Постановление о досрочных пенсиях 781

Полезная юридическая информация по теме: "Постановление о досрочных пенсиях 781" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Содержание

  • Пенсионное законодательство

    Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона

    Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781″О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (по состоянию на 26 мая 2009 г.)

    СМОТРИТЕ актуальную верисию с изменениями Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации

    В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Установить, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации:

    а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, — перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 41, ст.3958);

    б) лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, — список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст.509; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст.4240);

    в) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), — список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст.3625).

    2. Утвердить прилагаемые:

    список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

    [3]

    Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

    список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

    Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    3. Признать утратившими силу решения Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    Постановление о досрочных пенсиях 781

    Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781

    «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

    [1]

    В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

    2. Утвердить прилагаемые:

    список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

    Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Читайте так же:  Облагается ли подоходным налогом больничный лист

    3. Признать утратившими силу решения Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню .

    Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район»

    Об изменении правоприменительной практики при определении продолжительности специального стажа педагогических и медицинских работников

    В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста, предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

    Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    Нормы подпунктов 19, 20 пункта 1 статьи 27 не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила.

    29 октября 2002 года постановлением Правительством РФ №781 утверждены Списки должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, которые применяются в настоящее время при назначении досрочной трудовой пенсии педагогическим и медицинским работникам.

    Согласно конституционно-правовому смыслу, вытекающему из постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П, определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008г. №868-О-О, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и учреждениях, за период, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. В правоприменительной практике это означает, что в каждом конкретном случае периоды работы до 01.10.1993 в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций должностей, утв Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12.1959 г. №1397, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31.12.2001.

    При этом стаж на соответствующих видах работ после 01.10.1993 г. подлежит исчислению в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы досрочного пенсионного обеспечения медицинских и педагогических работников, и действовавшими последовательно во времени.

    Таким образом, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение могут быть применены законодательные и другие нормативно правовые Акты, действовавшие в момент выполнения работы и иной деятельности, которая дает право на досрочное назначение пенсии. А именно, при досрочном установлении пенсии педагогическим и медицинским работникам, могут быть применены поледовательно следующие нормативные правовые акты к периодам работы:

    до 1 октября 1993 года Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12.1959 г. №1397 (далее Перечень №1397);

    с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года нормы Постановления Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. №463 и 464 соответственно;

    с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года — нормы Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 и №1066 соответственно;

    после 11 ноября 2002 года нормы Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781

    Перечень №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года применяется не в обязательном порядке, а только в каждом конкретном случае, в интересах и по волеизъявлению гражданина.

    Таким образом, при обращении застрахованного лица за установлением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 19 или 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы, дающей право на досрочную пенсию могут быть исчислены по трем вариантам:

    период I- вариант II- авриант
    к отдельному периоду (по волеизъявлению) к отдельному периоду (по волеизъявлению)
    До 1 октября 1993г. Перечень 1397 Постановление 463,464 Правила 1067,1066
    С 1 октября 1993 г. до 1 ноября 1999г. Постановление 463, 464 Правила 1067,1066
    С 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 Списки и Правила 1067,1066 Списки и Правила 1067,1066
    После 11 ноября 2002 Списки и Правила 781 Списки и Правила 781

    При рассмотрении вопроса о применении Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года необходимо иметь ввиду следующее:

    1. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение). Порядок применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 разъяснен в Инструктивном письме Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 №1-63-И.

    2. Перечень состоит из двух разделов «Наименование учреждений, организаций» и «Наименование должностей». Граждане, работавшие в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем рассчитывали, на то, что периоды их работы будут засчитаны в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет без дополнительных условий. Таким образом, учитывая нормы постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 №8-П, определения Конституционного Суда РФ от 20.11. 2008 №868-О-О, Перечень может быть применен в полном объеме. Перечень применяется в системной связи с разъяснением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 №19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей…». утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 №662.

    3. Положением предусмотрена работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в специальный стаж при соблюдении определенных условий, например, если гражданином выработано не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем.

    Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 утратило свое действие 1 октября 1993 года, поэтому оснований для распространения условий, предусмотренных указанным постановлением, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется. Таким образом, граждане, не выработавшие на дату отмены Постановления 1397 требуемой продолжительности стажа и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

    Читайте так же:  Отказ от алиментов на ребенка последствия

    Изложенная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, например, в Определении от 20.11.2008 № 869-О-О, в Определении от 25.12.2008 № 1056-О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж.

    С учетом складывающейся судебной практики по данному вопросу, аргументации Верховного Суда Российской Федерации, а также мнения Минздравсоцразвития Российской Федерации исключение составляют:

    периоды работы в должности «пионервожатая».

    Периоды работы в должности «пионервожатая», имевшие место до 1 октября 1993 года, могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ, в соответствии с законодательством, действующим на день, установления пенсии.

    применение льготного порядка исчисления стажа.

    [2]

    В случае, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности, а часть — в городе, месяц работы в сельской местности считать за 1,2 месяца, но пенсия назначается только при наличии специального стажа работы не менее 30 лет.

    4. . Согласно пункту 4.1 «Исчисление стажа» Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.08.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I «Учителя и другие работники просвещения» и II «Врачи и другие медицинские работники» Перечня 1397. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения. Поэтому, при применении Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года возможно применение суммирования стажа работы педагогических и медицинских работников в целях определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Постановление о досрочных пенсиях 781

    Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

    Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

    Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

    Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

    В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

    Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

    Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

    Информационно-справочная система

    19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

    24 декабря 2018 г.

    5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

    16 октября 2018 г.

    С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

    3 октября 2018 г.

    «Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

    ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

    «. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

    ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    © 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

    О сохранении права на досрочную страховую пенсию медицинским работникам

    Подписка на новости

    Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

    28 апреля 2017 11:51

    Федеральный закон № 400-ФЗ (статья 30) сохраняет право на досрочную страховую пенсию по старости за профессиональными категориями работников, в том числе за лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 1 января 2002 года и сохранялось Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).

    Также Федеральный закон № 400-ФЗ сохраняет и прежние условия предоставления права на досрочную пенсию, предусмотренные в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ: для медицинских работников – осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Продолжительность требуемого стажа в зависимости от местности, в которой протекала работа, составляет: в городе — не менее 30 лет; в городе, в сельской местности и в поселке городского типа – не менее 30 лет; в сельской местности и поселках городского типа – не менее 25 лет. При этом для медицинских работников такое право предоставляется независимо от возраста.

    Вместе с тем с 1 января 2015 года установлено новое дополнительное требование досрочного назначения пенсии, а именно наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    Право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктами 19 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, как и по действовавшему до 1 января 2015 года пенсионному законодательству, определяется с учетом применяемых в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правил исчисления периодов работы (деятельности), утверждаемых Правительством Российской Федерации.

    В целях реализации статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665).

    Так, при досрочном назначении страховой пенсии по старости медицинским работникам продолжает применяется Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением № 781 от 29 октября 2002.

    Итак, рассмотрим основные аспекты досрочной пенсии данной категории, предусмотренные законодательством в рамках 781 Постановления.

    Основным условием предоставления права для медицинских работников — это работа (начиная с 1 ноября 1999 года) в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. При этом, если работа осуществлялась в нескольких должностях и учреждениях в течение неполного рабочего времени, то возможно суммирование такой работы.

    Читайте так же:  Какой срок получения налогового вычета

    По общим правилам периоды работы в соответствующих должностях и учреждениях засчитываются в медицинский стаж в календарном порядке, т.е. год работы за год.

    При этом в пункте 5 Правил № 781 (медики) предусмотрено два случая, когда стаж исчисляется в льготном порядке. Это работа в определенных должностях и определенных структурных подразделениях, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам № 781 (медики)). Например, работа в должности врача-хирурга в отделении хирургического профиля (кардиохирургическое отделение) засчитывается 1 год за 1 год 6 месяцев.

    Вторым случаем применения льготного порядка подсчета медицинского стажа является исчисление стажа с учетом работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке). Один год работы в сельской местности засчитывается как один год и 3 месяца.

    Как уже отмечалось, в зависимости от местности, в которой протекала работа, право на досрочную пенсию по старости возникает при наличии медицинского стажа различной продолжительности. Если гражданин занимался лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности или в поселке городского типа, ему нужно выработать 25 лет медицинского стажа, если в городах или в городах и в сельской местности — 30 лет.

    Льготный порядок исчисления стажа применяется только в том случае, если пенсия назначается при 30-летнем стаже работы, однако стаж складывается из работы как в городах, так и в сельской местности (в поселке городского типа, рабочем поселке). В таком случае год работы в сельской местности (в поселке городского типа, в рабочем поселке) засчитывается в медицинский стаж как один год и три месяца.

    Юридически значимым условием является факт осуществления трудовой деятельности в учреждении, расположенном непосредственно в сельской местности либо поселке городского типа (рабочем поселке).

    Вместе с тем, если документально подтверждается факт осуществления медицинским работником лечебной деятельности в сельской местности, связанной с обслуживанием сельского населения, медицинский стаж работы может быть исчислен в льготном порядке, независимо от того, что трудовое соглашение с указанным работником заключено с учреждением здравоохранения, территориально расположенным в городе.

    В ракурсе применения льготного порядка исчисления мед стажа отдельно выделю вопрос об исчислении периодов отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком. Подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ периоды отпуска по беременности и родам (декрет) независимо от времени их предоставления, а период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком только если он начался до 06.10.1992 . При этом как декрета, так и уход исчисляется только в календарном порядке.

    Наиболее часто возникают вопросы при реализации права на досрочную пенсию медицинских работников, которые выполняют соответствующую деятельность вне учреждения здравоохранения (рабочее место которых находится вне учреждения здравоохранения). Например, работа медицинской сестры протекала в школе, либо выполнение работы фельдшера на судах флота, либо по направлению в командировки для участия в работе медицинских комиссий в военкоматах. Если указанные работники состоят в штате учреждений здравоохранения, предусмотренных Списком № 781 (медики), то расположения их рабочих мест в данном случае значения не имеет в целях реализации права на пенсию.

    И еще на что хотелось бы обратить внимание.

    В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). То есть к каждому периоду работы применяется тот нормативный акт, который действовал на момент осуществления такой деятельности.

    Так, Постановлением № 665 закреплено применение в полном объеме нормативных правовых актов (отдельных их положений), действовавших до 1 января 2002 года, в том числе в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», в целях учета периодов соответствующей работы (деятельности), имевших место в период действия указанных актов. Поэтому при досрочном пенсионном обеспечении медицинских работников при исчислении стажа, имевших место до 1 января 1992 года, могут применяться Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

    Наиболее интересные возможности, которые дает применение данного постановления. Так, к медицинской деятельности за периоды работы до 1 января 1992 года появилась возможность приравнять выборную работу, службу в рядах Советской Армии (как по специальности, так и просто по призыву), включение в подсчет льготной работы периодов нахождения на курсах, а также суммирование стажа работы педагогических и медицинских работников в целях определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в рамках действия Постановления № 1397, и др.

    Но следует учитывать, что применение нормативный актов при рассмотрении вопроса о праве медицинских работников на досрочное назначение имеет огромное количество тонкостей и нюансов, которые даже коротко обозначить в ходе нашей встречи не представляется возможным.

    В постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г №781 (с изменениями от 26 мая 2009 г)

    в п.5 а) сказано, что медицинский стаж в городе, селе и поселке городского типа идет как 1 год и 3 месяца. А в п.5 б) Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа

    (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом а, так и подпунктом б настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы. Я не пойму все же смешанный стаж-это считают как 1 год и 3 месяца, или так считать годы, когда я работала на селе?

    Читайте так же:  Пенсия за 30 летний стаж

    Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N КАС08-63 Об отказе в признании частично недействующим постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

    Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N КАС08-63

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по кассационной жалобе Ш. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф., объяснения представителей Правительства РФ К. и Т., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора М., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

    постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспорила вышеназванное постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 в части не включения в Список должности инструктора по лечебной физкультуре. По мнению заявительницы, исключение из Списка должности инструктора по лечебной физкультуре противоречит подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и нарушает ее права на досрочную трудовую пенсию по старости.

    В обоснование заявления указала на то, что по ранее действующему законодательству работа в должности инструктора по лечебной физкультуре засчитывалась в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На основании оспариваемого постановления ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости.

    Решением Верховного Суда РФ от 25 декабря 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

    В кассационной жалобе Ш. ставит вопрос об отмене судебного решения, указав на то, что судом первой инстанции неправильно применен п/п 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как она тоже осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения — инструктор по лечебной физкультуре и считает, что имеет необходимый стаж для досрочного назначения ей трудовой пенсии.

    В жалобе также ссылается на то, что в судебном заседании было доказано осуществление ею лечебной деятельности в течение полного рабочего времени наравне с должностями медицинских работников, поименованными в Списке, однако ее должность в Списке не значится. Суд не приобщил материалы, свидетельствующие о характере ее работы в должности инструктора по лечебной физкультуре и непосредственном участии в лечебном процессе, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно пункту 3 той же статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.

    В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    В пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

    В перечень должностей, содержащихся в утвержденном Списке, должность инструктора по лечебной физкультуре не включена. Оценивая оспариваемую норму по ее содержанию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что она не противоречит законодательству Российской Федерации о трудовых пенсиях.

    Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца долг

    Как видно из представленных материалов, в том числе Положения об организации работы инструктора по лечебной физкультуре к Приложению N 16, утвержденного приказом Минздрава России от 20 августа 2001 года (л.д. 27), на должность инструктора по лечебной физкультуре принимается специалист со средним медицинским или физкультурным образованием, освоивший программу подготовки по лечебной физкультуре в соответствии с квалификационными требованиями и получивший сертификат специалиста, и в его должностные обязанности преимущественно входит проведение групповых и индивидуальных занятий по лечебной гимнастике по назначению врача.

    По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приложение N 15 приказа Минздрава России от 20 августа 2001 г. N337

    Довод заявительницы о том, что функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым медицинскими работниками, в частности медицинскими сестрами, должности которых включены в оспариваемый Список, ни на чем не основан.

    Такой довод построен на ошибочном мнении заявительницы о равнозначности «должности инструктора по лечебной физкультуре» должности медицинской сестры, лечебная деятельность которой по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

    Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям работников, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма федерального закона (п. З ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»).

    Такой подход соответствует и смыслу других положений названного федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст.ст. 27, 28 Закона).

    Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 81-О.

    Кассационная коллегия также учитывает, что по ранее действовавшим нормативным правовым актам, регулировавшим досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, включалась работа в должности среднего медперсонала независимо от наименования должности и учреждений всех форм собственности только за период до 1 ноября 1999 года.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» утвержден новый Список, в который должность инструктора по лечебной физкультуре не включена.

    Таким образом, вывод суда о том, что с 1 ноября 1999 г. работа в должности инструктора по лечебной физкультуре не дает право на пенсию за выслугу лет, обоснован.

    Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не устанавливает, а лишь сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии тем категориям граждан, которые обладали этим правом. Заявительница на момент вступления в силу данного Федерального закона — 1 января 2002 года этим правом не обладала. Довод заявительницы о том, что оспариваемый в указанной части Список ставит ее в неравное положение с другими работниками (медицинским персоналом), имеющими право на досрочное назначение пенсии по старости, не может повлечь отмену решения суда.

    С учетом изложенного, суд обоснованно признал, что Постановление в оспариваемой части не противоречит подпункту 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов заявительницы.

    Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

    С учетом изложенного, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

    Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

    решение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ш. — без удовлетворения.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N КАС08-63

    Источники


    1. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

    2. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.

    3. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
    4. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
    5. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
    Постановление о досрочных пенсиях 781
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here