Расходы на уменьшение налога на прибыль

Полезная юридическая информация по теме: "Расходы на уменьшение налога на прибыль" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

Похожие публикации

Налог на прибыль – основной «доходный» налог, которые платят организации на общей системе налогообложения. Определяется он на основании налоговой базы, включающей доходы компании за отчетный период, получение которых увеличивают сумму налога к уплате, и расходы, которые этот бюджетный платеж снижают. Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, и станут предметом этой статьи.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли

В 2017 году ситуация с порядком отражения расходов в налоговой базе по налогу на прибыль в целом не изменилась. Сумму налога, как и прежде уменьшают расходы, совершенные в рамках производства и реализации товаров, работ или услуг, а также внереализационные расходы. Общее для всех расходов по налогу на прибыль правило – затраты должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

Экономическая обоснованность затрат предполагает, что направлены они на получение в конечном итоге прибыли. Самый простой пример таких расходов – закупка товаров для дальнейшей перепродажи. Но часто необходимость приобретения тех или иных товаров или услуг не столь очевидна. Так что компания должна быть в любой момент готова продемонстрировать перед контролерами необходимость совершенных затрат в рамках своей деятельности.

Документальное оформление расходов предполагает подтверждение, во-первых, оплаты, во-вторых, получения товаров или услуг. Оплата в свою очередь или отражается в выписке банка, или предполагает выдачу продавцом кассового чека, который покупатель должен сохранять у себя. Получение товаров и услуг отражается подписанными сторонами и оформленными по всем правилам накладной или актом.

Расходы, связанные с производством и реализацией

Как следует из самого названия, данный вид затрат напрямую связан с осуществляемой компанией деятельностью. Общий перечень таких расходов по налогу на прибыль регламентируется статьей 253 Налогового кодекса, а более детальная расшифровка, а также принципы учета по конкретным видам затрат расшифровываются в статьях 254-264 Кодекса.

Основными видами расходов, связанных с производством и реализацией, являются материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Внереализационные расходы

Внереализационные расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, согласно статье 265 Налогового кодекса, напрямую с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг не связаны.

К основному списку таких затрат можно отнести расходы на услуги банка, отрицательные курсовые разницы, судебные расходы, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, проценты, уплачиваемые по долговым обязательствам, содержание переданного в лизинг имущества и ряд других затрат, которые, хоть напрямую и не связаны с основной коммерческой деятельностью, однако возникают у абсолютного большинства компаний в рамках ее ведения.

Как увеличить расходы по налогу на прибыль?

Важный момент в отражении в базе по налогу на прибыль затрат (как в рамках производства и реализации, так и внереализационных) заключается в том, что кодексом не предусматривается строгого закрытого перечня расходов, в отличие, например, от УСН, где к учету принимаются только определенные прописанные в соответствующей главе Кодекса виды затрат. В то же время в статье 270 Налогового кодекса описываются расходы, которые в любых обстоятельствах запрещено учитывать в расчете налога на прибыль. Но даже несмотря на это, организация имеет определенную свободу действий в отношении того, на какие именно уплаченные контрагентам суммы расходов она будет уменьшать доходы от реализации. Главное, чтобы принимаемые к налоговому учету затраты отвечали выше описанным принципам документального подтверждения и экономической обоснованности, и при этом их можно было связать с направлениями бизнеса, по которым компания ведет свою деятельность.

[2]

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Бюджетное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное на праве оперативного управления. В течение 2009 года учреждением оплачивались авансовые платежи по налогам, непосредственно относящимся к этому имуществу, за счет бюджетных средств. Это происходило потому, что арендной платы, поступающей от арендаторов, не хватало для покрытия этих расходов. В декабре 2009 года были заключены дополнительные соглашения к договорам, предусматривающие не только увеличение ежемесячной арендной платы с момента их подписания, но и доплату за предыдущий период. Таким образом, у учреждения появляется достаточно средств, чтобы все затраты по переданному в аренду имуществу нести за счет арендной платы, а также появляются средства для возмещения ранее понесенных расходов в бюджет. Можно ли учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, суммы начисленной и перечисленной в бюджет компенсации за ранее оплаченные налоги.

В действующем бюджетном и налоговом законодательстве отсутствует требование об уплате за счет арендной платы налогов, относящихся к имуществу, приобретенному за счет бюджетных средств и сданному в аренду. Учреждение вправе уплачивать налоги за счет бюджетных средств, поскольку данные расходы связаны с содержанием бюджетного имущества. Такие расходы нельзя признать неэффективными. Поэтому, по нашему мнению, компенсацию бюджету ранее перечисленных налогов производить не нужно, более того, данная операция не соответствует нормам законодательства.

Если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли, остающейся после налогообложения.

Обоснование вывода:
Арендные отношения регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии с п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 1 ст. 614, п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и в законодательстве Краснодарского края.

В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства от сдачи в аренду государственного имущества Краснодарского края, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Краснодарского края (за исключением автономных учреждений), поступают указанным учреждениям на лицевые счета по учету средств от приносящей доход деятельности, открытые в департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, и после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются ими в доход краевого бюджета.

Читайте так же:  На какую карту можно получать пенсию

Согласно положениям ст. 246, 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ.

Таким образом, бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном главой 25 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 321.1 НК РФ.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной собственности, в соответствии со ст. 321.1 НК РФ, относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих учреждений (смотрите, например, письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54). Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) признаются внереализационными доходами.

Таким образом, полученные бюджетными учреждениями доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ (письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Соответственно, при поступлении дополнительных доходов согласно договорам учреждению необходимо произвести доначисление налога на прибыль.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Операции по расходованию бюджетных средств осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с бюджетной сметой (п. 1 ст. 161 БК РФ). Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2. ст. 161 БК РФ).

В рассматриваемой ситуации имущество, переданное в аренду, учитывается в учреждении по бюджетной деятельности. Начисление и уплата соответствующих налогов (налога на имущество организаций, земельного, транспортного) по данному имуществу были произведены также в рамках бюджетной деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Обращаем внимание, что указанные платежи осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством. Поскольку имущество учитывается в рамках бюджетной деятельности, то и налоги целесообразно запланировать именно в бюджетной смете. Обязанность платить налоги, связанные с переданным в аренду имуществом, за счет арендной платы в нормативных правовых актах отсутствует. В данном случае расходы на уплату налогов, непосредственно относящихся к имуществу, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Соответственно, в доход бюджета средства поступают в большем объеме.

Подобное использование бюджетных средств нельзя признать неэффективным. Скорее, к разряду таких нарушений можно отнести заниженный размер арендной платы по сравнению с рыночными ценами, поскольку доходы бюджета существенно ниже тех, которые мог бы получить бюджет.

Таким образом, по нашему мнению, у бюджетного учреждения не возникает необходимость производить какие-либо корректировки по ранее уплаченным налогам. Факт передачи имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, в аренду не является основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов (налог на имущество, транспортный, земельный) за счет приносящей доход деятельности.

Также отметим, что учреждение и далее вправе независимо от величины арендной платы уплачивать налоги, относящиеся к данному имуществу, за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В бюджет в данном случае будет зачисляться больше доходов от арендной платы.

Вместе с тем учреждение вправе выбрать и другой вариант, согласно которому налоги будут уплачиваться за счет поступающей арендной платы. Для этого необходимо запланировать соответствующие направления расходования в смете по приносящей доход деятельности, при этом исключив их из бюджетной сметы. На данные расходы учреждение вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30).

Следует отметить, что возмещение арендатором сумм налогов в рамках бюджетной деятельности не представляется возможным, поскольку такая операция противоречит основополагающим нормам бюджетного законодательства. Таким образом, возмещение сумм указанных налогов возможно только в виде части арендной платы с зачислением на лицевой счет для учета операций по приносящей доход деятельности. При таком подходе исчисление и уплату налогов необходимо будет производить за счет приносящей доход деятельности.

По нашему мнению, у бюджетного учреждения нет оснований для корректировки ранее произведенных выплат. Вместе с тем отметим, что решение о дальнейшем начислении и уплате налогов за счет средств от приносящей доход деятельности может быть принято учреждением самостоятельно.

В заключение отметим, что если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли учреждения, остающейся после налогообложения.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Закон Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  3. Письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54
  4. Письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29
  5. Письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30
  6. Налоговый кодекс РФ
  7. Бюджетный кодекс РФ

А. Суховерхова,
Ю. Кошелева,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Статья опубликована в журнале
«Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях»
№ 7 апрель 2010 год.

Расходы, не уменьшающие прибыль

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;

2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;

Читайте так же:  Какие дети имеют право на алименты

3) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

4) в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

5) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств;

6) в виде взносов на добровольное страхование;

7) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение;

9) в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору;

10) в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением сумм отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;

11) в виде гарантийных взносов, перечисляемых в специальные фонды, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

12) в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;

13) в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части;

14) в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

15) в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

17) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;

18) в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен;

19) в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

20) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;

21) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

22) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

23) в виде сумм материальной помощи работникам;

24) на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

25) в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

26) на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

27) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;

28) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;

29) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;

30) в виде расходов налогоплательщиков – организаций государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации по операциям с материальными ценностями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов, связанные с восстановлением и содержанием указанного запаса;

31) в виде стоимости переданных налогоплательщиком – эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;

32) в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

33) в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам;

34) в виде сумм целевых отчислений;

35) в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;

36) на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

37) в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке;

38) в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям;

39) на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции;

40) в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры;

42) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на иные виды рекламы;

43) в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

44) отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;

45) в виде расходов учредителя доверительного управления, связанных с исполнением договора доверительного управления, если договором доверительного управления предусмотрено, что выгодоприобретателем не является учредитель;

46) в виде расходов, осуществляемых религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

Читайте так же:  Перевод на пенсионную карту мир

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ с 1 января 2012 года:

«в виде средств, переданных медицинским организациям для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании».

47) в виде расходов, включая вознаграждение управляющей компании и специализированному депозитарию, произведенных за счет средств организаций, выступающих в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, при инвестировании средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

48) в виде сумм, которые направлены организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, на пополнение средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, и которые отражены на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии;

49) в виде средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, передаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами в Пенсионный фонд Российской Федерации и (или) другой негосударственный пенсионный фонд, которые выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

[1]

50) расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

51) расходы банка развития – государственной корпорации;

52) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая расходы, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, архитектурно-строительным проектированием, со строительством, с реконструкцией и организацией эксплуатации олимпийских объектов;

53) в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров;

54) расходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» некоммерческой организации, понесенные в связи с размещением временно свободных денежных средств;

55) в виде выплат потерпевшему, осуществленных в порядке прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего;

56) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

57) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с участием в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона;

58) расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и принятые им к вычету, за исключением расходов, предусмотренных п. 5 ст. 325.1 НК РФ;

Уменьшение прибыли предприятия за счет оптимизации расходов

Полученная предприятием прибыль еще не принадлежит владельцу организации в полном объеме. «Чистой» она станет только после внесения в бюджет налогового платежа. Стандартная ставка в 20%, особенно при получении больших доходов, превращает налог в достаточно крупную сумму. Отсюда закономерное желание сэкономить. Упуская из виду полулегальные и совсем противозаконные способы сокрытия истинного размера прибыли предприятия, обратим внимание на расходы уменьшающие налог на прибыль.

Что есть «уменьшающие» расходы при определении размера прибыли?

При определении базы по налогу используется формула – доходы минус расходы. Значения является размером прибыли, с которой и выплачивается налог. Понесенные предприятием расходы, какие уменьшают налог на прибыль, должны быть:

  • непосредственными участниками хозяйствования;
  • подтвержденными соответствующими документами;
  • обоснованы с точки зрения вида деятельности.

Расходы при определении базы включаются в нее кассовым методом или методом начисления:

  • Метод начисления. Затраты могут быть включены в состав базы в том случае, если списание средств со счетов уже произошло.
  • Кассовый метод – учет расходов сразу после их фактического осуществления.

Уменьшающие налоговую базу при уплате налога на прибыль расходы условно можно поделить на две категории:

  • Внереализационные.
  • Связанные с выпуском или сбытом товара.
  • приобретение материалов, оборудования, средств производства;
  • затраты на ремонт, техобслуживание, эксплуатацию;
  • хранение товара, доставка к месту сбыта и на склад;
  • освоение недр, природных ресурсов;
  • страхование сотрудников, выплата заработной платы;
  • покупка прав на участки земли;
  • затраты на обеспечение условий труда;
  • командировки работников;
  • НИОКР и прочее.

Внереализационные расходы, которые уменьшают налог на прибыль:

  • содержание арендованного имущества;
  • проценты по ценным бумагам и дивидендам, а также средства на их выпуск;
  • отрицательная разница после переоценки имущества;
  • судебные издержки;
  • услуги банков;
  • средства на открытие организации;
  • суммы пеней и штрафов и так далее.

Также уменьшают налог на прибыль расходы на благотворительность, установленный размер представительских расходов.

Расходы, не включенные в налоговую базу

Статья 270 НК РФ содержит перечень расходов, не учитываемых при налогообложении.

Внереализационные затраты, не уменьшающие прибыль – налоговую базу:

  • Суммы дивидендов.
  • Перечисления в бюджет в виде штрафов и пеней, взимаемых государственными организациями.
  • Платежи за ненормированные выбросы в атмосферу.
  • Взносы в товарищества: простое или инвестиционное в виде уставного капитала.
  • Взносы на ДМС, пенсионное обеспечение негосударственного типа.
  • Расходы на достройку, покупку амортизируемого имущества, реконструкцию, перевооружение и так далее.
  • Гарантийные взносы.
  • Добровольные взносы членов общественных организаций.
  • Стоимость услуг и работ, выполненных на безвозмездной основе.

Расходы, связанные с деятельностью предприятия:

  • Расходы на вознаграждения, материальную помощь, оплата по коллективным договорам, надбавок к пенсии, премий, поездок до работы сотрудников, изготовление призов.
  • Оплата разниц в цене при сбыте товара на льготных условиях.
  • Оплата лечения, путевок, путешествий, организацию мероприятий для сотрудников.
  • Цена переданных акций, которые распределяются между действующими акционерами по решению собрания.
  • Залог в форме имущественного права.
  • Часть представительских расходов свыше нормы.

Документы для подтверждения расходов

Экономическое обоснование и документальное подтверждение – основные условия при учете расходов. Документами могут быть:

  • Премии, заработная плата, поощрения – расчетная ведомость за тот период, в котором происходит учет затрат.
  • Плата за аренду – договор, в котором следует обязательно указать ежемесячную сумму, период оплаты.
  • Обслуживание ККТ – договор с указанием размера платы и периодичности ее внесения.
  • Подписка на печатное издание – акт с указанием стоимости и периода получения.
  • Хозяйственные затраты – чеки, акты, накладные. Должно присутствовать наименование товара, его цена, количество в штуках или килограммах.
  • Выплата процентов по кредитам – банковский договор.
  • Транспортные расходы, которые уменьшают налог на прибыль, – путевые листы, маршрутные листы.
  • Затраты по горюче-смазочным материалам – путевые листы, чеки, накладная, где видна стоимость всех ГСМ, купленных в отчетном периоде.
Читайте так же:  Пенсия по инвалидности общего заболевания

Эти первичные документы обязательно сохранять.

Секреты уменьшения налоговой базы

Зная пробелы в законодательстве, можно вполне законно уменьшить размер прибыли, которая облагается налогом:

  • Признание штрафных санкций. Если организация признает их, то условия договора с партнером по факту нарушены. А если деятельность попадает под уплату сбора ЕНВД, то расход включается в налогооблагаемую прибыль и происходит экономия стоимости штрафа.
  • Можно заказать компании, работающей с использованием «упрощенки», бизнес-план. Такие маркетинговые услуги, точнее, затраты на них, уменьшат размер прибыли.
  • Использование бренда юрлицами на УСН дает право включить затраты на его разработку в «уменьшающие» расходы.
  • Прошлые убытки организации, которые нашлись только в текущем периоде, уменьшают прибыль.
  • Расходы на демонтаж, ликвидацию учитываются в том периоде, когда были произведены работы, и попадают под налогообложение.
  • Присоединение убыточного предприятия сокращает размер прибыли путем включения ее долгов в собственную налоговую базу.

Сегодня многие пункты затрат, за счет которых можно приуменьшить размер прибыли, вызывают у бухгалтеров множество вопросов. Например, не совсем понятно, какие именно расходы на улучшение условий труда подразумеваются в налоговом законодательстве. Но находятся лазейки для уменьшения прибыли, которыми успешно пользуются современные компании.

Зная, какими расходами можно уменьшить налог на прибыль, можно существенно оптимизировать затраты, связанные с уплатой обязательного налога.

Признаем неучтенные расходы для налога на прибыль

Опоздавшая первичка: когда учитывать

В сентябре принесли июньские акты на услуги по перевозке. НДС там нет. Сдавать ли «прибыльную» уточненку за I полугодие или включить эти расходы в декларацию за 9 месяцев? Если проводить документы текущим периодом, то надо ли это как-то обосновать?

Акты оказанных услуг по летней аэросъемке пришли с опозданием, к примеру в октябре. Расходы на нее можно учесть текущим периодом

— Поскольку акты по услугам, оказанным в июне, поступили в бухгалтерию организации только в сентябре, то у компании не было документального основания для учета затрат на перевозку в июне. Неотражение этих расходов привело к излишней уплате налога на прибыль за I полугодие. Искажение налоговой базы I полугодия можно исправить в периоде, когда акты поступили в организаци ю п. 1 ст. 54 НК РФ; Письма Минфина от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177 , от 13.04.2016 № 03-03-06/2/21034 . То есть вы можете включить затраты на услуги по перевозке в «прибыльные» расходы за 9 месяцев, но при условии, что по итогам работы за полугодие и 9 месяцев у компании получилась прибыль.

Для подтверждения своих действий вы можете зафиксировать факт поступления июньских актов в сентябре (к примеру, записью в журнале входящих документов).

Косвенные расходы вместо внереализационных: как исправить

В декларациях по налогу на прибыль за I квартал и полугодие мы отразили затраты на аренду офиса в составе внереализационных расходов. А оказывается, их надо было показать в составе косвенных расходов.
Как поступить: сдать уточненки за I квартал и полугодие, а в декларации за 9 месяцев уже все отразить правильно? Или не сдавать уточненки, а просто верно отразить все расходы по аренде в декларации за 9 месяцев?

— Косвенные расходы, связанные с производством и реализацией, учитываются в «прибыльных» целях в полном объеме в том периоде, когда они произведены. В аналогичном порядке признаются в налоговом учете и внереализационные расход ы п. 2 ст. 318 НК РФ .

Таким образом, включение суммы арендной платы в состав внереализационных расходов никак не отразилось на величине налогооблагаемой базы за I полугодие. Поэтому вы можете не подавать уточненки за I квартал и полугодие. В дальнейшем начиная с декларации за 9 месяцев отражайте арендную плату в составе косвенных расходов.

Правда, если в результате переноса арендных платежей внереализационные расходы за 9 месяцев окажутся ниже полугодовых значений, налоговики во время камералки могут потребовать пояснений. Чтобы не привлекать внимания, лучше начать правильно учитывать затраты на аренду уже со следующего года.

Торговый сбор уплачен, но в «прибыльной» декларации не учтен

Мы уплатили торговый сбор за II квартал, но забыли отразить его сумму в декларации по налогу на прибыль за полугодие. Можно ли просто включить в декларацию за 9 месяцев сбор сразу за II и III кварталы? Или надо сдавать уточненку по налогу на прибыль за полугодие?

— На сумму уплаченного торгового сбора можно уменьшить исчисленную сумму налога на прибыль (авансового платежа), зачисляемую в московский бюдже т п. 10 ст. 286 НК РФ . Причем в НК РФ сказано, что исчисленный налог (авансовый платеж) уменьшается на торговый сбор, фактически уплаченный в муниципальный бюджет с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа). То есть жесткого ограничения по сроку отражения уплаченного торгового сбора в «прибыльной» декларации нет. Получается, что вы можете в декларацию за 9 месяцев включить сбор сразу за II и III квартал ы Письмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/[email protected] (п. 1) .

Учет прошлогодних судебных расходов

Руководство в этом году принесло решение суда, в котором суд присудил нам уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, возместить расходы по уплате госпошлины и оплате услуг представителя. Решение вступило в силу в прошлом году. Как теперь отразить эти расходы в налоговом учете?

— Поскольку решение суда, вступившее в силу в прошлом году, поступило в бухгалтерию с опозданием по вине руководства, то такая ситуация трактуется как ошибка.

[3]

Если эта ошибка привела к излишней уплате налога за прошлый год (были занижены расходы, и в неверной декларации налог к уплате не равен нулю), то исправить ее можно так п. 1 ст. 54 НК РФ :

• или подать уточненную декларацию за прошлый год, отразив затраты по решению суда в составе внереализационных расходов;

• или учесть судебные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде, если по его итогам будет получена прибыль. В таком случае эта сумма признается как отдельный вид расходов текущего периода. В «прибыльной» декларации такие расходы отражаются в строке 400 приложения № 2 к лист у 02 п. 7.3 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/[email protected] .

Подотчетные расходы отразили до утверждения отчета

Во II квартале мы провели авансовый отчет директора на сумму 15 000 руб. (поверили ему на слово). А он сейчас принес подтверждающие документы всего на 3000 руб. Сдавать ли уточненку за полугодие? Или просто в декларации за 9 месяцев все отразить правильно? Ведь суммы не такие большие. Вряд ли налоговая заметит ошибку без выездной проверки.

— Представительские расходы, расходы на командировки, на содержание служебного транспорта признаются в налоговом учете только после утверждения авансового отчета. Вы провели авансовый отчет без документального подтверждения произведенных расходов и, следовательно, без его надлежащего утверждения. Это не только налоговое нарушение, но и нарушение правил ведения учета. Поэтому необходимо внести исправления в декларацию за полугодие, несмотря на то что суммы небольши е ст. 54, подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ .

Читайте так же:  Оформить пенсию по потере кормильца документы

Кстати, за грубое нарушение правил учета в виде отсутствия первички, подтверждающей расходы, компания может быть оштрафована минимум на 40 000 руб., поскольку допущенные нарушения привели к занижению «прибыльной» базы п. 3 ст. 120 НК РФ .

Показываем прибыль вместо убытка

По декларации за 9 месяцев у нас получается убыток. Я не хочу показывать убыток, поэтому планирую часть амортизации в декларации не отражать. А если по итогам года мы выйдем на прибыль, то я покажу полную сумму амортизации в расходах. Можно ли так поступить?

Иногда работники используют служебный транспорт не в служебных целях. Но тогда и расходы на его содержание им возмещать не надо

— В принципе, признание расходов в налоговом учете — это право, а не обязанность налогоплательщика. Поэтому компания вправе отказаться от части расходов, уменьшающих облагаемую базу, чтобы по результатам деятельности получилась прибыль, а не убыток. Однако если компания добровольно откажется от части амортизации, то учесть эту сумму в будущем у нее уже не получится. Поскольку начисленная амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы, которая рассчитывается по правилам НК РФ статьи 259— 259.2, 322, п. 3 ст. 272 НК РФ . При этом перенос части неиспользованной амортизации на будущее в НК РФ не предусмотрен.

Хотя если «забытую» амортизацию расценивать как ошибку, то, по мнению ФНС, ее также можно исправить в периоде обнаружени я Письмо ФНС от 11.08.2017 № СД-4-3/15906 .

Показываем убыток вместо прибыли

У организации сейчас нет денег для уплаты налога на прибыль. Поэтому мы хотим в декларации за 9 месяцев показать убыток (хотя на самом деле у нас прибыль). А уже за год все показать правильно и заплатить налог. Возможен ли при проверке штраф 20% от неуплаченной суммы?

— Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налог а п. 1 ст. 122 НК РФ . А если это сделано умышленно, то взыскивается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налог а п. 3 ст. 122 НК РФ .

В то же время «прибыльная» декларация за 9 месяцев фактически является расчетом авансовых платежей (ведь сумму налога можно определить только по итогам налогового периода, то есть для налога на прибыль — это год). А ответственности за неуплату авансового платежа НК РФ не устанавливае т п. 3 ст. 58 НК РФ; Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 (п. 17); п. 16 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71 .

«Имущественные» ошибки в «прибыльной» декларации

Нам пришло требование о представлении пояснений по декларации по налогу на имущество. Я стала проверять и обнаружила несколько ошибок в налоговом учете аж с 2014 г. Сдала уточненки по налогу на имущество. В итоге амортизация (как бухгалтерская, так и налоговая) по некоторым основным средствам снизилась, а налог на имущество стал больше. Сдавать ли мне уточненки по налогу на прибыль и если да, то начиная с какого года? ИФНС пока ничего не требовала.

— Вы обнаружили ошибки, которые повлекли как завышение, так и занижение базы по налогу на прибыль. По мнению Минфина, в таком случае налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибк и Письмо Минфина от 15.11.2010 № 03-02-07/1-528 .

Как известно, исправлять в текущем периоде можно только те ошибки, которые привели к излишней уплате налог а п. 1 ст. 54 НК РФ . В вашем случае к завышению налога на прибыль привела ошибка в исчислении налога на имущество. То есть ее можно исправить в периоде выявления.

Если в результате ошибки налог к уплате занижен, то исправить ее можно только путем подачи уточненной декларации. У вас при отражении в учете налоговой амортизации в большем, чем положено, размере сумма налога на прибыль была занижена. Это значит, что вам необходимо представить уточненные декларации по налогу на прибыль за те периоды, в которых амортизация учтена неверно. Для снижения налога на прибыль в этих же уточненках можно учесть и доначисленный налог на имущество.

Ошибки в убыточной декларации

Сдали декларацию за 2016 г. с убытком. Сейчас обнаружили, что забыли отразить в ней проценты по полученным займам. Можно ли включить проценты за прошлый год в текущую декларацию? И если можно, то по какой строке их отразить?

— Старые ошибки можно исправлять текущим периодом, если они привели к излишней уплате налог а п. 1 ст. 54 НК РФ . То есть, по мнению Минфина, в «ошибочном» периоде у организации должна быть сумма налога к уплате. Если в периоде, в котором вы допустили ошибку, нет налога к уплате (получен убыток или сумма налога по декларации равна нулю), то исправить ошибку можно только с помощью уточненк и Письма Минфина от 23.04.2010 № 03-02-07/1-188 , от 07.05.2010 № 03-02-07/1-225 .

Если добавить расходы в убыточном периоде, у вас увеличится убыток, который вы сможете признать в уменьшение налоговой базы в прибыльном периоде.

Если вы вовремя не отразили «прибыльные» расходы, такая ошибка исправляется только путем подачи уточненки в случае, когда:

в «ошибочном» периоде у вас был убыток или налоговая база была равна нулю Письмо Минфина от 07.05.2010 № 03-02-07/1-225 ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

в периоде возникновения ошибки была прибыль, но в периоде выявления ошибки вы получили убыток или сработали в ноль Письмо Минфина от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177 .

Источники


  1. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  2. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
Расходы на уменьшение налога на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here