При пропорциональном налогообложении ставка налога

Полезная юридическая информация по теме: "При пропорциональном налогообложении ставка налога" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Тема 10. НАЛОГИ

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Читайте так же:  Право на получение накопительной пенсии имеют

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна

Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).

Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

[2]

Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Системы налогообложения

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (систем налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (табл. 1).

Таблица 1. Пропорциональный налог

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (табл. 2).

Таблица 2. Прогрессивный налог

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог 1 . Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (табл. 3).

Таблица 3. Регрессивный налог

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко 1 . Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог — это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., — лишь 0,05%.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Читайте так же:  Подоходный налог за обучение в автошколе

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до Р2) и объема выпуска (от Y1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?

Представление о прямых и косвенных налогах

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);

Подробнее см. в этой статье.

  • по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.

Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.

Налог на имущество, или Что причисляют к прямым налогам

Прямые налоги позволяют управлять экономикой страны. Они избирательно воздействуют на отрасли производства, способствуют созданию лучших условий для работы организаций по направлениям деятельности, требующих поддержки государства. Они же могут создать и неблагоприятные условия для областей экономики, развитие которых для государства неприемлемо.

К прямым налогам относятся:

Примеры прямых налогов

Государство в лице налоговой службы заранее знает о величине налоговых поступлений по тому или иному прямому налогу. Это достигается путем предоставления организациями деклараций или других отчетных документов, в которых производится расчет налога. Примеры таких налогов приведены ниже.

1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полученного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работающих на ее территории. Ставка налога составляет от 13 до 35% — в зависимости от вида получаемого дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.

Не подвержены обложению налогом:

  • пенсии;
  • пособия по безработице;
  • пособия по беременности и родам;
  • вознаграждения донорам;
  • алименты;
  • гранты для поддержания науки;
  • международные или российские премии за высочайшие достижения в различных областях знания и искусства;
  • материальная помощь семье умершего работника от фирмы;
  • выплаты пострадавшим от стихийных бедствий;
  • доходы от продажи заготовленных дикорастущих ягод, грибов и других лесных даров природы;
  • доходы от продажи домов, квартир и другой недвижимости при условии владения ими более 5 лет (по объектам, приобретенным в собственность до 2016 года, более 3 лет);
  • доходы от наследования имущества;
  • доходы, полученные в результате дарения родственниками;
  • подарки стоимостью ниже 4 000 руб.;
  • другие доходы по ст. 217 НК.

Подробнее о доходах, не подлежащих обложению НДФЛ, читайте здесь.

2. Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога — прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2018–2019 годы составляет 20%.

Как рассчитывается прибыль до налогообложения (формула), узнайте здесь.

3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.

С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.

За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций — ставки, период и др.».

Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.

  1. Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога».

  1. Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.
Читайте так же:  Налоговый период по налогу на прибыль организаций

Что относят к косвенным налогам

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.

К косвенным налогам относятся:

Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.

Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):

  • с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
  • при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
  • с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
  • с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
  • с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
  • с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
  • при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
  • при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
  • с других видов услуг (подп. 9–34 п. 2).

Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале.

Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.

Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).

Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:

  • продуктового назначения (подп. 1 п. 2);
  • для детей (подп. 2 п. 2);
  • медицинского назначения (подп. 4 п. 2);
  • периодической печати (подп. 3 п. 2);
  • при перевозке самолетами и другим воздушным транспортом;
  • при приобретении племенного скота.

Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.

При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС .

О том, как получить освобождение от НДС, читайте здесь.

Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.

Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.

В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизельное топливо;
  • различные масла для двигателей;
  • керосин для заправки самолетов;
  • газ природный;
  • топливо для печей.

Способы и формулы для расчета величины акцизов см. здесь.

Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).

О ставках акциза на горючее узнайте здесь.

Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.

Пропорциональная система налогообложения

Мы рассказывали в наших отдельных консультациях о том, что такое регрессивная и прогрессивная системы налогообложения. О третьем типе системы налогообложения – пропорциональной – расскажем в этом материале.

Что значит пропорциональное налогообложение

Пропорциональная налоговая система – типичная в РФ практика исчисления налогов и сборов. В ее основе лежит применение пропорциональных налоговых ставок для исчисления налогов и сборов с физических лиц и организаций.

Пропорциональная ставка налога – это такая налоговая ставка, которая не изменяется по мере увеличения или уменьшения налоговой базы. Это значит, что налоговая ставка для конкретного объекта налогообложения – фиксированная. Соответственно, во сколько раз увеличивается или уменьшается база исчисления налога, во столько раз соответственно увеличивается или уменьшается сам налог.

К примеру, реализация молока и молокопродуктов в РФ облагается НДС по налоговой ставке 10% (пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). При этом величина данной ставки не зависит от стоимости реализованных товаров. Соответственно, при реализации молокопродуктов стоимостью 100 руб. и 100 млн.руб. (без НДС) величина налога составит соответственно 10 руб. (100 * 10%) и 10 млн.руб. (100 млн.руб. *10%).

Аналогично, например, доходы в виде оплаты труда налоговых резидентов РФ облагаются по ставке 13% (пп. 6 п. 1 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 224 НК РФ). Следовательно, если одно физлицо получило зарплату в размере 10 000 рублей, а облагаемый доход другого физлица в 5 раз больше, то и НДФЛ с дохода второго физлица будет в 5 раз больше налога, удерживаемого из доходов первого (6 500 рублей (50 000 * 13%) и 1 300 рублей (10 000 * 13%)).

В этом и заключается сущность пропорционального налогообложения.

Можно отметить, что в основе абсолютного большинства налогов и сборов в РФ положен принцип именно пропорционального налогообложения.

Вопрос 36(Принципы и механизмы налогооблажения. Виды налогов)

В современных условиях действуют следующие принципы налогообложения, основывающиеся на налоговом законодательстве (ст. 3 НК РФ):

1) налоговое законодательство основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости;

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из различий между налогоплательщиками;

3) налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными

4) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в какой сумме он должен платить.

Механизм налогообложения реализуется через его методы и способы.

Методы налогообложения — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога в абсолютной форме или в процентах от минимального размера оплаты труда. При пропорциональном налогообложении ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов (налог на доходы физических лиц 13%). Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности, величины дохода плательщика налогов (примером может служить подоходный налог, действовавший в Российской Федерации до 1 января 2001 г.). Регрессивные налоги предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также ослабление налогового бремени (единый социальный налог; при доходе плательщика выше 100 ООО руб. налоговые ставки начинают снижаться).

Читайте так же:  Налог на прибыль убыток прошлого квартала

Налоги делятся на разнообразные группы:

по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

по объектам налогообложения (налоги на услуги, товары, налоги на доходы, прибыль, на недвижимость и т.д.);

по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц);

по целевому назначению налога (специальные, общие).

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом выступает доход (зарплата, процент, прибыль и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (дом, дача, земля, машина). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене тарифов на услуги или товаров. Косвенные налоги выступают в трех видах: «таможенные пошлины», «акцизы», фискальные (монопольные) налоги.

Таможенные пошлины — это косвенные налоги на экспортные, импортные и транзитные товары, которые уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции.

Акцизами облагаются товары массового производства (табак, соль, сахар, спиртные напитки, спички и т.д.), а также различные коммунальные транспортные и др. услуги.

Фискальные (монопольные) налоги наполняют бюджеты за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством.

Налоговая система странывключает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Один из критериев — налоговая ставка. Анализ соответствующих налогов основан на понятиях средней и предельной налоговой ставки. Средняя ставка определяется как отношение суммы налогов к величине доходов, т.е. она равна Т/У, где Т — налоговая сумма, а У — доход.

В зависимости от ставки различают налоги: с твердой ставкой, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на тонну нефти, газа и т. д.) и не зависят от размеров доходов.

Пропорциональные налоги отличаются тем, что их средняя и предельная налоговые ставки остаются постоянными при изменении дохода.

Налоги являются прогрессивными, если при возрастании дохода увеличиваются средняя и предельная ставка налогов. Зависимость между средней и предельной ставками прямая: рост предельной ставки приводит к увеличению средней и наоборот.

При прогрессивном налогообложении устанавливается необлагаемый минимум (черта освобождения от налогов). Это тот доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходом этой черты (У1) средняя и предельная ставки возрастают.

Следовательно, в виде налогов взимается не только все большая абсолютная сумма дохода, но и растет его доля, выплачиваемая в виде налогов.

Прогрессивное налогообложение дает возможность сделать распределение доходов между разными слоями населения более равномерным, так как большая часть налогового бремени ложится на богатых. Регрессивное налогообложение, наоборот, усиливает дифференциацию населения, ибо его бедные слои отдают большую долю своего дохода в виде налогов, чем богатые.

КАКОВЫ РАЗЛИЧИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОГО И ПРОГРЕССИВНОГО МЕТОДОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?

Применительно к организации взимания налогов обычно употребляют такую категорию, как «метод налогообложения».

Методы налогообложения – это способы построения налоговых ставок в их соотношении с налоговой базой.

Методы налогообложения определяются видами применяемых ставок налога.

В зависимости от метода налогообложения оно подразделяется на следующие виды: 1) равное; 2) пропорциональное; 3) прогрессивное; 4) регрессивное.

При пропорциональном налогообложении каждый налогоплательщик платит налог по одинаковой ставке, выраженной в процентах или в доле к налогооблагаемой базе. Например, ставка налога на доходы физических лиц равняется 13 процентам. Это означает, что все налогоплательщики должны отдать государству в форме налога денежные средства в размере, соответствующем 13 процентам налогооблагаемого дохода. Следовательно, сумма налога будет зависеть от размера налогооблагаемого дохода: чем выше доход — тем больше сумма налога. Но при этом сам размер налога, уплачиваемого каждым налогоплательщиком (13% от дохода), является равным. Так, если у одного налогоплательщика налогооблагаемый доход составляет 10 тыс. руб., а у второго — 20 тыс., то первый уплатит налог в сумме 1300 рублей, а второй — в сумме 2600 рублей (т. е. вдвое больше, чем первый), однако размер налогового изъятия у каждого налогоплательщика будет одинаковым — 13%.

Таким образом, в отличие от равного налогообложения, где каждый плательщик платит налог в равной сумме, при пропорциональном налогообложении каждый плательщик платит налог по одинаковой ставке.

Смысл пропорционального налогообложения, в том чтобы каждый налогоплательщик нес одинаковое налоговое бремя.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы растет и ставка налога. Здесь сумма налога будет зависеть не только от размера налогооблагаемого дохода, но и от определяемой этим доходом ставки налогообложения. В результате, богатые несут налоговое бремя в размере большем, чем бедные. Такой подход традиционен для социал-демократических воззрений и является содержанием налоговой теории, согласно которой налог есть средство уравнивания доходов.

Теоретической основой прогрессивного налогообложения выступает категория дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого по своему усмотрению. Дискреционный доход представляет собой разницу между общим (совокупным, валовым) доходом и тем доходом, который необходим ему для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Наличие этого дохода обусловлено необходимостью обеспечения самого факта существования, т. е. затраты субъекта объективно носят вынужденный характер (приобретение продуктов питания, содержание жилища, затраты на необходимую одежду и другие вещи первой необходимости). В принципе, такой доход вообще не должен быть объектом налогообложения, формируя категорию «необлагаемый минимум».

Таким образом, дискреционный доход — это доход, превышающий тот размер денежных средств, который нужен субъекту для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. С ростом общего дохода доля жизненно необходимых затрат в этом доходе уменьшается, доля же дискреционного дохода, используемого по собственному усмотрению, напротив, возрастает. Именно дискреционный, а не общий доход определяет истинную налоговую платежеспособность лица. И вполне логично, что чем выше доля дискреционного дохода, тем может быть выше размер налога. И хотя разные налогоплательщики будут платить разные по размерам налоги, принципы равенства и справедливости налогообложения будут выдерживаться. Иначе говоря, богатые, как лица, обладающие большими платежными возможностями, должны нести налоговое бремя в большем размере, нежели бедные, обладающие низким дискреционным доходом и соответственно – низкими платежными возможностями. Принцип равенства налогообложения будет в данном случае выражен равной соразмерностью налогов платежным возможностям разных налогоплательщиков.

Применяется несколько видов прогрессии: простая поразрядная прогрессия, простая относительная прогрессия; сложная прогрессия; скрытая система прогрессии.

При простой поразрядной прогрессии налоговая база по мере своего возрастания разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливаются свои ставки в твердом размере (в абсолютной сумме).

При простой относительной прогрессии налоговая база по мере своего возрастания также разбивается на определенные разряды. При этом для каждого разряда устанавливаются свои пропорциональные (процентные) ставки, которые увеличиваются в размере при переходе от низшего разряда к высшему. При этом повышенная ставка применяется ко всей налоговой базе.

Читайте так же:  Документы необходимые для возврата налога за лечение

При сложной прогрессии налоговая база по мере своего возрастания также разбивается на определенные разряды с возрастанием .ставки налога при переходе от низшего разряда к высшему. Но в отличие от простой поразрядной прогрессии, данная ставка применяется не ко всей налоговой базе, а лишь к той, которая охватывается соответствующим разрядом. Общая сумма налога определяется путем сложения сумм налогов, рассчитанных применительно к каждому разряду.

При скрытой системе прогрессии увеличение размера налога при возрастании налоговой базы достигается не путем роста ставки налога, а посредством других способов: путем предоставления налоговых льгот низкооплачиваемым слоям населения, установления особого порядка вычетов из налогооблагаемой базы (большие вычеты для низких доходов, меньшие — для высоких). Например, в Японии, где прямые подоходные налоги с граждан весьма велики, у низко и среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% процентов его доходов.

2. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ МЕТОДЫ ИЗБЕЖАНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Страны осуществляют свою юрисдикцию в правовом отношении на основании либо гражданства, либо территориальности. Потенциальная возможность двойного налогообложения возникает в случае претензий на налоговую юрисдикцию, если имеют место не связанные между собой законодательные нормы в отдельно взятых государствах.

Двойное налогообложение может возникать, если:

одна страна претендует на право взимать налог на основании факта проживания (либо гражданства) налогоплательщика, а другая — на основании места получения дохода;

обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом;

каждая из двух стран считает, что доход получен именно на ее территории.

Международное двойное налогообложение — это обложение сопоставимыми налогами в двух (или более) государствах одного налогоплательщика в отношении одного объекта за один и тот же период, в результате чего возникает идентичность налогового платежа, тождественность субъекта и объекта налогообложения, сроков уплаты налогов. Двойное (излишнее) налогообложение отрицательно влияет на деловую активность предпринимателя и способствует повышению цен на товары, работы и услуги.

Антиналогообложение — это невключение субъекта или объекта налогообложения в налоговую систему двух и более стран. Оно означает отсутствие или уменьшение налогообложения. В этом случае снижается интерес предпринимателя к участию в развитии национальной экономики.

На практике применяют многосторонние меры, реализуемые с помощью соответствующих международных соглашений и конвен ций (распределительный метод). В январе 1997 г. Россия была принята в качестве наблюдателя в Налоговый комитет ОЭСР. В связи с этим она использует в своих зарубежных переговорах по налоговым соглашениям типовую Конвенцию об избежании двойного налогообложения, разработанную и рекомендованную ОЭСР.

Согласно распределительному методу (принципу освобождения) государство А не облагает налогом доход, который по соглашению облагается в государстве Б. В договорах между сторонами четко определены соответствующие виды доходов и объектов, которые подпадают под их налоговую юрисдикцию.

Государства применяют также односторонние меры избежания двойного налогообложения, связанные с нормами национального налогового законодательства (налоговый зачет и налоговая скидка).

Налоговый зачет (налоговый кредит) означает, что государство А исчисляет взимаемый им с резидента налог на основе совокупного дохода, включая доход, полученный в государстве Б. Затем из собственного налога вычитает суммы налогов, уплаченных в другом государстве.

Налоговая скидка уменьшает на сумму уплаченного за рубежом налога облагаемую базу, т.е. уплаченный налог — это расход, вычитаемый из суммы доходов, подлежащих налогообложению.

Для определения налогового статуса (но не организационно-правовой формы) иностранного юридического лица используется понятие «постоянное представительство». При заключении соглашений, конвенций об избежании двойного налогообложения договаривающиеся .государства устанавливают, что налогообложению на территории другого государства подлежит только та прибыль (доход) иностранного юридического лица, которая получена через находящееся там постоянное представительство. Например, если иностранное лицо в Российской Федерации не имеет такого налогового статуса, то доходы, полученные из источников на ее территории, при наличии соответствующего международного соглашения обложению налогом в России не подлежат.

В целях устранения двойного налогообложения действует ст. 232 НК РФ:

1. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

2. Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Постоянное представительство возникает при соблюдении нескольких общих условий (критериев). В Российской Федерации установлены следующие условия:

– наличие фиксированного места деятельности (офис, монтажный объект, площадка склада и др.);

– постоянство места деятельности (обычно 12 месяцев);

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

– осуществление иностранным лицом деятельности через постоянное фиксированное место деятельности.

Источники


  1. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  2. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

  3. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
  4. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.
  5. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
При пропорциональном налогообложении ставка налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here