Присутствовать при выездной налоговой проверки

Полезная юридическая информация по теме: "Присутствовать при выездной налоговой проверки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Присутствовать при выездной налоговой проверки

Установите со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми и эле­мен­та­ми ста­ту­са на­ло­го­пла­тель­щи­ка в РФ: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ СТА­ТУ­СА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны

Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах

B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах

Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки

Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

Первой и глав­ной обязанностью на­ло­го­пла­тель­щи­ка является свое­вре­мен­ная и пол­ная уплата налога. Среди остальных следующие:

1) Обя­зан­ность вести бух­гал­тер­ский учет, со­став­лять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обес­пе­чи­вая ил со­хран­ность не менее пяти лет.

2) Обя­зан­ность представлять на­ло­го­вым органам не­об­хо­ди­мые для ис­чис­ле­ния и упла­ты налогов до­ку­мен­ты и сведения.

3) Обя­зан­ность вносить ис­прав­ле­ния в бух­гал­тер­скую отчетность в раз­ме­ре суммы со­кры­то­го или за­ни­жен­но­го дохода (прибыли), вы­яв­лен­но­го проверками на­ло­го­вых органов.

4) Обя­зан­ность в слу­чае несогласия с фактами, из­ло­жен­ны­ми в акте проверки, пред­став­лять письменные по­яс­не­ния мотивов от­ка­за от под­пи­са­ния этого акта.

5) Обя­зан­ность сообщать на­ло­го­вым органам в де­ся­ти­днев­ный срок о при­ня­том решении по лик­ви­да­ции (реорганизации) юри­ди­че­ско­го лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. За­ко­но­да­тель­ством предусмотрены сле­ду­ю­щие их виды.

1) Право поль­зо­вать­ся льготами по упла­те налогов на ос­но­ва­ни­ях и в порядке, уста­нов­лен­ных законодательными актами.Вопрос о том, яв­ля­ет­ся ли при­ме­не­ние льготы пра­вом налогоплательщика, рас­смат­ри­вал­ся в гл. 8 (Порядок ис­чис­ле­ния налога). В том случае, когда льго­та действительно яв­ля­ет­ся правом налогоплательщика, не­об­хо­ди­мо учитывать уста­нов­лен­ный порядок ее применения. По­ми­мо этого, по­сколь­ку налог ис­чис­ля­ет­ся за опре­де­лен­ный период, то ис­поль­зо­вать данное право либо от­ка­зать­ся от него можно также в рам­ках налогового периода.

2) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам документы, под­твер­жда­ю­щие право на льго­ты по на­ло­гам является про­из­вод­ным от первого. Вме­сте с тем оно носит са­мо­сто­я­тель­ный характер, по­сколь­ку налоговые ор­га­ны не имеют права от­ка­зать налогоплательщику 8 предъ­яв­ле­нии указанных документов.

3) Право зна­ко­мить­ся с ак­та­ми проверок, про­ве­ден­ных налоговыми органами, яв­ля­ет­ся гарантией права на защиту, по­сколь­ку квалифицированное об­жа­ло­ва­ние решений на­ло­го­вых органов воз­мож­но только после озна­ком­ле­ния с вы­яв­лен­ны­ми в ходе про­вер­ки нарушениями.

4) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам пояснения по ис­чис­ле­нию и упла­те налогов и по актам про­ве­ден­ных проверок поз­во­ля­ет на ран­ней стадии раз­ре­шить спорные вопросы, не до­во­дя дела до ад­ми­ни­стра­тив­но­го или су­деб­но­го обжалования.

5) Право в уста­нов­лен­ном законом по­ряд­ке обжаловать ре­ше­ния налоговых ор­га­нов и дей­ствия их долж­ност­ных лиц яв­ля­ет­ся основной га­ран­ти­ей защиты прав налогоплательщика. Законодательство уста­нав­ли­ва­ет и дру­гие права налогоплательщиков, на­при­мер право фи­зи­че­ско­го лица в ме­сяч­ный срок после по­да­чи в на­ло­го­вый орган де­кла­ра­ции о до­хо­де уточнить данные, за­яв­лен­ные им в этой декларации.

A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны — права.

Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах — обязанности.

B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах — права.

Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки — права.

Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги — обязанности.

Присутствовать при выездной налоговой проверки

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС
вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.
Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

[1]

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Читайте так же:  Сообщение о излишней уплате налога

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году. В 2018 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

В каких случаях проверяемое лицо может присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля

У налогоплательщика есть право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Оно установлено в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ. Выездная проверка проводится в соответствии с правилами, определенными ст. 89 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 89 НК РФ такая проверка может происходить как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа. Если выездная налоговая проверка проходит на территории налогового органа, то налогоплательщик не может присутствовать при осуществлении мероприятий налогового контроля. Дело в том, что ст. 89 НК РФ не предусматривает для проверяемого лица такой возможности. Исходя из названных норм, специалисты Минфина России пришли к выводу, что налогоплательщик может реализовать свое право на присутствие при проведении выездной проверки, только если она проходит на его территории.

В отношении присутствия при проведении иных мероприятий налогового контроля специалисты финансового ведомства указали, что ст. 92, 93, 94, 95 НК РФ установлено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки первичных документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. А вот находиться при допросе свидетелей проверяемое лицо не может. Дело в том, что это не предусмотрено ст. 90 НК РФ.

Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

Л. Гурьяков, советник налоговой службы II ранга

Статьей 91 НК РФ установлено, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Таким образом, согласно законодательству о налогах и сборах проведение выездной налоговой проверки необязательно связано с доступом должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию налогоплательщика, в частности в жилые помещения налогоплательщика — физического лица. Право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки приобретает наибольшую важность при проведении такой проверки по месту нахождения инспекции. Фактические действия должностных лиц налогового органа по проведению налоговой проверки заключаются в исследовании представленных налогоплательщиком документов, а также полученных от третьих лиц документов, содержащих сведения в отношении налогоплательщика. Право налогоплательщика присутствовать при проведении налоговой проверки является основанием для реализации права на представление пояснений по исчислению и уплате налогов.

Если решение о проведении выездной налоговой проверки на территории налогового органа налогоплательщику не предъявлялось, то налогоплательщик может сделать вывод, что нарушено его право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и представлять соответствующие пояснения либо решение в отношении него вынесено в результате проведения камеральной налоговой проверки. В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Поскольку срок проведения выездной налоговой проверки больше срока проведения камеральной налоговой проверки, в ходе обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик может ссылаться на то, что инспекцией нарушен порядок проведения камеральной налоговой проверки.

В связи с этим необходимо обращать внимание на следующее. Согласно ст. 88 камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Таким образом, если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка, то проведение такой проверки в течение более чем трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации будет являться нарушением порядка проведения камеральной налоговой проверки.

[2]

В нарушение указанных положений соответствующая проверка представленных деклараций инспекцией в трехмесячный срок не проведена. Кроме того, инспекция не использовала полномочия по истребованию в ходе камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих обоснованность заявленной к возмещению суммы НДС. В нарушение ст. 88 НК РФ налогоплательщику не направлялось сообщение о выявленных ошибках в заполнении документов и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и требование о внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Зачет предъявленных к возмещению сумм в счет уплаты налогов также не произведен.

Согласно п. 3 ст. 176 по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. В течение двух недель после получения указанного заявления инспекцией не было принято решение по вопросу возврата сумм НДС. Бездействие должностных лиц инспекции могло повлечь начисление процентов на сумму, подлежащую возврату.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Факт невручения налогоплательщику решения о выездной налоговой проверке в случае невозможности его вручения либо в случае, когда налогоплательщик не воспользовался правом присутствовать при выездной налоговой проверке, не может служить основанием для ее непроведения. Следовательно, само по себе невручение налогоплательщику решения о выездной налоговой проверке не может служить основанием для отмены решения, вынесенного в результате ее проведения.

Читайте так же:  Как получить справку о назначении пенсии

В то же время вследствие обстоятельств, послуживших уважительной причиной невручения налогоплательщику соответствующего решения, налоговый орган вправе применять методы, позволяющие самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. В случае признания причин невручения налогоплательщику решения о выездной налоговой проверке неуважительными применение налоговым органом указанных методов будет признано необоснованным. В итоге основанием для отмены решения налогового органа может служить не нарушение права налогоплательщика, а необоснованное применение методов, позволяющих самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

Для реализации права присутствовать при выездной налоговой проверке налогоплательщик должен надлежащим образом известить инспекцию о своем желании присутствовать при такой проверке. Как правило, таким извещением служит письменное обращение налогоплательщика в налоговый орган.

В настоящее время при выездной налоговой проверке на территории налогового органа рассмотренным правом налогоплательщики, как правило, не пользуются.

Статья опубликована в «Финансовой газете», 4 февраля 2004

Может ли проверяемый налогоплательщик присутствовать при допросе свидетелей?

О присутствии проверяемого лица при проведении в отношении его мероприятий налогового контроля.

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

В силу подпункта 8 пункта 1 [K=14;P=21;T=статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации] (далее — Кодекс) налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 1 [K=14;P=89;T=статьи 89 Кодекса] выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа.

Статьей 89 Кодекса не предусмотрено присутствие проверяемого лица при проведении выездной налоговой проверки на территории налогового органа. Присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса.

Так, например, статьями [K=14;P=92;T=92], [K=14;P=93;T=93], [K=14;P=94;T=94], [K=14;P=95;T=95 Кодекса] прямо предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы.

[K=14;P=90;T=Статьей 90 Кодекса] не предусмотрено участие проверяемого лица при

Права налогоплательщиков в ходе проведения выездной налоговой проверки

В течение всей своей деятельности, начиная с государственной регистрации и постановки на учет в качестве налогоплательщика, плательщик вступает в отношения с налоговыми органами. Эти отношения осуществляются во время исполнения им обязанностей по представлению налоговых деклараций, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, при решении вопросов о зачете или возврате излишне уплаченных налогов и т.д.

Для успешной защиты своих законных интересов налогоплательщику прежде всего необходимо знать и правильно применять свои права. Основные права налогоплательщиков и плательщиков сборов изложены в ст. 21 НК РФ, согласно которой налогоплательщики, в частности, имеют право:

Видео (кликните для воспроизведения).

— получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Это право налогоплательщика корреспондирует с обязанностью налогового органа, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 32 НК РФ, в которой установлено, что налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

— получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Это право может быть реализовано путем направления запросов в налоговый орган по месту учета, либо в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо в ФНС России для получения разъяснения по любому из вышеперечисленных вопросов;

— использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

— получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ. Порядок изменения сроков уплаты налогов, сборов и пени установлен гл. 9 НК РФ;

— на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Это право налогоплательщика соответствует обязанности налоговых органов, установленной пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, которым определено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм приведен в ст. ст. 78 и 79 НК РФ;

— представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя. Способы реализации этого права установлены гл. 4 НК РФ;

— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

— присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— получать копии актов налоговых проверок и решений налоговых органов, а также налоговых уведомлений и требований об уплате налогов. Соответствующая обязанность налоговых органов установлена пп.7 п.1 ст. 32 НК РФ;

— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков. Это право налогоплательщика корреспондирует с пп.1 п.1 ст. 32 НК РФ, которым установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Законодательство о налогах – этосвод законодательных актов, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обязанности должностных лиц налоговых органов приведены в ст. 33 НК РФ;

— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и федеральным законам;

— обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и их должностных лиц. Порядок обжалования и рассмотрения жалоб установлен гл. 19 и 20 НК РФ;

— требовать соблюдения налоговой тайны. Понятие налоговой тайны дано в ст. 102 НК РФ, а обязанность налоговых органов по сохранению налоговой тайны — в пп. 6 п.1 ст. 32 НК РФ;

Читайте так же:  Алименты на детей в разных семьях

— требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Необходимо отметить, что возмещение убытков, причиненных налогоплательщику в результате неправомерных действий налогового органа или его должностного лица, производится в соответствии с нормами не налогового, а гражданского законодательства. При этом на налогоплательщика возлагается обязанность по доказыванию как факта причинения вреда налоговым органом или его должностным лицом, так и размера причиненного вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) под убытками в виде реального ущерба понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества. Согласно ст. 393 ГК РФ убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, должны быть возмещены. Таким образом, с учетом ст. ст. 15 и 393 ГК РФ по иску о возмещении реального ущерба налогоплательщику необходимо установить и при помощи документов доказать:

— факт нарушения налоговым органом законных прав и интересов налогоплательщика;

— наличие и размер истребуемого к возмещению ущерба;

— наличие причинно-следственной связи между этим нарушением и причиненным ущербом.

Если же налогоплательщику не удастся доказать хотя бы один из перечисленных фактов, то в этом случае у суда есть основания для отказа в иске налогоплательщику ввиду недоказанности исковых требований.

Налогоплательщики имеют и другие права, установленные НК РФ.

Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются также соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Во время проведения у него выездной налоговой проверки налогоплательщик не должен забывать о том, что в соответствии с п.1 ст. 23 НК РФ он, в частности, обязан:

— представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

— выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

— представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ.

Соответственно, невыполнение налогоплательщиком этих обязанностей (отказ от представления документов или дачи пояснений, воспрепятствование доступу проверяющих в помещение или на территорию налогоплательщика и т.п.) само по себе уже свидетельствует о том, что плательщик склонен к нарушениям налогового законодательства. Именно с этой точки зрения подобные действия рассматриваются налоговыми инспекторами. Таким образом, препятствуя проведению выездной проверки, плательщик не может добиться ее прекращения. Он просто провоцирует налоговые органы на жесткие действия по отношению к самому себе (проникновение в помещение с участием сотрудников правоохранительных органов, выемку подлинников документов, исчисление налогов расчетным путем и т.п.). В результате налогоплательщику будет сложнее обжаловать действия и решение налоговых органов по результатам проверки.

Налоговая проверка — рекомендации стратегического характера

Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА»

Выездная налоговая проверка – дело серьезное. Она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги. Статистика показывает, что фискальные органы доначисляют по итогам проверки миллионы рублей. В столичных мегаполисах средняя сумма составляет не менее 15 миллионов. Что должен знать налогоплательщик для того, чтобы минимизировать подобные потери? Несколько полезных советов.

Рекомендация стратегического характера. Не надо нервничать, заводить себя.Очень важно сохранять спокойствие. Чрезмерно агрессивный настрой может сыграть против вас. Он вызовет у проверяющих ответное раздражение и повышенное внимание.

Цена вопроса

Желательно как можно скорее узнать цену вопроса. Минимум доначислений, который предполагает получить фискальное ведомство – порядка двух миллионов рублей. Для вашей компании это пустяк? Тогда расслабьтесь. Если это существенная сумма для вас – готовьтесь к баталиям. Но при этом прикиньте стоимость оборонительных акций: расходы на адвокатов, экспертов, других специалистов. Может быть дешевле выполнить требования налоговой? Важный шаг – назначение ответственного сотрудника по делам, связанным с налоговой проверкой. Это должен быть, во-первых, грамотный и ответственный специалист. Во-вторых, он должен обладать серьезной психологической антистрессовой подготовкой. Он должен быть наделен полномочиями для эффективного ведения дел с проверяющими. Кстати, наличие такого сотрудника освободит работников бухгалтерии от чрезмерно интенсивного общения с проверяющими.

Ничего кроме

Придерживайтесь принципа «ничего кроме». От вас будут требовать предъявления самых разнообразных документов. Требования эти нужно выполнять, но при условии точнейшего соблюдения всех предусмотренных законом процессуальных процедур: письменные запросы, указание конкретных документов, порядка и сроков их представления. Только после этого и в строго обозначенных пределах вы можете передать проверяющим те или иные документы. Сопутствующие документы следует передавать в руки инспекторов только после их идентификации в письменном запросе. Если говорить о документах бухучета, которые следует представить проверяющим, то нужно следовать указаниям ст. 54 Налогового кодекса РФ. Из них следует, что налогоплательщик самостоятельно определяет какие регистры бухгалтерского учета станут основой учета налогового. Нужно обязательно учесть, что эти документы должны быть закреплены в положениях, посвященных учетной политике организации.

Постарайтесь подготовить все необходимые документы заранее, до начала проверки. Для этого в вашей компании должен быть составлен график документооборота, соблюдаемый всеми сотрудниками. Еще раз убедитесь в том, что все формы первичных документов в вашей компании утверждены надлежащим образом, изданы соответствующие локальные нормативные акты. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы у вас был создан своеобразный архив важнейших документов, содержащий полный набор соответствующих копий. Это избавит от аврала накануне проверки и не оставит вас без рабочих материалов и доказательной базы в случае выемки документов. В первую очередь в архив стоит поместить счета-фактуры, а также первичку. Плюс те договоры, которые свидетельствуют о вашей осмотрительности при выборе контрагентов во избежание нежелательного сотрудничества с однодневками.

Дорогие утраты

Ссылаться на то, что требуемые документы утрачены – плохое решение. В этом случае для проведения проверки инспекторы прибегнут к расчетным методам, от вас потребуют обоснования различных обязательств исходя из самых разных источников. Если документы на самом деле утрачены вами, то озаботьтесь поиском доказательств. Если причины утраты носят объективный характер, и вы сумеете это доказать, штраф за утрату документов назначен не будет.

Каков вопрос – таков ответ

Вас и ваших сотрудников будут допрашивать. К этому нужно быть готовым. Главный принцип тот же: ничего лишнего. Требуйте от проверяющих четких, конкретных формулировок, которые можно понять буквально. Никаких намеков, никаких наводящих вопросов. Всегда можно сказать: не знаю; это не входит в круг моих служебных обязанностей. И помните о процессуальных требованиях к оформлению результатов допроса. Они должны быть соблюдены, а вам неплохо бы их изучить перед проверкой.

Читайте так же:  Написать возражения на акт налоговой проверки

Кроме того, необходимо кропотливо отслеживать малейшие процессуальные нарушения, допускаемые сотрудниками фискального ведомства. Все подобные действия можно будет обжаловать как в вышестоящей инстанции, так и в суде.Обратите внимания на требования, которые установлены Налоговым кодексом РФ и содержатся в указаниях ФНМ России (обратите внимание на письмо этого ведомства от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Но ни в коем случае нельзя устанавливать неформальные отношения с проверяющими. Помните: никакие устные соглашения с налоговиками силы не имеют. А вот послужить основанием для привлечения вас к ответственности за правонарушения коррупционного характера они могут.

Платим, но не сдаемся

Вас оштрафовали в результате проведения проверки. Не стоит опускать руки. Закон позволяет уменьшить сумму штрафа. И чем раньше вы попытаетесь это сделать, тем меньших затрат и усилий это от вас потребует. Обратите внимание инспекторов на смягчающие обстоятельства, это может сыграть вам на руку. Судебная практика показывает, что одно такое обстоятельство позволяет снизить размер штрафа уже в два раза. К таким обстоятельствам закон относит, например, долги предприятия по заработной плате сотрудникам, наличие задолженности (как кредиторской, так и дебиторской). Наличие подобных обстоятельств следует подтверждать документально, соответствующей аналитикой, расчетами. А еще к смягчающим обстоятельствам относят признание налогоплательщиком своей вины, стремление оперативно устранить ошибки в ведении налоговой отчетности, ряд других обстоятельств, в том числе и незначительную продолжительность просрочки в уплате налогов.

Все по правилам

Проверяющие потребуют от вас представить экономические обоснования заключенных вашей организации сделок. Они попытаются найти в ваших действиях стремление к необоснованной налоговой выгоде. Вы можете сослаться на такие обстоятельства, как оптимальная цена сделки, наличие тех или иных скидок, прочих бонусов, устойчивые фидуциарные отношения с контрагентом. Может сыграть свою роль и ссылка на качественную логистику принимаемого бизнес-решения. Для подтверждения таких обстоятельств можно представить деловую переписку, счета, даже материалы рекламного характера.

Во время проведения выездной налоговой проверки сотрудники фискального ведомства могут потребовать проведения осмотра. В этом случае вам стоит позаботиться о том, чтобы в подобных «экскурсиях» по территории и помещениям организации налоговиков сопровождало компетентное должностное лицо проверяемой организации. Этот сотрудник должен внимательно ознакомиться с протоколом мероприятия. При проведении выемки документов нужно учесть, что к этому действию привлекаются понятые в присутствии представителя налогоплательщика. Нужно помнить о том, что за выемкой последует экспертиза. В ее подготовке может принять участие и налогоплательщик. Его представитель имеет право сформулировать собственные вопросы экспертам, а также лично присутствовать при проведении такой экспертизы.

И обязательно сделайте все, от вас зависящее, при проверке уровня компетенции приглашаемых специалистов. Например, стоит озаботиться проверкой номеров тех дел по налоговым спорам, в которых принимали участие юристы. Поинтересуйтесь его специализацией, обратите внимание на то, имеет ли специалист опыт разрешения налоговых споров.

Соответствующие разъяснения даны Министерством финансов РФ письмом от 30.05.2017 № 03-01-15/33121.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка

Основание для проверки

Основанием для проведения выездной налоговой проверки в организации является решение руководителя инспекции или его заместителя (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

По общему правилу решение о проведении выездной проверки принимает налоговая инспекция по местонахождению организации (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Однако в двух случаях такое решение выносит инспекция, в которой организация состоит на учете, независимо от ее местонахождения. Это правило распространяется на:

  • организации, которые признаются крупнейшими налогоплательщиками (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • организации, имеющие статус участника проекта «Сколково» (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок. Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

[3]

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

Дополнительным критерием для назначения выездной проверки может быть участие организации в региональном инвестиционном проекте. При соблюдении определенных условий участники таких проектов имеют право на специальные налоговые льготы. Поэтому помимо перечня конкретных налогов в ходе проверок таких организаций инспекции могут проверить степень их соответствия условиям проекта и показатели его реализации. Другими словами, инспекторы будут проверять правомерность применения льгот, обусловленных участием в региональном инвестиционном проекте. Такой порядок следует из положений статьи 89.2 Налогового кодекса РФ. Он распространяется как на действующих участников региональных инвестиционных проектов, так и на тех, кто уже утратил этот статус.

Проверка филиалов

Если у организации есть филиалы или представительства, они могут быть проверены как в рамках общей выездной проверки (в целом по организации), так и в рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству (абз. 1 и 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). В первом случае принимать решение о проведении проверки будет налоговая инспекция по местонахождению организации, во втором – налоговая инспекция по местонахождению филиала или представительства (абз. 1 и 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Размер пенсии в 18 году

Обособленные подразделения

Ситуация: может ли инспекция назначить и провести самостоятельную выездную проверку в обособленном подразделении организации? Подразделение не является ни филиалом, ни представительством.

Ответ: нет, не может.

Проводить самостоятельные выездные проверки инспекция может только в филиалах и представительствах организации (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ). Если организация имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, которые не обладают статусом представительства или филиала, то инспекция не вправе назначать и проводить самостоятельные выездные проверки таких подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 и МНС России от 24 февраля 2004 г. № 09-3-02/755. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого вывода (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2009 г. № А21-5116/2008).

Внимание: отдельные суды считают, что проведение самостоятельных выездных проверок в обособленных подразделениях, которые не имеют статуса филиала или представительства, не противоречит законодательству (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008, Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А42-12847/2005).

Решение о проведении проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки обязательно должно содержать:

  • полное и сокращенное наименование организации;
  • предмет проверки, то есть перечень конкретных налогов. В рамках выездной проверки по организации инспекция может оценить правильность начисления и своевременность уплаты налогов любого вида. При этом проверка может затрагивать как один вид налога, так и несколько (п. 3 и 4 ст. 89 НК РФ). В рамках самостоятельной выездной проверки по филиалу или представительству инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты любого количества региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которые будут проводить проверку.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ограничения на проведение проверок

Налоговое законодательство устанавливает ряд ограничений на проведение выездных проверок. Так, по общему правилу налоговая инспекция не может провести в организации (ее филиале, представительстве) повторную выездную проверку (абз. 1 п. 5 и абз. 3 п. 7 ст. 89 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Подробнее об этом см. В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки .

Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ), так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

При определении общего количества выездных проверок по организации самостоятельные проверки филиалов и представительств этой организации в расчет не включаются (абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ). Например, если в течение одного календарного года инспекция провела одну выездную проверку по организации в целом (в т. ч. проверила филиал) и одну самостоятельную проверку по филиалу, то до конца этого года инспекция сможет провести еще одну выездную проверку по организации.

Обратную зависимость законодательство не устанавливает. Поэтому при подсчете количества выездных проверок по конкретному филиалу (представительству) учитываются как самостоятельные выездные проверки данного филиала (представительства), так и его проверки в рамках общей выездной проверки по организации. И если, например, филиал организации в течение года в рамках общих выездных проверок был проверен дважды, назначить еще одну самостоятельную проверку по филиалу инспекция не сможет.

Ограничение по количеству выездных проверок в течение одного календарного года не распространяется на повторные выездные проверки (абз. 2 п. 10 и п. 11 ст. 89 НК РФ). Кроме того, дополнительную выездную проверку сверх установленного предела в исключительных случаях может назначить руководитель ФНС России (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). Какие случаи признаются исключительными, налоговое законодательство не уточняет.

Помимо этого налоговые инспекции не могут проводить выездные проверки за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга. Исключение составляют выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Место проведения проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации при предъявлении решения (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ). Налоговое законодательство не обязывает инспекцию предупреждать организацию о проведении выездной проверки заранее. Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может быть проведена по местонахождению инспекции (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Перенести начало выездной налоговой проверки на более поздний срок после того, как решение о ее проведении было вынесено, налоговая инспекция не вправе. Такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена, поскольку дата вынесения решения является точкой отсчета для определения общей продолжительности налоговой проверки . Об этом сказано в письме ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853.

Видео (кликните для воспроизведения).

Самостоятельная выездная проверка филиала (представительства) проводится на основании решения налоговой инспекции по его местонахождению (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Источники


  1. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.

  2. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  3. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  4. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
  5. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
Присутствовать при выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here