Платить законно установленные налоги и сборы

Полезная юридическая информация по теме: "Платить законно установленные налоги и сборы" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Статья 57 Конституции России

Текст Ст. 57 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Комментарий к Ст. 57 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы. Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета. Отметим, что Конституция РФ, в отличие от конституций некоторых зарубежных государств, не предусматривает целей взимания налогов.

Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов. В свою очередь, налоги — это законный способ изъятия частной собственности, плательщики в течение нескольких веков боролись за установление четких гарантий защиты от произвола органов власти по установлению налогов и сборов.

Отметим, что Конституция России в установлении подобных гарантий очень лаконична. В силу этого особый вес имеет каждое слово комментируемой конституционной нормы.

Конституция РФ в ст. 57 называет два источника пополнения бюджета — налоги и сборы. Основные признаки налога были определены в 1998 г. Конституционным Судом РФ, рассматривавшим его как индивидуальный безвозмездный платеж, последствием неуплаты которого является принудительное изъятие соответствующих денежных средств*(268). Позднее определения налога и сбора были закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что обязанность уплачивать налоги и сборы установлена в отношении как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства («каждый обязан платить…»). При этом порядок уплаты налогов данными категориями лиц различен.

Важным принципом, прямо не закрепленным в Конституции РФ, но введенным в правовую систему Конституционным Судом РФ, следует считать принцип баланса публичных и частных интересов, являющийся основой правового регулирования порядка налогообложения в РФ*(269). При формулировании данного принципа Конституционный Суд РФ вывел на первое место публичные интересы, что, по нашему мнению, противоречит ст. 2 Конституции РФ.

Таким образом, несмотря на краткость нормы комментируемой статьи Конституции РФ, Конституционный Суд России создал развитую систему правового регулирования системы налогов и сборов в РФ. Причем в некоторых случаях Суд явно вышел за пределы нормы и истолковал ее чрезмерно широко. Таково, например, Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации«*(270), в котором Суд ввел понятие реальности затрат на уплату НДС как необходимого условия вычета по НДС; или определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 93-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тайга-Экс» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации«*(271), в котором Суд подтвердил конституционность норм, устанавливающих требования к оформлению счетов-фактур. Данные правовые позиции, по нашему мнению, ни прямо ни косвенно не вытекают из положений комментируемой статьи и должны быть полностью отданы на усмотрению законодателю.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

Конституционные обязанности граждан РФ.

Система конституционных обязанностей.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8273 —

| 7233 — или читать все.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (разъяснение Прокурора Пензенской области от 10 марта 2009 г.)

Разъяснение Прокурора Пензенской области от 10 марта 2009 г.
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»

В прокуратуру области обратился предприниматель с сообщением о том, что директор одного из пензенских заводов получает арендную плату, при этом не выдает кассовые чеки арендаторам, а также занижает размер площади, сдаваемой в аренду, с целью уклонения от уплаты налогов. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов?

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, сообщения о преступлениях, связанных с уклонением физических и юридических лиц от уплаты налогов, следует направлять территориальными органами внутренних дел. При УВД по Пензенской области действует Управление по налоговым преступлениям, в обязанности которого входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие налоговых преступлений.

Читайте так же:  2 группа налог на авто

В соответствии с 57 статьей Конституции каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уклоняясь от уплаты налогов и сборов, лицо умышленно не выполняет свою конституционную обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).

Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленной форме, в порядке и в сроки, установленные этим законодательством (пункты 2, 6 и 7 статьи 80 НК РФ).

За искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, а также за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов предусмотрена административная ответственность. Так, в соответствии со статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности на должностное лицо должен быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 3000 рублей.

Статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) предусмотрена ответственность граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов. Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Так, статьей 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц. Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов закон считает: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Крупным размером (для квалификации действий физических лиц) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 миллион 500 тысяч рублей.

Статья 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций. В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ, к организациям, на которые возложены обязанности по уплате налогов, относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ.

Как и в случае уклонения от уплаты налогов физическими лицами, ответственность, за совершение указанного преступления руководством организации, наступает в случае, если деяние совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером (для квалификации действий юридических лиц) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 миллионов 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 миллионов 500 тысяч рублей.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Данный материал размещен в системе ГАРАНТ в соответствии с соглашением о взаимодействии Прокуратуры Пензенской области и ООО «Пенза-Информ»

dtpstory.ru

Затулина справедливо отмечает, что Конституция Российской Федерации не содержит детализированных норм по вопросам налогообложения, но, в то же время, Основной Закон государства весьма системно регулирует налоговые отношения. Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Обязанность платить налоги

В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране государство совершенствует правовое регулирование прав и обязанностей личности как налогоплательщика. Налоговым Кодексом РФ определена налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

[1]

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Статья 57 конституции рф

Помимо налогов и сборов НК содержит так называемые специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК (п. 7 ст. 12). Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК и иными актами законодательства о налогах и сборах; они могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст.
13-15 НК. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ст. 18).

Читайте так же:  Сколько положено платить алиментов на двоих детей

Статья 57. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы….

3. обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4).

Оплата налогов – конституционная обязанность каждого гражданина

Налоги и сборы возвращаются в конечном счете населению в виде бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, материальной помощи и других видов социальной помощи, в частности инвалидам, детям, студентам, многодетным и другим категориям граждан. Доходы от взимания налогов направляются на обеспечение потребностей федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления.

Конституция защищает интересы всех налогоплательщиков. В Конституцию России введена норма, направленная на защиту от необоснованного увеличения тяжести налогообложения.

2.3. обязанность платить налоги

Версия для печати Статья 57 Конституции РФ провозглашает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.» Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике.

Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Обязанность платить налоги

Поэтому при установлении принципов налогообложения необходимо правильно определить баланс между стремлением максимально пополнить казну государства и необходимостью не разорить налогоплательщиков. Принудительное взимание налогов государством нарушает право частной собственности.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Обязанность платить налоги это

Однако названный запрет не исключает возможность ограниченного участия Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в определении существенных элементов налогов и сборов. Как неоднократно указывал Конституционный Суд, Правительство в установленных законом пределах вправе конкретизировать такой существенный элемент налога, как ставка, а также регулировать порядок взимания налога (Определения КС РФ от 05.11.1998 N 197-О, от 15.07.2003 N 311-О *(719)).

В то же время полномочия по установлению или изменению таких существенных элементов налога, как объект и налоговая база, принадлежат исключительно законодателю (см.: Постановление КС РФ от 28.10.1999 N 14-П; Определение КС РФ от 07.02.2002 N 29-О*(720)).

Обязанность платить налоги

Рассмотрение данной категории дел проходит в упрощенном порядке без судебного разбирательства и без вызова сторон для заслушивания их объяснений. Кроме того, на сумму недоимки начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. В случае, неполучения по каким-либо причинам налогового уведомления или требования (проживание по адресу, отличному от адреса регистрации; отсутствие почтового ящика; отъезд и др.), в соответствии с действующими нормами права, указанные документы считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Обязанность платить налоги

Обычно применяется закон, который действовал в момент, когда произошел какой-либо случай или факт. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на случаи и факты, имевшие место до вступления его в силу, что применяется не часто, причем это оговаривается специально в нормативном акте. Защите материальных интересов налогоплательщиков в значительной степени служат также ст.
104

Статья 57 конституции рф

Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на случаи и факты, имевшие место до вступления его в силу, что применяется не часто, причем это оговаривается специально в нормативном акте. Защите материальных интересов налогоплательщиков в значительной степени служат также ст. 104 Конституции и ряд других законодательных актов. Уплата налогов и сборов обеспечивается рядом государственных органов.

Читайте так же:  Электронная подпись для сдачи налоговой отчетности

К ним относятся Государственная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации. Их деятельность направлена на своевременное и правильное взыскание налогов, неналоговых платежей и сборов. Обеспечению законности содействуют судебные и арбитражные органы.
В стране действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц и административный — с юридических лиц.

Статья 57. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы….

В упоминавшемся выше Постановлении от 28.02.2006 N 2-П Конституционный Суд подробно изложил критерии отграничения налогов от сборов, а также признал, что публичные платежи, не включенные в НК, но являющиеся по своей природе сборами, также входят в сферу действия комментируемой статьи. В частности, Суд указал, что иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное НК определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции и развивающих ее доктринальных правовых позиций КС РФ об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности в п. 3 ст. 17 НК, которая приобретает тем самым универсальный характер.

3. обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Оплата налогов – конституционная обязанность каждого гражданина

Налоговая система как элемент экономической политики государства.//Право и жизнь, 2000, № 25. [5] Логинова Е.В., Толбузина Т.В., Широченкова М.Н. Гражданское общество: проблемы и противоречия его формирования // Актуальные проблемы современного российского общества: труды международной научно-практической конференции. М., 2014. [6] Пашенцев Д.А. Вопросы налогообложения в финансово-правовой мысли Российской империи // Вестник МГПУ.
Серия: Юридические науки. 2011. № 2. [7] Пашенцев Д.А. Реформирование финансовой системы в контексте правовых реформ в России // Вестник Академии права и управления. 2014. № 34. [8] Петрова Г.В. Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений // Законодательство и экономика.

2002. №7. [9] Толбузина Т.В. О двух аспектах реформы в трудовом праве России // Евразийский юридический журнал. 2014. № 2.

2.3. обязанность платить налоги

Конституционный Суд РФ квалифицирует данные положения НК как содержащие разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы. Установление такого срока обусловлено необходимостью в том, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый из ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции. Статья 57 Конституции устанавливает запрет придания обратной силы в отношении тех законов, которые вводят новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, что не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков.
Неблагоприятные для налогоплательщиков последствия нарушения порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах могут быть устранены самим законодателем путем принятия нового закона, имеющего обратную силу.

Обязанность платить налоги

Вместе с тем, право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [9, 132].

Обязанность платить налоги это

Все иные налоги незаконны и не являются обязанностью граждан. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации Законы устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют Граждане, кроме того, обязаны платить и сборы. Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления.
Видами сборов являются государственная пошлина, таможенная пошлина. К местным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за выигрыш на бегах, на уборку территории. В стране действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц и административный — с юридических лиц.

Плата законно установленных налогов и сборов

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Разновидности налогов и сборов, а также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами.

Подтверждением этого служит то, что второе предложение ст. 57 Конституции РФ начинается со слов «законы, устанавливающие новые налоги…». Говоря иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания — прерогатива исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только закон.

Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»[1].

На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс

Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых -законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти»[2].

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Читайте так же:  Изменения в пенсионной реформе для работающих пенсионеров

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • — объект налогообложения;
  • — налоговая база;
  • — налоговый период;
  • — налоговая ставка;
  • — порядок исчисления налога;
  • — порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

  • — уплачивать законно установленные налоги;
  • — встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • — вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • — представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • — представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • — выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • — нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик имеет право:

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В настоящее время действует перечень федеральных региональных и местных налогов и сборов, установленный ст.19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

Закон относит к федеральным следующие налоги и сборы:

  • — налог на добавленную стоимость;
  • — акцизы;
  • — налог на доходы физических лиц;
  • — единый социальный налог;
  • — налог на операции с ценными бумагами;
  • — таможенная пошлина;
  • — платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
  • — налог на прибыль организаций;
  • — государственная пошлина;
  • — налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • — сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  • — налог на игорный бизнес;
  • — плата за пользование водными объектами;
  • — сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
  • — налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам и сборам относятся следующие налоги:

  • — налог на имущество предприятий;
  • — лесной доход;
  • — сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
  • — налог с продаж.
  • — транспортный налог.

К местным относятся следующие налоги и сборы:

  • — налог на имущество физических лиц;
  • — земельный налог;
  • — регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • — налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • — курортный сбор;
  • — сбор за право торговли;
  • — целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

Конституция РФ. Статья 57. Как понимать?

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Как понимать? Конституцией разрешено ухудшать положение налогоплательщиков?

[2]

Как понять? В данной статье Конституции России поясняется, что законы, которые устанавливаются для налогоплательщиков (соответственно — граждан Российской Федерации) не могут иметь обратной силы. Обратная сила закона — это такая штука, которая могла бы позволить наказать кого-либо за преступление/нарушение «задним числом».

То бишь — за преступление, совершенное до принятия закона.

Для примера: некий пользователь интернета, 2 года сочиняющий материал для какого-то сайта, получает некую прибыль, и соответственно — платит налоги. Определенный процент. Скажем — 13%. Но вот через два года ему говорят — будешь теперь платить 50%. Это — новый закон. Закон сайта. Не Конституции — просто сайта.

Так вот, Конституция Российской Федерации ясно и понятно разъясняет пользователю — закон сайта обратной силы не имеет. И за предыдущие два года сайт не может пересчитывать налог — 50%. Только за период после принятия нового закона.

В большинстве стран такое практикуется на уровне Конституции. И это правильно.

Обратная сила закона означает, что закон распространяется на отношения, которые возникли после его вступления в силу.

Пример 1: уплата налога за 2016 на упрощенной системе налогообложения 6% от доходов, срок уплаты до 30.04.2017 г., не учитывая выходные дни. 10.02.2017 г. принимается закон, по которому налог будет 20%. Запрет на обратную силу закона, ухудшающего положение налогоплательщика, означает, что 20% (больший размер) надо уплатить по итогам 2017 г. до 30.04.2018 г., а за 2016 г. налог уплачивается по старому: 6%.

[3]

Цифры взял с потолка, для примера.

Читайте так же:  Налоговая ответственность за неуплату налогов

Пример 2: 25.10.2016 г. приняли закон, которым установили 15 лет лишения свободы за неуплату налога с доходов более 1000 руб. Я знаю, что вы на Большом Вопросе до этой даты заработали кучу денег. Запрет на обратную силу, закона ухудшающего положение налогоплательщика, будет означать, что за неуплату налогов с дохода, полученного до 25.10.2016 г. вы в тюрьму не сядете, а отправитесь в места не столь отдалённые только за неуплату налогов от доходов, полученных после 25.10.2016 г.

Налоги и сборы

Налоги— это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

· всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57 Конституции РФ);

· верховенство представительной власти в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

· прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 Налогового кодекса РФ);

· однократность налогообложения — один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;

· очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

· временное ограничение налоговых притязаний;

· определенность налогообложения — в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;

· приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:

· фискальной — обеспечение государства финансовыми ресурсами;

· регулирующей — воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на:

— налоги субъектов РФ (региональные);

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся:

— Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)

— Акцизы (глава 22 НК РФ)

— Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)

— Налог на прибыль организаций (глава 24 НК РФ)

— Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ)

— Водный налог (глава 25.2 НК РФ)

— Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

— Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налоговым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К таким налогам относятся:

— Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

— Налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ)

— Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)

Местные налоги — это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. Местным налогом относятся:

— Земельный налог (главе 31 НК РФ)

— Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

· с физических лиц;

· с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;

· смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на:

· косвенные — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

│ Виды налогов и сборов │

│ По уровню бюджетов │ │ По способу изъятия │ │По субъектам-налогоплательщикам│

Видео (кликните для воспроизведения).

│Федеральные├─┼─┤Местные│ │Прямые├──┴──┤Косвенные│ │Уплачиваемые│ │ │ Смешанные │

Источники


  1. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  2. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  3. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
  4. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
  5. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
Платить законно установленные налоги и сборы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here