья 79 Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. 8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся

Сообщение о факте излишней уплаты взыскания налога сбора пени штрафа

Сообщение о факте излишней уплаты взыскания налога сбора пени штрафа

О торговом сборе 2015

Законом города Москвы от 17.12.2014 № 62«О торговом сборе»с 01.07.2015 на территории города Москвы введен торговый сбор.

Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц

Технология получения усиленной неквалифицированной электронной подписи бесплатная для налогоплательщика.

Это означает, что физическое лицо сможет получить сертификат ключа электронной подписи непосредственно из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» на бесплатной основе, не посещая Удостоверяющий центр.

В обоих случаях сертификат ключа проверки электронной подписи служит полноценным инструментом для осуществления электронного документооборота через «личный кабинет».

Указанный функционал реализован в версии программного обеспечения сервиса от 01.07.2015.

В настоящее время применение усиленной неквалифицированной электронной подписи реализовано для направления через «личный кабинет» налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ.

В ближайшее время перечень документов, направляемых пользователем в налоговый орган через «личный кабинет» с применением усиленной неквалифицированной электронной подписи, будет расширен.

С 2015 года вступило в силу множество изменений, касающихся порядка расчета и уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Проанализируем самые важные из них, которые предпринимателю необходимо учесть в своей работе.

Стоимость амортизируемого имущества с 1 января 2019 года

Такое положение установлено в Федеральном законе от 08.06.2015 N 150-ФЗ, опубликованный 8 июня 2015 года.

Положения нового закона будут применяться к объектам амортизируемого имущества, которые введены в эксплуатацию начиная с 1 января 2019 года.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся

Все форумы ФНС

С 1 января 2015 года вступила в действие глава 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц». Расчет налога осуществляется на основании информации о налоговой базе, налоговых ставках, о характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого имущества. В соответствии с положениями Закона № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. По решению городской думы г.

Приложение N 2. Сообщение о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) (форма по КНД 1165069)

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 14 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected]

Форма по КНД 1165069

Наименование налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

период), за который излишне уплачена

(1) КПП указывается для организаций

(2) Отчество указывается при наличии

(3) Нужное указать

>
N 3. Решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов.
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 14 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Определение излишне уплаченного (взысканного) налога. Возврат (зачет) излишне уплаченного (взысканного) налога (сроки, порядок)

Нормативные определения излишне уплаченного (взысканного) налога в НК РФ отсутствуют, хотя регламентированы соответствующие процедуры возврата (зачета). Соответственно, изначально следует признать, что некоторая сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет под видом налога, может считаться излишне уплаченным (взысканным) налогом только тогда, когда денежные средства фактически поступили в бюджет.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога (сбора) и пени
производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каж­дом факте излишней уплаты им налога не позднее одного ме­сяца со дня обнаружения такого факта.
Если обнаружены факты, свидетельствующие о возможной из­ лишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются ак­том, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Сумма излишне уплаченного налога может быть:
направлена на погашение недоимки, пеней; зачтена в счет предстоящих платежей фискально-обязанного лица этому же или иным налогам; возвращена фискально-обязанному лицу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8273 —

| 7233 — или читать все.

Когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога

Для кого (для каких случаев): Для случаев обращения за возвратом переплаченных налогов.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Организация находилась в стадии банкротства, конкурсный Управляющий зарылся в бумаги, понял, что с уплатой налогов творится неладное и провел сверку расчетов с бюджетом. Оказалось, что у Организации числится переплата в бюджет с 2008-2009 годов по нескольким налогам на общую сумму 682 451 рубль 22 копейки! Обратился Управляющий в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, а в ответ – отказ ввиду пропуска трехлетнего срока, отведенного для этих целей НК РФ. Пришлось Управляющему идти в суд.

Читайте так же:  Сколько алиментов платят дети родителям

Суд встал на сторону Управляющего: «Именно налоговый орган, осуществляющий ведение лицевого счета налогоплательщика по начислению и уплате налогов, обязан выявлять переплаты по налогам и сообщать об их наличии налогоплательщику». В течение трёх лет от момента переплаты налогов налогоплательщик может обратиться в налоговую с заявлением о возврате этой переплаты.

Но даже в случае пропуска трёхлетнего срока можно обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В данном случае налогоплательщику стало известно о переплате налогов «только после получения им справки инспекции о состоянии расчетов с указанием конкретной суммы переплаты на определенную дату, образовавшейся на эту дату после проведенных налоговым органом зачетов, о которых налогоплательщику не было известно». Три года, для данного случая, надо считать от момента сверки расчётов с бюджетом. Срок три года не пропущен, налоговой переплату придётся вернуть.

Выводы и Возможные проблемы: Срок три года на возврат переплаты налогов надо считать от момента, когда мы узнали об этой переплате, а не от момента переплаты. Но «момент узнавания» придётся доказывать в суде. Причём как сказал суд: «моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации». Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога».

Цена вопроса: 682 451 рубль 22 копейки. Переплата налогов в бюджет.

Подготовлено ООО «Инженеры информации» и Центром Правовой Информации «ЭКСПЕРТ» с использованием материалов систем Консультант Плюс.

Сообщение о излишней уплате налога

Дата документа 14.02.2017
Метки Сообщение

Данная форма вступила в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования Приказа ФНС РФ от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 14.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

Форма по КНД 1165069

(наименование налогового органа)
(адрес налогового органа) (полное наименование организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков), ИНН/КПП , адрес; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ИНН, адрес)

«__» __________ 20__ г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Квалификация платежа как излишне взысканного налога

Процедура возврата (зачета) излишне уплаченного (взысканного) налога регулируется положениями статей 78–79 Налогового кодекса РФ. К сожалению, Кодекс не дает нормативного определения соответствующих правовых категорий. Автор статьи предлагает читателю анализ одной из проблем, порожденных этим правовым пробелом

Суть проблемы

Вопрос квалификации налога как излишне уплаченного (взысканного) в настоящее время разрешается в основном на уровне судебной практики.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05 дано общее определение: излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые перио­ды. Сходное определение используется в Таможенном кодексе РФ (см. текст на полях, с. 52).

Таким образом, изначально следует признать, что некоторая сумма, ошибочно перечисленная (взысканная) в бюджет под видом налога, может считаться излишне уплаченным (взысканным) налогом только тогда, когда денежные средства фактически поступили в бюджет. На необходимость разграничения налога, считающегося уплаченным в силу презумпций статьи 45 НК РФ, и налога уплаченного (в том числе излишне) указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 6673/08.

Аналогичный подход применяется и при определении момента, когда государство будет считаться исполнившим свою обязанность по возврату налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм, – момента фактического поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк 1 .

Кроме того, пункт 14 статьи 78 и пункт 9 статьи 79 НК РФ устанавливают единые в рамках этих статей режимы для излишне уплаченных и взысканных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов. Заметим, однако, что излишне уплаченные (взысканные) платежи не являются ни налогами, ни сборами, ни пенями, ни штрафами. Излишне уплаченная (взысканная) сумма просто находится в бюджете без правовых оснований, поэтому неважно, каким именно образом (в виде налога, авансового платежа, сбора, пени, штрафа и др.) она поступила в бюджет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тем не менее, исходя из упомянутого Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05, факт излишней уплаты (взыскания) налога может быть выявлен путем сопоставления налоговых обязательств налого­плательщика за определенный налоговый период с платежными (инкассовыми) документами, относящимися к данному периоду. Очевидно также и то, что привязка к налоговому периоду может отсутствовать (например, при излишней уплате пеней, штрафов).

Подходы к квалификации некоторой суммы как излишне уплаченного (взысканного) налога в настоящее время более или менее единообразны. Однако однозначное разграничение излишне уплаченного и излишне взысканного налога пока представляет определенную проблему.

Необходимость данного разграничения продиктована по меньшей мере двумя обстоятельствами:

1) обращение налогоплательщика в суд с требованием о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5);

2) проценты, на которые может рассчитывать налого­плательщик, в случае излишне уплаченного налога начинают начисляться при нарушении налоговым органом месячного срока со дня получения заявления о возврате налога (п. 6 и 10 ст. 78 НК РФ), а в случае излишне взысканного налога – со дня, следующего за днем взыскания (п. 5 ст. 79 НК РФ), по день фактического возврата.

Правовая позиция высших судов

[3]

В 2009 г. Конституционный Суд РФ принял Определение от 23.06.2009 № 832‑О‑О (далее – Определение № 832-О-О), которое, на наш взгляд, в совокупности с ранее принятыми судебными актами КС РФ и ВАС РФ позволяет однозначно разграничить излишне уплаченный и излишне взысканный налоги.

[2]

В Определении № 832-О-О рассмотрена ситуация, в которой гражданин на основании налогового уведомления уплатил земельный налог. Впоследствии выяснилось, что он не является плательщиком земельного налога. В этой ситуации гражданин счел, что поступившая в бюджет сумма является излишне взысканной, поэтому проценты должны начисляться по правилам пункта 5 статьи 79 НК РФ. Суды общей юрисдикции в удовлетворении требования налогоплательщику отказали.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога список документов

Учитывая особенности ситуации и наличие вступивших в законную силу судебных актов, КС РФ в Определении от 23.06.2009 № 832‑О‑О высказался достаточно осторожно: положения абзаца первого пункта 5 статьи 79 НК РФ, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, представляют собой дополнительные гарантии защиты прав граждан и юридиче­ских лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти. Что касается положений пункта 10 статьи 78 НК РФ, то они не препятствуют получению выплат компенсационно‑восстановительного характера в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности.

Ранее, в Определении от 21.06.2001 № 173‑О, КС РФ придерживался следующей правовой позиции: норма статьи 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой‑либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовест­ного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Кроме того, исходя из Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О, излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик по какой-либо причине исчисляет подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, без участия налогового органа 2 . Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ указывается подлежащая уплате в бюджет исчисленная налоговым органом сумма налога (такое требование, в частности, направляется налогоплательщику по результатам камеральной налоговой проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога и, соответственно, статья 78 НК РФ применена быть не может.

В свою очередь, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04 разъяснено, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Перечисление денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога и пеней носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Таким образом, можно однозначно утверждать: если излишнее поступление сумм в бюджет произошло без участия налогового органа, при самостоятельном расчете налога налогоплательщиком, то налог можно квалифицировать как излишне уплаченный. Если же суммы поступили в бюджет в результате незаконного (ошибочного) расчета налога налоговым органом, то налог следует квалифицировать как излишне взысканный. Соответ­ственно, излишне взысканным будет налог, уплаченный налогоплательщиком добровольно во исполнение незаконного налогового уведомления (решения по результатам налоговой проверки, требования об уплате налога, направленного во исполнение такого решения) (см. текст на полях, с. 54).

С точки зрения эксперта

По нашему мнению, вполне возможны и ситуации, когда налог, фактически взысканный принудительно, не может быть квалифицирован как подлежащий возврату (зачету) по правилам статьи 79 НК РФ.

Например, налогоплательщик, самостоятельно исчисляющий налог, представил налоговую декларацию, но налог в установленный срок не уплатил. Налоговый орган, не усомнившись в задекларированной сумме, на основании статьи 69 НК РФ направил налогоплательщику требование и взыскал налог по правилам статей 46–48 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик обнаружил ошибку, представил уточненную налоговую декларацию и потребовал вернуть налог из бюджета, говорить об излишнем взыскании, представляется, нет оснований, хотя сама по себе процедура взыскания и имела место. В случае если налоговый орган, кроме налога, взыскал и пени, то в силу их акцессорного характера 3 они также будут считаться излишне уплаченными, а не излишне взысканными.

Учитывая правила статьи 52 НК РФ, возлагающей обязанность по исчислению налога не только на налогоплательщика, налоговый орган, но и на налогового агента, следует исследовать и третий вариант – излишнее (ошибочное) удержание налога налоговым агентом (ст. 24 НК РФ) с последующим его перечислением в бюджет. В данной ситуации налогоплательщик не исчисляет налог самостоятельно и практически лишен возможности влиять на действия налогового агента.

Очевидно, возможность истребовать налог из бюджета у налогоплательщика имеется, но квалифицировать его как излишне взысканный изложенные выше правовые позиции КС РФ и ВАС РФ не позволяют. В частности, исходя из определений КС РФ от 27.12.2005 № 503‑О и от 23.06.2009 № 832‑О‑О, статья 79 НК РФ предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканного налога как дополнительную гарантию защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных дейст­вий (бездействия) органов государственной власти. Налоговый агент к органам власти не относится, хотя и выполняет квазипубличные функции. С точки зрения приоритета прав налогоплательщика разумно было бы квалифицировать налог, удержанный налоговым агентом, как излишне взысканный, но на это необходимо прямо указать в НК РФ.

Итак, сказанное позволяет сделать вывод, что примененные в НК РФ термины «излишне уплаченный налог» и «излишне взысканный налог» изначально были избраны законодателем неудачно и должны быть заменены на более адекватные либо специально определены. Сейчас же, если налог уплачен самим налогоплательщиком, с точки зрения правовых позиций КС РФ он может оказаться излишне взысканным. И наоборот, в случае фактического взыскания налоговым органом, для целей НК РФ налог может считаться излишне уплаченным.

По нашему мнению, разграничение следует проводить не по наличию или отсутствию самого факта взыскания, а по критерию, вытекающему из статьи 52 НК РФ, – кто именно исчисляет налог. Следует только учесть, что налоговый орган рассчитывает налог как для последующего направления налогового уведомления, так и по результатам налогового контроля, закрепляя доначисление в решении по результатам проверки.

В качестве альтернативы существующим терминам можно было бы предложить, например, такие: «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налогоплательщиком или налоговым агентом» и «налог, поступивший в бюджет в излишней сумме в результате его неверного исчисления налоговым органом».

Читайте так же:  Социальная пенсия 2 группа сколько

Более радикальным вариантом могло бы стать введение единого режима для возврата (зачета), а также начисления процентов по обоим видам платежей (например, со дня поступления платежа в бюджет). Но, скорее всего, различное правое регулирование сохранится – маловероятно, что государство предоставит налогоплательщику компенсацию за временное использование сумм, ошибочно исчисленных и перечисленных в бюджет самим налогоплательщиком.

Пункт 1 ст. 355 Таможенного кодекса РФ

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качест­ве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ.

Однозначного разграничения излишне уплаченного и излишне взысканного налогов в законода­тельстве нет

Пример из судебной практики

(Постановление ФАС ВВО от 16.11.2009 по делу № А43‑7911/2009‑45‑107)

По ходатайству организации суд принял обеспечительные меры и приостановил действие оспариваемого решения налогового органа по результатам проверки. Поскольку организация являлась производителем алкоголя, для продолжения работы ей требовались федеральные специальные марки, но в их выдаче налоговый орган отказывал, ссылаясь на наличие задолженности по спорному решению. По этой причине организация до вынесения судом решения оплатила доначисленные суммы и получила специальные марки. Впоследствии суд признал оспариваемое решение недействительным.

Организация расценила уплаченные ею суммы как излишне взысканные и потребовала у налогового органа их возврата с процентами (ст. 79 НК РФ). Вернув только уплаченные организацией суммы налогов, налоговый орган полагал, что организация уплатила доначисления добровольно, в период действия обеспечительных мер их взыскание невозможно.

Суды квалифицировали налог как излишне взысканный, фактически имело место косвенное принуждение налогоплательщика к уплате налога.

Если суммы поступили в бюджет из‑за ошибки налогового органа, их следует квалифицировать как излишне взысканные

1 См.: п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
2 См. также: Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173‑О.
3 См.: Определение КС РФ от 08.02.2007 № 381‑О‑П.

Ключевые слова: «уплата налога» – «возврат переплаты» – «проценты» – «взыскание налога» – «ошибка»

Сообщение о излишней уплате налога

Данная форма вступила в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования Приказа ФНС РФ от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]

Приложение N 2
Утверждено
приказом ФНС России
от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected]

________________________________ _____________________________ (наименование налогового органа) _____________________________ _____________________________

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога

Для кого (для каких случаев): Для случаев обращения за возвратом переплаченных налогов.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Организация находилась в стадии банкротства, конкурсный Управляющий зарылся в бумаги, понял, что с уплатой налогов творится неладное и провел сверку расчетов с бюджетом. Оказалось, что у Организации числится переплата в бюджет с 2008-2009 годов по нескольким налогам на общую сумму 682 451 рубль 22 копейки! Обратился Управляющий в ИФНС с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов, а в ответ – отказ ввиду пропуска трехлетнего срока, отведенного для этих целей НК РФ. Пришлось Управляющему идти в суд.

Суд встал на сторону Управляющего: «Именно налоговый орган, осуществляющий ведение лицевого счета налогоплательщика по начислению и уплате налогов, обязан выявлять переплаты по налогам и сообщать об их наличии налогоплательщику». В течение трёх лет от момента переплаты налогов налогоплательщик может обратиться в налоговую с заявлением о возврате этой переплаты.

Но даже в случае пропуска трёхлетнего срока можно обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В данном случае налогоплательщику стало известно о переплате налогов «только после получения им справки инспекции о состоянии расчетов с указанием конкретной суммы переплаты на определенную дату, образовавшейся на эту дату после проведенных налоговым органом зачетов, о которых налогоплательщику не было известно». Три года, для данного случая, надо считать от момента сверки расчётов с бюджетом. Срок три года не пропущен, налоговой переплату придётся вернуть.

Выводы и Возможные проблемы: Срок три года на возврат переплаты налогов надо считать от момента, когда мы узнали об этой переплате, а не от момента переплаты. Но «момент узнавания» придётся доказывать в суде. Причём как сказал суд: «моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации». Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога».

Цена вопроса: 682 451 рубль 22 копейки. Переплата налогов в бюджет.

Процедура возврата излишне уплаченного налога изменилась

Излишне уплаченные (взысканные) штрафы будут возвращать в том же порядке, что и переплату по налогам. Известить плательщика о возникшей переплате, а также принять решение о зачете (возврате) налоговики должны будут в более короткие сроки. Изменился порядок расчета процентов за несвоевременный возврат платежей (кроме возврата акцизов). Добавлена формула для расчета процентов за просрочку в возврате возмещаемого НДС. Приказ Федеральной налоговой службы от 15.09.05 № САЭ-3-19/446 (в ред. приказа Федеральной налоговой службы от 03.07.07 № ММ-3-19/411 )

ШТРАФЫ ВЕРНУТ БЕЗ СУДА

С 1 января 2007 года Налоговый кодекс РФ прямо разрешает вернуть не только переплаченные в бюджет налоги, но и переплаченные штрафы. Только сейчас налоговики привели свои внутренние документы в соответствие с Налоговым кодексом РФ и установили порядок для возврата и зачета излишне уплаченных (взысканных) штрафов.

Он теперь полностью аналогичен порядку возврата и зачета иных излишне уплаченных (взысканных) платежей: налогов, сборов, пеней (ст. 78, 79 НК РФ).

Налоговики обязаны самостоятельно зачесть сумму излишне уплаченного штрафа (что не лишает плательщика права обратиться в инспекцию с заявлением о зачете). А возврат производится по письменному заявлению организации.

Читайте так же:  Прожиточный минимум для получения субсидии

Подать налоговикам заявление о возврате уплаченного штрафа можно в течение трех лет со дня уплаты. Заявление о возврате взысканного штрафа — в течение одного месяца со дня, когда вам стало известно о факте взыскания или со дня вступления в силу решения суда. Но через суд вернуть взысканный штраф можно в течение трех лет с такой даты.

При нарушении налоговиками сроков возврата на излишне уплаченную сумму санкций начисляются проценты по ставке рефинансирования.

ФНС России исключила из комментируемого приказа пункт 2.6. В нем говорилось, что зачет и возврат штрафа возможны только на основании письменного заявления плательщика и только по решению суда.

О ПЕРЕПЛАТЕ ИЗВЕСТЯТ БЫСТРЕЕ

[1]

Налоговики привели в соответствие с НК РФ сроки вручения плательщикам извещений о фактах излишней уплаты (взыскания) платежей и фактах принятия решений об их зачете (возврате) и возмещении НДС.

Извещение о факте излишней уплаты (взыскания) платежей и их сумме должны вручить в течение 10 дней со дня обнаружения (установления) этого факта (п. 3 ст. 78, п. 4 ст. 79 НК РФ).

Извещение о принятом решении о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, сбора, пеней или штрафа — в течение пяти дней со дня принятия такого решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Извещение о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы НДС, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении — в течение пяти дней со дня принятия такого решения (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Статья 79 НК РФ не обязывает налоговиков сообщать плательщикам о принятии решения о зачете (возврате) излишне взысканных платежей.

Поэтому важно учитывать, что комментируемый приказ устанавливает этот срок: пять дней со дня принятия названного решения.

ПРОЦЕНТЫ РАССЧИТАЮТ ИНАЧЕ

Сумма процентов за нарушение налоговиками сроков возврата платежей теперь станет меньше: формулы расчета этих процентов изменились.

Во всех формулах в качестве множителя теперь будут использовать не 1/360 ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в период просрочки, а 1/365 (если год високосный — 1/366).

Например, формула расчета процентов при нарушении налоговиками сроков возврата излишне уплаченных платежей раньше была такой:

гр. 57 = (гр. 42 — гр. 54 (в части сумм, уплаченных в рамках одного месяца со дня подачи заявления на возврат) x на 1/360 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни, x количество дней просрочки и деленная на 100%), где:

— гр. 57 — показатель графы 57 «Сумма процентов, подлежащих доначислению, руб.» раздела II «Учет операций налогового органа по осуществлению зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм»;

— гр. 42 — показатель графы 42 «Подлежит возврату на расчетный счет налогоплательщика, сумма, руб.» раздела II;

— гр. 54 — показатель графы 54 «Исполнение решения налогового органа финансовым органом, сумма, руб.» раздела II.

Сейчас в этой формуле вместо множителя «1/360» надо использовать множитель «1/365» или «1/366» (если год високосный). А вот расчет процентов за несвоевременный возврат акциза (п. 3.4.9 приказа № САЭ-3-19/446) не изменился. То есть в качестве множителя при расчетах по-прежнему надо использовать «1/360».

Кроме того, ФНС России добавила формулу расчета процентов за несвоевременный возврат возмещаемого НДС (п. 3.4.10 приказа № САЭ- 3-19/446):

гр. 53.1 = гр. 53 x количество дней, исчисляемых начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, указанной в гр. 66.1, по день принятия решения (указан в гр. 51) x 1/365 (1/366 — если год високосный) ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в эти дни, и деленная на 100 процентов, где:

— гр. 53.1 — сумма начисленных процентов;

— гр. 53 — сумма НДС, которая подлежит возврату плательщику;

— гр. 51 — дата принятия решения о возврате.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗЕ № САЭ-3-19/446

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

КАК БЫЛО

КАК СТАЛО

Штраф теперь можно возвратить (зачесть) в общем порядке (п. 2.6, абз. 1 п. 3.1.1, абз. 2 п. 3.1.4)

Сумма излишне уплаченного (взысканного) штрафа может быть возвращена только на основании письменного заявления плательщика и по решению суда

Ограничение исключили, возврат и зачет излишне уплаченного (взысканного) штрафа происходят в общем порядке

Срок вручения плательщику извещения о факте излишней уплаты (излишнеговзыскания) (абз. 5 п. 3.1.3)

Извещение должно быть вручено в месячный срок со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) платежей

Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения (установления) факта излишней уплаты (излишнего взыскания) платежей

Срок вручения плательщику извещения о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей (абз. 13 п. 3.1.4, абз. 10 п. 3.2.4, абз. 10 п. 3.3.5, абз. 10 п. 3.4.7)

Должно быть вручено не позднее двух недель со дня вынесения этого решения

Должно быть вручено не позднее пяти дней со дня вынесения решения

Сроки вручения извещения о принятии решения о возмещении НДС и акциза путем зачета в порядке статьи 176 и 203 НК РФ (абз. 10 п. 3.4.2)

Должно быть вручено в течение 10 дней со дня вынесения решения

Расчет процентов (в том числе подлежащих доначислению) при нарушении налоговиками сроков возврата (абз. 4 п. 3.2.7, абз. 4 п. 3.3.6)

Применялась 1/360 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Применяется 1/365 (а в високосный год — 1/366) ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки

Источники


  1. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

  2. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
Сообщение о излишней уплате налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here