Основания продления выездной налоговой проверки

Полезная юридическая информация по теме: "Основания продления выездной налоговой проверки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Продление срока выездной налоговой проверки до 6 месяцев

В общем случае выездная налоговая проверка продолжается 2 месяца. Однако ФНС указывает на один исключительный случай для ­сячного продления проверки — у проверяемой организации имеется 10 и более обособленных подразделени

Но это вовсе не означает, что в других ситуациях налоговики, если уж им очень захочется, не смогут продлить проверку до 6 месяцев.

Дело в том, что еще в 2010 г. Конституционный суд указал, что понятие «исключительный случай» является оценочным и наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практик А ВАС, в свою очередь, указал, что с учетом конкретных обстоятельств любое из вышеназванных оснований или их совокупность может стать причиной продления проверки до 6 месяцев. Кроме того, ВАС обратил внимание еще на такой момент. НК, предусматривая возможность продлить срок проверки, одновременно возлагает на инспекторов и обязанность обосновать причины продления. И если налогоплательщик с указанным в решении обоснованием не согласен, он может обжаловать это решение в

Когда суды признают правомерным продление проверки до 6 месяцев

Признать недействительным решение о продлении проверки удается нечасто. А все потому, что:

Это, в свою очередь, приводит к тому, что суды тоже по-разному оценивают, когда проверку можно продлить до 6 месяцев, а когда нет.

Так, один суд решил, что проверка была продлена до полугода правомерно, поскольку инспекторам пришлос

По мнению суда, все это в совокупности требовало значительных временных затрат работников налогового органа и проверку компании меньше чем за 6 месяцев они провести просто не могли. К тому же организация не смогла объяснить, как ее права были нарушены продления проверк

Другой суд тоже счел продление проверки до 6 месяцев правомерным, так как организация обладала статусом крупнейшего налогоплательщика, имела более 90 обособленных подразделений, к тому же еще не представила по требованию ИФНС документы для проверки и неоднократно просила инспекцию продлить срок их представлени

А вот в одном из рассматриваемых судом

Но суд признал неправомерным продление срока проверки до 6 месяцев, несмотря на все эти обстоятельства, посчитав, что они не являются исключительными. Ведь инспекция не смогла доказать невозможность проведения всех этих мероприятий ранее, с учетом того что проверка уже была продлена до 4 месяце

При самостоятельной проверке филиала или представительства фирмы продлить срок проверки налоговики не могу А вот приостановить проверку — запросто.

Если ваша организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам и вы не прячетесь от налоговиков, то, скорее всего, проверку вашей организации продлевать не будут.

Но если проверку вам все-таки продлили, а вы считаете это незаконным, тогда вы можете попробовать оспорить или решение о продлении проверки, или уже итоговое решение по результатам проверки. Разумеется, на время оспаривания решения проверку вам не приостановят (она будет идти до ее окончания). Но если суд с вами согласится, то все доказательства, полученные налоговиками за пределами ­сячного срока проверки (в частности, проведенные допросы свидетелей), сочтет ненадлежащими и отменит основанные на них доначисления.

Правомерность повторного продления выездной налоговой проверки по одним и тем же основаниям

ФНС России пришла к выводу о правомерности продления выездной проверки по тем же основаниям, что и ранее при рассмотрении спора.

У налогоплательщика проводилась ВНП. Срок проверки был дважды продлен на основании запроса инспекции сначала до четырех, а затем и до шести месяцев в связи с большим объемом проверяемых документов и проводимыми контрольными мероприятиями. Основания продления проверки и ее срок проведения указаны в п.6 ст.89 НК РФ.

Налогоплательщик был против второго продления и обратился с жалобой в ФНС РФ. Он утверждал, что увеличение срока проверки до шести месяцев незаконно, так как основанием продления указаны те же обстоятельства, что и ранее.

ФНС России жалобу налогоплательщика не удовлетворила, так как отметила, что соблюдены все основания для продления проверки. Необходимость и сроки продления ВНП определяются в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела, а принятие такого решения находится под контролем вышестоящего налогового органа. Такое же мнение содержится в одном из Определений Конституционного суда РФ. Поэтому Решение о продлении проверки до шести месяцев является и обоснованным и законным, так как обеспечивает наиболее полный и глубокий контроль при определении правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком платежей в бюджет. Кроме того, данное продление не препятствует ведению предпринимательской деятельности.

Основания продления выездной налоговой проверки

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Статья 31 НК РФ

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Налоговая политика и практика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществляющий постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получивший статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый орган, осуществляющий постановку этой организации на учет в налоговом органе. Федеральная налоговая служба. Раздел: Налоговый контроль

Читайте так же:  Есть ли налог на роскошь

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

1. Полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

2. Предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3. Периоды, за которые проводится проверка;

4. Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты). Банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета — фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций; учетные регистры: книга доходов и расходов, журналы — ордера, ведомости и т.д., а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В случае предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. КАДИС правовой портал

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен да четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 сентября 2010г.). — М: Проспект, КноРус, 2010г. — С.-101.:

1. Истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК;

2. Получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3. Проведения экспертиз;

4. Перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведение выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункте 9 статьи 89 НК, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 пункте 9 статьи 89 НК, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки, приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанной с указанной проверкой. КонсультантПлюс

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право.3-е изд.-М.: Высшее образование, 2009г. — С. -75-76. :

1. Вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшей ранее заявленного. В рамках этой повторной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление фактов налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Читайте так же:  Как платить меньше алиментов бывшей

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или изменены, производится выемка этих документов.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняются от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Основания продления выездной налоговой проверки

В определенных случаях проверка может затянуться до четырех, а иногда и до шести месяцев. Основания и порядок продления срока ее проведения утверждены Приказом ФНС России N САЭ-3-06/[email protected]

В соответствии с п. 3 этого Приказа основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе выездной (повторной выездной) налоговой проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.д.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

— четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев;

— менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;

— десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. В данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и т.д.

Особо следует отметить последний пункт, который делает перечень «исключительных» случаев увеличения срока проведения ВНП открытым. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что при большом желании налоговики могут применить данный пункт практически ко всему, тем самым затягивая срок проведения проверки на полгода.

В соответствии с п. 4 Приказа ФНС России N САЭ-3-06/[email protected] для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговый орган, проводящий проверку, направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении ее срока принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС:

— при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;

— при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока ее проведения представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС по субъекту РФ.

Положения налогового законодательства (п. 9 ст. 89 НК РФ) позволяют контролерам в определенных случаях приостанавливать проведение ВНП, однако общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. Если была приостановлена проверка по вопросу получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, срок ее приостановления может быть увеличен еще на три месяца.

Приостановление и возобновление проведения ВНП осуществляются на основании решений руководителя налогового органа или его заместителя, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106

основания и порядок оформления продления сроков выездной налоговой проверки

Основания для продления сроков выездной налоговой проверки до 3-х месяцев вышестоящим налоговым органом изложены в письме ФНС России от 7 сентября 1999 г. №АС-6-16/705 «о порядке предоставления Управлениями ФНС России по субъектам РФ запросов на продление сроков проведения выездной налоговой проверки».

В связи с поступающими запросами о порядке применения статьи 89 первой части НК РФ, устанавливающей, что в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличивать продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев, Министерство РФ по налогам и сборам устанавливает следующий порядок предоставления Управлениями ФНС России по субъектам РФ, запросов на проведение сроков выездных налоговых проверок.

Читайте так же:  Влияет трудовой стаж на размер пенсии

Письменные запросы Управлений ФНС России по субъектам РФ о продлении сроков выездной налоговой проверки должны направляться в Управление организации контрольной работы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Настоящие запросы должны содержать:

— полное наименование проверяемого налогоплательщика , его ИНН;

— дату и номер решения руководителя Управления ФНС России по субъектам РФ (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки;

— дату начала проверки;

— дату окончания двухмесячного срока проведения проверки;

— предполагаемую дату окончания проверки;

— обоснование необходимости продления срока проведения выездной налоговой проверки, с указанием обстоятельств, вызывающих необходимость такого продления;

Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:

— проведение проверок крупных налогоплательщиков-организаций;

— необходимость проведения встречных проверок и направление запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике;

— наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар) на территории, где проводится проверка ;

— иные исключительные обстоятельства;

Данный перечень может использоваться и при продлении сроков проведения выездных налоговых проверок управлениями ФНС России по субъектам РФ по запросам территориальных инспекций ФНС России. Он является открытым и может быть дополнен любыми другими обстоятельствами, которые производящий проверку налоговый орган сочтет исключительными. Признание этих обстоятельств исключительными является прерогативой вышестоящего налогового органа, принимающего решении я о продлении сроков. Обстоятельства, определяемые налоговыми органами в качестве иных исключительных обстоятельств, должны иметь столь же значимый экстремальный характер, что прямо обозначенные в указанном Письме ситуации.

Решение вышестоящего налогового органа о продлении сроков проведения выездных налоговых проверок должно быть принято и предъявлено проверяемому налогоплательщику до истечения установленного НК РФ двухмесячного срока проведения проверки. Исходя из этого, соответствующий запрос налогового органа, проверяющего проверку, в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен заблаговременно. Упомянутым выше письмом ФНС России установлено, что соответствующие запросы в управлении ФНС по субъектам РФ с обоснованием необходимости продления сроков проведения проверки, подписанные руководителем проверяющего проверку налогового органа или его заместителем, должны быть направлены в ФНС не позднее, чем за 10 дней до истечения двухмесячного срока.

Указанные запросы могут быть направлены по электронной почте или по факсу с последующим представлением подлинника соответствующего документа. В случае предоставления запросов в более поздние сроки по сравнению с указанным выше сроком данный запрос должен содержать объяснения причины такой задержки.

Основания продления выездной налоговой проверки

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения ВНП, установлен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] Кто эти «основания» и этот «порядок» видел, тот, наверное, со мною согласится — вопрос о продлении ВНП целиком и полностью находится в руках налоговых органов, действующих по принципу «что хочу, то и ворочу», т.к. перечень оснований для продления ВНП — по сути открыт. Как только законодателю пришло в голову, что правила для себя любимого должны писать именно те, кто потом эти правила должен соблюдать? Так оно и получилось. Вот ведь. попросили кота посторожить сметану, а козла капусту.

Мы решили проанализировать подходы судебной практики по вопросам правомерности продления ВНП и из огромного количество дел нашли ТОЛЬКО ОДНО в пользу налогоплательщика, но и там был какой-то исключительный случай.

ИФНС при проведении ВНП потребовала у организации документы о «расходных операциях». При этом налогоплательщик находился на УСН — объект налога — доходы. Т.к. налогоплательщик представил уже в ИФНС документы о «доходах», то представлять документы о «расходах» он отказался. По этой причине ИФНС продлила проверку до 4 месяцев. Как указали суды, рассматривая дело, поскольку налогоплательщик находится на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, у него отсутствует обязанность вести учет расходных операций и представлять эти первичные документы. Представленные обществом документы позволяют налоговому органу провести проверку в полном объеме (постановление ФАС СКО от 19.10.2009 № А32-4454/2009-3/50).

Во всех других случаях решения в пользу налоговых органов, причем обоснование как правило однотипное:

— решение о продлении ВНП обосновано необходимостью получения дополнительных документов, которые не поступили на момент истечения общего двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки (постановление ФАС СКО от 21.12.2009 № А32-9128/2009-30/136);

— решение о продлении ВНП принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы организации (постановление ФАС ВВО от 17.12.2007 № А28-5338/2007-191/21);

— решение о продлении ВНП обосновано необходимостью проведения допросов свидетелей, проведения экспертизы, необходимость проверки значительного периода, на отнесение ООО к категории крупнейших налогоплательщиков и ряд других обстоятельств
(постановление ФАС ЗСО от 17.03.2010 № А75-9464/2009);

— решение о продлении ВНП обосновано тем, что проверка соответствия первичных документов бухгалтерского учета техническим нормам расходования сырья в производстве требует существенных временных затрат, обусловленных большим документооборотом первичной документации, сложностями технологического процесса производства аккумуляторов, непредставлением документов по требованию налогового органа (постановление ФАС ПО от 23.12.2010 № А57-6890/2010);

— решение о продлении ВНП обосновано несвоевременным представлением ООО документов, необходимых для проведения проверки и оформления ее результатов, длительностью проверяемого периода, большим объемом анализируемых документов (постановление ФАС СЗО от 03.11.2010 № А42-10898/2009);

— решение о продлении ВНП обосновано тем, что налогоплательщик имеет большой объем проверяемых документов, а кроме того, решение не нарушает требования ст. 89 НК РФ, а также права и законные интересы проверяемого лица (постановление ФАС СЗО от 23.04.2010 № А56-52293/2009);

— решение о продлении ВНП не возлагало на налогоплательщика какие-либо дополнительных обязанностей и не создавало препятствий для осуществления предпринимательской деятельности (постановление ФАС УО от 25.10.2011 № Ф09-6768/11);

— решение о продлении ВНП обосновано длительностью проверяемого периода, существенным объемом документов, большим количеством проверяемых налогов, наличием разветвленной сети контрагентов (постановление ФАС УО от 03.08.2010 № Ф09-5923/10-С3);

Читайте так же:  Налог на имущество некоммерческих организаций

— решение о продлении ВНП обосновано получением от УНП УВД информации о наличии признаков ухода от налогообложения, требующих проведения дополнительных контрольных мероприятий, а следовательно, получение информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушения законодательства о налогах и сборах (постановление ФАС ЦО от 23.04.2009 № А23-2551/08А-14-174);

— решение о продлении ВНП обосновано непредставлением истребуемых документов (постановление ФАС ЦО от 01.04.2009 № А36-2328/2007).

Как то так. Может быть у кого-то из читателей есть положительный опыт по оспариванию решений о продлении ВНП?

Можно ли признать продление выездной налоговой проверки незаконным?

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения ВНП, установлен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] Кто эти «основания» и этот «порядок» видел, тот, наверное, со мною согласится — вопрос о продлении ВНП целиком и полностью находится в руках налоговых органов, действующих по принципу «что хочу, то и ворочу», т.к. перечень оснований для продления ВНП — по сути открыт. Как только законодателю пришло в голову, что правила для себя любимого должны писать именно те, кто потом эти правила должен соблюдать? Так оно и получилось. Вот ведь. попросили кота посторожить сметану, а козла капусту.

Мы решили проанализировать подходы судебной практики по вопросам правомерности продления ВНП и из огромного количество дел нашли ТОЛЬКО ОДНО в пользу налогоплательщика, но и там был какой-то исключительный случай.

ИФНС при проведении ВНП потребовала у организации документы о «расходных операциях». При этом налогоплательщик находился на УСН — объект налога — доходы. Т.к. налогоплательщик представил уже в ИФНС документы о «доходах», то представлять документы о «расходах» он отказался. По этой причине ИФНС продлила проверку до 4 месяцев. Как указали суды, рассматривая дело, поскольку налогоплательщик находится на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, у него отсутствует обязанность вести учет расходных операций и представлять эти первичные документы. Представленные обществом документы позволяют налоговому органу провести проверку в полном объеме (постановление ФАС СКО от 19.10.2009 № А32-4454/2009-3/50).

Во всех других случаях решения в пользу налоговых органов, причем обоснование как правило однотипное:

— решение о продлении ВНП обосновано необходимостью получения дополнительных документов, которые не поступили на момент истечения общего двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки (постановление ФАС СКО от 21.12.2009 № А32-9128/2009-30/136);

— решение о продлении ВНП принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы организации (постановление ФАС ВВО от 17.12.2007 № А28-5338/2007-191/21);

[3]

— решение о продлении ВНП обосновано необходимостью проведения допросов свидетелей, проведения экспертизы, необходимость проверки значительного периода, на отнесение ООО к категории крупнейших налогоплательщиков и ряд других обстоятельств
(постановление ФАС ЗСО от 17.03.2010 № А75-9464/2009);

— решение о продлении ВНП обосновано тем, что проверка соответствия первичных документов бухгалтерского учета техническим нормам расходования сырья в производстве требует существенных временных затрат, обусловленных большим документооборотом первичной документации, сложностями технологического процесса производства аккумуляторов, непредставлением документов по требованию налогового органа (постановление ФАС ПО от 23.12.2010 № А57-6890/2010);

— решение о продлении ВНП обосновано несвоевременным представлением ООО документов, необходимых для проведения проверки и оформления ее результатов, длительностью проверяемого периода, большим объемом анализируемых документов (постановление ФАС СЗО от 03.11.2010 № А42-10898/2009);

— решение о продлении ВНП обосновано тем, что налогоплательщик имеет большой объем проверяемых документов, а кроме того, решение не нарушает требования ст. 89 НК РФ, а также права и законные интересы проверяемого лица (постановление ФАС СЗО от 23.04.2010 № А56-52293/2009);

— решение о продлении ВНП не возлагало на налогоплательщика какие-либо дополнительных обязанностей и не создавало препятствий для осуществления предпринимательской деятельности (постановление ФАС УО от 25.10.2011 № Ф09-6768/11);

— решение о продлении ВНП обосновано длительностью проверяемого периода, существенным объемом документов, большим количеством проверяемых налогов, наличием разветвленной сети контрагентов (постановление ФАС УО от 03.08.2010 № Ф09-5923/10-С3);

— решение о продлении ВНП обосновано получением от УНП УВД информации о наличии признаков ухода от налогообложения, требующих проведения дополнительных контрольных мероприятий, а следовательно, получение информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушения законодательства о налогах и сборах (постановление ФАС ЦО от 23.04.2009 № А23-2551/08А-14-174);

— решение о продлении ВНП обосновано непредставлением истребуемых документов (постановление ФАС ЦО от 01.04.2009 № А36-2328/2007).

Как то так. Может быть у кого-то из читателей есть положительный опыт по оспариванию решений о продлении ВНП?

Продление срока выездной налоговой проверки

О том, в какой срок проводится проверка и в каких случаях налоговая инспекция имеет право на продление срока выездной налоговой проверки, мы расскажем в этом материале.

Что говорит закон

Налоговый кодекс в ст. 87 предусматривает, что налоговиками могут проводиться 2 основных вида проверок: выездные и камеральные. Камеральные должны проходить в период не позднее 3 месяцев с даты подачи налогоплательщиком декларации (ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки организуются налоговиками непосредственно на рабочем месте плательщика налогов, и для их проведения никаких разрешений не требуется. В отдельных случаях, например, если плательщик налогов не может по объективным причинам предоставить место для проведения проверки, они проводятся в самой инспекции.

Общие правила организации выездных проверок изложены в Письме ФНС России № АС-4-2/13622. В нем, в частности, говорится о том, что срок выполнения проверочных мероприятий начинает отсчитываться с даты подписания руководителем налоговой инспекции соответствующего решения. Сроком окончания считается дата оформления итоговой справки по проверке (ст. 89 НК РФ). Как того требует п. 6 указанной статьи, длительность проверки не может быть больше 2 календарных месяцев.

Читайте так же:  Налоговый период по налогу на прибыль организаций

В каких случаях срок можно продлить

В некоторых случаях законодательство допускает возможности для продления срока, указанного выше. Он может быть увеличен до 4 месяцев, а в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ – и до 6 месяцев. Но для такого увеличения времени на проведение проверочных мероприятий должны быть веские причины.

Кроме того, увеличение продолжительности инспекции допускается в целях упрощения общей системы мероприятий и более глубокого анализа состояния дел по налоговому контролю. В такой ситуации предельный срок продления составляет не более 4 месяцев. При всех иных условиях для определения предельных сроков выездных проверок налоговикам необходимо исходить из того, что за среднее число дней в месяце принимается 30, а исчислять срок продления рекомендуется в целых месяцах.

При принятии решения о неоднократном продлении времени проведения в организациях выездных проверок необходимо учитывать исключительность случая и основания, по которым данное решение принимается.

Постановление об увеличении срока оформляется соответствующим письменным документом, который в обязательном порядке предоставляется налогоплательщику для ознакомления. В данном решении должны быть четко обоснованы все причины и обстоятельства, по которым проведение выездной проверки продлевается.

[1]

Приостановка и возобновление выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – серьезное мероприятие, к которому необходимо быть готовым. Провести внутренний аудит, проверить наличие необходимых документов за проверяемый период, провести инструктаж сотрудников. Многих волнует: если произошла приостановка выездной налоговой проверки – это плохо? Стоит ли предпринимать дополнительные меры?

Как выглядит выездная проверка

Основное отличие выездной проверки – она проводится на вашей территории. Цель проверки – налоги за определенный период (не более трех лет до года вынесения решения о проверке, согласно п. 4 ст. 89 НК РФ), корректность их исчисления и своевременность выплат. Период проверки обязательно ограничен и закреплен документально.

Под одну проверку могут попасть несколько налогов. Но за конкретный период определенный налог не могут проверять чаще одного раза (п. 5 ст. 89 НК РФ). Если в этот же период проверяли обособленное подразделение или филиал – в части количества проверок их учитывают как отдельные предприятия.

Без специального разрешения местная налоговая не может проверять организацию чаще двух раз за год.

Стандартный срок проведения – два месяца. Максимальный – шесть (п. 6 ст. 89 НК РФ). Причины продления свыше стандартного срока перечислены в Приложении 4 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189. Сроки меняют по следующим причинам:

  1. Проверяют налогоплательщика из категории крупнейших.
  2. Имеется информация о нарушениях, требующая дополнительного исследования.
  3. Территория проверки непригодна для работы по причине стихийных обстоятельств.
  4. Наличие в составе предприятия обособленных подразделений.
  5. Нарушение налогоплательщиком сроков предоставления документов, истребованных проверяющими.
  6. Другие осложняющие обстоятельства, влияющие на скорость работы проверяющих органов.

Для чего вводят паузу

Приостановление назначает только руководитель или заместитель руководителя территориальной ФНС.

Основания обычно такие:

  • получение документов или информации, касающейся деятельности налогоплательщика, конкретной сделки, состава учредителей и т.д.;
  • при наличии контрагентов-нерезидентов РФ, для получения обратной связи по запросам в их адрес;
  • проведение экспертиз с привлечением третьих лиц в качестве эксперта;
  • если есть необходимость перевода документации с иностранного языка.

Невозможно однозначно сказать, сколько раз всего может быть приостановлена одна проверка. Но есть ограничение по пункту истребования документов. В отношении одного юридического лица по этой причине проверка может быть приостановлена только один раз (п. 9 ст. 89 НК РФ).

[2]

Возобновление выездной налоговой проверки, так же как и приостановление, происходит только при наличии решения руководителя либо заместителя руководителя проверяющей налоговой.

Как уже говорилось, общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. За одним исключением. Если отправлен запрос иностранному контрагенту или в иностранные международные органы и в течение полугода не получено ответа, по этой причине проверка может быть продлена до 9 месяцев в общей сложности.

Обратите внимание, что на срок приостановления на территории вашего предприятия не могут находиться сотрудники налоговой и продолжать свою деятельность.

Почему может назначаться повторная выездная проверка

Все правила, касающиеся налоговой проверки в части регламента и сроков, в той же мере относятся и к повторной выездной налоговой проверке.

Таковую могут назначить в рамках проведения вышестоящим органом проверки налоговой, которая проводила первую проверку.

Другая причина – после первичной проверки налогоплательщиком была предоставлена «уточненка». Тогда та же ФНС повторно проверяет период, за который подана уточненная декларация.

Вне всякой связи с первой проверкой может быть проведена проверка при ликвидации или реорганизации юридического лица.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, приостановление выездной налоговой проверки – нормальный процесс, который не должен пугать предпринимателя. Важно на срок приостановления собрать все требуемые документы или содействовать их получению налоговыми органами. При назначении и окончании проверки уделяйте пристальное внимание корректному оформлению документов налоговыми органами.

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  3. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
  4. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
Основания продления выездной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here