Снижение пенсионного возраста в россии

Полезная юридическая информация по теме: "Снижение пенсионного возраста в россии" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

После окончания реформы пенсионный возраст придется снижать

Еще не начавшаяся перенастройка пенсионной системы, по замыслам правительства, должна будет закончиться к 2034 году – именно тогда женщины начнут выходить на пенсию в возрасте 63 лет. Но примерно в те же годы уже можно будет готовить новую реформу – прямо противоположную, то есть понижающую пенсионный возраст. Потому что главной проблемой недалекого будущего будет не нехватка рабочих рук, а их переизбыток.

Необходимость повышения возраста выхода на пенсию объясняют как увеличением продолжительности жизни, так и уменьшением числа работающих: скоро на одного пенсионера будет приходиться всего полтора человека трудящихся. Долго в таком режиме не протянуть. А тем более регулярно повышать пенсии. Нельзя вечно покрывать дефицит Пенсионного фонда из доходов бюджета. Да и где брать эти доходы, если тенденции к росту числа стариков и уменьшению количества молодых сохранятся?

Стратегическим выходом могло бы стать резкое увеличение рождаемости: если три-четыре ребенка станут правилом в наших семьях, доля работающего населения через пару десятилетий начнет расти. Причем это выход не только для пенсионной системы, но и для страны в целом: чтобы освоить и удержать нашу огромную территорию, нас должно быть гораздо больше. Но это игра вдолгую – и, хотя Путин уже больше десяти лет предлагает всевозможные меры для стимулирования роста рождаемости, которые дают определенный эффект, нынешней пенсионной системе от этого не легче.

Поэтому правительство и предлагает исправить соотношение пенсионеров и работающих, на что ему возражают, что и сейчас устроиться на работу после 50 проблематично, а что же будет дальше?

Но ни правительство, ни его оппоненты почти не поднимают другой вопрос: а что будет после того, как соотношение работающих и пенсионеров наконец-то улучшится? То есть у нас будет 2, а то и 2,5 работающих на одного пенсионера. Как мы будем жить в середине 30-х, когда женщины начнут выходить на пенсию в 63 года? В каких основных отраслях и по каким специальностям будут работать наши люди?

А ведь это ключевой вопрос, потому что, если попытаться честно спрогнозировать будущее, выяснится совершенно неожиданная картина. А именно: к середине 30-х уже для всех в промышленно развитых странах станет очевидно то, о чем сейчас говорят в основном лишь футурологи.

Главной проблемой государств будет не нехватка работающих рук, а гигантский дефицит рабочих мест. Причем это будет не классическая безработица, а исчезновение целых отраслей производства, массы специальностей.

Не будет водителей, охранников, продавцов в магазинах, бухгалтеров, юристов – да, этот процесс начнется с мегаполисов, но к середине 30-х все уже смогут просчитать скорость, с которой он охватит и глубинку. Да, сильно урбанизированные страны – а Россия, к сожалению, относится к их числу – станут пионерами юберизации (этот термин появился из-за сервиса такси, но означает ликвидацию посредника между покупателем и продавцом товара или услуги) и роботизации экономики. Искусственный интеллект, роботизация и биотехнологии лишат работы сначала десятки, а потом и сотни миллионов людей во всем мире. В том числе и в России. И что в этих условиях будет делать государство?

[2]

Правильно – придумывать работу для людей. То есть делать так, чтобы как можно больше людей были заняты хоть чем-то, – для этого будет сокращаться продолжительность рабочей недели, увеличиваться отпуска. И – уменьшаться возраст выхода на пенсию. Потому что иначе молодежь вообще останется без работы: при продолжительности жизни в 80–90 лет все места будут заняты крепкими 50–60-летними работниками.

К чему приводит наличие массы безработных молодых? К краху государства – через бунты и революции. Уже сейчас в Испании и Италии до 30% молодежи не имеют нормальной постоянной работы, а через двадцать лет ситуация будет гораздо хуже.

Так что технологически развитые страны пойдут по пути насильственного выпроваживания на пенсию всех кого можно, причем не в 65, как сейчас, а гораздо раньше. Пенсионный возраст будет понижаться – и в России в том числе.

А за счет чего же будет содержаться эта масса пенсионеров? За счет перераспределения государственного дохода, в том числе и вследствие введения так называемого безусловного базового дохода.

То есть некой суммы, равной, например, прожиточному минимуму, которую каждый гражданин ежемесячно получает от государства. Пока что такого нет нигде в мире – швейцарцы на референдуме пару лет назад отказались от идеи получать по 2,5 тыс. франков (примерно та же сумма в долларах) за просто так. Поддержали предложение всего четверть населения, а остальные сочли, что повышение налогов и ликвидация различных социальных льгот не стоят такой суммы. Но это Швейцария сейчас, где есть и рабочие места, и немало гастарбайтеров, а что будет, когда вопрос о безусловном базовом доходе станет вопросом сохранения социальной стабильности и государственного уклада? То есть куда проще платить всем определенную сумму, чем ломать голову над тем, чем занять эти миллионы рабочих рук?

Безусловный доход для всех – дело не такого далекого будущего для богатых стран, и начнется вводиться он как раз одновременно с понижением пенсионного возраста.

Чтобы 25-летний и 55-летний не чувствовали себя выброшенными или не допущенными к общему пирогу, им будет выдано это пособие. Россия в силу своего технологического рывка и урбанизации не останется в стороне от этих процессов, так что правительству 2034 года как раз придется заниматься разработкой законопроекта по постепенному понижению пенсионного возраста. Под возмущенный гул множества несогласных и недовольных.

Снижение пенсионного возраста или очередная косметическая мера?

Накопительную часть пенсии можно будет получать по ранее действующему законодательству. Такой законопроект внесло в Госдуму правительство РФ 4 июня, сообщает ИА Красная Весна.

По законопроекту № 722163-7, предлагается внести поправки в Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Согласно новому закону, негосударственную пенсию (накопительную часть пенсии) можно будет получать по старому законодательству, то есть в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. При этом на выплаты страховой или социальной пенсии по старости предлагаемые поправки никак не повлияют.

Читайте так же:  Возражения на акт камеральной налоговой проверки срок

По замыслу разработчиков законопроекта, возможность получать негосударственную пенсию раньше будет мотивировать граждан к вложению средств в негосударственные пенсионные фонды (НФП). Также данная мера через институт договоров с НФП должна позволить работодателям проводить соответствующую кадровую политику, например, через закрепление в договоре определенной продолжительности стажа работы у данного работодателя.

Согласно действующему законодательству, по итогам пенсионной реформы, негосударственную накопительную пенсию можно будет получить только с выходом на пенсию. В 2019 году для женщин это 55,5 лет и 60,5 лет — для мужчин. С поэтапным повышением до 60 и 65 лет соответственно.

Напомним, пенсионная реформа, принятая осенью прошлого года, вызвала острый политический резонанс. В большинстве регионов России уровень мужской смертности оказался ниже установленного возраста выхода на пенсию, что по факту ставит вопрос об отмене данного социального института как такового. В связи с принятой реформой уровень доверия граждан к правительству катастрофически упал. Смягчающие поправки, предложенные президентом Путиным, никак не повлияли на негативное восприятие данной реформы гражданами.

Повышение пенсионного возраста в России — последние новости

С повышением пенсионного возраста в России сегодня связан целый комплекс проблем — демографических, экономических и социально-политических. Неудивительно, что дискуссии о преобразованиях в этой сфере постоянно заходят в тупик. Попробуем разобраться, почему повышение пенсионного возраста считают необходимой мерой и стоит ли ожидать проведения реформы в ближайшем будущем.

Почему необходимо повышение пенсии

Главный аргумент в пользу повышения пенсионного возраста — это соотношение численности трудоспособного населения, за которые уплачиваются страховые взносы, и численности пожилых людей. В 2017 году число пенсионеров составило 43,2 миллиона человек или порядка 25%. К 2035 году, как следует из демографических прогнозов, этот показатель сравняется с долей работающих людей. Это означает, что гражданин трудоспособного возраста вынужден будет нести финансовую нагрузку за себя, свою семью и минимум одного пенсионера — а в дальнейшем и за более чем одного пожилого человека. В ближайшие десятилетия, как ожидают эксперты, ситуация будет только усугубляться. Причина тому — убыль экономически активного населения, которая идет в РФ катастрофическими темпами: в частности, с 2017 по 2030 года потери составят четыре миллиона человек.

Другая проблема носит уже не демографический характер. Сегодня в стране образовался весомый сегмент скрытой (или теневой) экономики. В его границах с заработных плат не идут отчисления в пенсионную систему. Соответственно, изрядную долю доходов недополучает государственный бюджет.

По сравнению с развитыми странами запада пенсионеры России рано уходят на покой: мужчины в 60 лет, женщины в 55 лет, а это на четыре года и восемь лет раньше, чем в Европе. Если не начать реформировать пенсионную систему, то для сохранения текущего уровня выплат в будущем придется:

  • Повысить налоговую нагрузку на трудоспособное население;
  • Увеличить размер дотаций, идущих из государственного бюджета в пенсионную систему;
  • Уменьшить размеры пенсии.

Каждая из альтернатив повышению пенсионного возраста в России повлечет за собой серьезную политическую и социальную напряженность в обществе, бедность, снижение темпов экономического развития и разрастание сектора скрытой теневой экономики.

Однако демография является давней проблемой страны. Почему же об изменении пенсионного возраста в правительстве заговорили лишь в последние годы? Дело в том, что остроту ситуации добавил энергетический кризис. Если раньше нагрузка пенсионной системы на экономику компенсировалась за счет доходов от продажи углеводородов, то с падением цен на нефть в 2014 году о реформе заговорили по-новому: бюджетных средств стало катастрофически не хватать.

Повышение пенсионного возраста — последние новости

Очень чувствительным вопросом назвал Владимир Путин закон о повышении пенсионного возраста на своей последней пресс-конференции. По словам президента, без широкого обсуждения с общественностью окончательного решения о пенсионном возрасте принято быть не может. А если реформе будет дан старт, то проводить ее станут постепенно и мягко — и никак иначе. В целом, необходимость сбалансировать пенсионную систему сегодня признают на разных уровнях. Ранее об этом заявлял Алексей Кудрин, утверждая, что у правительства страны кончились деньги на выплату пенсий. «Иной альтернативы, помимо повышения пенсионного возраста, сегодня не существует», — отметил экс-министр финансов России.По состоянию на март 2018 года в кабинете министров эта проблема не обсуждается. Повышение пенсионного возраста не было упомянуто и на годовой коллегии Министерства труда в числе приоритетных задач на 2018 год. В свежих новостях в прессе такой подход назвали «замалчиванием» весьма непростой для правительства темы.

Каким образом будет происходить повышение пенсии

Несмотря на отсутствие видимых подвижек в вопросе, идею повышения пенсионного возраста в России активно обсуждают — как на правительственном, так и на экспертном уровнях. Главная цель реформы — снизить нагрузку пенсионной системы на бюджет страны так, чтобы повысить доходы пожилых людей. Учитывая непростую демографическую и социально-экономическую ситуацию в РФ, эксперты считают оптимальным вариантом постепенное повышение пенсионного возраста: до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. При этом темпы повышения должны составлять 3-6 месяцев в год — таким образом граждане смогут проще адаптироваться к реформе. Например, эксперты РАНХиГС предлагают следующую схему:

  • прибавлять по 3 месяца к пенсионному возрасту ежегодно в первые 4 года реформы;
  • а далее — по 6 месяцев каждый год.

Подчеркивается, что распределение новых поступлений в бюджет, образовавшихся при проведении реформы, должно быть максимально прозрачным. Людям важно объяснять, что повышение пенсионного возраста направлено не только на снижение нагрузки на экономику, оно также ставит целью повышений пенсий. В противном случае, как предрекают эксперты, недовольство граждан будет нарастать и в будущем превратится в непреодолимый барьер для проведения реформы.

Будет ли повышение пенсионного возраста?

Популярные публикации

Последние комментарии

Депутаты обсудили снижение пенсионного возраста

Надо ли снижать пенсионный возраст и разморозить индексации пенсий для работающих пенсионеров? Ответ искала Госдума.

Это фантастика! — скажете вы, ведь пенсионный возраст повысили на 5 лет с 1 января 2019 года. Пенсионная реформа была проведена правительством в короткие сроки, несмотря на значительные протесты общества и отсутствие поддержки со стороны трех фракций в Госдуме: КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

Да-да, несмотря на то, что его только-только подняли. Дело в том, что группа депутатов от фракции «Справедливой России» внесла в парламент законопроект о глобальном изменении российской пенсионной системы. И все их коллеги поддержали, что не смотря на уже начавшуюся глобальную пенсионную реформу, менять нужно многое.

Отмена повышения пенсионного возраста возможна?

Как сказано в заключении профильного Комитета Госдумы по труду:

В целом законопроект содержит существенное количество внутренних правовых пробелов, противоречий и коллизионных норм, которые не позволяют однозначно оценить его концепцию и могут создать правовую неопределенность при реализации гражданами права на установление страховых и накопительных пенсий.

Конкретно депутаты от «Справедливой России» предлагают:

  • Вернуться к минимальному трудовому стажу в 5 лет. Он сейчас растет ежегодно, с 2014 года, пока не достигнет 15 лет.
  • Полностью упразднить пенсионные баллы.
  • Сделать добровольной накопительную часть пенсии.
  • Вернуть действовавший до 1 января 2019 года пенсионный возраст: для мужчин в 60 лет, для женщин — в 55 лет.
  • Вести отдельным категориям граждан льготный возраст выхода на пенсию: для мужчин в 55 лет и женщин — в 50 лет.
  • Разморозить индексацию пенсий работающим пенсионерам.
Читайте так же:  Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей

Как пояснил коллегам с трибуны Госдумы один из авторов инициативы депутат ГД Олег Шеин:

Существующая балльная система, во-первых, никем не может быть просчитана. Если хотя бы две руки поднимутся [в этом зале] тех людей, которые готовы сами подсчитать свою личную пенсию, исходя из балльной модели… А, вот и не поднимается! Второе, о чем мы говорим, — это отказ от обязательной накопительной части. Она не может быть реализована в стране, где медианная зарплата 23 тысячи рублей. Что касается пенсионного возраста, то его надо не увеличивать, а снижать.По данным Росстата, в позапрошлом году на рынок труда пришли 600 тысяч молодых людей, в прошлом 800 тысяч, а прогноз на 2023 год — уже 1,2 млн. Но из-за повышения пенсионного возраста рабочих мест на всех не хватит — их продолжат занимать пожилые работники.

Федерация независимых профсоюзов России придерживается идентичной позиции по накопительной части пенсии: только на добровольных началах. Также представители профсоюзов поддерживают и другие идеи эсеров. В частности о том, что работающим пенсионерам необходимо разморозить пенсию — «ведь люди не виноваты в том, что их труд востребован, не надо их за это наказывать».

Бизнес против

Против законопроекта эсеров выступили представители бизнеса, ведь он фактически предполагает частично переложить заботу о судьбе пенсионеров на их плечи. Депутаты спросили у авторов инициативы о том, не считают ли они, что повышение налоговой нагрузки «идет вразрез с основными направлениями налоговой, бюджетной политики, с позицией президента, с позицией бизнеса?» На что авторы идеи пояснили, что:

Разумеется, предложения «Справедливой России» идут вразрез с позицией бизнеса, а точнее, крупного капитала. Потому что мы представляем интересы другой части населения нашей страны — работников. Что касается налоговой нагрузки — стандартные для развитых стран затраты на пенсионные выплаты составляют 12 — 14% от ВВП. В России они составляют порядка 7,5%. То есть, в переводе на нормальный язык: российский бизнес вполне спокойно может позволить себе увеличить налоговую нагрузку только по этой позиции на 4,5 трлн рублей в год, и никто по миру не пойдет.

А зампред Комитета ГД по труду Михаил Тарасенко считает, что идея эсеров не дотягивает до «смены пенсионной системы». Идею необходимо существенно дорабатывать.

Денег на пенсионеров нет

Авторы законопроекта считают, что финансы на реализацию их идей можно найти, если перейти к так называемой плоской шкале взимания страховых взносов, то есть упразднить лимит заработной платы при достижении которого ставка становится ниже или совсем обнуляется. По их мнению такая мера могла бы дать бюджету Пенсионного фонда ежегодно примерно 600 млрд рублей.

Также депутаты призывают усилить борьбу с теневой занятостью,. Ведь при выплате зарплаты в конвертах в бюджет ПФР не поступает вообще или почти ничего. Поэтому авторы инициативы предлагают жестко контролировать компании-работодателей и выявлять из них тех, кто платит «серую» или «черную» зарплату. Таким работодателям должно быть отказано в любых налоговых льготах и государственных заказах.

Однако представитель Комитета ГД по труду депутат Светлана Бессараб от «Единой России» напомнила о том, какие правовые пробелы и противоречия содержит данный законопроект, в том числе в части источников финансирования:

Далее было голосование, на котором инициативу поддержали представители КПРФ и ЛДПР, которые в свое время не поддержали пенсионную реформу. Единороссы за законопроект не проголосовали, просто проигнорировав процедуру. Так что шанс на отмену повышения пенсионного возраста все же сохраняется.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Что не так с повышением пенсионного возраста в России

Объявленное правительством повышение пенсионного возраста ожидаемо вызвало протесты. Всего за неделю 1,5 млн человек подписались под петицией профсоюзной Конфедерации труда России с требованием отказаться от реформы и найти другие варианты решения проблем социального обеспечения пожилых людей. «Правмир» разобрался, что не так с новой пенсионной реформой и как похожие меры принимались в других странах.

Российским пенсионерам не оставили времени пожить на пенсии

Один из главных аргументов противников повышения пенсионного возраста – короткая ожидаемая продолжительность жизни в России. Для мужчин, появившихся на свет в 1963-1964 годах (первое поколение, которое уйдет на пенсию полностью по новым правилам: 65 лет для мужчин и 63 года для женщин), ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет около 64,44 года. Это значит, что большая часть этого поколения, скорее всего, просто не доживет до пенсионных выплат.

Женщины, появившиеся на свет в начале 70-х годов, находятся в чуть лучшем положении: они смогут прожить на пенсии около 10 лет – ожидаемая продолжительность жизни первого женского «пореформенного» поколения 1971-1972 годов рождения – 73,6 года.

В других странах время пенсионного отдыха намного больше. Например, в Японии, где пенсионный возраст в зависимости от разных условий колеблется от 65 до 70 лет (один из самых высоких в мире), ожидаемая продолжительность жизни составляет 80,7 лет для мужчин и 87,9 лет для женщин. Это дает около 15-25 «пенсионных» лет. В США (пенсионный возраст 65-67 лет) оставивший работу пожилой человек может рассчитывать на 10-15 лет отдыха (ожидаемая продолжительность жизни – 76,5 лет у мужчин и 81,2 года у женщин). В Германии (пенсионный возраст к 2029 году повысится до 67 лет у мужчин и 65 лет у женщин) ожидаемая продолжительность жизни составляет 78,1 для мужчин и 83,6 для женщин – 11 и 18 «пенсионных» лет соответственно.

Россия уступает развитым странам и по другому статистическому показателю – возрасту дожития. По мнению социолога Оксаны Синявской, на показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении сильно влияет «драматическая особенность России» – высокая мужская смертность в возрасте экономической активности 40-60 лет. Тем же мужчинам, кто сумел перебраться через 65-летний рубеж, исследователи отводят еще около 11,7 лет жизни. Однако и этот срок в России на 5,7 лет меньше, чем в Германии, на 6,5 лет – чем во Франции и на 5,4 года – чем в США.

Читайте так же:  Задолженность организации по налогам по инн

Повышение пенсионного возраста происходит в режиме «шоковой терапии»

Российское правительство решило провести повышение пенсионного возраста в темпе блицкрига. С момента объявления параметров реформы до ее начала пройдет лишь год.

Люди, которые первыми попадут под действие новых правил, почти не имеют возможности подготовиться к изменениям. Нынешним 58-летним мужчинам и 53-летним женщинам просто объявили, что им придется поработать дополнительный год.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для сравнения, в Германии власти анонсировали повышение пенсионного возраста еще в 2006 году. А сама реформа началась лишь шесть лет спустя – в 2012 году. Будущим пенсионерам дали время, чтобы пересмотреть свои планы на будущее и создать подушку безопасности. Кроме того, повышение пенсионного возраста на два года происходит поэтапно – за 17 лет или по одному-два месяца повышения в год. В России реформа пройдет втрое быстрее.

Реформа стартовала без общественного обсуждения

Российскую реформу пенсионного возраста чиновники подготовили кулуарно и поставили депутатов Госдумы, профсоюзы и экспертное сообщество, а самое главное – будущих пенсионеров, перед фактом. Об альтернативных сценариях (например, Минтруда предлагало повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин или до 62 лет для мужчин и 60 лет для женщин) общественность могла узнать лишь от анонимных источников СМИ.

При этом против реформы выступают 92% граждан России, профсоюзы и все «системные» оппозиционные партии в Госдуме. Фактически обсуждение необходимости и параметров реформы началось уже после того, как правительство внесло законопроект в парламент.

Как правило, в других странах подобные реформы оказываются результатом длительной дискуссии и хрупкого консенсуса между заинтересованными сторонами. Немецкую реформу 2006 года предложило сформированное на выборах коалиционное правительство. Выборы президента Польши в 2015 году тоже стали площадкой для дискуссии о будущем пенсионной системы, а победивший на них Анджей Дуда решил, наоборот, снизить возраст пенсионеров.

Из-за отсутствия публичного обсуждения не ясно, были ли альтернативы у повышения пенсионного возраста в России. В 2013 году французский президент Франсуа Олланд, столкнувшись с протестами профсоюзов, был вынужден заменить задуманное повышение пенсионного возраста на постепенный рост налоговой нагрузки на работодателей. Сохранив в неприкосновенности пенсионный возраст в 62 года, французские власти все-таки нашли «теневой» способ оттянуть время выхода на отдых поколения 70-х годов – они увеличили стаж, необходимый для получения полной пенсии.

Повышение пенсионного возраста не решает проблему зависимости пожилых людей от государства

Кто, когда и сколько будет получать на пенсии, в России определяет только государство. Несмотря на то, что реформы в пенсионной системе продолжаются более полутора десятилетий, сформировать систему накопительной пенсии властям так и не удалось. Последняя попытка разделить страховую и накопительную пенсию, предпринятая в 2013 году, завершилась введением моратория на формирование накоплений уже год спустя. «Заморозка» накопительной пенсии (фактически эти деньги выплачиваются нынешним пенсионерам) продолжается уже четвертый год.

Во многих странах пенсионная система основывается на концепции нескольких «карманов», из которых формируется будущая пенсия. Например, в Великобритании помимо гарантированной государственной социальной выплаты пенсионер может рассчитывать на добавку к пенсии, исходя из размера последней зарплаты и выплаты по пенсионному вкладу, который он формирует самостоятельно. При этом в предпенсионном возрасте четверть вклада можно потратить по своему разумению, не дожидаясь начала выплат.

В США первые накопительные пенсионные фонды появились в конце XIX века, а с 1974 года действует специальное законодательство о добровольном пенсионном обеспечении. Крупные компании предлагают своим сотрудникам долгосрочные пенсионные планы (это считается одним из способов повышения лояльности сотрудников). Через несколько лет после выхода на пенсию вкладчик может снять всю сумму. Эта система действует параллельно с выплатами от государства.

Российские социальные реформы часто не доводятся до конца

[1]

Еще один повод отнестись с недоверием к нововведениям правительства – непоследовательность государственной социальной политики. С 2000 года российские власти проводят крупные реформы в этой сфере в среднем раз в четыре-пять лет. Лишь 10 лет просуществовал в России единый социальный налог (ЕСН), взимавшийся для финансирования пенсий и других социальных выплат и замененный в 2010 году выплатами страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. К 2018 году «социальная» нагрузка на работодателей выросла с 26% от фонда оплаты труда при ЕСН до 30% совокупных страховых взносов, а правительство время от времени возвращается к идее ЕСН и отказу от страховой модели социальной сферы.

В середине 2000-х годов по российским льготникам и пенсионерам больно ударила монетизация – перевод в денежную форму гарантированных федеральным правительством или регионами льгот (например, на бесплатный проезд или дорогостоящие лекарства). Противостояние между льготниками и чиновниками продолжалось несколько лет, и лишь благоприятная экономическая конъюнктура «нулевых» годов и частичная демонетизация льгот (например, транспортных – в некоторых регионах) позволили властям сохранить лицо.

Почти 15 лет – с 2004 года – власти пытались создать в России накопительную пенсионную систему. Реформа 2013 года привела к появлению «серых» негосударственных пенсионных фондов и мошенническим схемам перевода пенсионеров в НПФ.

Одновременно в 2015 году государство попыталось внедрить систему «пенсионных баллов» – индивидуальных пенсионных коэффициентов (их «стоимость» в пенсионных рублях перерассчитывается каждый год) для расчета страховой пенсии, но и она, судя по всему, проживет недолго. На фоне старта кампании по повышению пенсионного возраста социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о возможной отмене балльной системы. Не исключено, что похожая судьба может ждать и нынешний вариант «возрастной» реформы.

Российская пенсионная система не соответствует международным стандартам

Одновременно с проектом пенсионной реформы правительство внесло в Госдуму еще один документ – конвенцию Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения. Среди прочего она обязывает страны-участницы установить средний размер пенсии не менее 40% от среднего заработка по стране и не повышать пенсионный возраст выше 65 лет (или «такого старшего возраста, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране»).

МОТ приняла этот документ еще в 1952 году, с тех пор его ратифицировали 55 стран, в том числе большинство европейских государств, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия и Украина. До нынешнего времени у России не было возможности обеспечить минимальные стандарты, предусмотренные конвенцией. В апреле 2018 года средняя пенсия в России составила 13 317 рублей – лишь 30,5% от средней зарплаты (43 550 рублей). В европейских странах коэффициент замещения утраченного заработка (то есть отношение пенсии к зарплате) значительно выше 50%: в Нидерландах он равен 88%, в Германии – 70%, во Франции – 68%.

Читайте так же:  Сколько процентов налог в сша

Российское правительство решило добиться улучшения жизни пенсионеров самым простым путем – сократив число людей, имеющих право на пенсионные выплаты.

Путин меняет пенсионную реформу: снижение возраста для женщин и дополнительные льготы

Что случилось?

Президент России Владимир Путин в эфире всех федеральных телеканалов высказал свое мнение о пенсионной реформе, предложенной Правительством РФ 14 июня 2018 года. Глава государства отметил необходимость повышения пенсионного возраста, несмотря на недовольство общества этим шагом. Он привел целый ряд аргументов в отношении того, почему пенсионную реформу нельзя ни отменить, ни даже отложить. Но, самое главное, глава государства озвучил целый ряд предложений по смягчению и оптимизации реформы, предложенной чиновниками.

Смягчение условий пенсионной реформы от Путина

Первым делом Владимир Путин пояснил, почему все другие варианты финансирования выплаты пенсий, предложенные различными общественниками, партиями, профсоюзами и депутатами, являются неэффективными. Дело в том, что ни один из этих вариантов, в частности:

  • продажа всех зданий Пенсионного фонда России, которые оцениваются в 120 млрд рублей;
  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ до 20%, которая может дать около 75–120 млрд рублей в год;
  • обложение дополнительными налогами нефтегазовых компаний и топливно-энергетического комплекса —

не даст необходимого объема денежных средств. Ведь, по словам президента, потребность на выплату пенсий в России каждый день составляет 20 млрд рублей. Поэтому даже самые радикальные меры могут решить проблему только на считаные дни или месяцы.

В связи с этим Президент России Владимир Путин предложил принять пенсионную реформу, однако смягчить ее условия таким образом:

Предложения Владимира Путина будут оформлены в виде поправок к правительственному законопроекту и внесены в Госдуму в ближайшее время.

Цель повышения пенсионного возраста, по мнению Путина

Глава государства указал, что главной целью всей пенсионной реформы является «не просто сохранение уровня доходов пенсионеров, но обеспечение их устойчивого, опережающего роста». Как сообщил президент:

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7 процентов, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 тысяч 144 рубля.) В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

При этом механизм ежегодного увеличения пенсий также должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы.

Полный текст обращения Владимира Путина к гражданам уже доступен на сайте Кремля.

Европа снижает пенсионный возраст, но России она не указ

Италия вслед за Францией и Польшей показала Путину и Медведеву, как надо заботиться о людях в возрасте

В Италии снизили минимальный пенсионный возраст с 67 до 62 лет. Президент страны Серджо Матарелла подписал соответствующий закон, ранее принятый парламентом страны. На фоне происходящего в России это выглядит неожиданно.

Теперь итальянцам для выхода на пенсию необходимо, чтобы их возраст и трудовой стаж в сумме давали цифру 100. То есть, тем, кто хочет уйти на покой в 62 года необходимо проработать не менее 38 лет.

Еще одно революционное нововведение — базовый доход для малоимущих граждан. Одинокие безработные, живущие в съемном жилье, смогут рассчитывать на 780 евро ежемесячно. Семьи получат по 1180 евро.

Лидер партии «Лига» и вице-премьер Маттео Сальвини выполнил свое предвыборное обещание. «Я счастлив перейти от слов к делу. Это автострада, открытая для огромного числа итальянцев», — заявил политик, которого называют популистом.

Италия приняла эстафету снижения пенсионного возраста от Польши, в которой еще осенью 2017 года снизили пенсионный порог на 2 года для мужчин и сразу на 7 лет для женщин (драконовские 67 лет для обоих полов были введены там в 2012 году). В России об этом даже не слышали.

Ранее, с 62 лет до 60 был снижен пенсионный возраст во Франции. Хотя речь там шла лишь о некоторых категориях работников. Правительство Олланда выполнило предвыборное обещание «исправить несправедливость» допущенную правым правительством Саркози.

Таким образом, после реализации итальянской реформы впору говорить о наметившейся европейской тенденции на снижение пенсионного возраста и увеличение социальных гарантий труженикам. Людоедский капитализм отступает под напором интересов большинства.

А ведь именно на европейский опыт ссылалось правительство Дмитрия Медведева, обосновывая необходимость пенсионной реформы.

— В Италии прошли выборы, в результате которых была сформирована коалиция из парии «Лига» и движения «Пять звезд», — напомнил декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян. — Обе эти политические силы шли на выборы с очень популярной у населения программой, которая подразумевала улучшение социально-экономических условий жизни. В Италии действительно с этим проблемы. Речь, в частности, шла о понижении пенсионного возраста и введении базового дохода. Внутри страны почти все с этим согласны.

А вот в Евросоюзе эти меры столкнулись с противодействием. Долгое время ЕС накладывал вето на бюджет Италии, указывая на его недопустимый дефицит. На это Сальвини заявил, что ни один итальянец в беседах с ним не беспокоился, соответствует ли бюджет Италии ожиданиям Евросоюза, а вот вопрос снижения пенсионного возраста и введения базового дохода волновал всех. Это показатель происходящих изменений.

«СП»: — Можно ли говорить о европейской тенденции на снижение пенсионного возраста?

— Скорее, есть тенденция смены политических сил, которые были у власти после окончания холодной войны. Евробюрократов, которые осуществляли техническое управление и были далеки от чаяний населения, меняют новые политические фигуры. Они в большей степени ориентированы на суверенитет, а не глобализацию, на локальные интересы, на краткосрочный электоральный успех. А для этого им нужны ощутимые изменения в реальном уровне жизни населения.

По мнению директора Института свободы Федора Бирюкова, надежда на отказ или изменение российской пенсионной реформы может быть связана только с президентом.

Читайте так же:  Можно ли вернуть налог за детей

— Когда российское правительство принимает непопулярные законы, оно ссылается на европейский опыт большой давности. Поскольку идеологи нашей экономической доктрины до сих пор живут в архаичной матрице: Адам Смит против Карла Маркса. Большинство из них по взглядам на мир принадлежат к 19 веку, а самые прогрессивные может быть к 1990-м.

Разумеется, они апеллируют к самым ультралиберальным европейским рецептам, игнорируя другую альтернативу, за счет которой развивается социальная сфера той же Европы. Помимо приятной нашим министрам-капиталистам тотальной эксплуатации, которую они пытаются ввести на каждом шагу, существует популистская волна, которая проявляется каждые 25 лет и сегодня опять наступает ее время.

[3]

«СП»: — В устах наших чиновников «популизм» — почти ругательство…

— Популизм стоит понимать не как принято в российском политическом классе — как синоним безответственности, политического мошенничества, а как народничество, следование народным интересам. Если народ, бывает, ошибается, то вместе с ним ошибается и политический класс. Наш же политический класс предпочитает утверждать свою тотальную политическую правоту, а если что-то пошло не так, обвинять народ в неправильном мировоззрении, поведении, плохой работе

Поэтому тенденции новой европейской популистской волны сейчас коренным образом противостоят современному социально-экономическому курсу российского правительства. Причем речь идет не только о европейской оппозиции, но и о правящих партиях, которые пришли к власти на популистской волне. Это Италия, Венгрия, Австрия. В Германии и Франции популисты тоже занимают сильные позиции.

И когда наша политическая элита пытается делать дружественные шаги в отношении Запада в целом, она даже не понимает, что своими действиями она отталкивает даже пророссийских европейцев, так как они видят противоречия в социально-экономической реальности. Надеюсь, этот фактор заставит наших экономических менеджеров пересмотреть свою доктрину. Хотя здесь дело осложняется их личными корпоративными интересами, которые не согласуются с любыми популистскими мерами.

Увы, но для большинства этих менеджеров граждане, народ, инфраструктура и недра — это всего лишь инструменты для заработка, но никак не сфера ответственности и трудового подвига, как это должно быть в случае популизма. Поэтому, чтобы в России реализовалась здоровая популистская программа, нужна трансформация партийной системы. В парламенте должна появиться народная, социальная, демократическая, патриотическая по-настоящему популистская партия.

«СП»: — Станет ли теперь Италия, Европа примером для России? Сальвини выглядит как антипод бывшего премьера Берлускони, который, как мы знаем, богач и друг Путина. А ведь Путин лично поддержал нашу пенсионную реформу…

— Путин радикально противопоставлен своему окружению, правительству. Президент по своим взглядам органичный популист. Мы знаем, что иногда он называет себя единственно правильным русским националистом. Однажды, наступит момент, когда он назовет себя единственным российским популистом.

Путин действует в нашей политической элите как герой-одиночка. Он такой супергерой, который иногда надевает маску и решает все проблемы. Это настоящий ядрёный популизм, чего абсолютно не понимает наш политический класс. Что касается Берлускони, то он тоже популист, только старой закалки. Он правый, в то время как современные популисты совмещают левые и правые стратегии.

А вот экономист Владислав Жуковский не верит, что при существующей экономической модели возможны изменения в сторону смягчения пенсионной реформы.

— В любой нормальной стране, и в Италии, и во Франции, в Польше и даже в Китае, где другая модель экономики, прекрасно поняли, что автоматизация производства, внедрение новых управленческих и производственных технологий позволяют переходить от трудоемкого к капиталоемкому способу производства. Уходить от мотыг к машинам и роботам.

Соответственно, высвобождается рабочая сила, нет нужды находиться на работе весь рабочий день и всю рабочую неделю. С этими людьми надо что-то делать. Поэтому вопрос базового дохода поднимался в научных трудах как минимум с середины 20 века. Отчасти это касается и общей продолжительности трудовой деятельности, а значит, и пенсионного возраста.

«СП»: — У России свой особый путь?

— У нас правящий сырьевой капитал и партхозноменклатура, которая уже давно слилась с олигархами, понимают, что им это всё не нужно. Пока можно поддерживать заниженный уровень жизни населения в стране, пока экономика низко передельная, низко технологичная, не требующая инвестиций в человеческий капитал, можно обойтись эксплуатацией человека и природных ресурсов.

Мы все слышали слова одной депутатши из «Единой России», которая заявила, что было бы здорово, если бы старики вышли из зоны комфорта, не были бы эгоистами и потрудились бы еще 5−8 лет. Тогда государству не пришлось бы тратить средства Пенсионного фонда, выделять пособия То есть цивилизованный путь, связанный с технологиями нам не доступен.

Поэтому в России объем инвестиций с 1991 года упали на 48%. То есть вдвое. А в Китае вырос в 20 раз. У нас капитал компрадорский. Зачем вкладывать, если можно доить, иссушать экономику, выводить деньги в офшоры. Два триллиона долларов, которые вывезли из страны за последние 25 лет, это то, что не было вложено в экономику.

«СП»: — То есть повышение пенсионного возраста — это еще и инструмент компенсации за такую экономическую политику. И поэтому этот порог, по-вашему, не снизят?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— При этой общественно-экономической системе никакого понижения пенсионного возраста не будет. У нас аппетиты чиновничества неизмеримы с размером и эффективностью экономики и производительностью труда. При стагнирующей экономике единственный вариант им прокормиться — забирать больше из карманов населения. Поэтому и налоги будут повышать и пошлины, и тарифы будут только расти. У нас ведь не государство для народа, а народ для государства.

Источники


  1. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
Снижение пенсионного возраста в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here