Пени на недоимку по налогам

Полезная юридическая информация по теме: "Пени на недоимку по налогам" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Как отразить в учете штрафы за налоговые правонарушения и пени по недоимке

Штрафы за налоговые правонарушения и пени в бухучете отражайте в составе налоговых санкций. При расчете налога на прибыль штрафы и пени не учитывайте.

Налоговое законодательство (законодательство по уплате страховых взносов) разделяет понятия «пени» и «штраф». Пеней признается денежная сумма, которую организация должна перечислить в бюджет при несвоевременном исполнении обязательства по уплате налога или взноса (п. 1 ст. 75 НК РФ, ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Штрафом является налоговая санкция, которая взыскивается с организации за допущенное налоговое правонарушение или нарушение законодательства по страховым взносам (ст. 114 НК РФ, ст. 46–48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Размеры штрафов за налоговые правонарушения приведены в таблице .

Для целей бухучета штрафы и пени можно объединить в одну категорию учетных объектов – налоговые санкции. Такой подход не противоречит задачам бухучета, в частности обеспечению полной и достоверной информации о деятельности организации и основным принципам его ведения – рациональности и приоритету содержания перед формой (п. 1 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Сумма начисленных налоговых санкций – как за текущий год, так и за предыдущие – не формирует условный расход по налогу на прибыль (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, п. 20 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете отражайте эти суммы непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»). Для обеспечения аналитического учета налоговых санкций к счетам 68, 69 целесообразно открыть субсчета в разрезе налогов, по которым начислены санкции (например, субсчет «Штрафы (пени) по налогу на прибыль»).

Начисление налоговых санкций отразите проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 (69) субсчет «Штрафы (пени)»
– начислен штраф за налоговое правонарушение (пени за недоимку).

При расчете налога на прибыль суммы штрафов и пеней организация учесть не вправе (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении налоговых санкций (пеней и штрафов)

По итогам шести месяцев в бухучете «Альфы» отражены следующие данные:
– по кредиту субсчета 90-1 – выручка от реализации в сумме 11 800 000 руб.;
– по дебету субсчета 90-2 – себестоимость реализованных товаров в сумме 7 500 000 руб.;
– по дебету субсчета 90-3 – НДС с выручки от реализации в сумме 1 800 000 руб.

В июне по результатам налоговой проверки организации были начислены пени в сумме 200 000 руб. и штраф в размере 250 000 руб. по налогу на прибыль.

При закрытии отчетного периода в учете сформирован финансовый результат:

Дебет 90-9 Кредит 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения»
– 2 500 000 руб. (11 800 000 руб. – 1 800 000 руб. – 7 500 000 руб.) – отражена прибыль от реализации за шесть месяцев;

Дебет 99 субсчет «Условный расход по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 500 000 руб. (2 500 000 руб. * 20%) – начислена сумма условного расхода по налогу на прибыль.

Суммы налоговых санкций при формировании финансового результата не учитывались. Начисление санкций бухгалтер отразил проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Штрафы (пени) по налогу на прибыль»
– 450 000 руб. – начислены штраф и пени по налогу на прибыль.

В Бухгалтерском балансе сумма налоговых санкций участвует в формировании показателя строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В Отчете о финансовых результатах сумму санкций можно отразить в строке 2460 «Прочее».

Отчет о финансовых результатах в части формирования расчетов по налогу на прибыль и чистой прибыли (убытка) бухгалтер «Альфы» составил так:

Отражаем в учёте и отчётности пени и штрафы по налогам

Пеня и штраф – не одно и то же

Одним из оснований для начисления пеней и штрафов является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или исполнение её в более поздний срок. Причины плохого исполнения данных обязанностей могут быть разными. Это ошибки в бухгалтерских проводках, неправильное определение налоговой базы, использование не той ставки налога, неправильное применение льготы по налогу, неверное применение налоговых вычетов и даже просто технические ошибки при заполнении декларации.

Ошибка в исчислении налога может быть обнаружена самим налогоплательщиком. В этом случае при выявлении заниженной суммы налога он самостоятельно платит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, а затем представляет в налоговую инспекцию уточнённую декларацию.

Но может быть и другой вариант. Факт искажения сведений, приведший к неисполнению обязанности по уплате налога полностью или частично, выявляет налоговый орган. В результате налогоплательщик получает решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности) и требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа.

Независимо от варианта обнаружения ошибок механизм начисления пеней един. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России. Расчёт пеней производится отдельно за каждый период действия конкретного значения ставки в период задолженности, а полученные результаты затем складываются.

И если пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 1 , то штраф — это уже налоговая санкция в виде денежного взыскания, которая является мерой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения 2 . Штраф за неуплату или неполную уплату налога может составить 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора), а при наличии умысла – 40 % 3 .

И штрафы, и пени, подлежащие перечислению в бюджет, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций 4 .

Способы отражения в учёте пени и штрафов

Так как законодательство о налогах и сборах разграничивает понятия «пени» и «штраф», то и способы их отражения в бухгалтерском учёте могут быть разными.

Штрафы за нарушение налогового законодательства в бухгалтерском учёте отражаются по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». Это прямо предусмотрено п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности 5 и Инструкцией по применению Плана счетов, в которой чётко прописано, что на счёте 99 «Прибыли и убытки» в течение отчётного года отражаются «также суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам»». Аналогичные разъяснения дает и Минфин России 6 .

Читайте так же:  Присутствовать при проведении налоговой проверки

По отражению в бухгалтерском учёте пеней, подлежащих перечислению в бюджет, существует две позиции.

В первом случае эксперты идут по пути упрощения учёта. Объединяют пени и штрафы термином «санкции за несоблюдение правил налогообложения» и предлагают их учитывать так же, как и штрафы, т. е. по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». При данном способе учёта аналитику предлагается вести по субсчетам счёта 68 в разрезе налогов, по которым начислены пени и штрафы.

Другая позиция экспертов заключается в том, что суммы пени на недоимку по налогам удовлетворяют определению расхода. Ведь начисление пеней приводит к возникновению у организации обязательства и уменьшению её капитала 7 . Данный расход не является расходом по обычным видам деятельности, поэтому его квалифицируют как «прочий» 8 . И предлагают отражать суммы начисленных пеней по дебету счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам».

В связи с наличием нескольких допустимых способов отражения пеней в бухгалтерском учёте один из них необходимо закрепить в учётной политике организации 9 .

Пени – прочий расход

Рассмотрим алгоритмы действий налогоплательщика при отражении пени и штрафов, когда ошибка, приведшая к неуплате налога, обнаружена им самостоятельно или она выявлена в результате налоговой проверки. В примерах мы исходим из того, что организация отражает пени в составе прочих расходов.

Вариант 1. Налогоплательщик сам обнаружил ошибку, приведшую к неуплате налога.

Выявляем ошибку в уплате налога. Определяем недостающую сумму налога. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учёте регламентируется Положением по бухгалтерскому учёту «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчетности» 10 , утверждённым Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н 11 .

Рассчитываем пени за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога.

#ATTENTION#
Оформляем расчёт бухгалтерской справкой. Унифицированной формы данного документа нет. Поэтому компании необходимо самой разработать такой бланк и указать его в учётной политике по бухгалтерскому учёту.

Отражаем операции по доначислению налога и сумму пени за несвоевременную его уплату в бухгалтерском учёте (проводки по доначислению налогов и исправлению ошибок в бухгалтерском учёте в статье не приводятся). Пени в бухгалтерском учёте признаём прочим расходом.

Поскольку они не учитываются в расходах в целях налогообложения прибыли, то организации, применяющей ПБУ 18/02, необходимо признать постоянную разницу в размере суммы пени и одновременно отразить постоянное налоговое обязательство как произведение данной постоянной разницы на установленную ставку налога на прибыль 12 .

Шаг 2.

Уплачиваем недоимку по налогу и сумму пени.

Подаём уточненную декларацию по налогу в налоговую инспекцию. К «уточнёнке» следует приложить пояснительное письмо и копии платёжных поручений об уплате налога и пеней.

Организация освобождается от ответственности в случае подачи уточнённой декларации после истечения срока для её подачи и уплаты налога, если до предоставления уточнённой налоговой декларации были уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени 13 .

Примеры расчета налоговых пеней по новым правилам

С 1 октября 2017 г. изменился порядок расчета пени за просрочку уплаты налога. Какие нововведения следует учитывать налогоплательщикам при расчете пени в случае образования недоимки?

Как начисляются пени

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов, страховых взносов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Целью начисления пени является компенсация потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 г. №1069-О, от 12.05.2003 г. №175-О).

До 1 октября 2017 г. процентная ставка пеней соответствовала 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки налоговых обязательств (обязательств по уплате страховых взносов). Ставка рефинансирования равна ключевой ставки ЦБ (с 2016 г. ЦБ РФ не устанавливает ставку рефинансирования).

С 1 октября 2017 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.4 ст.75 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2016 г. №401-ФЗ (далее по тексту – Закон №401- ФЗ).

Новый порядок расчета пеней

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:

Для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

[2]

Для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/[email protected] «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/[email protected]).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Читайте так же:  Постановление о досрочных пенсиях 781

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г. в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г.

[1]

Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня.

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Для того чтобы рассчитать размер пени, необходимо дни просрочки разделить на 2 периода (просрочка до 30 календарных дней включительно) и просрочка с 31 календарного дня по день, предшествующий дню уплаты страховых взносов.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Правила расчета пени по налогам

Автор: Т. М. Медведева

Расчет пеней – одна из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов, о которых расскажем в данном материале.

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

Вначале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:

  • обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
  • на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.

Что такое пеня по налогам?

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.

Словом, пеня является средством обеспечения своевременной уплаты налога. Но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

Случаи, когда пени не начисляются

Налоговым кодексом определен ряд случаев, когда пеня по налогам не начисляется. Они поименованы в п. 3 и 8 ст. 75 НК РФ:

  • арест имущества налогоплательщика на основании решения налогового органа;
  • арест денежных средств или иного имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках на основании решения суда;
  • выполнение письменных рекомендаций уполномоченных органов.

Важная деталь: в первых двух случаях освобождение от уплаты пеней работает лишь в период действия указанных в них обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

Порядок начисления пени

Начисление пени производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа. К примеру, налог нужно заплатить до 25 июля, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму для погашения налоговой задолженности до указанной даты включительно. Следовательно, с 26 июля начинает начисляться пеня. Начисление пени будет производиться до дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме.

Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

Два мнения по поводу одного дня

В недавнем Письме Минфина России от 05.06.2016 № 03-02-07/39318 изложена следующая точка зрения: Налоговым кодексом не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. Финансисты рассуждают так: в момент предъявления в банк платежного поручения просрочка исполнения обязанности по уплате налога в силу п. 3 ст. 45 НК РФ отсутствует. Следовательно, день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени.

Читайте так же:  Подоходный налог для многодетных семей

Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03-02-07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03-02-07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

Итак, для расчета пени нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

Формула расчета пени

Формула для расчета пени приведена в п. 4 ст. 75 НК РФ.

Важная деталь: с 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У).

Для расчета пеней ключевая ставка применяется в том размере, в котором она действовала в период просрочки. Расчет усложняется, если ключевая ставка изменяется в периоде просрочки.

С 14 июня 2016 года величина ключевой ставки составляет 10,5% (Информация Банка России от 10.06.2016).

В начале августа на сайте regulation.gov.ru было размещено уведомление о разработке проекта поправок в ст. 75 НК РФ, целью которых является увеличение ставки пени. Но текст самого законопроекта пока не опубликован.

Пример 1

Величина просроченного налогового платежа за период с 26 июля по 15 августа 2016 года составила 178 000 руб.

Размер пени составит 1 308,3 руб. (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 21 дн.).

Налоговая задолженность может погашаться частями. Как это скажется на расчете пеней – покажем на примере.

Пример 2

Воспользуемся данными предыдущего примера. Уплату налога (178 000 руб.) налогоплательщик произвел двумя платежами:

  • 1 августа 2016 года – 80 000 руб.;
  • 15 августа 2016 года – 98 000 руб.

Недоимка по налогу и соответствующий ей размер пени составит:

Калькулятор пеней

Содержание

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. По поводу последнего дня для начисления пеней у чиновников есть расхождения.

ФНС разъяснила, что пени перестают начислять на следующий день после уплаты, а значит день уплаты включается в расчет пеней. Однако есть письмо Минфина о том, что начислять пени за день уплаты недоимки не нужно. Это письмо не направляли налоговикам для обязательного применения, так что руководствоваться этими объяснениями можно на свой страх и риск.

Если сумма пеней за день небольшая, безопаснее включить день уплаты в расчет пеней. Если сумма велика, будьте готовы к тому, что ваши действия придется отстаивать в суде. Кроме того, налогоплательщик может письменным запросом уточнить порядок расчета у Минфина, чтобы опираться в расчетах на официальный ответ.

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки

Если просрочка организации составила 31 день и больше, рассчитывайте пени так:

    Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня

КБК для перечисления пеней в 2017 и 2018 годах

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 1000 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 1000 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • НДФЛ (и ИП “за себя”) — 182 1 01 02020 01 1000 110
  • УСН “доходы” — 182 1 05 01011 01 1000 110
  • УСН “доходы-расходы” и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 1000 110
Читайте так же:  Самая минимальная пенсия в россии

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” — и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

«Налоговые» пени – вопросы и ответы

Всем известно, что налоги и взносы во внебюджетные фонды нужно уплачивать вовремя, а если сроки уплаты пропущены, то придется заплатить пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы задолженности по налогу или взносу. Пени взимаются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, по день уплаты недоимки включительно 1 .

Примечание. С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования равна ключевой ставке, размер которой составляет 11% 2 .

Казалось бы, все просто, но вопросы о начислении пеней все равно возникают. На некоторые мы ответим в нашей статье.

Пени при наличии переплаты

Е.К. Степанова, г. Москва

Пени начислять и платить не надо. Они взимаются только при наличии недоимки. Так, если у компании имеется переплата (в лицевой карточке расчетов с бюджетом), которая равна сумме подлежащего уплате налога или перекрывает ее, то фактически задолженность перед бюджетом отсутствует 3 . Налоговики могут произвести зачет переплаты в счет недоимки самостоятельно, без заявления налогоплательщика 4 . После проведения зачета никаких потерь бюджет не несет 5 . Поэтому пени в таком случае не начисляются.

Кстати, официальных разъяснений чиновников по этому вопросу нет. А суды признают незаконным начисление инспекцией пеней при наличии переплаты 6 .

Пени до принятия решения о зачете

Т.В. Морозова, г. Новосибирск

Да, такая вероятность есть. Для проведения зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих налоговых платежей требуется заявление от налогоплательщика 7 . Ведь налоговики не знают, какую именно сумму переплаты и в счет какого налога вы хотите зачесть. Инспекции для принятия решения по заявлению дается 10 рабочих дней со дня его получения 8 . При этом обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о зачете 9 . Минфин из этого делает вывод, что если решение о зачете принято после истечения установленного срока для уплаты налога, то такой налог уплачен несвоевременно. И до даты вынесения решения о зачете (если оно принято в указанный 10-дневный срок) придется уплатить пени 10 . А вот судебная практика по вопросу начисления пеней до даты зачета при наличии переплаты противоречива. Последние решения приняты в пользу налоговиков 11 .

Кстати, если ИФНС не уложилась в отведенные для принятия решения о зачете 10 дней, то пени все равно будут взысканы, ведь налог не был уплачен вовремя 12 . Вопрос здесь только в периоде их начисления. Вот что по этому поводу нам пояснили в ФНС.

Из авторитетных источников

[3]

Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«Согласно положениям ст. 44 НК РФ в корреспонденции со ст. 78 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в день принятия решения о зачете излишне уплаченного налога. Одновременно в соответствии со ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В связи в этим, так как НК РФ не установлено иное, пени начисляются до даты принятия решения о зачете, даже если инспекцией нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 78 НК РФ».

Штраф в случае неуплаты пени при подаче уточненки с увеличенным налогом

В.Е. Павлова, г. Тверь

Да, после проведения камеральной проверки уточненной декларации ваша компания может быть оштрафована за неуплату налога в положенный срок 14 . Ведь при подаче уточненки налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени за период просрочки 15 . А если задолженность по пеням не погашена, то и оснований для освобождения от штрафа нет 16 .

Суды в последнее время считают так же 17 .

При этом подача уточненных деклараций и уплата недоимки могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность 18 . То есть размер штрафа по ст. 122 НК РФ может быть уменьшен не менее чем в два раза 19 .

Примечание. Раньше встречались противоположные решения, в которых судьи указывали, что факт неуплаты пеней до представления уточненной декларации сам по себе не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ 20 .

Начисление пеней налоговому агенту

А.П. Сергеева, г. Владимир

Да, с компании могут взыскать пени 21 . На это указывают суды, в том числе ВАС 22 .

Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налога 23 . Получив такое сообщение, работник должен сам не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом, исчислить и уплатить налог в бюджет 24 .

Поэтому пени начисляются налоговому агенту за период с даты, когда он должен был удержать и перечислить налог в бюджет, до 15 июля следующего года 25 .

Примечание. А у ФНС свой взгляд на этот вопрос. Не так давно чиновники высказали мнение, что у налоговых органов вообще нет оснований для взыскания пеней с налогового агента, не удержавшего НДФЛ 26 . Хотя немногим ранее они заявляли, что пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются, только если он своевременно сообщил в ИФНС о невозможности удержания НДФЛ 27 .

Читайте так же:  Налог на прибыль убыток во втором квартале

Однако напомним, что когда письменные разъяснения ФНС по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с актами высших судебных органов, то налоговые органы должны руководствоваться актами высших судов 28 . Таким образом, если, несмотря на своевременное уведомление инспекции о невозможности удержать НДФЛ, налоговики все же начислят вам пени, то в суде, скорее всего, поддержки вы не найдете.

Пени по уточненке, поданной после выездной проверки

Н.В. Поричева, г. Воронеж

Инспекция права. К сожалению, в НК РФ нет норм о пересмотре инспекцией решения о привлечении к ответственности за неуплату налога, вынесенного по итогам выездной проверки, в случае последующего представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате.

Да и судьи также приходят к выводу, что подача уточненной декларации после завершения выездной проверки не влияет на законность (незаконность) принятого по ней решения, ведь инспекция не могла учесть уточненные данные 29 . Кроме того, представление после принятия решения уточненных деклараций за период проверки не опровергает факта совершения правонарушения и не отменяет необходимости исполнения обязанности как по уплате налога, так и по уплате пеней.

Полный текст читайте в журнале «Главная книга» N07, 2016

Что такое недоимка по налогам

chto_takoe_nedoimka.jpg

Похожие публикации

Недоимки по налоговым обязательствам могут возникать у всех категорий налогоплательщиков. При игнорировании требований налогового органа о погашении задолженности к субъекту хозяйствования могут быть применены штрафные санкции, а на сумму долга начисляются пени.

Недоимка по налогам

Это долг перед бюджетом любого уровня, который образуется при отсутствии своевременной оплаты обязательств. Задолженность может быть сформирована и вследствие получения ошибочного возмещения по налогам в завышенном размере.

У юридического или физического лица недоимка возникает:

  • в день, следующий за установленной датой оплаты обязательств;
  • в момент фактического зачисления излишних средств на расчетный счет в качестве возмещения;
  • в день вынесения решения о зачете налоговых обязательств, размер которого определен неверно.

Недоимка – это сумма налога или сбора, а также страхового взноса, которая не была погашена налогоплательщиком вовремя (ст. 11 НК РФ). По каждому виду налога законодательством зафиксирована крайняя дата оплаты. Норма распространяется на все типы федеральных и местных налогов, на страховые взносы. Величина начисленных штрафов и пеней с недоимкой не суммируется.

К налогоплательщикам, у которых имеется задолженность перед бюджетом, могут быть применены такие меры ответственности:

  • штрафная санкция;
  • пеня;
  • меры воздействия уголовного права (используются при особо крупных размерах нанесенного бюджету ущерба, при систематическом повторении правонарушения).

Недоимка по налогам – это сумма, которая может возникнуть также вследствие занижения налогооблагаемой базы при составлении налоговой декларации и расчете обязательства к уплате. В этой ситуации налогоплательщику будет предъявлено требование о выплате штрафа в размере 20% от величины задолженности (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Пеня начисляется в ситуациях, когда декларационные формы поданы в срок и результаты камеральной проверки не выявили ошибок, но налог не был перечислен в бюджет.

Крупная недоимка – это сумма налога, за уклонение от уплаты которой к налогоплательщику могут применяться меры уголовной ответственности. Ст. 199 УК РФ предусматривает штраф от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы и даже лишение свободы. Если правонарушение совершено впервые и виновное лицо погасило задолженность, меры ст. 199 УК РФ могут не применяться. Крупным размером недоимки считается долг перед бюджетом в сумме от 15 млн. рублей, особо крупным признается долг от 45 млн. рублей (без дополнительных условий).

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц

Налоговая служба, при обнаружении в ходе камеральной проверки недоимки, направляет налогоплательщику требование о ее уплате. Требование передается должнику по почте или отправляется в электронном виде через ТКС. В документе прописывается срок добровольного погашения задолженности. Если субъект хозяйствования добровольно не перечисляет недоимку в бюджет в указанный срок, то начинается подготовка к принудительному взысканию.

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц и предприятий может быть реализовано такими способами:

  1. Бесспорное взыскание. В этом случае погашение задолженности осуществляется без судебного разбирательства. Сумма недоимки снимается с расчетного счета субъекта хозяйствования на основании предъявленного налоговиками банку поручения на списание денег. Дополнительно может быть применена мера воздействия на налогоплательщика в форме приостановки движения по счетам. Если денежных ресурсов на расчетных счетах у предприятия или ИП недостаточно, ИФНС инициирует взыскание налога за счет имущества должника.
  2. Взыскание на основании судебного решения. Этот вариант применяется в ситуациях, когда истек срок для бесспорного списания, и ИФНС обращается в арбитражный суд.

При невозможности возместить в бюджет сумму недоимки задолженность может быть признана безнадежной. Такие долги подлежат списанию. Это характерно для следующих ситуаций:

  • налоговым органом недоимка была обнаружена после истечения срока давности по задолженности;
  • субъект хозяйствования прекратил свою деятельность посредством ликвидации;
  • смерть физического лица, за которым числился долг;
  • предпринимателю присвоен статус банкрота;
  • прекращение исполнительного производства по решению суда.

Сумма недоимки компании по налоговым обязательствам равна 2,9 млн руб. Судебные приставы произвели оценку имущества компании, данные которой совпали с показателями баланса организации:

  • дебиторская задолженность в размере 3,2 млн руб.;
  • стоимость оборудования – 300 тыс. руб.;
  • объем готовой продукции – 122 тыс. руб.;
  • МПЗ – 150 тыс. руб.
Видео (кликните для воспроизведения).

Погашение долга будет произведено за счет дебиторской задолженности (ст. 47 НК РФ, письмо Минфина РФ от 19.01.2007 № 03-02-07/1-15). Если бы величина недоимки превысила значение дебиторки, то компании пришлось бы отдать в качестве возмещения часть своего имущества, что может привести к остановке деятельности фирмы.

Источники


  1. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.

  2. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  4. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  5. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
Пени на недоимку по налогам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here