Порядок и сроки уплаты налогов и сборов

Полезная юридическая информация по теме: "Порядок и сроки уплаты налогов и сборов" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 1 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пеню в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому такому действию (п. 3 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

Порядок уплаты налогов и сборов: уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода

предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п. 3 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме (п. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 Налогового кодекса РФ применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ).

Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора: изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 Налогового кодекса РФ).

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, если иное не предусмотрено гл. 9 Налогового кодекса РФ. Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 61 Налогового кодекса РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора (ст. 61 Налогового кодекса РФ).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору законодательством о налогах и сборах, поэтому не существует какой-то универсальной даты сдачи отчетности или оплаты налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, причем, если более продолжительный срок не указан в уведомлении, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения этого налогового уведомления.

В течение налогового периода могут быть установлены предварительные платежи по налогу (авансовые платежи), нарушение порядка исчисления которых не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, но за пропуск срока оплаты начисляются пени.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме, но при отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

  • бесплатно принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджет по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции установленной формы, подтверждающие прием этих денежных средств;
  • представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджет.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов:

Срок уплаты налога и (или) сбора по общему правилу может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

  • отсрочки;
  • рассрочки;
  • инвестиционного налогового кредита.

Заинтересованное в изменении срока уплаты налога и (или) сбора лицо (кроме налогового агента) вправе подать заявление в уполномоченный орган о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется на основании ходатайства заинтересованного лица в пределах установленных сроков.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов

Уплата налога производится разовым перечислением всей суммы налога налогоплательщиком или налоговым агентом в сроки, установленные НК РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленных сроков уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренным Налоговым Кодексом Российской Федерации. В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. При перечислении налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени за каждый календарный день просрочки платежа, начиная со следующего начиная со следующего, за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Пени за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора и уплачиваются одновременно с перечислением налоговых платежей или после таких сумм в полном объеме.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налогов и сборов устанавливается в соответствии с налоговым кодексом РФ применительно к каждому налогу.

Читайте так же:  Пенсионная карта сбербанка маэстро проценты

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

7. Налоговые льготы

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами

по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено налоговым кодексом РФ.

Льготы устанавливаются и отменяются:

по федеральным налогам – Налоговым кодексом РФ;

по региональным налогам – Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах;

по местным налогам — Налоговым кодексом РФ и (или) нормативыми правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налога (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах)

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8611 —

| 7413 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок и сроки уплаты налога

Порядок и сроки уплаты устанавливается по каждому налогу отдельно. Общие вопросы установления порядка и сроков уплаты налогов определяются ст. 57 и 58 НК РФ.

Извлечение из НК РФ

Статья 57. Сроки уплаты налогов и сборов

1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в , предусмотренном настоящим Кодексом.

2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ)

Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов. (Конец извлечения)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8215 —

| 7885 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок исчисления налога

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.
Читайте так же:  Муниципальная служба выход на пенсию

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Сроки уплаты налогов и сборов

Порядок установления обязательных платежей в бюджет предполагает наличие их обязательных элементов.

Определение сроков уплаты налогов и сборов

Одним из элементов обязательных платежей выступают сроки уплаты налогов и сборов. Базовые нормы, устанавливающие обязанности налогоплательщиков по внесению к определенной дате федеральных, местных и региональных платежей установлены в ст. 57 НК.

Закон не содержит легального определения таких сроков. Однако это не служит препятствием для того, чтобы прийти к соответствующему понятию. Этому поспособствуют ряд особенностей:

  • порядок внесения платежа в бюджет предусматривает наличие метода, позволяющего определить своевременное исполнение этой обязанности налогоплательщиком. Это означает, что соответствующий механизм должен содержаться в законе. Существует как календарный метод (указание на дату), так и метод арифметического расчета, совмещенный с предыдущим способом установления;
  • итогом применения одного из методов является установление даты, которая отделяет надлежащее исполнение обязанности, которую предусматривает порядок внесения платежа в бюджет, от ненадлежащего;
  • несоблюдение срока уплаты налогов и сборов является основанием для взыскания соответствующих санкций (пени и штрафа).

Учитывая эти характеристики, получается следующее определение. Сроки уплаты налогов и сборов представляют установленные в законе даты, либо методику их определения, после истечения которых обязанности по внесению платежей в бюджет считаются невыполненными или выполненными ненадлежащим образом, что влечет установление пени и штрафа.

Установление сроков уплаты налогов и сборов

Порядок, предусмотренный ч. 1 ст. 57 НК, устанавливает правило, согласно которому сроки внесения отдельных платежей в бюджет определяются специальными нормами.

Однако ч.3 указанной статьи перечисляет возможные формы установления этого элемента:

  • наиболее простым способом служит указание определенной даты. Обычно такой метод применяется для платежей, вносимых в бюджет 1 раз в год;
  • другим случаем выступает указание на истечение определенного срока. Речь идет о годе, месяцах или кварталах;
  • Также возможно указание на наступление определенного события, либо совершение имеющего значение действия. К последнему случаю относится госпошлина. Обязанность внести ее в бюджет определяется датой, когда плательщик обращается за необходимыми госуслугами;
  • существует и смешанная форма. При ней указывается дата, следующая за истечением определенного срока. Речь идет об исполнении обязанностей в определенный день месяца, следующего за истечением отчетного периода (квартал, либо месяц).
Читайте так же:  Таблица новой пенсионной реформы по годам

Ч. 4 ст. 57 НК предусматривается ситуация, когда срок исполнения обязанности по уплате налога, несмотря на то, что этот элемент установлен в законе, наступает не ранее даты получения адресатом соответствующего налогового уведомления. На практике, это правило применяется в отношении транспортного, имущественного и земельного налогов.

Изменение сроков уплаты налогов и сборов

Указанный порядок предусмотрен главой 9 НК. Ст. 61 устанавливает ряд принципов, которым должны соответствовать такие действия:

  • изменить сроки можно только путем переноса на более поздний срок;
  • допускается как перенос платежа полностью, так и частично;
  • устанавливается возмездность переноса сроков. Исключение составляет госпошлина;
  • изменение сроков возможно только в определенных формах. Речь идет о рассрочке, отсрочке, а также об инвестиционном налоговом кредите;
  • решение вопроса об изменении сроков происходит на основании соответствующего обращения плательщика;
  • действующий порядок подразумевает то, что ранее имевшиеся обязанности не обретают статус новых;
  • правила изменения сроков платы касаются как пеней, так и штрафа;
  • эта процедура недоступна налоговым агентам. Закон запрещает им выполнять обязанность за свой счет, поэтому оснований обращаться за послаблениями у них нет.

Все указанные принципы позволяют считать изменение сроков уплаты процедурой, осуществляемой в индивидуальном порядке, в отношении обязанного субъекта, запросившего ее.

Решение о предоставлении указанных послаблений, как правило, принимается налоговым органом.

Оно принимается согласно условиям, изложенным в приказе N ММВ-7-8/[email protected]

Если речь идет о госпошлине, то такие полномочия предоставляются органу, выполняющему оплачиваемые действия.

Примером служит суд, рассматривающий ходатайство об отсрочке или рассрочке госпошлины за рассмотрение дела.

Указанной главой устанавливаются требования к каждой из форм изменения сроков уплаты налога.

Нарушение сроков уплаты налогов и сборов

Если налогоплательщиком нарушен предусмотренный законом срок уплаты, ему будут начислены пени. Ей является денежная сумма, уплачиваемая помимо самой задолженности и вне зависимости от того, было ли привлечено к ответственности (уплате штрафа) лицо.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки и начинают течь с даты, следующей за последним днем срока уплаты налога. Она определятся в процентном отношении к сумме задолженности. Для расчета ежедневных пени используется действующая ставка рефинансирования ЦБ, поделенная на 300.

Начисление этих процентов прекращается только тогда, когда долг по налогу полностью погашен.

Ст. 122 НК предусматривает ответственность за неуплату налога. Таковой признается неисполнение соответствующей обязанности в срок. Размер штрафа за такое нарушение составит 1/5 от неуплаченной суммы. Если налоговики смогут доказать умышленный характер бездействия, то виновника ждет штраф, составляющий 40% от задолженности.

Действующие нормы позволяют налоговым органам применять широкий арсенал мер по взысканию штрафов и процентов. Они могут вставить инкассовые поручения, на основании которых обслуживающий плательщика банк будет обязан перечислить требуемые суммы в бюджет.

Порядок уплаты налогов и сборов

Уплата налогов и сборов — это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, — один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

Видео (кликните для воспроизведения).

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

[1]

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.
Читайте так же:  Справка о получении алиментов образец

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Порядок исчисления и уплаты налогов

Порядок исчисления и уплаты налогов НК РФ предусмотрен для налогоплательщиков-организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам.

Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленном порядке от хозяйствующих субъектов данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. (ст.57 НК) Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой (например, земельный налог — 15 сентября, 15 ноября) или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах в установленные сроки.

При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в законодательно установленном порядке.

В практике большинства государств сформировались следующие формы взимания налогов:

2) по декларации;

3) в момент расходования доходов;

4) в процессе потребления товаров и услуг.

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Ответственность за неправильное начисление суммы налога, а также несвоевременную его уплату лежит на налоговом агенте. Наглядный пример: сложившаяся практика изъятия налога на доходы физических лиц в момент получения заработной платы.

Взимание налога по налоговой декларации предполагает самостоятельное заполнение налогоплательщиком декларации.

Яркой иллюстрацией принципа взимания налогов в момент расходования дохода является оплата покупателем в составе цены товара косвенных налогов: налога на продажи (США, Россия), налога на добавленную стоимость (Россия, Франция, Италия), акцизов.

Примером реализации принципа — в процессе потребления товара или услуги — может служить транспортный налог.

Федеральные налоги.

Все налоги РФ в соответствии с государственным и бюджетным устройством по уровню действия делятся на: федеральные; региональные; местные.

Кроме закрепленности за соответствующим бюджетом, к числу признаков классификации налогов по уровням изъятия следует отнести: уровень налогового законотворчества, масштаб территориальной применимости.

Именно два последних критерия используются при разделении налогов в налоговой системе РФ по уровням изъятия на федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (на федеральном уровне) и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В соответствии с НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

6) единый социальный налог;

7) государственная пошлина;

8) налог на добычу полезных ископаемых;

9) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Основные из них: НДС, налог на прибыль, налог на доходы физ.лиц.

Основной федеральный налог — НДС (косвенный налог).

Его плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели. Не являются плательщиками, перешедшие на специальные режимы (упрощенное н/о и вмененный налог).

Объект обложения — реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Налоговая база — стоимость реализуемых товаров.

Ставки налога — 0% (по экспортным операциям), 10% (осн.продукты питания и детские товары), 18% (прочие, до 2004г.- 20%)

Налоговый период — квартал.

Порядок исчисления и уплаты — исчисляется по итогам каждого налогового периода как разница между общей суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы и соотв.налоговой ставки минус сумму налоговых вычетов (суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров — «входной НДС»).

Сроки уплаты — до 20 числа следующего месяца после налогового периода.

Налог на прибыль.

Его плательщиками выступают только организации, включая иностранные. Не являются плательщиками, перешедшие на специальные режимы (упрощенное н/о и вмененный налог).

Объект обложения — прибыль (финансовый результат).

Налоговая база — разница между доходами и расходами.

Ставки налога — 24%

Налоговый период — календарный год; отчетный период — 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев.

[2]

Порядок исчисления и уплаты — исчисляется по итогам отчетных периодов, производится уплата авансовых платежей.

Сроки уплаты — до 20 числа следующего месяца за отчетным периодом.

Налог на доходы физических лиц.

Налогоплательщики — все физические лица, включая резидентов и не резидентов (менее 183 дней в году в РФ). Не являются плательщиками инд. предприниматели, перешедшие на специальные режимы (упрощенное н/о и вмененный налог).

Читайте так же:  Налоги физических лиц в узбекистане

Объект обложения — доход, полученный физическим лицом.

Налоговая база — денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению минус налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные).

Ставки налога — 13% основная, 30% по дивидендам, доходам, получаемым не резидентами, 35% по выигрышам и матвыгоде.

Налоговый период — календарный год.

Порядок исчисления и уплаты — у работников по найму исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет у источника выплаты (работодателем — налоговым агентом); инд. предприниматели уплачивают самостоятельно по декларации.

Сроки уплаты — налоговым агентом не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату зарплаты; индивидуальным предпринимателем — не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоги субъектов рф.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ и зачисляемые в региональные и местные бюджеты.

[3]

При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии с НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Налог на имущество организаций.

Плательщики налога — организации, в т.ч. иностранные, имеющие обособленный баланс, и основные средства на балансе.

Объект налога — движимое и недвижимое имущество организаций, учитываемое в качестве основных средств.

Налоговая база — среднегодовая стоимость ОС.

Ставка налога — до 2,2 процента.

Налоговый период — календарный год; отчетный период — 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев.

Порядок исчисления: стоимость ОС на 01.01.+01.02.+….+01.12.+31.12 *2,2%

Срок уплаты — ежеквартально, не позднее 30 дней после отчетного периода.

Льготы — льготируются общественные организации инвалидов, религиозные организации, объекты ЖКХ и соц.сферы и др.

Его плательщиками — организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объект обложения — транспортные средства: автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, снегоходы, мотосани, моторные лодки, и другие водные и воздушные транспортные средства. Не являются объектом налогообложения: промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, для осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; сельхозтехника, используемая при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; и т.п.

Налоговая база — 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя в лошадиных силах;

2) в отношении водных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

Ставки налога — твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к лошадиным силам и т.п.

Налоговый период — календарный год.

Порядок исчисления и уплаты — организации исчисляют сумму налога самостоятельно, по физ.лицам исчисляют налоговые органы на основании сведений органов, осуществляющих гос.регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сроки уплаты — уплата производится н/плательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (в Омской области — для организаций — до 15 марта следующего года ( с авансовыми платежами ежеквартально), для физ.лиц — до 15 июля.

Льготы — установлены для отдельных категорий плательщиков.

Налог на игорный бизнес.

Налогоплательщики — организации или инд.предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объект налогообложения — игровой стол, автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

Налоговая база — общее количество соответствующих обектов н/о.

Налоговый период — календарный месяц.

Ставки налога — твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к единице объекта н/о (за 1 автомат, стол и т.п.).

Порядок исчисления — сумма налога исчисляется н/плательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту н/о, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Сроки уплаты — не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период (до 20 числа следующего месяца).

Местные налоги и сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, действуют на территории соответствующего МО и поступают в местный бюджет.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Местные налоги и сборы являются собственными доходами бюджета МО.

Налог на имущество физических лиц.

Налогоплательщики — физические лица, собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объект налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения.

Налоговая база — суммарная инвентаризационная стоимость имущества.

Ставка налога — устанавливается органами местного самоуправления в виде % дифференцированно от стоимости имущества в рамках, заданных федеральным законом (до 300 тыс.руб. — 0,1%, от 300 до 500 тыс.руб. — от 0,1 до 0,3%, свыше 500 тыс.руб. — от 0,3 до 2,0%).

Налоговый период — календарный год.

Порядок исчисления — исчисляют налоговые органы на основании сведений органов, осуществляющих гос.регистрацию имущества на территории РФ, по состоянию на 1 января каждого года.

Срок уплаты: равными долями в 2 срока — до 15 сентября, до 15 ноября.

Льготы — установлены по отдельным категориям плательщиков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта обложения (имущества).

Источники


  1. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.

  2. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.

  3. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
  4. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
Порядок и сроки уплаты налогов и сборов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here