Решение налоговой проверки вступает в силу

Полезная юридическая информация по теме: "Решение налоговой проверки вступает в силу" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Срок принятия решения по результатам налоговой проверки

«Право и экономика», 2009, N 6

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен в ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения установленного п. 6 ст. 100 НК РФ срока. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В п. 6 ст. 100 НК РФ указано, что налогоплательщик в течение 15 дней после получения акта налоговой проверки вправе представить свои возражения по акту в целом или в части. Это означает, что по общему правилу через 25 дней после вручения проверяемому лицу акта налоговой проверки налоговый орган должен принять решение о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении).

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа вправе вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в законе не установлен. По-видимому, разбирательство дела откладывается на срок, необходимый для надлежащего извещения лица, участие которого необходимо для рассмотрения дела.

Кроме того, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть перенесено ввиду необходимости проведения дополнительных мероприятий налоговой контроля на срок не более чем на 1 месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ). Как видно, 1 месяц — это предельный срок, в течение которого могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.

Должен ли налоговый орган принять решение именно в день рассмотрения материалов налоговой проверки? Должен ли налоговый орган изготовить принятое решение в день рассмотрения материалов налоговой проверки или можно это сделать в другой день? Какие правовые последствия повлечет изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки? Будет ли данное обстоятельство являться существенным нарушением процедуры?

Пример. Судом установлено, что телефонограммой от 5 марта 2008 г. N 13-31/01018-35 налоговый орган вызвал заявителя на рассмотрение материалов налоговой проверки на 11 марта 2008 г.

11 марта 2008 г. состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений заявителя в его присутствие, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом от 11 марта 2008 г. N 2.17-06/39. Следовательно, как обоснованно указано в кассационной жалобе, инспекцией была обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и была обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, поскольку рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялось в присутствии предпринимателя.

То обстоятельство, что решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено 19 марта 2008 г., а не 11 марта 2008 г. — в день рассмотрения материалов проверки — не свидетельствует о том, что 19 марта 2008 г. еще раз состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки. Каких-либо дополнительных документов для обоснования своих возражений налогоплательщиком предъявлено не было, факты, свидетельствующие о принятии налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в материалах дела отсутствуют.

Судом не учтено, что НК РФ не установлен срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки. Вместе с тем НК РФ содержит срок, в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки — в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки на представление письменных возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100 НК РФ). Нарушений инспекцией указанного срока судом не установлено.

Исходя из изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что налоговым органом не было допущено нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 февраля 2009 г. по делу N А65-11146/2008).

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что само по себе наличие другой даты в решении не означает, что налоговый орган повторно рассматривал материалы налоговой проверки, поэтому данный факт не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Аналогичные выводы были сделаны при рассмотрении другого спора.

Пример. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.

Как видно из материалов дела, акт камеральной проверки от 26 ноября 2007 г. N 3827/11-10/09562 получен представителем общества (генеральным директором) 3 декабря 2007 г. В этом акте указано, что рассмотрение материалов проверки назначено на 25 декабря 2007 г. на 10 часов 00 минут, о чем общество уведомлено (т. 3, л. д. 70).

Из протокола рассмотрения материалов проверки от 25 декабря 2007 г. следует, что перед рассмотрением материалов проверки установлен факт неявки представителя общества. Поскольку у налогового органа имелись сведения о надлежащем уведомлении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то рассмотрение материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений произведено 25 декабря 2007 г.

Вывод суда о том, что протокол от 25 декабря 2007 г. не содержит сведений о рассмотрении возражений, представленных обществом, не основан на доказательствах и опровергается текстом этого протокола (т. 3, л. д. 142).

То обстоятельство, что спорное решение датировано 15 января 2008 г, свидетельствует об его изготовлении в этот день, а не об иной дате рассмотрения материалов налоговой проверки. Доказательства отложения рассмотрения материалов проверки на 15 января 2008 г. в деле отсутствуют и сторонами не представлены. Поэтому вывод суда о том, что 25 декабря 2007 г. рассмотрение материалов проверки было отложено налоговой инспекцией на 15 января 2008 г., не соответствует обстоятельствам дела и подлежит дополнительному исследованию (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 октября 2008 г. N Ф08-5887/2008).

Возникшая проблема стала основанием для обращения в ВАС РФ. Нужно отметить, что дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ по заявлению налогового органа, так как судьи апелляционного и окружного арбитражного судов пришли к выводу, что изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, является существенным нарушением процедуры производства по делу о налоговом нарушении. Решение налогового органа по этому основанию было признано незаконным. Вместе с тем суд 1-й инстанции изначально встал на сторону инспекции.

Читайте так же:  Судебная практика пенсии по потере кормильца

Пример. Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из названной правовой нормы не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или в присутствии налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. N 14645/08).

Позиция ВАС РФ не отвечает интересам налогоплательщика и, как представляется, не совсем соответствует положениям НК РФ, так как создается неопределенность в вопросе срока принятия решения. Срок принятия решения указан в п. 1 ст. 100 НК РФ.

НК РФ не предусматривает, что налоговый орган вправе вынести решение в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ дата рассмотрения материалов налоговой проверки и дата вынесения решения совпадают. Ввиду этого ссылка на п. 7 ст. 101 НК РФ является неуместной, так как срок вынесения решения установлен в п. 1 ст. 100 НК РФ.

Является ли дата принятия решения в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, существенным нарушением процедуры рассмотрения дела о налоговом правонарушении? Для ответа на этот вопрос нужно дать оценку допущенному нарушению с учетом обстоятельств дела, но не ссылаться в оправдание действий инспекции на п. 7 ст. 101 НК РФ. При разбирательстве налоговых споров нужно прежде всего отдавать приоритет соблюдению законности, но не защищать любыми способами бюджет.

Необходимо доработать ст. 100 НК РФ и четко установить, что налоговый орган вправе изготовить мотивированное решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение определенного срока после вынесения (провозглашения) решения. Также следует установить, что резолютивная часть решения должна быть оглашена в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Данные положения улучшат положение налогоплательщика и создадут более благоприятные условия для защиты прав и законных интересов проверяемого лица.

[1]

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2009 г., установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней после вынесения, однако относительно срока вынесения решения неопределенность в законе пока осталась.

Энциклопедия решений. Вступление в силу решения по налоговой проверке

Вступление в силу решения по налоговой проверке

Порядок вступления в силу решений, вынесенных по результатам налоговых проверок, установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и предусматривает следующее:

— решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 1 месяца *(1) со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Исключение составляют решения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, для которых месячный срок исчисляется со дня вручения решения ответственному участнику этой группы;

— решение ФНС России о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

С учетом положений п.п. 2 и 5 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения решения налогоплательщику (его представителю), и истекает в соответствующее число следующего месяца. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Решение о привлечении к ответственности вручено налогоплательщику 31 августа 2016 года. В сентябре 31-е число отсутствует, поэтому окончание месячного срока приходится на 30 сентября 2016 года.

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), в течение 5-ти дней со дня его вынесения. Течение срока начинается на следующий день после вынесения решения и определяется в рабочих днях (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вручить решение налоговые органы должны непосредственно проверенному лицу (его представителю) под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае, если решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица*(2). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма*(3). С учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях.

Не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138, ст. 139.1 НК РФ). В этом случае сроки вступления в силу обжалуемого решения изменяются (ст. 101.2 НК РФ).

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу решение возможно приостановление его исполнения при соблюдении условий, установленных в п. 5 ст. 139 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, действующей с 20 июня 2016 года).

Изменение срока вступления в силу итогового решения по налоговой проверке в случае обжалования в апелляционном порядке

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, а именно

— в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части — решение вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ);

— в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение , — такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ);

— в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, — решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

Читайте так же:  Банковская гарантия бухгалтерский и налоговый учет

В случае подачи апелляционной жалобы максимальный срок вступления в силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, с учетом сроков рассмотрения жалобы может составить 3 месяца и 3 рабочих дня с даты его вручения проверенному лицу или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 1 ст. 139.1, п.п. 2, 4 ст. 139.3, п. 6 ст. 140 НК РФ).

В процессе обжалования решения в апеляционном порядке недоимки, пени и штрафы взыскиваться не будут. Однако по решению руководителя налогового органа (его заместителя) могут быть применены обеспечительные меры с целью сохранения источника, за счет которого указанные в решении суммы будут погашены (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. Подача апелляционной жалобы не лишает это лицо такого права (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

*(1) До вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ предусматривались следующие сроки вступления в силу решений:

— 20 рабочих дней — в случае вынесения решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков;

— 10 рабочих дней — для остальных решений.

*(2) Направить решение по почте налоговый орган должен также в пределах 5 рабочих дней со дня его вынесения (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

[2]

*(3) Правило определения срока получения решения в случае его отправления по почте введено в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и предусматривало, что в этом случае решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Данная формулировка нормы конкретизирована Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ и действует в приведенной в тексте редакции с 3 августа 2013 года.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Читайте так же:  Сообщение о излишней уплате налога

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Читайте так же:  Что будет если не оплатить налоги вовремя

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки

Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки

[3]

Вынесенное по результатам налоговой проверки решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе исполнить такое решение полностью или в части до его вступления в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам налоговой проверки, вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено (по результатам выездной налоговой проверки КГН — срок исчисляется со дня вручения ответственному участнику этой группы).

Налогоплательщик вправе обжаловать вынесенное по итогам налоговой проверки решение как до его вступления в силу (путем подачи апелляционной жалобы), так и после вступления в силу (путем подачи жалобы). В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, — со дня принятия вышестоящим налоговым органом соответствующего решения по апелляционной жалобе (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение 3-х дней со дня вступления его в силу (п. 9 ст. 101, ст. 101.2, п. 2 ст. 101.3 НК РФ).

До вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Налогоплательщик вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. Подача апелляционной жалобы не лишает налогоплательщика права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Налоговый орган в целях оперативной защиты интересов государства в части исполнения вынесенного по результатам налоговой проверки решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вправе применить обеспечительные меры. Решение о применении обеспечительных мер в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ может быть принято в любое время после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (в том числе, до момента вступления его в силу) и до дня его исполнения либо до дня его отмены вышестоящим налоговым органом или судом. При этом у налогового органа должны быть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

После вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения:

Требование об уплате налога. На основании вступившего в силу решения налогоплательщику в течение 20 рабочих дней направляется в установленном ст. 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае его привлечения к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 103, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Исполнить требование об уплате налога по результатам налоговой проверки необходимо в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если в нем не указан более продолжительный период времени (п. 4 ст. 69 НК РФ).

При невозможности единовременной уплаты в установленный срок сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет по результатам налоговой проверки, налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный налоговый орган с заявлением о предоставлении рассрочки. При соблюдении условий, установленных в ст. 64 НК РФ, рассрочка может быть представлена на период до 3-х лет (под проценты и при предоставлении банковской гарантии) (п. 3 ст. 61, ст. 64 НК РФ).

Взыскание налога . В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога (сбора, страховых взносов, пеней, а также штрафов):

— за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке, а также за счет его электронных денежных средств (ЭДС) в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ,

— за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.

При этом в установленных в п. 2 ст. 45 НК РФ случаях взыскание доначисленных сумм с организации или индивидуального предпринимателя производится исключительно в судебном порядке.

Взыскание задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (исключительно в судебном порядке). См. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Не позднее 2-х месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, налоговым органом принимается решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банках и его ЭДС (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение 6-ти рабочих дней после вынесения. В случае невозможности его вручения налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6-ти дней со дня направления заказного письма.

Решение о взыскании за счет денежных средств, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В случае пропуска установленного срока налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога — в течение 6-ти месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание налога производится путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет денежных средств. Инкассовое поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком с соблюдением очередности, установленной ГК РФ (п. 4, 6 ст. 46 НК РФ).

Читайте так же:  Налог на имущество линии электропередач

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств (на перевод ЭДС) может быть приостановлено и возобновлено в установленных п. 4.1 ст. 46 НК РФ случаях. Налоговые органы также вправе принять решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений.

Формы принимаемых решений налогового органа и порядок их направления в банк утверждены приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

Для обеспечения исполнения решения о взыскании налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов электронных денежных средств (ЭДС) в порядке и на условиях, установленных ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его ЭДС либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов ЭДС, в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов с организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) с санкции прокурора может быть применен полный или частичный арест имущества (п.п. 1, 3, 14 ст. 77 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога — в течение 2-х лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 47 НК РФ).

При этом перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган вправе только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Невынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ (т.е. с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога) (постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Взыскание налога за счет имущества производится путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующего постановления — в течение 3-х дней с момента вынесения такого решения. При этом исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления (п.п. 1, 4 ст. 47 НК РФ).

Направление материалов в следственные органы . Если в течение 2-х месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), выставленного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ).

Материалы направляются в следственный орган (по месту совершения преступления), на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший такие факты (п. 5 письма ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355).

При этом, если решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено в отношении физического лица, то на основании п. 15.1 ст. 101 НК РФ не позднее дня, следующего за днем направления материалов в следственные органы, налоговым органом должно быть приостановлено исполнение принятых в отношении этого физлица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа. Исполнение указанных решений возобновляется после получения от следственных органов уведомления о фактах вынесения по итогам рассмотрения материалов постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или постановления о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор. На период приостановления исполнения решения о взыскании приостанавливается течение сроков взыскания соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения в отношении него обвинительного приговора, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.
  4. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
Решение налоговой проверки вступает в силу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here