Система налогов налоговая политика государства

Полезная юридическая информация по теме: "Система налогов налоговая политика государства" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
Читайте так же:  Налог на автомобиль по номеру машины

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы

Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.

С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:

  • Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
  • ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
  • ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
  • Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.

[1]

В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:

Читайте так же:  Заполнение налоговой декларации на вычет за лечение

Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Типы налоговой политики и их краткая характеристика

Главный субъект налоговой политики — государство. Методологиче­ским условием и предпосылкой выявления сущности налоговой поли­тики выступают налоговые отношения, а их основой — отношения меж­ду государством и хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками) по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

Первый тип — это политика максимальных налогов. Она осущест­вляется через налоговый механизм, который включает планирование на­логов, организацию взимания налогов, стимулирование взимания на­логов, налоговый контроль. При этом уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государствен­ных доходов. Определение предельной границы ставок налогов, пошлин, сборов зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. По оценке зарубежных ученых, предельная ставка составляет 50 %.

Рис. 4. Типы налоговой политики

Такая политика проводится государством в определенные момен­ты развития. Подобная политика имела место в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям: фискальному под­ходу к налогообложению; высокому уровню налогообложения; большому количеству налогов, сборов и пошлин; нестабильности налоговой систе­мы; сложности методики исчисления налогов; неоправданно широким правам налоговых органов; нечеткости законов в области налогообложе­ния; нечеткому разграничению полномочий между центральными, ре­гиональными и местными органами власти в области налогообложения; неурегулированности законодательно вопроса о налоговом контроле; от­сутствию четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.

Второй тип — это политика оптимальных налогов, которая спо­собствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечи­вая им благоприятный налоговый климат. Но максимальное выведение предпринимательства из-под налогообложения ведет к ограничению со­циальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются.

Тр е т и й т и п — это налоговая политика, предусматривающая до­вольно высокий уровень обложения, но при значительной государствен­ной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увели­чение различных социальных фондов.

Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма. При эффективной эко­номике названные типы налоговой политики, как правило, успешно со­четаются. Для Республики Беларусь характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

При разработке налоговой политики необходимо учитывать пози­ции всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремле­ние субъектов экономики к минимизации налогов, с другой — интере­сы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций.

Начиная с 1980-х гг. в связи со снижением доли государственного сек­тора в экономике развитых государств и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономи­ку в основном через снижение государственных расходов) налоговая по­литика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, кото­рое ложится на производителей и физических лиц, а путем расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широ­комасштабного и целенаправленного снижения налогов.

На нынешнем этапе развития государства основными задачами в про­цессе реализации налоговой политики являются:

? соответствие экономическим законам;

? налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыноч­ных реформ, и макроэкономическая стабилизация;

Читайте так же:  Пересмотр алиментов в твердой денежной

? определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста.

С точки зрения налоговой политики оптимальной будет такая систе­ма налогообложения, которая, соответствуя основным принципам нало­гообложения и мобилизуя необходимую сумму налоговых поступлений, обеспечивает минимальное избыточное налоговое бремя.

Налоговая система и налоговая политика государства;

Сущность и функции налогов.

Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налогов.

Налоги — это обязательные платежи, принудительные и безэквивалентные, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Социально — экономическая сущность налогов проявляется в функциях, которые они выполняют. Первая функция — стимулирующая: налоги воздействуют на общественное воспроизводство посредством поощрений, ограничений и контроля. Налоговые поступления позволяют государству решать социальные задачи, направлять финансовые средства на образование, здравоохранение, культуру и т. п. В этом случае реализуется вторая — социальная функция налогов.

Элементы налоговой системы.

Каждый налог содержит следующие элементы:

субъект налога (налогоплательщик) — физические или юридические лица;

объект налога — налогооблагаемая база, то, что подлежит налогообложению (доход, товар, капитал);

налоговая ставка, выраженная в процентах, доля налога в налогооблагаемой величине;

налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством. К числу налоговых льгот относятся необлагаемый минимум (наименьшая величина объекта, полностью освобожденная от налога) и инвестиционный налоговый кредит.

По объектам платежей различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и собственности физических и юридических лиц (прямая форма обложения). Косвенными налогами облагаются товары и услуги, они устанавливаются в виде надбавок к цене, тарифу (акцизы, фискальные монопольные налоги, таможенные пошлины).

Налоговые ставки могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными). Такое деление базируется на соотношении между ставкой налога и доходом (или другим объектом налогообложения):

• прогрессивная налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода;

• регрессивная налоговая ставка понижается по мере роста дохода;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

пропорциональная налоговая ставка остается неизменной, независимой от размеров дохода.

При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном — тяжелее ударяет по бедным.

Совокупность взимаемых государством налогов, платежей, а также формы и методы их построения образуют налоговую систему.

Каковы же должны быть границы налогообложения? В высокоразвитых странах сегодня широко используется следующий принцип налогообложения: ставки должны быть настолько высокими, чтобы предотвратить инфляцию, и в то же время такими низкими, чтобы стимулировать инвестиции, экономическую активность производителей. Ответить на вопрос о границах налогообложения попытался американский экономист А. Лаффер. Долгое время Лаффер считал налоговым оптимумом отметку в 50 %. Позднее он заявил, что размер налога должен варьироваться в зависимости от экономического и политического климата в стране.

Рисунок 15. Кривая Лаффера

Рисунок 15 иллюстрирует кривую Лаффера, где t — средний уровень налоговых ставок, Д — среднегодовой (долгосрочный) показатель объема налоговых поступлений. При t = 0, или 100% Д = 0. Точка А показывает налоговый оптимум, при котором налоговые поступления государства достигают максимума (Д2).

Задание на самостоятельную работу.Раскрыть понятия: Государственные финансы, государственный бюджет, федеральный бюджет , местный бюджет , дефицит государственного бюджета, государственный внутренний и внешний долг, бюджетно-финансовая политика, налог, налоговая ставка , кривая Лаффера, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги,местные налоги.

16. Кредитно-денежная (монетарная) политика

Основная задача кредитно-денежной (монетарной) политики — регулирование массы денег в обращении. Плавный рост или сокращение денежной массы стимулируют или снижают деловую активность. Например, уменьшение количества обращающихся денег ведет к росту процентной ставки за кредит. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиции, обостряет проблему занятости, приводит к уменьшению ВНП. Вместе с тем указанное изменение денежной массы приводит к сокращению темпов инфляции. Возможен, конечно, и обратный вариант. Государство должно выбирать тот путь воздействия на денежную систему, который обеспечит наибольший успех в выполнении задач, стоящих перед экономикой.

Денежная система

это форма организации денежного обращения. Она содержит следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды государственных денежных знаков; порядок выпуска (эмиссии) денег; регламентацию безналичного оборота, государственные органы по регулированию денежного оборота.

Денежное обращение состоит из движения наличных денег (в среднем в развитых странах это составляет около 20 % расчетов) и безналичного оборота (более 80 % расчетов: весь оптовый оборот и примерно половина розничного). Все деньги в современной экономике являются практически кредитными деньгами. Разменные монеты и казначейские билеты занимают в обращении малый удельный вес.

Кредитные деньги включают в себя:

1. Банкноты (банковские билеты) — главный элемент наличной денежной массы.

2. Чеки и кредитные карточки — это главное средство безналичных расчетов. Владелец чека хранит свои деньги в банке на текущем счете (депозите). Посредством чека он дает указание банку выплатить ту или иную сумму денег определенному лицу. Чек должен быть индоссирован (подписан на обратной стороне) лицом, получившим по нему наличные. Лицо, выписавшее чек, затем получает его погашенным в качестве квитанции, подтверждающей выполнение обязательств.

Преобладающая часть денежной массы представлена в виде остатков средств на текущих счетах в кредитных учреждениях (около 75 % в общем объеме денежного обращения).

[2]

Величина денежной массы или предложения денег (М mony — деньги), оценивается тремя основными показателями, называемыми денежные агрегаты: М0 , М1, М2, М3. Рассмотрим их. В узком смысле предложение денег, обозначаемое М и М1, состоит из двух элементов.

В М входят наличные деньги, т.е. металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении.

В М1 входят М , а также остатки средств на текущих счетах.

М2 и М3 — это деньги в широком смысле или «почти деньги».

Читайте так же:  Сколько лет стажа нужно для начисления пенсии

М2 равно М1 и сумме срочных и бесчековых сберегательных вкладов в коммерческих банках.

М3 включает М2 и крупные срочные вклады, которыми обычно владеют предприятия в форме депозитных сертификатов.

Современный банк — это финансовый институт, предлагающий широкий спектр услуг, относящихся прежде всего к кредитам, сбережениям и платежам, и выполняющий многообразные финансовые услуги в отношении любого экономического субъекта (рис. 16). Объем этих услуг достаточно большой. Так, в США насчитывается до 155 видов банковских услуг, а в Японии -174.

Рисунок 16. Функции современных банков

Во многих странах мира существует в основном двухуровневая банковская система: верхний уровень — Центральный банк, нижний — коммерческие банки.

Основные функции Центрального банка

:

— эмиссия (выпуск) банкнот;

— хранение государственных золото — валютных резервов;

— денежно-кредитное регулирование экономики;

контроль за деятельностью банковских учреждений. ЦБ лицензирует банковскую деятельность, ограничивает размеры кредитов, вкладов, определяет минимальный уровень уставного капитала и т.д.

Основные методы денежно-кредитной политики Центрального банка:

1. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка – это процент под который ЦБ кредитует коммерческие банки. Повышая ставку рефинансирования, Центральный банк побуждает коммерческие банки сократить заимствования у него. Это ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и к сокращению кредитных операций в стране. В случае понижения учетной ставки – будет поощряться кредитная экспансия.

2. операции на открытом рынке. Центральный банк по поручению правительства на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или корпоративных (с государственной гарантией) ценных бумаг среди официальных дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета или для других целей. Центральный банк, то покупая, то продавая государственные ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или продавать эти бумаги, а значит уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.

3. управление нормами обязательных резервов. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов предприятиям. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства, сокращение наличных денег в обращении, уменьшение инфляции. Напротив, снижение нормы резервов вызывает кредитную экспансию — предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными становятся новые инвестиции для предприятий. Это, в свою очередь, означает рост производства и снижение уровня безработицы.

Названные инструменты воздействуют на денежную массу, то сжимая ее, то расширяя, то удорожая кредит, то удешевляя его. Центральный банк, таким образом, регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а, в конечном счете, рост валового внутреннего продукта и уровень занятости населения.

Задание на самостоятельную работу.Раскрыть понятия: Кредитно-денежная (монетарная) политика государства, денежная система, денежные агрегаты, Центральный банк, норма обязательных резервов, учетная ставка процента.

Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации (стр. 1 из 4)

1. Налоги и налогообложение в Российской Федерации………………………..3

1.1. Понятие и сущность налогов…………………………………………………3

1.4. Принципы налогообложения……………………………………………….. 9

1.5. Методы налогообложения………………………………………………….. 10

2. Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации…….….. 11

2.1. Налоговая система и классификация налогов . ………………………….. 11

2.2. Налоговая политика государства ………………………………………….. 15

Список используемой литературы ……………………………………………… 21

По мере продвижения экономической системы нашей страны к рынку возник обширный спектр проблем в области управления общественным хозяйством. Переходные процессы оказались чрезвычайно сложными и неоднозначными. Идея о стихийном рынке как саморегулирующейся системе хозяйства оказалась ошибочной. Одним из главных инструментов регулирования экономических отношений является налоговая политика. Возник новый вид взаимоотношений между государством, физическими лицами и хозяйствующими субъектами, который осуществляется посредством налогообложения.

Государство не может существовать без взимания налогов, более того, налоги — это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение. В первую очередь, налоги — это важнейшая финансово-экономическая категория. По словам К.Маркса «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.4. — С.308).

В данной работе мы ставим своей задачей раскрыть структуру налоговой системы и налоговой политики Российской Федерации на сегодняшний день.

1. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.

1.1. Понятие и сущность налогов

В Налоговом Кодексе Российской Федерации дается определение налога как «Обязательного индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п.1 ст.8 НК РФ).

Налог основывается на следующих принципах:

— обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т.е. налогам присущ принудительный характер;

— индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

— безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;

— отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.

Отчисления производят главные участники экономического процесса, а именно физические лица, получающие доход, и юридические лица (хозяйствующие субъекты). На макроэкономическом уровне экономическое содержание налога – это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функции. На микроэкономическом – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного физическими и юридическими лицами. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»[8].

1.2. Функции налогов.

Сущность налогов проявляется через их функции. В настоящий момент экономистами однозначно признается существование только фискальной функции, а остальные являются предметом дискуссий. Мы рассмотрим вариант, когда экономистами признается существование трех функций: фискальной, экономической и контрольной.

Читайте так же:  Снт платит налог на землю

Фискальная функция обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Благодаря ее действию у государства формируется единый централизованный денежный фонд. С ее помощью происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме.

Фискальная функция налогов позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд следующих подфункций.

1. Налоговое регулирование – составная часть государственного регулирования. Оно признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста.

2. Распределительная подфункция реализуется при распределении и перераспределении ВВП путем введения новых и отмены старых налогов, изменения ставок, расширения или сокращения налоговой базы.

3. Стимулирующая подфункция дополняет регулирующую и проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности.

4. Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страховании населения.

5. Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п.

Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов – фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. А понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономике. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут, и возрастет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложения.

Сущность третьей функции налога – контрольной – состоит в количественном анализе налоговых поступлений и их сопоставлении с потребностями государства в финансовых ресурсах. Она реализуется специальными органами.

Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

[3]

1.3. Элементы налогов.

В законе о каждом налоге должна содержаться исчерпывающая информация. В пункте 1 ст. 17 НК РФ говорится, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». Данной статьей предусмотрено обязательное наличие следующих элементов налога:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Значение элементов налога очень важное, «если законодатель по какой-либо причине не установил и (или) не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев – уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом» [6].

Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов.

Налогоплательщик – это организация или физическое лицо, на которых законодательно возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст.19 НК РФ).

Объект налогообложения – это те действия, события или состояния, участие в которых переводит организацию или гражданина в разряд налогоплательщиков. Объект налогообложения законодательно определен по каждому существующему налогу.

Налоговая база – количественное понятие, которое представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения. Порядок определения налоговой базы по каждому виду налога устанавливается отдельно. Определение налоговой базы необходимо для исчисления налога, но сама по себе она не является обстоятельством, порождающим обязанность уплаты налога.

Налоговый период – период времени, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период не стоит путать с отчетным, который является сроком подведения итогов, составления и предоставления в налоговый орган отчетности.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п.1.ст.53 НК РФ). Ставки различают твердые (когда на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога) и процентные, которые устанавливаются в виде доли от объекта налогообложения. Процентные ставки делятся на три вида:

1. Пропорциональные (устанавливаются в виде единого фиксированного процента к объекту обложения независимо от его величины). В качестве примера можно привести налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%.

2. Прогрессивные (процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Регрессивные (процент уменьшается по мере роста облагаемой базы). Например, ставка единого социального налога (ЕСН) уменьшается, если налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превышает установленные пороги.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  2. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  3. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
  4. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
Система налогов налоговая политика государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here