Присутствовать при проведении налоговой проверки

Полезная юридическая информация по теме: "Присутствовать при проведении налоговой проверки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Присутствовать при проведении налоговой проверки

Установите со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми и эле­мен­та­ми ста­ту­са на­ло­го­пла­тель­щи­ка в РФ: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ СТА­ТУ­СА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

[2]

A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны

Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах

B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах

Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки

Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

Первой и глав­ной обязанностью на­ло­го­пла­тель­щи­ка является свое­вре­мен­ная и пол­ная уплата налога. Среди остальных следующие:

1) Обя­зан­ность вести бух­гал­тер­ский учет, со­став­лять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обес­пе­чи­вая ил со­хран­ность не менее пяти лет.

[1]

2) Обя­зан­ность представлять на­ло­го­вым органам не­об­хо­ди­мые для ис­чис­ле­ния и упла­ты налогов до­ку­мен­ты и сведения.

3) Обя­зан­ность вносить ис­прав­ле­ния в бух­гал­тер­скую отчетность в раз­ме­ре суммы со­кры­то­го или за­ни­жен­но­го дохода (прибыли), вы­яв­лен­но­го проверками на­ло­го­вых органов.

4) Обя­зан­ность в слу­чае несогласия с фактами, из­ло­жен­ны­ми в акте проверки, пред­став­лять письменные по­яс­не­ния мотивов от­ка­за от под­пи­са­ния этого акта.

5) Обя­зан­ность сообщать на­ло­го­вым органам в де­ся­ти­днев­ный срок о при­ня­том решении по лик­ви­да­ции (реорганизации) юри­ди­че­ско­го лица.

Права налогоплательщика не так многочисленны, как его обязанности. За­ко­но­да­тель­ством предусмотрены сле­ду­ю­щие их виды.

1) Право поль­зо­вать­ся льготами по упла­те налогов на ос­но­ва­ни­ях и в порядке, уста­нов­лен­ных законодательными актами.Вопрос о том, яв­ля­ет­ся ли при­ме­не­ние льготы пра­вом налогоплательщика, рас­смат­ри­вал­ся в гл. 8 (Порядок ис­чис­ле­ния налога). В том случае, когда льго­та действительно яв­ля­ет­ся правом налогоплательщика, не­об­хо­ди­мо учитывать уста­нов­лен­ный порядок ее применения. По­ми­мо этого, по­сколь­ку налог ис­чис­ля­ет­ся за опре­де­лен­ный период, то ис­поль­зо­вать данное право либо от­ка­зать­ся от него можно также в рам­ках налогового периода.

2) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам документы, под­твер­жда­ю­щие право на льго­ты по на­ло­гам является про­из­вод­ным от первого. Вме­сте с тем оно носит са­мо­сто­я­тель­ный характер, по­сколь­ку налоговые ор­га­ны не имеют права от­ка­зать налогоплательщику 8 предъ­яв­ле­нии указанных документов.

3) Право зна­ко­мить­ся с ак­та­ми проверок, про­ве­ден­ных налоговыми органами, яв­ля­ет­ся гарантией права на защиту, по­сколь­ку квалифицированное об­жа­ло­ва­ние решений на­ло­го­вых органов воз­мож­но только после озна­ком­ле­ния с вы­яв­лен­ны­ми в ходе про­вер­ки нарушениями.

4) Право пред­став­лять налоговым ор­га­нам пояснения по ис­чис­ле­нию и упла­те налогов и по актам про­ве­ден­ных проверок поз­во­ля­ет на ран­ней стадии раз­ре­шить спорные вопросы, не до­во­дя дела до ад­ми­ни­стра­тив­но­го или су­деб­но­го обжалования.

5) Право в уста­нов­лен­ном законом по­ряд­ке обжаловать ре­ше­ния налоговых ор­га­нов и дей­ствия их долж­ност­ных лиц яв­ля­ет­ся основной га­ран­ти­ей защиты прав налогоплательщика. Законодательство уста­нав­ли­ва­ет и дру­гие права налогоплательщиков, на­при­мер право фи­зи­че­ско­го лица в ме­сяч­ный срок после по­да­чи в на­ло­го­вый орган де­кла­ра­ции о до­хо­де уточнить данные, за­яв­лен­ные им в этой декларации.

A) требовать со­блю­де­ния и со­хра­не­ния на­ло­го­вой тайны — права.

Б) вы­пол­нять за­кон­ные тре­бо­ва­ния на­ло­го­во­го ор­га­на об устра­не­нии вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства о на­ло­гах и сборах — обязанности.

B) получать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сборах — права.

Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой проверки — права.

Д) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные налоги — обязанности.

Может ли проверяемый налогоплательщик присутствовать при допросе свидетелей?

О присутствии проверяемого лица при проведении в отношении его мероприятий налогового контроля.

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

В силу подпункта 8 пункта 1 [K=14;P=21;T=статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации] (далее — Кодекс) налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 1 [K=14;P=89;T=статьи 89 Кодекса] выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа.

Статьей 89 Кодекса не предусмотрено присутствие проверяемого лица при проведении выездной налоговой проверки на территории налогового органа. Присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса.

Так, например, статьями [K=14;P=92;T=92], [K=14;P=93;T=93], [K=14;P=94;T=94], [K=14;P=95;T=95 Кодекса] прямо предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы.

[K=14;P=90;T=Статьей 90 Кодекса] не предусмотрено участие проверяемого лица при

Налоговая проверка — рекомендации стратегического характера

Евгений Сивков, генеральный директор аудиторской компании «ФБКА»

Выездная налоговая проверка – дело серьезное. Она может обойтись проверяемой организации в серьезные деньги. Статистика показывает, что фискальные органы доначисляют по итогам проверки миллионы рублей. В столичных мегаполисах средняя сумма составляет не менее 15 миллионов. Что должен знать налогоплательщик для того, чтобы минимизировать подобные потери? Несколько полезных советов.

Рекомендация стратегического характера. Не надо нервничать, заводить себя.Очень важно сохранять спокойствие. Чрезмерно агрессивный настрой может сыграть против вас. Он вызовет у проверяющих ответное раздражение и повышенное внимание.

Цена вопроса

Желательно как можно скорее узнать цену вопроса. Минимум доначислений, который предполагает получить фискальное ведомство – порядка двух миллионов рублей. Для вашей компании это пустяк? Тогда расслабьтесь. Если это существенная сумма для вас – готовьтесь к баталиям. Но при этом прикиньте стоимость оборонительных акций: расходы на адвокатов, экспертов, других специалистов. Может быть дешевле выполнить требования налоговой? Важный шаг – назначение ответственного сотрудника по делам, связанным с налоговой проверкой. Это должен быть, во-первых, грамотный и ответственный специалист. Во-вторых, он должен обладать серьезной психологической антистрессовой подготовкой. Он должен быть наделен полномочиями для эффективного ведения дел с проверяющими. Кстати, наличие такого сотрудника освободит работников бухгалтерии от чрезмерно интенсивного общения с проверяющими.

Ничего кроме

Придерживайтесь принципа «ничего кроме». От вас будут требовать предъявления самых разнообразных документов. Требования эти нужно выполнять, но при условии точнейшего соблюдения всех предусмотренных законом процессуальных процедур: письменные запросы, указание конкретных документов, порядка и сроков их представления. Только после этого и в строго обозначенных пределах вы можете передать проверяющим те или иные документы. Сопутствующие документы следует передавать в руки инспекторов только после их идентификации в письменном запросе. Если говорить о документах бухучета, которые следует представить проверяющим, то нужно следовать указаниям ст. 54 Налогового кодекса РФ. Из них следует, что налогоплательщик самостоятельно определяет какие регистры бухгалтерского учета станут основой учета налогового. Нужно обязательно учесть, что эти документы должны быть закреплены в положениях, посвященных учетной политике организации.

Читайте так же:  Закон о пенсионном возрасте сотрудников мвд

Постарайтесь подготовить все необходимые документы заранее, до начала проверки. Для этого в вашей компании должен быть составлен график документооборота, соблюдаемый всеми сотрудниками. Еще раз убедитесь в том, что все формы первичных документов в вашей компании утверждены надлежащим образом, изданы соответствующие локальные нормативные акты. И обязательно позаботьтесь о том, чтобы у вас был создан своеобразный архив важнейших документов, содержащий полный набор соответствующих копий. Это избавит от аврала накануне проверки и не оставит вас без рабочих материалов и доказательной базы в случае выемки документов. В первую очередь в архив стоит поместить счета-фактуры, а также первичку. Плюс те договоры, которые свидетельствуют о вашей осмотрительности при выборе контрагентов во избежание нежелательного сотрудничества с однодневками.

Дорогие утраты

Ссылаться на то, что требуемые документы утрачены – плохое решение. В этом случае для проведения проверки инспекторы прибегнут к расчетным методам, от вас потребуют обоснования различных обязательств исходя из самых разных источников. Если документы на самом деле утрачены вами, то озаботьтесь поиском доказательств. Если причины утраты носят объективный характер, и вы сумеете это доказать, штраф за утрату документов назначен не будет.

Каков вопрос – таков ответ

Вас и ваших сотрудников будут допрашивать. К этому нужно быть готовым. Главный принцип тот же: ничего лишнего. Требуйте от проверяющих четких, конкретных формулировок, которые можно понять буквально. Никаких намеков, никаких наводящих вопросов. Всегда можно сказать: не знаю; это не входит в круг моих служебных обязанностей. И помните о процессуальных требованиях к оформлению результатов допроса. Они должны быть соблюдены, а вам неплохо бы их изучить перед проверкой.

Кроме того, необходимо кропотливо отслеживать малейшие процессуальные нарушения, допускаемые сотрудниками фискального ведомства. Все подобные действия можно будет обжаловать как в вышестоящей инстанции, так и в суде.Обратите внимания на требования, которые установлены Налоговым кодексом РФ и содержатся в указаниях ФНМ России (обратите внимание на письмо этого ведомства от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Но ни в коем случае нельзя устанавливать неформальные отношения с проверяющими. Помните: никакие устные соглашения с налоговиками силы не имеют. А вот послужить основанием для привлечения вас к ответственности за правонарушения коррупционного характера они могут.

Платим, но не сдаемся

Вас оштрафовали в результате проведения проверки. Не стоит опускать руки. Закон позволяет уменьшить сумму штрафа. И чем раньше вы попытаетесь это сделать, тем меньших затрат и усилий это от вас потребует. Обратите внимание инспекторов на смягчающие обстоятельства, это может сыграть вам на руку. Судебная практика показывает, что одно такое обстоятельство позволяет снизить размер штрафа уже в два раза. К таким обстоятельствам закон относит, например, долги предприятия по заработной плате сотрудникам, наличие задолженности (как кредиторской, так и дебиторской). Наличие подобных обстоятельств следует подтверждать документально, соответствующей аналитикой, расчетами. А еще к смягчающим обстоятельствам относят признание налогоплательщиком своей вины, стремление оперативно устранить ошибки в ведении налоговой отчетности, ряд других обстоятельств, в том числе и незначительную продолжительность просрочки в уплате налогов.

Все по правилам

Проверяющие потребуют от вас представить экономические обоснования заключенных вашей организации сделок. Они попытаются найти в ваших действиях стремление к необоснованной налоговой выгоде. Вы можете сослаться на такие обстоятельства, как оптимальная цена сделки, наличие тех или иных скидок, прочих бонусов, устойчивые фидуциарные отношения с контрагентом. Может сыграть свою роль и ссылка на качественную логистику принимаемого бизнес-решения. Для подтверждения таких обстоятельств можно представить деловую переписку, счета, даже материалы рекламного характера.

Во время проведения выездной налоговой проверки сотрудники фискального ведомства могут потребовать проведения осмотра. В этом случае вам стоит позаботиться о том, чтобы в подобных «экскурсиях» по территории и помещениям организации налоговиков сопровождало компетентное должностное лицо проверяемой организации. Этот сотрудник должен внимательно ознакомиться с протоколом мероприятия. При проведении выемки документов нужно учесть, что к этому действию привлекаются понятые в присутствии представителя налогоплательщика. Нужно помнить о том, что за выемкой последует экспертиза. В ее подготовке может принять участие и налогоплательщик. Его представитель имеет право сформулировать собственные вопросы экспертам, а также лично присутствовать при проведении такой экспертизы.

И обязательно сделайте все, от вас зависящее, при проверке уровня компетенции приглашаемых специалистов. Например, стоит озаботиться проверкой номеров тех дел по налоговым спорам, в которых принимали участие юристы. Поинтересуйтесь его специализацией, обратите внимание на то, имеет ли специалист опыт разрешения налоговых споров.

Соответствующие разъяснения даны Министерством финансов РФ письмом от 30.05.2017 № 03-01-15/33121.

Осмотр: правила проведения и оформления результатов

Налоговикам дано право проведения на территории налогоплательщика осмотра – специальной процедуры в рамках налогового контроля. Когда и как он проводится, расскажем в нашей статье.

Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Это право установлено в подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 Налогового кодекса РФ, а также в п. 4 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-I.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении 13 к приказу ФНС России 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Читайте так же:  Подоходный налог мать с детьми

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте здесь.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2017 году — список организаций».

Участники осмотра

В обязательном порядке в осмотре участвуют:

  • Проверяющий (п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • Понятые (п. 3 ст. 92 НК РФ). Понятыми могут быть приглашены любые незаинтересованные лица в количестве не менее 2 человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Понятые должны подтвердить содержание и результаты осмотра, выявленные при этом факты (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Налоговые органы обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать свое право, а именно: уведомить его о времени и месте производства осмотра. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09).

Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении 14 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
    • его наименование;
    • место и дата составления протокола;
    • время начала и окончания осмотра;
    • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
    • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
    • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
    • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 № А78-4644/2010), паспортных данных присутствовавших при осмотре понятых (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 № А72-12341/2012);
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых (постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 09АП-4678/2013 по делу № А40-85714/12);
  • выводы в акте проверки, основанные на результатах осмотра, содержат противоречия (постановление 20-го Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А68-5524/2014);
  • осмотр проведен до начала проверки или после ее окончания (постановление АС Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014).

В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).

Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.

Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.

Присутствовать при проведении налоговой проверки

49. Участие свидетелей при проведении выездной налоговой проверки

[3]

Участие свидетеля. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лНиКцР, Фв )ч.астности адвокат, аудитор (п. 2 ст. 90

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ).

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Читайте так же:  Дата оплаты налогов на имущество

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.

В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы – на русском языке.

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (п. 2 ст. 99 НК РФ).

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении (п. 4 ст. 99 НК РФ).

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия (п. 5 ст. 99 НК РФ).

Присутствовать при проведении налоговой проверки

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми статуса налогоплательщика: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТА­ТУ­СА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

A) Индивидуальный пред­при­ни­ма­тель пред­ста­вил в на­ло­го­вый орган на­ло­го­вую декларацию

Б) Ин­ди­ви­ду­аль­ный предприниматель при­сут­ство­вал при про­ве­де­нии выездной на­ло­го­вой проверки

B) Гражданин по­тре­бо­вал возмещения в пол­ном объёме убытков, причинённых не­за­кон­ны­ми действиями на­ло­го­вых органов

Г) Граж­да­нин получил свое­вре­мен­ный зачёт суммы, из­лиш­не взысканной в преды­ду­щем году в ка­че­стве налога на транс­порт­ное средство

Д) Граж­да­нин уплатил налог на при­над­ле­жа­щий ему зе­мель­ный участок

2) обя­зан­но­сти

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

A) Индивидуальный пред­при­ни­ма­тель пред­ста­вил в на­ло­го­вый орган на­ло­го­вую декларацию — обя­зан­но­сти.

Б) Ин­ди­ви­ду­аль­ный предприниматель при­сут­ство­вал при про­ве­де­нии выездной на­ло­го­вой проверки — права.

B) Гражданин по­тре­бо­вал возмещения в пол­ном объёме убытков, причинённых не­за­кон­ны­ми действиями на­ло­го­вых органов — права.

Г) Граж­да­нин получил свое­вре­мен­ный зачёт суммы, из­лиш­не взысканной в преды­ду­щем году в ка­че­стве налога на транс­порт­ное средство — права.

Д) Граж­да­нин уплатил налог на при­над­ле­жа­щий ему зе­мель­ный участок — обя­зан­но­сти.

Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок

К процедурам, применяемым при проведении налоговых прове­рок, относят:

ü истребование документов у налогоплательщика и его контрагентов

ü осмотр помещений, документов и предметов;

ü выемку документов;

ü экспертизу с привлечением экспертов и специалистов, переводчиков;

ü инвентаризацию имущества налогоплательщиков.

Осмотр помещений, документов и предметов. Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории. В соответствии со ст. 92 Н К РФ осмотр помещения в обязатель­ном порядке должен проводиться в присутствии не менее двух поня­тых При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в отношении которого произво­дятся данные действия (его представитель), и специалисты. Специ­алист в отличие от эксперта привлекается для определенных дей­ствий, например для оценки изымаемого имущества. Следует отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем при рассмотрении дел в судебных ин­станциях может проходить как свидетель.

Выемка документов. В подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что долж­ностное лицо налогового органа в ходе проверки вправе изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, которые могут свидетельствовать о совершении налоговых правона­рушений, но только при условии, что эти документы могут быть за­менены или уничтожены.

Документы у налогоплательщика изымаются только на основа­нии письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит проверку, с обязательным утверждением руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Документы изымаются только в присутствии понятых и предста­вителей налогоплательщика. До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности и предлагает лицу, у которого производится вы­емка документов и предметов, выдать их добровольно. НК РФ налагает следующие ограничения на процедуру выемки документов:

1) не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;

2) не подлежат изъятию документы и предметы, не относящиеся к предмету налоговой проверки.

Экспертиза с привлечением экспертов и специалистов. Подпунк­том 12 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено привлечение экспертов в ходе проведения налогового контроля. Назначение экспертизы и привлечение лица в качестве эксперта производятся в соответствии с установленным порядком.

Эксперт — это лицо, имеющее специальные познания в сфере деятельности, специфику которой следует определить в целях нало­гообложения. Экспертиза назначается постановлением должностно­го лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Проверяющий должен ознакомить с этим постановлением проверя­емое лицо и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 95 НК РФ. О совершении указанных действий в обязательном порядке состав­ляется протокол.

Согласно п. 7 ст. 95 НК РФ проверяемое лицо вправе:

ü заявить отвод эксперту;

ü просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

ü представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

ü присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения экс­перту;

ü знакомиться с заключением эксперта.

В соответствии со ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения влекут за собой взыскание штрафов.

Инвентаризация имущества налогоплательщиков. Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право на проведение инвентари­зации имущества, принадлежащего налогоплательщику.

Согласно ст. 89 НК РФ инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности дан­ных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяснения других существенных обстоятельств в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплатель­щика при налоговых проверках регламентируется нормативными документами Минфина России и ФНС России.

Читайте так же:  Минимальная пенсия в 80 лет

Основной целью инвентаризации является выявление фактиче­ского наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих на­логообложению.

Необходимо отметить, что проверка фактического наличия иму­щества должна производиться с обязательным участием должност­ных и материально ответственных лиц, а также работников бухгал­терии налогоплательщика. При этом материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расход­ные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, вы­бывшие же списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Лекция № 16

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9185 —

| 7343 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Присутствовать при проведении налоговой проверки

Согласно Налоговому кодексу:
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Читайте так же:  Платят ли алименты работающему ребенку

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  4. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Присутствовать при проведении налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here