Пени по результатам налоговой проверки

Полезная юридическая информация по теме: "Пени по результатам налоговой проверки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Вопрос: Прошу разъяснить, в каком порядке налоговым органом начисляются пени по результатам выездной налоговой проверки? (ООО «Аудит-новые технологии», ноябрь 2008 г.)

Прошу разъяснить, в каком порядке налоговым органом начисляются пени по результатам выездной налоговой проверки?

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Из требований ст. 75 НК РФ следует, что пени начисляются на недоимку, то есть на сумму налога неуплаченную налогоплательщиком в установленный законом срок. Применительно к недоимке, выявленной налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, пени подлежат начислению по каждому налогу и за каждый налоговый (отчетный) период, в отношении которых, налоговым органом выявлены факты неуплаты налога. Пени начинают исчисляться со дня, следующего за днем в который истекает срок уплаты налога за соответствующий период. При этом пени продолжают начисляться до дня уплаты налогоплательщиком недоимки, на сумму которой они начисляются.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности, вынесенном по результатам проверки должен быть указан размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

[2]

В частности, в утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 г. N ММ-3-06/[email protected] форме решения о привлечении к ответственности, которую должны использовать налоговые органы при оформлении результатов налоговых проверок, предусмотрен такой раздел резолютивной части решения, как «начисление пени по состоянию на _______».

В действующих, в настоящее время нормативных актах, регулирующих порядок оформления результатов налоговых проверок не содержится положений регулирующих вопрос на какую дату налоговые органы должны рассчитать пени, указанные в решении по результатам выездной налоговой проверки.

Ранее в Приказе МНС России от 10.04.2000 г. N АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», было предусмотрено, что в решении по результатам выездной налоговой проверки приводятся суммы пени за несвоевременную уплату налогов, рассчитываются на день вынесения решения.

Анализируя данные нормы, а также практику начисления налоговыми органами сумм пени по результатам выездных проверок, можно сделать вывод, что наиболее вероятным является то, что такой расчет будет осуществлен налоговым органом либо на дату вынесения решения по результатам проверки, либо на дату наиболее близкую к дате вынесения соответствующего решения.

Следует отметить, что обстоятельство затягивания налоговым органом срока вынесения решений по результатам выездной налоговой проверки может послужить основанием для оспаривания налогоплательщиком правомерности начисления пени за период между датой, когда в соответствии с требованиями ст. 101 НК РФ налоговый орган должен был вынести решение по результатам проверки и до даты фактического вынесения налоговым органом решения, так как начисление пени в этот период вызвано нарушением налоговым органом установленных законом сроков на вынесение решения по результатам проверки.

На основании вышеизложенного, применительно к недоимке, выявленной налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, пени подлежат начислению по каждому налогу и за каждый налоговый (отчетный) период, в отношении которых, налоговым органом выявлены факты неуплаты налога. При этом по общему правилу пени исчисляются со дня, следующего за днем в который истекает срок уплаты налога за соответствующий период и до дня уплаты налогоплательщиком недоимки, на сумму которой они начисляются.

Положениями п. 8 ст. 101 НК РФ, предусмотрено указание в решении о привлечении к ответственности, вынесенном по результатам проверки размера выявленной недоимки и соответствующих пеней. Следует отметить, что в нормативных актах, регулирующих порядок оформления результатов налоговых проверок, не определено на какую дату налоговые органы должны производить расчет пени, сумма которых подлежит указанию в решении налогового органа по результатам выездной налоговой проверки. По нашему мнению такой расчет может быть осуществлен налоговым органом либо на дату вынесения решения по результатам проверки, либо на дату наиболее близкую к дате вынесения соответствующего решения. Следует отметить, что обстоятельство затягивания налоговым органом срока вынесения решений по результатам выездной налоговой проверки может послужить основанием для оспаривания налогоплательщиком правомерности начисления пени за период между датой, когда в соответствии с требованиями ст. 101 НК РФ налоговый орган должен был вынести решение по результатам проверки и до даты фактического вынесения налоговым органом решения.

15 ноября 2008 г.

[3]

ООО «Аудит-новые технологии», ноябрь 2008 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ООО «Аудит-новые технологии»

Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО «Аудит — новые технологии» состоит в трудовых отношениях.

Начисление пени по результатам выездной проверки

Форма справки о проведенной выездной налоговой проверке утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected], а форма акта выездной налоговой проверки — Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected]Двухмесячный срок, в течение которого составляется акт выездной налоговой проверки, начинается со следующего дня после даты, которая указана в справке о проведенной выездной налоговой проверке. Этот срок заканчивается через два месяца того же числа, которым датирована данная справка. Например, если справка составлена 2 сентября 2010 г., акт проверки должен быть оформлен в период с 3 сентября по 2 ноября 2010 г. включительно. Бывает так, что последний день для оформления акта приходится на число, которого нет в соответствующем месяце, или этот срок приходится на выходной либо праздничный день. В первом случае окончанием срока считается последний день этого месяца.

Читайте так же:  Прямые затраты налог на прибыль

«налоговые» пени по итогам выездной проверки (никитина а.)

Налогового кодекса РФ к пеням применяется тот же порядок прину-дительного взыскания, который установлен законодательством применительно к недоимке.Ст.70 НК РФ устанавливает, что требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и пени либо в десятидневный срок после вынесения решения по результатам налоговой проверки. В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ, если налогоплательщик добровольно не уплатил сумму задолженности по налогу и пени, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки и пени, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно п. 3 ст.

Порядок оплаты доначислений по выездной проверке

При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату начисления пеней.Примечание. Пени — это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Налоговым кодексом.По мере оформления результатов выездной налоговой проверки суммы начисленных пеней в документах указываются в следующем порядке:- в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения — на дату принятия решения;- в требовании на уплату налогов, пеней и штрафов — на дату составления требования.Таким образом, суммы пеней постепенно увеличиваются на каждом этапе оформления результатов выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка: оспаривание пени по ндфл

Пени и штрафы: налогоплательщик может изменить решениеналогового органа по результатам выездной налоговой проверки Опыт работы с актами налоговых проверок показывает, что в ряде случаев налоговые органы допускают ошибки, нарушая Налоговый кодекс РФ. При этом складывается впечатление, что, принимая решения, налоговые органы рассчитывают на нерешительность организации в отстаивании своих прав.Цель настоящей статьи – обратить внимание налогоплательщиков на возможность изменить решение налогового органа в части необоснованно начисленных штрафов и пеней без обращения в суд.

Достаточно подать жалобу в вышестоящий орган (например, для обжалования решений районных ИФНС города Новосибирска необходимо подавать жалобу в УФНС по Новосибирской области).

Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете

Основание: в соответствии с п.1 ст.
Следует отметить, что обстоятельство затягивания налоговым органом срока вынесения решений по результатам выездной налоговой проверки может послужить основанием для оспаривания налогоплательщиком правомерности начисления пени за период между датой, когда в соответствии с требованиями ст. 101 НК РФ налоговый орган должен был вынести решение по результатам проверки и до даты фактического вынесения налоговым органом решения, так как начисление пени в этот период вызвано нарушением налоговым органом установленных законом сроков на вынесение решения по результатам проверки. Вывод: На основании вышеизложенного, применительно к недоимке, выявленной налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки, пени подлежат начислению по каждому налогу и за каждый налоговый (отчетный) период, в отношении которых, налоговым органом выявлены факты неуплаты налога.

Начисление пени по результатам выездной проверки

Дата размещения статьи: 15.11.2012 Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны перечислять соответствующие суммы налога в бюджет в полном объеме и в установленный законодательством срок. Опоздание чревато увеличением задолженности еще и на сумму пеней.
Другое дело, что при начислении таковых по итогам выездной проверки налоговики частенько преувеличивают сумму долга перед бюджетом. Показательным в этом плане представляется дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29 мая 2012 г.

N 17259/11. Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую хозяйствующий субъект должен выплатить в случае перечисления причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, чем установлено законодательством.

Требование об уплате недоимки, пеней и штрафов

Требование об уплате налога, пеней и штрафа должно быть направлено фирме в течение 10 дней с момента вступления в силу решения о привлечении к ответственности (решение вступает в силу через 10 дней со дня вручения).

[1]

Формы этих требований приведены в Приказе ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/[email protected]

Если фирма или предприниматель не выполнит требование об уплате налога, пеней и штрафа в отведенный для этого срок, то взыскать долг перед государством налоговая инспекция может самостоятельно (за счет средств на счетах или другого имущества фирмы или предпринимателя).

Если инспекция не направила вам требования об уплате налога и об уплате налоговой санкции и попыталась взыскать их самостоятельно, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

Пример. По результатам проверки инспекторы решили взыскать с предпринимателя недоимку, пени и штраф. Однако требование об уплате коммерсант не получил.

Позднее налоговики обратились в суд с иском о взыскании штрафа. Однако арбитры отказали им. Инспекция не смогла доказать в суде, что предлагала предпринимателю уплатить штраф добровольно (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2005 г. N Ф04-332/2005(827-А46-27)).

Камеральные налоговые проверки

Камеральная проверка представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности.

Процедура проведения проверки

Проверка проводится в налоговой инспекции без выезда на фирму и без какого-либо специального решения руководства налоговой инспекции. На проверку отводится три месяца со дня представления налоговой декларации (расчета).

В течение этого времени налоговики проверяют:

— полноту представленной отчетности;

— своевременность ее представления;

— правильность оформления отчетности;

— правильность расчета налоговой базы;

— обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налогов и льгот;

— правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов.

Проверяя отчетность, налоговики не вправе требовать у фирмы дополнительных документов.

Но из этого правила есть исключения. Например, если вы просите возместить налог на добавленную стоимость, инспекторы могут потребовать от вас дополнительные бумаги, подтверждающие право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Также контролеры вправе запросить документы, которые подтверждают правильность применения вычетов по НДС и в том случае, если речи о возмещении налога не идет.

Фирмы, пользующиеся налоговыми льготами, должны представить бумаги, подтверждающие право на эти льготы.

А компаниям, которые платят налоги, связанные с использованием природных ресурсов, нужно подать документы, удостоверяющие правильность расчета и уплаты этих налогов.

Читайте так же:  Не платят налоги куда сообщить

В остальных случаях требование дополнительных документов незаконно.

Оформление результатов проверки

Если в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая инспекция должна сообщить вам об этом. После чего в течение пяти рабочих дней вы должны представить необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию.

Если ваши пояснения не убедят налоговиков, они должны будут установить, повлекла ошибка недоплату налога или нет. Также инспекторы поступят, если фирма, сдавшая ошибочную декларацию или неверный расчет, вообще не представила никаких пояснений.

Если в результате инспекторы все-таки обнаружат факт совершения налогового правонарушения («или иного нарушения законодательства о налогах и сборах»), они обязаны составить акт камеральной проверки.

На это налоговикам отводится 10 рабочих дней с момента окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

Если вы не согласны с выводами, сделанными в акте камеральной проверки, можете представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям.

Сделать это нужно в течение 15 рабочих дней с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Если нарушений не выявлено, никаких документов при завершении камеральной проверки инспекторы не составляют.

Составив акт проверки, контролеры должны выставить требование об уплате налогов, пеней и шдтрафов. После того как закончится срок добровольной уплаты, установленный в требовании, контролеры могут в течение двух месяцев принять решение о принудительном взыскании. Пропустив этот срок, инспекторы вправе обратиться в суд. Исковое заявление они могут подать в течение шести месяцев с момента, когда закончится срок для добровольной уплаты налогов, пеней и штрафов. Так сказано в п. 3 ст. 46 Налогового кодекса.

По итогам камеральной проверки налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя за то, что те не представили:

— налоговые декларации. Штраф назначается по ст. 119 Налогового кодекса. А именно: по 5% в месяц от суммы налога, которая указана в декларации. Однако общий размер штрафа не может превышать 30% от суммы налога, но и не должен быть меньше 100 руб. Если же вы не подаете декларацию достаточно долго (больше 180 дней по истечении срока сдачи), то наказание строже. Во-первых, с вас «возьмут» 30% от суммы налога. Во-вторых, еще по 10% от этой суммы вы должны будете заплатить за каждый просроченный месяц начиная со 181-го дня;

— другие документы (прежде всего бухгалтерскую отчетность). Штраф назначается по ст. 126 Налогового кодекса — провинившаяся фирма заплатит по 50 руб. за каждый несданный документ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, налоговики могут выписать на руководителя или главного бухгалтера фирмы протокол об административном нарушении. Рассматривает его районный или мировой судья. Штраф назначается по ст. 15.5 КоАП РФ и составляет от 300 до 500 руб.

Если фирма просрочит подачу налоговых деклараций на 10 рабочих дней, инспекция вправе приостановить операции по ее счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Проверив отчетность и обнаружив в ней ошибки, инспекторы могут оштрафовать фирму или предпринимателя за неуплату или недоплату налогов (ст. 122 НК РФ). Штраф составит 20% от суммы недоимки.

Пени по результатам налоговой проверки

Опыт работы с актами налоговых проверок показывает, что в ряде случаев налоговые органы допускают ошибки, нарушая Налоговый кодекс РФ. При этом складывается впечатление, что, принимая решения, налоговые органы рассчитывают на нерешительность организации в отстаивании своих прав.
Цель настоящей статьи – обратить внимание налогоплательщиков на возможность изменить решение налогового органа в части необоснованно начисленных штрафов и пеней без обращения в суд. Достаточно подать жалобу в вышестоящий орган (например, для обжалования решений районных ИФНС города Новосибирска необходимо подавать жалобу в УФНС по Новосибирской области). При этом никаких госпошлин уплачивать не нужно.
Так, в результате рассмотрения жалобы, поданной одним из клиентов, по истечении одного месяца Управлением ФНС вынесено решение об изменении решения районной ИФНС по результатам выездной налоговой проверки. В результате:
— уменьшен налог на прибыль на 5,9 тыс.руб.
— уменьшены пени по налогу на прибыль на 82,9 тыс.руб.;
— уменьшены штрафы по НДС и налогу на прибыль на 3,3 тыс.руб.
Ниже изложены практические ситуации, в которых положения акта проверки районной ИФНС были обжалованы в пользу налогоплательщика.

Пример 1 . Инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности и начислила штрафы за пределами трехлетнего срока давности, что не соответствует ст.109 и ст.113 НК РФ:
«Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности)» (п.1 ст.113 НК РФ).
Обращаем внимание, что три года должны исчисляться по дате акта выездной налоговой проверки.
В то же время, по мнению налоговых органов к пени указанный порядок применить нельзя. Основание: в соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах (п.2 ст. 75 НК РФ). Действующее налоговое законодательство не содержит нормы, запрещающей взыскивать в установленном порядке налог и пени, начисленные по результатам выездной налоговой проверки.

Пример 4. ИФНС начислило и включило в Акт пени на суммы доначисленных ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, рассчитанных исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период.
Здесь необходимо сделать оговорку о том, что возможность оспорить такие пени была у организации в силу редакции ст. 58 и ст. 75 Налогового кодекса РФ, действующей до внесения изменений в них Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.
В условиях новой редакции ст. 58 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2007 г., пени будут начисляться в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей, вне зависимости от того, каким образом они определяются: на основе предполагаемой или фактической налоговой базы. Это подтверждает и Минфин РФ в Письме от 20.07.2006 N 03-03-04/1/600.
Но при этом установлено, что нарушение порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей не будет рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к налоговой ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Читайте так же:  Заявление на добровольное удержание алиментов

Таким образом, получив решение налогового органа по результатам проверки, налогоплательщику стоит обратить особое внимание на соответствие документа требованиям Налогового кодекса РФ. При наличии претензий воспользоваться правом, закрепленным в ст. 137 Налогового кодекса РФ: каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если по мнению этого лица такие акты нарушают его права. При этом необходимо учитывать, что жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п.2 ст. 139 НК РФ).
Еще одна из причин использовать такой вариант урегулирования спорных вопросов: подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Налогового кодекса РФ (ст. 138 НК РФ).

Подготовлено аудиторами компании «Новосибирск-Аудит»
Май 2007

«Налоговые» пени — вопросы и ответы

Всем известно, что налоги и взносы во внебюджетные фонды нужно уплачивать вовремя, а если сроки уплаты пропущены, то придется заплатить пени в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности по налогу или взносу. Пени взимаются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, по день уплаты недоимки включительн

С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования равна ключевой ставке, размер которой составляет

Казалось бы, все просто, но вопросы о начислении пеней все равно возникают. На некоторые мы ответим в нашей статье.

Пени при наличии переплаты

В текущем периоде обнаружили занижение выручки в IV квартале 2013 г. Собираемся подавать уточненные декларации по НДС и налогу на прибыль. Доплачивать налоги нам не надо, так как на сегодняшний день и на конец 2013 г. у нас есть и была переплата по этим налогам, которая покроет нашу недоплату. Надо ли в таком случае исчислить и заплатить пени? И если надо, то как их считать, ведь просрочки платежей по налогам не было.

: Пени начислять и платить не надо. Они взимаются только при наличии недоимки. Так, если у компании имеется переплата (в лицевой карточке расчетов с бюджетом), которая равна сумме подлежащего уплате налога или перекрывает ее, то фактически задолженность перед бюджетом отсутствуе Налоговики могут произвести зачет переплаты в счет недоимки самостоятельно, без заявления налогоплательщик После проведения зачета никаких потерь бюджет не несе Поэтому пени в таком случае не начисляются.

Кстати, официальных разъяснений чиновников по этому вопросу нет. А суды признают незаконным начисление инспекцией пеней при наличии переплат

Пени до принятия решения о зачете

У нас была переплата по налогу на прибыль, которую мы хотели зачесть в счет уплаты НДС. Мы рассчитали НДС за IV квартал 2015 г. и 20 января 2016 г. подали в инспекцию заявление о зачете переплаты. Решение о зачете инспекция приняла только 29 января, то есть позже установленного срока уплаты НДС. Могут ли налоговики начислить нам пени?

: Да, такая вероятность есть. Для проведения зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих налоговых платежей требуется заявление от налогоплательщик Ведь налоговики не знают, какую именно сумму переплаты и в счет какого налога вы хотите зачесть. Инспекции для принятия решения по заявлению дается 10 рабочих дней со дня его получени При этом обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о зачет Минфин из этого делает вывод, что если решение о зачете принято после истечения установленного срока для уплаты налога, то такой налог уплачен несвоевременно. И до даты вынесения решения о зачете (если оно принято в указанный ­ный срок) придется уплатить А вот судебная практика по вопросу начисления пеней до даты зачета при наличии переплаты противоречива. Последние решения приняты в пользу налоговико

Кстати, если ИФНС не уложилась в отведенные для принятия решения о зачете 10 дней, то пени все равно будут взысканы, ведь налог не был уплачен воврем Вопрос здесь только в периоде их начисления. Вот что по этому поводу нам пояснили в ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Согласно положениям ст. 44 НК РФ в корреспонденции со ст. 78 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в день принятия решения о зачете излишне уплаченного налога. Одновременно в соответствии со ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В связи в этим, так как НК РФ не установлено иное, пени начисляются до даты принятия решения о зачете, даже если инспекцией нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 78

Конечно же, такая позиция крайне невыгодна, тем более что за нарушение срока принятия решения о зачете излишне уплаченных сумм проценты в пользу налогоплательщика не начисляютс Так что подавать заявление о зачете нужно заблаговременно.

Штраф в случае неуплаты пени при подаче уточненки с увеличенным налогом

Наша организация сдала уточненную декларацию по НДС, сумма налога к доплате была уплачена до подачи уточненки, но пени мы не рассчитали и не уплатили. Может ли организация быть привлечена к ответственности?

Если над вами нависла угроза уплаты пеней, не тратьте время зря. Ведь чем быстрее погасите недоимку, тем меньше в итоге заплатите

: Да, после проведения камеральной проверки уточненной декларации ваша компания может быть оштрафована за неуплату налога в положенный

Ведь при подаче уточненки налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени за период просрочк А если задолженность по пеням не погашена, то и оснований для освобождения от штрафа

Суды в последнее время считают так

При этом подача уточненных деклараций и уплата недоимки могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственност То есть размер штрафа по ст. 122 НК РФ может быть уменьшен не менее чем в два

Раньше встречались противоположные решения, в которых судьи указывали, что факт неуплаты пеней до представления уточненной декларации сам по себе не образует состава правонарушения, установленного ст. 122

Начисление пеней налоговому агенту

После увольнения в 2015 г. работника обнаружено, что с части выплаченного ему дохода не был удержан НДФЛ. Могут ли в таком случае с компании как с налогового агента быть взысканы пени? Если да, то за какой период?

Читайте так же:  Могу ли я забрать накопительную пенсию

: Да, с компании могут взыскать На это указывают суды, в том числе

Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налог Получив такое сообщение, работник должен сам не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом, исчислить и уплатить налог в бюдже

Поэтому пени начисляются налоговому агенту за период с даты, когда он должен был удержать и перечислить налог в бюджет, до 15 июля следующего

А у ФНС свой взгляд на этот вопрос. Не так давно чиновники высказали мнение, что у налоговых органов вообще нет оснований для взыскания пеней с налогового агента, не удержавшего Хотя немногим ранее они заявляли, что пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются, только если он своевременно сообщил в ИФНС о невозможности удержания

Однако напомним, что когда письменные разъяснения ФНС по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с актами высших судебных органов, то налоговые органы должны руководствоваться актами высших судо Таким образом, если, несмотря на своевременное уведомление инспекции о невозможности удержать НДФЛ, налоговики все же начислят вам пени, то в суде, скорее всего, поддержки вы не найдете.

Пени по уточненке, поданной после выездной проверки

По результатам выездной налоговой проверки нашей организации отказано в принятии к вычету НДС за I квартал 2015 г. Вычет был заявлен в квартале оформления счета-фактуры, а товар фактически поступил в следующем квартале. Нам начислили штраф и пени. После вынесения ИФНС решения мы сдали уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2015 г., то есть заявили вычет в периоде поступления товара. Штраф уплачен полностью. Мы полагали, что налоговая инспекция должна пересчитать сумму пеней с учетом уменьшения срока недоимки по уточненной декларации. Но в ИФНС ответили, что суммы пеней по акту не пересматриваются. Права ли налоговая инспекция?

: Инспекция права. К сожалению, в НК РФ нет норм о пересмотре инспекцией решения о привлечении к ответственности за неуплату налога, вынесенного по итогам выездной проверки, в случае последующего представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате.

Да и судьи также приходят к выводу, что подача уточненной декларации после завершения выездной проверки не влияет на законность (незаконность) принятого по ней решения, ведь инспекция не могла учесть уточненные данны Кроме того, представление после принятия решения уточненных деклараций за период проверки не опровергает факта совершения правонарушения и не отменяет необходимости исполнения обязанности как по уплате налога, так и по уплате пеней.

Наказание за неуплату штрафа

Наша компания несвоевременно представила в ИФНС налоговую декларацию. В результате нас оштрафовали. Начисляются ли пени на штраф в случае, если мы не уплатим его в положенный срок?

: Нет. Обязанность уплатить пени возникает в случае несвоевременной уплаты налогов или сборо Штраф же является мерой налоговой ответственности, а не налогом (сбором), поэтому при задержке с уплатой штрафа пени не начисляются. Как только пройдет срок уплаты штрафа, налоговики приступят к его взысканию в бесспорном (внесудебном) порядке за счет денег на расчетных счетах, электронных денег или же за счет имущества вашей организаци

«Налоговые» пени по итогам выездной проверки (Никитина А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2012

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны перечислять соответствующие суммы налога в бюджет в полном объеме и в установленный законодательством срок. Опоздание чревато увеличением задолженности еще и на сумму пеней. Другое дело, что при начислении таковых по итогам выездной проверки налоговики частенько преувеличивают сумму долга перед бюджетом. Показательным в этом плане представляется дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 29 мая 2012 г. N 17259/11.

С чего все началось

Итак, в отношении общества в 2009 г. инспекцией была проведения выездная проверка за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. Среди прочего по ее итогам налоговиками была начислена организации как налоговому агенту значительная сумма пеней за период с 1 января 2006 г. по 30 декабря 2008 г. в связи с несвоевременным перечислением НДФЛ, удержанного из выплат физлицам, но не уплаченного в бюджет. Апелляционная жалоба на решение контролеров в этой части ничего не дала, и в марте 2010 г. компании было направлено требование, в том числе об уплате соответствующей суммы пени. Оспаривание данного документа в суде, а также непосредственно решения, вынесенного ревизорами по результатам проверки, имело, что называется, переменный успех, но ни на одном этапе решение и требование инспекции не были признаны недействительным в части начисления пеней по НДФЛ. Последней надеждой оставалось обращение в Высший Арбитражный Суд РФ, и оно себя в итоге оправдало.
Тройка судей ВАС РФ нашла сразу три основания для пересмотра дела в порядке надзора.

Нереальная к взысканию недоимка

Обратите внимание! Пени не начисляются за весь период действия решения инспекции об аресте имущества должника или решения суда о принятии в отношении его обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке либо ареста денежных средств и имущества (п. 3 ст. 75 НК). Кроме того, «обнулить» пени можно в случае, если недоимка, в связи с которой они начислены, образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений, которые были даны ему либо неопределенному кругу лиц Минфином или ФНС (п. 8 ст. 75 НК).

Более ранняя недоимка, чем период проверки

Вторым поводом для передачи дела в Президиум ВАС РФ стало то, что при его рассмотрении судами не были учтены положения п. 4 ст. 89 Налогового кодекса. В частности, согласно данной норме в рамках выездной налоговой ревизии может быть исследован период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором назначена проверка. Из материалов же дела следует, что, проводя ревизию за 2006 и 2007 гг., инспекция включила в общую задолженность для начисления пеней недоимку, которая на начало проверяемого периода уже имела место. Иными словами, обстоятельства, связанные с ее возникновением, к проверяемому периоду не относились. Следовательно, по итогам данной ревизии у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней с этой суммы задолженности. Собственно говоря, в целом, как указала тройка судей в Определении от 15 марта 2012 г. N ВАС-17259/11, именно такой подход сложился в арбитражной практике. А значит, принятые по рассматриваемому делу судебные решения ей не соответствуют.

Читайте так же:  Налог на имущество строка 030

Блокировка счета как основание для неуплаты пени

Наконец, тройка судей вняла доводам налогового агента об отсутствии оснований для начисления пеней в связи с невозможностью перечисления удержанного им налога из-за приостановления инспекцией операций по счетам общества в банке, а также наложения ареста на его имущество. Арбитры предыдущих судебных инстанций их отмели, указав, что НДФЛ удерживается из заработной платы работников, выдача которой относится к расходным операциям, предшествующим исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, на которые блокировка счета не распространяется. Однако тройка судей посчитала, что нельзя не учитывать все те решения об аресте имущества и приостановлении операций по кассе и расчетным счетам, с которыми столкнулось общество до того, как уплатило НДФЛ в бюджет. Все они, по мнению коллегии судей, свидетельствуют об отсутствии у организации возможности распоряжаться денежными средствами, поступающими на его счета, а также имуществом, что и стало препятствием для своевременного перечисления удержанного НДФЛ.
И если не по всем статьям, то, по крайней мере, по двум из трех основания, выявленные тройкой судей, для пересмотра дела в порядке надзора сыграли в пользу налогового агента.

Попадание — два из трех

Президиум ВАС РФ, как и арбитры первой, апелляционной и кассационной инстанций, не увидел причинно-следственной связи между приостановлением операций на счетах общества и невозможностью погашения им недоимки. А вот факт, что суды не выяснили правомерность начисления пеней, в частности, не установили дату, с которой они должны начисляться, представители ВАС РФ посчитали весомым недочетом. Как указали судьи, налоговый орган вправе предъявлять пени к взысканию как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до исполнения обязанности по уплате налога. Собственно, такая позиция не раз высказывалась Президиумом ВАС РФ (Постановления от 21 июня 2011 г. N 16705/10, от 18 мая 2011 г. N 18602/10, от 12 октября 2010 г. N 8472/10). При этом проверка соблюдения срока давности взыскания пеней осуществляется в отношении каждого дня просрочки.

Статья 70 Налогового кодекса, правила которой применяются в том числе и в отношении порядка направления требования об уплате пеней, устанавливает различные сроки для выставления такового в случаях, когда:
— налоговая задолженность выявлена в результате проведения налоговой проверки, установившей факт занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога;
— недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной.
Исходя из указанного разграничения, требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту) в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таковом. В иных случаях оно подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Такая же позиция высказана Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 20 сентября 2011 г. N 3147/11.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Начисленные пени и штрафы по результатам налоговой проверки можно взыскать с руководителя юрлица в качестве убытков

BestPhotoStudio / Depositphotos.com

В связи с неправомерными действиями бывшего генерального директора юрлица суды признали правомерным привлечение его к ответственности в виде взыскания убытков (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2019 г. № Ф04-6016/18 по делу № A75-14978-2016). В деле о банкротстве юрлица его конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о взыскании убытков с бывшего руководителя. А именно, директор должен заплатить более 5 млн руб. пени и штрафа, начисленных налоговой инспекцией по результатам налоговой проверки.

Суды установили, что генеральный директор:

  • осуществлял ведение формального (фиктивного) документооборота;
  • использовал контрагентов, не обладающих признаками реально действующих юрлиц;
  • участвовал в согласованной схеме по уклонению от налогов.

По каким критериям налогоплательщик может самостоятельно оценить свои риски назначения выездных налоговых проверок? Узнайте из одноименного материала в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кассационный суд указал, что наступившие вследствие этих действий имущественные потери являются убытками организации по смыслу ст. 15 Гражданского кодекса. При этом суммы доначисленного налога на прибыль и НДС нельзя квалифицировать в качестве убытков. Так как уплата налогов установлена законом и подлежит исполнению при соблюдении изначально норм налогового законодательства (п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 44 Налогового кодекса). По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции в части возмещения убытков (пеня и штраф).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, что в случае в случае признания совершения правонарушения суды не могут снизить налогоплательщику штраф до нуля.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.

  2. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

  3. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
  4. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
Пени по результатам налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here