Схемы уклонения от уплаты налогов

Полезная юридическая информация по теме: "Схемы уклонения от уплаты налогов" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Схемы уклонения от уплаты НДС

Второе: «однодневки» позволяют перенести налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства. Обычно это происходит путем включения посредника (перепродавца) между производителем и конечным продавцом. Эта схема характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость, когда производитель (или импортер) реализует продукцию «фирме-однодневке» с минимальной наценкой, исходя из которой и платит налоги. Далее «однодневка» реализует тот же товар лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям, но уже с существенной наценкой, что позволяет последнему значительно увеличить расходы и размер налоговых вычетов по НДС. Получается, что производитель и конечный продавец платят налоги по минимуму, а основная налоговая нагрузка приходится на «однодневку», налоги не уплачивающую.

Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) к вычету или возмещению из бюджета соответствующих сумм НДС.

Назначение счета-фактуры и его реквизиты законодательно закреплены в Налоговом Кодексе РФ. Счёт-фактура содержит в себе информацию о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, прочих показателях. На основании полученных счетов-фактур налогоплательщиком НДС формируется «Книга покупок», а на основании выданных счетов-фактур — «Книга продаж».

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом или доверенностью от имени организации. Печать не ставится.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Стоимость счета-фактуры, по сути, эквивалентна указанной в нем сумме налога на добавленную стоимость, что создает предпосылки для возникновения черного рынка счетов-фактур.

Пользуются услугами такого рынка налогоплательщики, имеющие обязательства по НДС, возникающие в результате реализации продукции, изготовленной с применением налогооблагаемого сырья и материалов. Такие налогоплательщики стремятся уменьшить свои налоговые обязательства перед государством путем увеличения предоставляемого вычета по НДС, указанному в ложном счете-фактуре. Доход налогоплательщика после уплаты НДС, таким образом, увеличится на сумму недоначисленного налога на добавленную стоимость за вычетом издержек на приобретение ложного счета-фактуры.

Предложение на рынке ложных счетов-фактур обеспечивают лица, чья деятельность заключается в производстве и сбыте фальшивых документов, либо налогоплательщики с отрицательной величиной обязательства по налогу на добавленную стоимость при плохо организованной системе возмещения отрицательных обязательств по НДС из государственного бюджета.

В настоящее время, Высший арбитражный суд (ВАС) лишил инспекторов одного из самых эффективных инструментов доначисления налогов — признания недействительными счетов-фактур. Прецедентом стало дело Муромского стрелочного завода с межрайонной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Владимирской области. Инспекция обвинила предприятие в необоснованных вычетах по НДС и налогу на прибыль, дело закончилось отказом в вычете по НДС на 1,14 миллиона рублей. Основой доказательной базы стало то, что счета-фактуры от двух контрагентов подписали неустановленные лица (в реестре юридических лиц их не было).

Первая инстанция поддержала чиновников, апелляция и кассация согласились с обоснованностью претензий только по НДС. Но у тройки судей ВАС другая позиция. Налоговики не оспаривали реальность операций с этими двумя контрагентами, отмечается в определении о передаче дела в президиум: поводом для отказа в вычетах стала недостоверность первичных документов.

Таким образом, было принято решение, что налоговым инспекторам нужно оценивать реальность операций, а не правильность оформления бумаг 3 .

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость» с 1 января 2010 года применяется норма, согласно которой ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование и их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

3. Реимпорт товаров (ложный экспорт).

Проблема лжеэкспорта не нова — проверкой налоговой честности экспортеров налоговые органы вынуждены были заняться практически сразу после того, как в Налоговом кодексе появилась статья, обязывающая возмещать из бюджета экспортерам налог на добавленную стоимость.

Источником возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг) являются суммы налога, уплаченные на всех этапах создания и перепродажи товара внутри страны. Поэтому теоретически проблем с возмещением НДС не должно возникать, возвращается то, что ранее было уплачено. Однако на практике налоговые органы физически не могут проконтролировать полную уплату НДС всеми предприятиями.

Рассмотрим две самые популярные схемы использования ложного экспорта:

1. Количество участников и степень разветвленности цепочек создания экспортных товаров или услуг ничем не ограничены. Среди них могут быть фирмы, имеющие льготы, показывающие прирост недоимки, либо зарегистрированные на подставных лиц «фирмы-однодневки», в которые с помощью трансфертного ценообразования переносится налогооблагаемая база, а деньги обналичиваются и легализуются с помощью подставных лиц или фиктивных контрактов. В результате к возмещению из бюджета регулярно предъявляются суммы, превышающие объем НДС, уплаченный на всех стадиях производства экспортируемого товара. Другими словами, государство возмещает экспортерам больше НДС, чем от них получает.

2. В некоторых случаях предприятия могут поставлять товары и услуги на экспорт, а затем, пользуясь слабостью таможенного и пограничного контроля в некоторых пограничных пунктах, реимпортировать ранее вывезенную продукцию. В этом случае налогоплательщик получает право на возмещение всей суммы НДС, уплаченной при изготовлении экспортируемого товара, но в то же время может избежать уплаты налога при обратном ввозе товара в страну путем его продажи на черном рынке либо через прямое уклонение от уплаты НДС при таможенном оформлении. Иногда экспортируемый товар вообще не покидает территории страны, что сводит проблему уклонения к скорейшему получению суммы возмещения .

Основные методы лжеэкспорта:

1) предоставление фиктивных документов об отправке товара на экспорт;

2) экспорт несуществующего товара;

3) аферы с использованием «фирм-однодневок».

4. Дробление бизнеса как способ ухода от уплаты налогов.

На практике достаточно распространенной схемой налоговой оптимизации является деление одной крупной организации, которая сама по себе не имеет возможности перейти на специальный налоговый режим в силу существующих ограничений и не может воспользоваться всеми соответствующими привилегиями, на несколько мелких организаций(например, путем проведения реорганизации в форме разделения (выделения) либо создания новых организаций вместо обособленных подразделений).

Читайте так же:  Платить законно установленные налоги и сборы

Возникшие дочерние предприятия создаются таким образом, чтобы соответствовать требованиям, которые установлены законом в отношении плательщиков ЕНВД или единого налога, уплачиваемого при применении УСН. После этого несколько формально самостоятельных организаций фактически продолжают свою деятельность как единое юридическое лицо, но используют при этом льготные режимы налогообложения 4 .

Головная же организация заключает с вновь организованными предприятиями агентские договоры на предоставление услуг.

Данная налоговая схема внешне выглядит законно, однако, в связи с несовершенством налогового законодательства подобные операции могут быть рассмотрены как уход от налогов.

В основном дробление используется организациями, ранее находившимися на специальных налоговых режимах, но впоследствии потерявших такую привилегию.

На первый взгляд все законно и правомерно. Но налоговые органы и здесь видят нарушения. На самом деле указанные операции по дроблению бизнеса не имеют деловой цели, поэтому налоговая выгода, возникающая у их организаторов, является неправомерной. Следовательно, участники данного механизма подвергаются серьезному риску доначисления «сэкономленных» сумм налогов, а также пени и штрафов за просрочку в их перечислении.

5. Некорректная квалификация типа сделки.

Подобный вид налогового правонарушения возможен в результате сговора сторон сделки, выражающемся в проведении множества сделок, уменьшающих общую величину налогового обязательства. Так, предприятие может поставить контрагенту продукцию по искусственно заниженной цене, а взамен получить кредит, который, возможно, никогда не будет погашен. В базу НДС тем временем включены только поступления от реализации товаров и услуг, но не полученные ссуды, из чего следует, что поставщик получает полную стоимость реализованной продукции, но его налоговые обязательства по НДС ниже, чем если бы оплата была произведена в полном объеме. В то же время заниженная величина кредита по налогу у покупателя может не оказать влияния на его финансовое положение, в случае если он освобожден от уплаты НДС или имеет большую сумму НДС к возмещению.

6. Использование операций с наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности («черный нал).

Налогоплательщик продает часть товара или оказывает какие-то услуги нелегально — не выставляя счетов. При этом объем продаж и уровень валового дохода занижается. Выручку налогоплательщик получает наличными. Используют данную схему чаще всего либо «независимые профессионалы» (типа нотариусов, врачей, адвокатов и т.д.), либо индивидуальные владельцы малых предприятий.

7. Бартер и трансфертное ценообразование.

Регулярное осуществление встречных торговых операций, и в частности бартер, может вызвать зачет обязательств по НДС для обеих сторон сделки, т.е. при одинаковом для обеих сторон объемов продаж, НДС на продажи будет равен НДС на реализацию. Налоговые преимущества использования бартерных сделок появляются при различных позициях контрагентов по уплате налога на добавленную стоимость. К примеру, одна сторона сделки может иметь превышение НДС к возмещению над НДС к уплате, а другая — иметь регулярные чистые обязательства по НДС перед налоговыми органами.

12 Октября 2014 Схемы уклонения от налогов, о которых налоговики хорошо знают

В распоряжении наших коллег из «ПНП» оказался документ одного из управлений ФНС с анализом схем, выявленных в ходе проверки компаний, применяющих УСН и ЕНВД. Документ посвящен посредническим схемам, а также схемам, выявленным в ходе проверки деятельности в рамках простого товарищества.

[1]

Схема с простым товариществом

В документе налоговики сетуют, что на практике продолжают иметь место уклонение от налогов путем заключения договора простого товарищества. Но описанная в документе ситуация характерна тем, что налогоплательщик не только заключил договор простого товарищества, но и внедрил схему дробления бизнеса (см. схему). Получив тем самым дополнительную налоговую экономию.

Заключение договора простого товарищества с целью сохранения права на ЕНВД

Одна из организаций, применяющих ЕНВД, осуществляла торговую деятельность в рамках договора простого товарищества. При этом участниками совместной деятельности выступали пять индивидуальных предпринимателей и два юрлица. Вкладом одной из компаний являлось имущественное право пользования недвижимостью, кассовые аппараты, трудовые ресурсы и право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией, основанное на лицензии. Вклад второго юрлица — право пользования товарным знаком. Остальные товарищи вложили в долевую собственность право аренды, деловые связи, профессиональные знания, навыки и умения по организации торгового процесса в сфере розничной торговли.

Однако согласно ответам, полученным проверяющими из инспекций по месту учета ИП, на имя данных налогоплательщиков не была зарегистрирована контрольно-кассовая техника, расчетные счета в банках не открывались. В то же время ККТ были зарегистрированы на одну из компаний, которая участвовала в совместной деятельности. Хотя арендаторами этих торговых площадей выступали спорные предприниматели.

В ходе контрольных мероприятий инспекция выяснила, что доходы от деятельности простого товарищества распределялись непропорционально стоимости вкладов (ст. 1048 ГК РФ, п. 3 ст. 278 НК РФ). Практически вся прибыль (99%) распределялась между предпринимателями. Хотя, согласно договору простого товарищества, реализация компанией алкогольной продукции, пива и сигарет является ее исключительным правом, а доходы от продажи являются ее исключительной собственностью. Но, тем не менее, предприятие получало наименьшую прибыль (менее 1%). При этом в одном из отчетных периодов прибыль компании была равна нулю. Соответственно вклад проверяемого налогоплательщика несоразмерен с величиной распределенного в его адрес дохода. К тому же в договоре не была определена стоимость вклада каждого участника. В таком случае в силу статьи 1042 ГК РФ вклады считаются равными.

Плохая налоговая история — отягчающее обстоятельство

Напомним, что прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, должна распределяться пропорционально стоимости вкладов, если иное не предусмотрено договором или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК РФ). Поэтому проверяющие указали, что соглашения об устранении одного из товарищей от участия в прибыли являются ничтожными. В результате сопоставления размера вклада с доходностью проверяющие сделали вывод об отсутствии в действиях компании действительной воли по достижению цели предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). А также собственно цели, указанной в договоре простого товарищества. При этом одним из условий признания субъекта плательщиком ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ) является осуществление им предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 07.06.06 № 03-11-04/3/283). Соответственно, если деятельность не направлена на систематическое получение прибыли, то и признание организации в качестве плательщика ЕНВД неправомерно.

Кроме того, контролеры указали на неправомерность распределения расходов по уплате арендных платежей ИП только в части арендуемых ими площадей. Поскольку из договора простого товарищества следует, что вклады считаются равными. Проверяющие обратили внимание и на следующее обстоятельство. Проверяемый налогоплательщик вносил в качестве вклада право пользования недвижимостью. А в тот же день товарищи — ИП брали это помещение в аренду. Получается, что компания передала простому товариществу имущественное право пользования несколькими частями одного помещения, в результате чего возник один объект торговли площадью более 150 кв.м (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При передаче объекта в аренду участникам — ИП происходило умышленное дробление площадей и как следствие возникло право на применение ЕНВД. На этом основании контролеры заявили о фиктивности договора простого товарищества.

Читайте так же:  Справка о получении алиментов образец

Инспекторы обнаружили, что проверяемый вмененщик уже участвовал в незаконных схемах с использованием простого товарищества. Ранее предприятие осуществляло деятельность как простое товарищество, объединяя 87 предпринимателей. По завершении совместной деятельности налогоплательщики снимались с учета в налоговых органах. К тому же бухгалтерскую и налоговую отчетность всех ИП составлял главный бухгалтер компании. При этом все предприниматели являлись взаимозависимыми лицами по отношению к обществу, поскольку состояли в штате компании. На этом основании контролеры указали, что участие предпринимателей в финансово-хозяйственной деятельности простого товарищества можно расценивать как второстепенное. Основным участником совместной деятельности было проверяемое предприятие, которое вело учет полученных доходов от деятельности простого товарищества. И ежемесячно выплачивало зарплату ИП — участникам в виде определенного процента от полученной прибыли.

Продажа товара через фиктивных посредников

В документе чиновники УФНС отмечают, что на практике уклонение от налогов с помощью схемы с фиктивным участием в деятельности дружественных предпринимателей происходит уже давно, просто ранее схемы не касались договоров простого товарищества. В качестве примера в документе приводится описание следующей схемы, выявленной при проверке.

Компания на общей системе занималась продажей автомобилей. Для реализации товара организация привлекала посредников. Перепродавцами выступали предприниматели на УСН. При этом упрощенцы приобретали автомобили с минимальной наценкой, а конечным покупателям товар реализовывался уже по рыночным ценам. Причем компания на ОСНО и перепродавцы являлись взаимозависимыми лицами. Полученная в результате перепродажи наценка облагалась единым налогом по ставке 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ) вместо 20 (п. 1 ст. 284 НК РФ). Кроме того, за счет продажи товара с минимальной наценкой компания на ОСНО минимизировала свои обязательства по НДС.

Как отмечают составители документа, в данном случае привлечение посредников было направлено на выведение части выручки, поступающей от конечных потребителей, из-под обложения налогами по общей системе. В ходе контрольных мероприятий фискалы обнаружили, что предприниматели являлись штатными сотрудниками организации на ОСНО. На этом основании контролеры заявили о том, что компания определяла основные направления деятельности ИП и являлась организатором схемы.

Граждане, которые являлись конечными покупателями товара, пояснили фискалам, что автомобили они приобретали не у предпринимателей, а напрямую у проверяемой компании. При этом договоры купли-продажи и приходные кассовые ордера были оформлены от имени общества. Хотя формально товар находился в собственности ИП. Основанием для возникновения права собственности выступали фиктивные договоры поставки автомобилей, заключенные между компанией и предпринимателями на УСН.

Налоговики отмечают, что, как правило, о создании видимости осуществления расчетов с покупателями через посредников свидетельствуют следующие факты:

— регистрация зависимых лиц чаще всего на сотрудников компании;

— оформление первичных документов с конечными покупателями от имени компании, минуя посредников;
— взаимозависимость лиц, участвующих в сделках, их подконтрольность организатору схемы;
— нарушение хронологии оформления фиктивного документооборота.

Пути противодействия практике использования схем уклонения от уплаты налогов

Если рассматривать эти способы уклонения как единый комплекс, то он покрывает, причем с многократным дублированием, все основные сферы деятельности фирмы. Если уйти от налогообложения не удастся с помощью одного способа, то можно прибегнуть ко второму, третьему, четвертому…

Традиционный путь снижения уклонения от налогов состоит в совершенствовании законодательства и ужесточении контроля за его соблюдением. Однако, как уже сказано, на каждую меру государства недобросовестный налогоплательщик быстро находит ответную. Принципиального же улучшения не происходит.

Поэтому в последние годы экономисты-теоретики все больше возлагают надежды на институциональные методы борьбы с уклонением от налогов. Институциональные методы снижения уклонения от налогов нацелены на создание в обществе таких условий деятельности субъектов экономики, когда сокрытие объектов налогообложения будет коммерчески невыгодно фирме, или же фирма будет прямо заинтересована платить налоги в силу каких-либо связанных с репутацией честного плательщика преимуществ.

В настоящее время поиск институциональных методов борьбы с уклонением ведется весьма активно в целом ряде стран, включая Россию. В то же время целостная теория (и соответственно — классификация) этих методов еще не сложилась. Институциональные методы идут от практики, во многом они фрагментарны. Тем не менее, можно назвать следующие направления, где успех уже наметился:

ѕ создание условий, стимулирующих контроль одних субъектов экономических отношений за уплатой налогов другими субъектами;

ѕ увеличение роли муниципальных налогов;

[3]

ѕ создание коммерческих льгот для фирм с хорошей налоговой репутацией;

ѕ повышение налоговой культуры.

Приведем наиболее значимые примеры каждого их названных вариантов Волкова Т. В Кремле состоялось обсуждение стратегии и тактики налоговой политики // Налоги, 2005, №7. С. 91..

1. В последние два-три года в России широкое распространение приобрел потребительский кредит. Россияне впервые получили возможность жить по привычной для развитых стран схеме — пользоваться благами сейчас, заплатить же за них можно позже. Однако обязательным условием любого кредита выступает платежеспособность заемщика. Для работающих людей в качестве подтверждения платежеспособности выступает их заработная плата, причем заработная плата официальная, которую можно подтвердить соответствующей справкой с места работы.

С развитием потребительского кредитования работник из пассивного участника махинаций работодателя по уклонению от налогов превращается в добровольного контролера предприятия, на котором работает. Действительно, до тех пор, пока занятый не нуждается в получении кредита, он спокойно соглашается на выплату значительной части зарплаты неофициально, «в конверте», фактически пособничая уклонению от налогов. Но как только ему понадобился кредит, возникает заинтересованность в проведении всей суммы заработной платы «по белому». Например, ЗАО «Воронежская комиссионная площадка грузовых автомобилей» предлагает воспользоваться услугами филиала «Воронежское региональное управление» (г. Воронеж) АКБ «Московский индустриальный банк» и оформить кредит на недостающую сумму. Максимальная сумма кредита рассчитывается исходя из среднемесячного дохода за последние шесть месяцев за вычетом всех обязательных платежей.

К выполнению подобной контрольной функции за уплатой налогов работодателем подталкивает работника и другой механизм. Заработная плата работника выступает объектом для исчисления взносов на пенсионное страхование. Несмотря на то, что взносы вносятся сейчас, а пенсия будет выплачиваться через десятки лет, работник уже задумывается о своем будущем. Немногие могут похвастаться накопленной суммой на безбедную старость. Поэтому государство выступает гарантом обеспеченной жизни в преклонном возрасте.

Взносы на пенсионное страхование начисляются на те доходы сотрудников, которые облагаются единым социальным налогом. То есть, укрывая объект обложения от единого социального налога, организация тем самым сокращает сумму для исчисления взносов в пенсионный фонд своих занятых и уменьшает размер их будущей пенсии.

Взносы по пенсионному страхованию уменьшают сумму единого социального налога, которая перечисляется в федеральный бюджет, что также может послужить причиной указания всей суммы заработной платы «по белому» уже по инициативе самой фирмы.

Совершенно очевидно, что расширение потребительского кредита и создание накопительной системы пенсионного обеспечения в перспективе создадут мощное институциональное давление на фирмы в направлении отказа от «черных» схем оплаты труда.

Видео удалено.
Читайте так же:  Прибавка к пенсии 3 группа инвалидности
Видео (кликните для воспроизведения).

Другой пример перспективных форм «самоконтроля» в сфере трудовых отношений — установление реалистического уровня минимальной оплаты труда. Когда МРОТ из условной, заведомо заниженной величины превратится в показатель, отражающий реальную стоимость жизни, указывать в ведомостях заниженные цифры зарплаты (и не платить налоги) станет невозможным.

Кроме заинтересованных в полной уплате налогов лиц внутри предприятия существуют также и внешние «контролеры» — потенциальные инвесторы.

В настоящее время для России актуальным способом привлечения инвестора является вариант создания совместного предприятия в виде акционерного общества с участием российской стороны (реципиента) и зарубежного партнера (инвестора). В этом случае инициатива, как правило, исходит от реципиента, который пытается заинтересовать потенциального инвестора.

Успех принятия инвестиционного проекта существенным образом зависит от степени удовлетворения требований зарубежного инвестора. В данном случае этапу разработки проекта может предшествовать стадия подготовки инвестиционных предложений (или инвестиционного меморандума). В этот документ включаются подробные сведения о реципиенте, результатах его деятельности в прошлом, характере выпускаемой продукции, стратегии и тактике поведения на рынке и ряд других данных.

Анализ инвестиционного проекта касается коммерческой, технической, финансовой, экономической и институциональной выполнимости проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Важно также представить в финансовом разделе правдивую финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Поэтому фирма-реципиент для привлечения инвестора именно к своему проекту не должна занижать показатели, указываемые в налоговой отчетности; у нее возникает стимул полностью указывать реальную прибыль.

Пример известных российских компаний («Вимм-Билль-Данн», «Вымпелком» и др.), пошедших ради иностранных инвестиций на перевод своего бизнеса преимущественно в «белую» экономику, говорит о значительной силе инвестиционного стимула.

При ведении дел с иностранными предприятиями репутация фирм является немаловажным фактором успеха не только в инвестиционном бизнесе, но и при других видах долговременных взаимоотношений. В целом ряде случаев контракты не будут заключены, если у фирмы плохое реноме. Например, часто репутация оказывает влияние на шансы компании стать поставщиком комплектующих изделий для крупной транснациональной корпорации. В связи с поддержанием авторитета компании даже офшорная деятельность претерпела изменения. В настоящее время вместо офшорных компаний принято открывать «оншорные» фирмы, то есть компании, зарегистрированные в зоне с безупречной налоговой репутацией.

2 . В последнее время усилилась централизация в бюджетной системе России. Для стимулирования фирмы к уплате налогов, напротив, необходимо сблизить место уплаты налогов с местом их использования, то есть увеличить долю муниципальных финансов в федеральном бюджете, а также публиковать отчет о целевом использовании полученных доходов. Например, если некий район страдает от катастрофического состояния дорог, местные фирмы обычно с бoльшим пониманием относятся к необходимости платить налоги, нацеленные на улучшение транспортной инфраструктуры, которой сами регулярно пользуются, чем к выплате средств в федеральный бюджет.

Расходы, на которые у муниципалитетов не хватает средств, можно переложить на предприятия и поставить во взаимосвязь улучшение социальной среды и уровень налогообложения. Показатель стабильности можно определять по проценту заболеваний, по степени криминализации, по уровню образования, состоянию социальной сферы и т.д Велетминский И. Бизнесу — офшоры, гражданам — конверты. // Российская газета, 7 декабря 2005. С. 7..

  • 3. Разделение плательщиков на недобросовестных и добросовестных и создание для последних благоприятных условий составляет в последнее десятилетие один из лейтмотивов взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками многих стран. В России эксперименты этого рода проводятся, в частности, в сфере таможенных отношений. Фирмы с отличной репутацией получают право пользования «зеленым коридором», т.е. право быстрой и беспрепятственной «растаможки». Коммерческие выгоды от ускорения прохождения таможни в этом случае часто превышают выгоды, которые принесли бы попытки незаконным образом снизить размер ввозных пошлин (например, с помощью занижения стоимости товара). Поэтому в ряде случаев инициаторами подобных схем отношений (добросовестная уплата налогов в обмен на льготный административный порядок) выступают сами фирмы.
  • 4. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов (как часть политической культуры) и знания своих прав и обязанностей по их уплате (как часть правовой культуры).

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации — телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие высшие органы власти.

Работники налоговых органов со своей стороны должны понимать, что налогоплательщик является партнером государства, и именно на деньги налогоплательщика оно осуществляет свою политику и содержит социальную сферу. Работникам налоговых органов следует с уважением относиться к проблемам добросовестных налогоплательщиков. А наиболее крупные добросовестные налогоплательщики, вероятно, заслуживают и особого льготного статуса.

Наказание за уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица

Граждане РФ часто платят различные налоги, даже не замечая этого, например, НДФЛ, который перечисляет работодатель, или различные госпошлины. Некоторые сборы приходится платить, самостоятельно обращаясь в ФНС. Но уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица преследуется по закону, а значит, нельзя нарушать эту процедуру.

Особенности уклонения от уплаты налогов или сборов с физического лица

Все физические лица, являющиеся налогоплательщиками, должны выполнять свои обязанности и перечислять налоги, сборы и т. д. За невыполнение данной обязанности гражданин будет привлечен к ответственности. Эта законодательная норма действует практически во всех странах, включая Россия, Беларусь, Германию, Украину и т. д.

Налог – это индивидуальный платеж, взимаемый государством с физических лиц и организаций. Существует немало разновидностей налогов, но самыми известными являются налог на доход с физ. лиц, единый социальный доход и т. д. Помимо налогов, физические лица обязаны оплачивать так называемые сборы. Это может быть госпошлина, оплата различных лицензий и т. д.

Когда речь заходит об уплате налогов, физические лица должны самостоятельно подавать декларации в ФНС по месту жительства. Например, если человек получил налогооблагаемую прибыль от продажи имущества. Декларация – это официальный документ, включающий все необходимую информацию о доходах лица, расчеты и итоговую сумму к оплате.

Если плательщик уклоняется от своей обязанности, скрывая доход или не представляя нужные документы вовремя, его привлекают к ответственности. Чаще всего это пеня и штрафные санкции.

Состав преступления

Если налогоплательщика привлекают к уголовной ответственности, то его ожидает наказание на основании ст. 198 УК РФ. Состав преступления, согласно данной статье, заключается в следующем:
  • Объект деяния – государство, а предмет – налоги и сборы, которые субъект не перечисляет в бюджет.
  • Субъективная сторона заключается в наличии у преступника прямого умысла или совершении преступления по неосторожности.
  • Субъект налогового преступления – гражданин РФ (или иностранец), достигший 16 лет. К ответственности могут привлекать несовершеннолетних лиц, так по закону с 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью. А значит, появляется обязанность по уплате налогов и сборов. Иностранных граждан привлекают только тогда, когда они получают прибыль в России. К примеру, при продаже недвижимости, расположенной на территории РФ.
Читайте так же:  Расчет налога на прибыль в бюджет

Преступление, квалифицируемое по ст. 198 УК РФ, считается оконченным момента неуплаты налога за указанный период. Но нарушитель может избежать привлечения к ответственности. Например, плательщик предоставил декларацию с заведомо ложными сведениями. Он может отказаться от совершения деяния и внести необходимые правки в документ до истечения срока, предоставленного для оплаты, и внести нужную сумму. Тогда по факту преступление не совершится, а значит, и наказания можно избежать.

На степень наказания налогоплательщика влияет наличие умысла при совершении преступления. Так как нарушение может быть осуществлено по неосторожности, при квалификации деяния для исключения вины учитываются следующие обстоятельства:

  1. Деяние совершено вследствие стихийного бедствия, ЧП и т. д.
  2. К неуплате налогов привело болезненное состояние физ. лица.
  3. К совершению преступления привело следование плательщиком инструкций недобросовестных должностных лиц.

Если хоть один из этих фактов будет доказан, налогоплательщик не будет привлечен к ответственности. В случае когда нарушение оплаты произошло из-за личных обстоятельств лица, суд может пойти навстречу и снизить размер штрафа вдвое. Но если физ. лицо повторит деяние, сумму взыскания увеличат на 100%.

Способы уклонений

Для того чтобы уклониться от уплаты налогов и сборов, граждане используют различные методы и схемы. Но чаще всего преступление совершается с помощью таких способов:
  • непредставление налоговой декларации;
  • незаконное использование льгот;
  • игнорирование обязанности по постановке на учет;
  • представление налоговой инспекции неправдивых сведений.

Последний пункт включает много разнообразных схем. Например, сокрытие реального дохода в налоговой декларации. Если говорить об организации как о плательщике, то данные способы уклонения от оплаты используют должностные лица.

Каким образом происходит расследование

Чтобы привлечь гражданина за такое правонарушение, необходим доказать факт его совершения. Для этого используется немало методов. Но когда речь заходит о реальном расследовании налогового преступления, специалисты в первую очередь стараются изучить все имеющиеся документы. Если дело касается сокрытия доходов от продажи имущества, подаются запросы в соответствующие инстанции, и т. д.

Какое наказание предусмотрено

За преступление в сфере налогообложения уклониста ожидает несколько видов наказания. Небольшой проступок может повлечь за собой наказание согласно Налоговому кодексу:
  • Статья 119 НК РФ. Используется при непредставлении налоговой декларации. Размер штрафа составляет 5% от суммы долга, но не менее 1 тыс. рублей.
  • Статья 122 НК РФ. Применяется, когда плательщик неправильно указал сумму налога. Если ошибка сделана неумышленно, то размер штрафа составит 20%. При умышленном занижении налоговой базы с физ. лиц будет взыскано 40% от суммы.

Справка: помимо этого, плательщик может быть привлечен к административной ответственности. Согласно ст. 15.5 КоАП за непредставление налоговой декларации нарушителю назначается административный штраф в размере не более 500 рублей.

Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает только тогда, когда неуплата фиксируется в крупном или особо крупном размере. Ответственность по статье 198 УК РФ для физ. лица заключается в следующем:

  1. При уклонении от уплаты крупной суммы налога, размер штрафа составит 300 тыс. рублей. А срок тюремного заключения – 1 год.
  2. За уклонение от уплаты налога в особо крупном размере штраф составит полмиллиона рублей. Лишить свободы злоумышленника могут на 3 года.

Тюремное заключение в качестве меры наказания используется в данном случае крайне редко. Чаще всего суд назначает большую сумму штрафа. Если же деяние лица имеет отягчающие признаки в виде умысла и повторений, то ему могут дать условный срок. Это связано с тем, что лишение свободы плательщика не гарантирует оплату всех штрафов и пеней.

У налоговых нарушений, как и у других преступлений, есть свой срок давности. По закону он составляет 3 года. Но сотрудники налоговой инспекции уполномочены приостанавливать этот срок для привлечения нарушителя к ответственности. Для этого необходимо лишь составить специальный акт (его форма установлена законодательством).

Уклоняться от обязанности платить налоги – значит нарушать закон. Рано или поздно придется нести ответственность за свои деяния. Тюрьма за это грозит в крайних случаях, но штрафы большие. Поэтому лучше не нужно испытывать судьбу и пытаться обмануть сотрудников налоговой инспекции.

Методы выявления фактов уклонения от уплаты налогов

В качестве самого эффективного способа борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов налоговые органы применяют так называемые налоговые расследования, в которые фактически превратились камеральные и выездные проверки. По их результатам налоговой инспектор должен обнаружить схему, используемую организацией с целью оптимизации своих налогов.

В первую очередь налоговые органы стремятся выявить фиктивных контрагентов.

Для этого проводится встречная проверка контрагентов: выясняется, зарегистрирован и поставлен ли на налоговый учет субподрядчик или поставщик, представляет ли он в налоговый орган отчетность, отразил ли он у себя выручку от генподрядчика, есть ли у него лицензия на проведение строительно-монтажных работ, открыты ли у него счета в банке. В настоящее время может проводиться почерковедческая экспертиза с целью подтверждения фиктивности исследуемых документов.

Налоговые проверки могут осуществляться и на основании жалоб работающих или уволенных сотрудников организации, в которых упоминаются факты выплаты «серой» заработной платы или нарушения трудового законодательства.

Во время налоговой проверки налоговые инспекторы проводят опросы работающих сотрудников с целью выявления реального положения дел в организации.

Кроме того, налоговыми органами осуществляется опрос сотрудников заказчика или генподрядчика с целью выяснения следующих вопросов: какой материал и где покупался, кто фактически выполнял работу, кто привозил груз, предоставлял технику; адреса, телефоны контрагентов, данные о материалах, их ценах, маршрут следования и номера машин, местонахождение складов и т.д.

Особое внимание налоговые органы обращают на так называемые альтернативные формы расчетов: векселя, взаимозачеты, бартер, уступка права требования. Особенно подозрительна для налоговых инспекторов ситуация, при которой организация покупает у какой-либо организации вексель (либо по договору займа получает деньги) и одновременно заключает с ней договор подряда или поставки, причем на ту же сумму, по которой приобретается вексель. Налоговых инспекторов в данном случае интересует, не провела ли организация зачет задолженностей, избежав тем самым использования ККТ. Они могут сделать вывод, что сделка по приобретению векселя притворна и совершена с целью прикрыть другую сделку по оплате подрядных работ (полученных товаров).

Читайте так же:  Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку

Борьба налоговых органов с «фирмами-однодневками» начинается на стадии их государственной регистрации. Так, при проверке документов сотрудник отдела государственной регистрации ИФНС России должен вынести решение об отказе в государственной регистрации организации при выявлении:

— совпадений адреса государственной регистрации многих организаций и наличии у регистрирующего органа заявления (письма) собственника такого адреса регистрации о недопущении регистрации юридического лица без его письменного согласия;

— недостоверности нотариальных действий при заверении заявлений на государственную регистрацию;

— недостоверности платежных документов при государственной регистрации юридического лица.

Одновременно с принятием решения об отказе в государственной регистрации сотрудник налогового органа, ответственный за проведение контрольных мероприятий, готовит документы для возбуждения дела об административном правонарушении.

Следующий этап — проверка личности руководителя организации. Если при вводе сведений с заявления о государственной регистрации в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц обнаруживается, что руководитель вновь регистрируемой организации является таковым в ряде уже созданных юридических лиц, документы передаются для проведения последующих контрольных мероприятий и возможной дисквалификации этого руководителя.

Если же, несмотря на предыдущие этапы контроля, организацию, имеющую признаки «фирмы-однодневки», все же пришлось зарегистрировать, то она попадает в специальную базу данных «Однодневка». За организациями, включенными в данный список, устанавливается специальный контроль. Так, отдел государственной регистрации и учета налогоплательщиков налогового органа проводит осмотр (обследование) помещения по адресу (местонахождению) юридического лица, приведенного в учредительных документах, чтобы установить, действительно ли организация находится по вышеуказанному адресу.

Так как «фирма-однодневка» — только инструмент, то задача налоговых инспекторов состоит в том, чтобы пройти по всей цепочке контрагентов и установить реальный источник денежных средств. Как правило, это действующая организация, которая уплачивает налоги, но использует «фирмы-однодневки», чтобы не платить НДС (или незаконно возмещать его из бюджета) и налог на прибыль.

Для выявления бенефициаров разработаны методики по установлению маршрута движения денежных средств через «фирмы-однодневки», по которым выявляются организации, перечисляющие или получающие денежные средства от организаций, имеющих признаки «фирм-однодневок».

Организации, связанные с «фирмами-однодневками», попадают в план проверок налогоплательщиков. Существуют три этапа выявления «однодневок»:

— запрашивается в банке информация об операциях по расчетному счету организации, сдающей нулевую отчетность (или вовсе не сдающей отчетность) и называемой «фирмой-однодневкой»;

— отбираются организации, перечислившие или получившие от «фирмы-однодневки» за период существования ее расчетного счета сумму от 10 млн руб. и более;

— запрашивается справка (выписка) банка по счетам организаций, отобранных на предыдущем этапе, — крупных контрагентов «фирмы-однодневки». То же осуществляется и в части взаимоотношений каждой последующей организации, выявляемой налоговым органом по цепочке контрагентов, пока не будет определена организация — владелец средств, прошедших через расчетный счет «фирмы-однодневки».

Такая организация устанавливается по следующим признакам: она имеет собственное имущество, собственные денежные средства, нанимает персонал, ведет реальную хозяйственную деятельность, имеет значительные обороты, регулярно сдает налоговую отчетность, хотя и уплачивает налоги в минимальном размере, снижая свои налоговые обязательства путем увеличения расходов через фиктивные договоры.

При проверке анализируются также налоги, которые исчисляет данная организация, при этом особое внимание уделяется НДС (какие суммы начислены в бюджет, а какие — возмещены), выручке (форма N 2 бухгалтерской отчетности), финансовому результату деятельности (прибыль, незначительная прибыль, убыток), заявленным льготам, убыткам предыдущего налогового периода, уменьшающим базу текущего периода.

В отношении контрагентов «фирмы-однодневки» недостающие сведения запрашиваются по встречной проверке. Результаты исследования, на основании которого налоговый орган делает вывод о наличии схемы ухода от налогообложения, оформляются в виде блок-схемы (по каждой цепочке отдельно); схема передается налоговым инспекторам, которые будут проводить выездную проверку.

В этой блок-схеме по каждому перечислению денежных средств между участвующими в схеме организациями указываются основание платежа (например, возврат займа, взнос в уставный капитал, оплата товаров, услуг) и приводятся следующие признаки этих организаций:

— «организатор схемы» (присваивается источнику денежных средств);

— «звено цепочки» (присваивается вспомогательным организациям — посредникам в цепочке движения денег от источника к «фирме-однодневке»);

Организация, которую на основании совокупности признаков налоговые инспекторы сочтут «организатором схемы», будет включена в план выездных налоговых проверок.

Налоговые органы обращают особое внимание на «фирмы-однодневки» ввиду того, что они играют ведущую роль в схемах уклонения от уплаты налогов. Отличительными особенностями подобных схем, как правило, являются наличие цепочки гражданско-правовых сделок между легальной организацией и «фирмой-однодневкой» и оформление документов по таким сделкам чисто формального характера, при этом отсутствует реальное движение товара или оказания услуги.

Выделяются основные виды таких схем:

1) с использованием фиктивных посреднических отношений. Смысл данной схемы заключается в том, чтобы у легально действующих организаций налоговая база была минимальной, в то время как основные долги перед бюджетом «вешались» бы на баланс реально не существующих организаций. Гражданско-правовые отношения оформляются агентским договором, договором комиссии или договором простого товарищества;

2) с искусственным занижением налога на прибыль и НДС. Это делается посредством отнесения легально действующим налогоплательщиком в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов, «осуществленных» в отношении «фирмы-однодневки». Аналогичная ситуация возникает и с уплатой НДС;

3) с отчуждением долей (вкладов) организации третьим лицам. Это делается прежде всего по результатам проведенных налоговым органом контрольных мероприятий, когда сумма начисленных налогов значительна. При таких налоговых обязательствах владельцу организации намного выгоднее «продать» ее посредством изменения состава учредителей и смены руководителя;

4) необоснованное возмещение НДС. В основе этой схемы лежит правило: обязанность перечисления продавцом полученной суммы НДС в бюджет не является одним из условий для возврата экспортеру этой суммы. Этим активно пользуются индивидуальные предприниматели, устраивающие длинные цепочки подставных посреднических «фирм-однодневок», получающих НДС в составе цены товара.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 862 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Схемы уклонения от уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here