Организация налогового учета в россии

Полезная юридическая информация по теме: "Организация налогового учета в россии" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налоговый учет. Сущность и принципы налогового учета

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

— первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

— аналитическими регистрами налогового учёта;

— расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Принципы налогового учета

В главе. 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учёта:

• принцип денежного измерения;

• принцип имущественной обособленности;

• принцип непрерывности деятельности организации;

• принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;

• принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;

• принцип равномерности признания доходов и расходов.

Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ. В соответствии с принципом имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.

Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

Согласно принципу непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.

Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

Ст. 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.

Читайте так же:  Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций

Принцип равномерности признания доходов и расходов отражён в ст. 271 и 272 НК РФ. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Организация налогового учета на предприятии

В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.

Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учёта обеспечивали возможность:

  • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
  • систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
  • формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.

Возможны два варианта ведения налогового учёта:

[1]

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Источник — Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

Организация системы налогового учета на предприятии

«Международный бухгалтерский учет», 2012, N 2

Требование налогового законодательства о ведении налогового учета для подтверждения налоговой базы по налогу на прибыль неизбежно ставит перед специалистами финансовой службы задачу практической реализации данного положения. Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет лишь основные принципы ведения учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных.

Налогоплательщику необходимо самостоятельно организовать систему налогового учета. Причем эта система должна позволить минимизировать трудозатраты на обработку информации и обеспечить последующий контроль за формированием налоговой базы.

Автор данной статьи предлагает систему налогового учета, которая опирается на автоматизированную базу бухгалтерского учета и оптимизирует процесс обработки данных в целях налогообложения прибыли.

С введением в 2002 г. гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) наряду с финансовым учетом действует налоговый учет, который согласно ст. 313 НК РФ представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с определенным порядком.

Среди бухгалтеров нередко бытует мнение, что обязанность вести налоговый учет (в том числе формировать налоговые регистры) возникает только тогда, когда данных бухгалтерского учета недостаточно. Однако представители финансового ведомства не разделяют такую точку зрения, считая, что организация должна в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога, а вот формы аналитических регистров плательщик может разработать на свое усмотрение. Кроме того, за отсутствие регистров налогового учета, что является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в НК РФ предусмотрены санкции в размере от 10 000 до 30 000 руб. (если такое нарушение длилось на протяжении более одного налогового периода). Если отсутствие налоговых регистров приводит к занижению налоговой базы, то придется уплатить штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. Следовательно, во избежание налоговых рисков любой плательщик налога на прибыль обязан вести налоговый учет.

В НК РФ не содержится указаний на конкретную методику налогового учета. Он закрепляет лишь основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных учета. Саму же систему налогового учета налогоплательщик должен организовать самостоятельно.

В связи с этим перед специалистами финансовой службы неизбежно встает задача практической реализации требований НК РФ. Причем необходимо создать такую оптимальную систему учета, которая позволит минимизировать трудозатраты на обработку информации и обеспечит последующий контроль за формированием налоговой базы.

Итак, данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (налоговом) периоде;
  • сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы следующих налоговых периодов;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу (выявляется на счетах бухгалтерского учета).

Кроме того, НК РФ выделяет три уровня обобщения информации в налоговом учете организации:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Первичные документы налогового учета имеют в своей основе бухгалтерские первичные документы, в которые для целей налогообложения могут вводиться дополнительные реквизиты, и в некоторых случаях для целей налогообложения могут создаваться специальные документы.

Читайте так же:  Как рассчитывать налог на прибыль

Аналитические регистры налогового учета могут представлять собой накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов.

Мероприятия, связанные с разработкой форм аналитического учета, ведутся непосредственно в организации. При этом наряду с общими требованиями налогового законодательства учитываются особенности процессов производства и реализации продукции (работ, услуг) конкретного вида экономической деятельности, технологические особенности, а также специфика документооборота, применяемого в каждой отдельной организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательными реквизитами, которые должны содержаться в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являются:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций.

Так как формат отражения данных налогового учета не предусматривает записи корреспонденции счетов, то возникает необходимость однозначной идентификации хозяйственной операции (группы одноименных операций) с бухгалтерской записью, на основании которой оформляется соответствующий налоговый регистр. Для этого в регистрах, оформляемых для целей налогообложения, целесообразно предусмотреть соответствующую графу для ссылки на корреспонденцию счетов.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Так как унифицированные формы налогового учета на федеральном уровне или по конкретному виду экономической деятельности не устанавливаются и устанавливаться не будут, исключительное право разработки таких форм принадлежит налогоплательщику. При этом, разумеется, основные факторы, определяющие состав показателей и способы их группировки, зависят от схемы бухгалтерского учета и схемы документооборота первичных регистров бухгалтерского учета, принятых в организации, а также от особенностей осуществления вида предпринимательской деятельности.

При создании системы налогового учета необходимо учитывать также еще один немаловажный фактор. Дело в том, что в гл. 25 НК РФ содержатся многочисленные положения, устанавливающие для целей исчисления налога на прибыль особые правила учета. Расхождения между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью можно классифицировать следующим образом (см. таблицу).

Расхождения между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью

Обобщив необходимые элементы, допущения, а также самые значимые расхождения в правилах учета, можно определить наиболее рациональную организацию налогового учета на предприятии, которая включает следующие этапы:

  • разработку учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета с максимальным их сближением;
  • принятие за основу информационной базы бухгалтерского учета, чтобы обеспечить единую систему контроля за вводимыми данными;
  • построение такой системы налогового учета, при которой аналитические налоговые регистры формируются на основании не первичных учетных документов, а данных аналитического и синтетического бухгалтерского учета с помощью корректировок и преобразований в форме бухгалтерских справок;
  • введение дополнительных аналитических регистров-расчетов налогового учета при различных правилах бухгалтерского и налогового учета.

Схематично организация налогового учета на предприятии представлена на рисунке.

Построение системы налогового учета

Организация налогового учета с использованием базы данных бухгалтерского учета диктуется тем, что в бухгалтерском учете используется система двойной записи, являющаяся важным и наиболее эффективным средством самоконтроля полноты учета организацией хозяйственных операций.

Практически это можно осуществить, используя возможности отчетных форм бухгалтерской программы плюс формируя особые регистры налогового учета в отдельном табличном редакторе, например Excel. Табличные редакторы работают проще и понятнее, чем многие бухгалтерские программы, в связанных таблицах также видна структура взаимодействия налоговых регистров, что в бухгалтерской программе часто не прослеживается. При этом информация для налогового файла берется из бухгалтерского учета, а подробную аналитику в иных случаях можно опустить и использовать лишь итоговые суммы бухгалтерских отчетов. Это также сокращает трудозатраты бухгалтера и делает более наглядным налоговый регистр.

Состав налоговых регистров, их форму, порядок заполнения нужно утвердить в учетной политике в целях налогообложения. Это можно сделать в форме приложения «Альбом регистров налогового учета». Чтобы проследить связь между видами учета, в данном Альбоме следует сделать ссылку на те отчеты и первичные документы бухгалтерского учета, которые используются при формировании налоговых регистров.

Так как при формировании налогооблагаемой прибыли итоговой формой отчета является декларация по налогу на прибыль, то ее показатели можно взять за основу при определении системы налоговых регистров. Она может включать следующие блоки:

Данными для формирования регистров блоков 1 и 2, за исключением Налогового регистра прямых расходов, относящихся к реализованным товарам, работам, услугам, могут служить бухгалтерские отчеты без каких-либо изменений. Налоговый регистр прямых расходов, как правило, формируется отдельно, так как перечень прямых расходов в бухгалтерском и в налоговом учете чаще всего не совпадает.

Блоки 3 — 6 представляют собой специализированные регистры налогового учета, в составлении которых помогут Excel-таблицы.

Регистры блока 6 служат для сравнения бухгалтерских и налоговых доходов и расходов, а также для анализа расхождений. Выявленные постоянные или временные разницы для целей применения ПБУ 18/02 необходимо отразить соответственно как постоянные или отложенные налоговые обязательства и активы в бухгалтерском учете. Таким образом, бухгалтер проконтролирует полноту формирования данных в налоговых регистрах и выполнит требования бухгалтерского стандарта по отражению налогооблагаемой прибыли в бухгалтерском учете. При этом основными документами, подтверждающими расчет налога, останутся налоговые регистры.

Таким образом, как следует из официальных писем финансового ведомства, организация в обязательном порядке должна вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль, а вот формы аналитических регистров к налоговому учету организация может разработать самостоятельно либо воспользоваться данными аналитического учета, разработанными в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что содержащаяся в документах информация содержит все необходимые сведения для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и составления налоговой отчетности.

На наш взгляд, предлагаемая выше система налогового учета позволит упростить расчет налоговой базы по налогу на прибыль для всех налогоплательщиков и тем самым сократить затраты, не связанные с повышением рентабельности бизнеса (трудозатраты бухгалтерий, аудиторские услуги).

Читайте так же:  Заявление о выплате алиментов на детей

Отказ от отдельной системы учета хозяйственных операций для исчисления налога на прибыль и использование для этого данных бухгалтерского учета (плюс отдельные специфические регистры в соответствии с правилами гл. 25 НК РФ) сделают налоговый учет более прозрачным и понятным для всех групп пользователей, обеспечат сопоставимость и контроль за полнотой введенных данных.

Проблемы налогового учета в России

экономические науки

  • Шелковая Кристина Евгеньевна , студент
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
  • НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
  • НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Похожие материалы

Анализ нормативно — правовой базы налогового учета показывает, что в настоящее время наблюдается значительное отличие между требованиями бухгалтерского учета и налогового законодательства. В частности, заметны различия в основах группировки доходов и расходов предприятия, их признания в бухгалтерском учете и для целей налогообложения, методах оценки незавершенного производства, готовой продукции, допустимых способах начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, а также в порядке распределения расходов и определения той их доли, которая относится к расходам текущего периода. Многие из выявленных расхождений не имеют экономического обоснования.

Проблема различий в правилах бухгалтерского и налогового учета до сих пор является предметом многочисленных дискуссий ученых — теоретиков [3].

Необходимость ведения двух независимых самостоятельных систем учета вызвала споры среди практикующих работников бухгалтерского и налогового учета , ведь такое положение вызовет определенные последствия, среди которых:

  • во-первых, для создания группы налогового учета требуются значительные дополнительные вложения организации;
  • во-вторых, возникновение предпосылок к ликвидации классической системы бухгалтерского учета для решения необходимых функций управления.

В экономической литературе также встречается мнение авторов, которые поддерживают данное нововведение. По их мнению, если работникам налоговых органов нужен налоговый учет, то нужно вести только его. При этом они не принимают во внимание потребности остальных пользователей бухгалтерской информации.

Кроме того, самостоятельно налоговый учет применяется достаточно редко, и как правило методика налогового учета имеет под собой основу — правила бухгалтерского учета.

Таким образом, в тех случаях, когда для исчисления налога, причитающегося к уплате в бюджет, применяется бухгалтерский учет, он перестает выполнять только учетно-финансовые задачи и объединяется с налоговым учетом.

После сравнения правил идентификации объектов в системе бухгалтерского и налогового учета, заметим, что отличия существуют не только в правилах группировки доходов и расходов, порядка их признания, но и в правилах, касающихся идентификации имущества, подлежащего амортизации [1].

Таким образом, исследование развития системы налогового учета в России позволяет сделать следующие выводы:

  1. С момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета и до наших дней, эта специализированная учетная система прошла несколько этапов становления и развития. Но даже на сегодняшний день говорить о ее сформированности рано, поскольку система налогового учета претерпевает коренные изменения.
  2. Налоговый учет в России появился как следствие перенятие опыта США в данном вопросе, причем при формировании налогового учета в РФ не были учтены особенности экономики нашей страны, что и порождает в настоящее время большое количество вопросов.
  3. Среди главных аргументов за ведение налогового учета выделяют то, что правила систем бухгалтерского и налогового учета существенно различаются. Однако при дальнейшем подробном изучении было выявлено, что данные различия не имеют под собой экономической основы. Данные различия — следствие разрозненной политики в данной области Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.

Вопрос о целях введения системы налогового учета, ее целесообразности и эффективности, учитывая при этом, что доля налога на прибыль в консолидированном бюджете нашей страны составляет чуть больше 10%, до сих пор остается без ответа. Однако различия сохраняются и до сих пор, что вызывает затруднения у работников бухгалтерских служб.

К факторам, которые обусловливают нецелесообразность ведения налогового учета в РФ относят:

  1. Системы бухгалтерского и налогового учета сходны по многим позициям, что легко прослеживается при чтении глав Налогового кодекса, в частности главы 25 «Налог на прибыль». Бухгалтерская нормативно — правовая база содержит все необходимые правила и положения, служащие для исчисления налога на прибыль. Следовательно, налог на прибыль не вызывает объективной необходимости самостоятельного исчисления.
  2. Ведение параллельного налогового учета в целях исчисления налога на прибыль является слишком затратным, так как резко увеличивает издержки на создание и поддержание информационных систем у российских организаций, а также государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем.
  3. Введение налогового учета привело к увеличению неясности и противоречивости налогового законодательства и негативно повлияло на него[2].

Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий упрощение налогового учета. Упрощение предусматривает следующие действия:

  • методы списания стоимости запасов в расходы будут уточнены, в этом случае произойдет сближение правил бухгалтерского и налогового учета;
  • в соответствии с данным законопроектом будет рассмотрена возможность амортизации малоценного имущества;
  • признание убытков от уступки прав требования на дату уступки права требования;
  • изменение переоценки обязательств, которые выражены в иностранной валюте, а также учет доходов и расходов в виде суммовых разниц. [2]

В заключение следует отметить, что вопросы сближения или разделения бухгалтерского и налогового учета вызывают широкую дискуссию и в настоящее время, поскольку нет единого мнения о дальнейшем пути развития двух учетных систем.

Список литературы

  1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2001. 960 с.
  2. Базилевич, О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. — 285 c.
  3. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Гриф УМО. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 576 c.
Читайте так же:  Налоговом учетах в случае если

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Проблемы и направления совершенствования налогового учета в РФ

экономические науки

  • Индиенко Арина Арсеновна , студент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • Фролов Александр Витальевич , кандидат наук, доцент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ УЧЕТ
  • НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Похожие материалы

Налоговый учет является неотъемлемой частью учета организации и играет важнейшую роль в налоговом планировании и в исполнении налоговых обязательств.

В настоящее время налоговое реформирование в РФ характеризуется большими изменениями налогообложения страны.

Налоговый Кодекс Российской Федерации- главный законодательный документ налоговой политики государства.

Сильно меняется механизм налогообложения прибыли после вступления в действие с 01.01.02. Главы 25 «Налог на прибыль организаций». На данном этапе налогообложения важно ведение налогового учета для дальнейшего исчисления налога на прибыль организаций. Бухгалтерский учет сильно отличается от налогового учета, поэтому учет объектов налогообложения также отличается. Поэтому сначала тяжело вести и бухгалтерский и налоговый учет.

Введение налогового учета необходимо для формирования достоверной и правильной информации об учете операций для целей налогообложения в организации.

В настоящее время очень много подходов для упорядочения и формирования дынных о способах ведения налогового учета. К ним можно на данный момент отнести построение налогового учета на основе бухгалтерского и ведение параллельного учета.

Одним из главных преимуществ параллельного ведения налогового учета совершенная независимость от изменений в правилах ведения бухгалтерского учета. Этот подход включает в себя внесение одних и тех же документов (первичные) в разные (несвязанные) между собой регистры. Заполнение декларации и формирование налоговой базы происходит на основе самостоятельных налоговых регистров.

В недостаткам данного подхода можно отнести:

  1. Многократное повторение данных бухгалтерского учета, что в итоге приводит к массивному налоговому учету;
  2. Большое количество документации при ведении учета ;
  3. Отсутствие согласованности данных налогового и бухгалтерского учетов и в итоге трудоемкий процесс учета.

В итоге можно сформулировать вывод, что создание данной системы налогового учета приведет к неточности данных налогового учета, к нерациональному росту затрат и более медленной организации учета и его своевременности.

При рассмотрении метода налогового учета на основе бухгалтерского можно выделить некоторые достоинства:

  1. Независимость и гибкость основного учета при возможных изменениях в налоговом законодательстве, сформированного по правилам бухгалтерского учета;
  2. Возможность для предприятия сохранить первичную финансовую информацию;
  3. Меньшая трудоемкость по сравнению со специальным налоговым учетом.

Но в настоящее время система бухгалтерского учета претерпевает изменения, постоянно улучшаясь. Меняется также и правила отражения операций. В итоге у данного подхода имеются также свои недостатки.

В настоящее время позволяет увидеть отклонения в суммах налога, исчисленных по правилам бухгалтерского учета, а так же формирование прибыли по правилам налогового законодательства ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». [3]

С введением ПБУ 18/02 сильно изменилось ведение бухгалтерского учета. Формирование налоговых регистров идет параллельно с определением отклонений между бухгалтерской и налоговой величиной активов.

В текущем законодательстве Статья 313 НК РФ устанавливает обязанность ведения налогового учета для целей налогообложения. [1]

На данном этапе многие организации используют для формирования налоговых данных на основе бухгалтерского учета. Так как организация вправе самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета.

Бухгалтерский и налоговый учет взаимосвязаны друг с другом, и поэтому налоговый учет рекомендуется строить на информационной базе бухгалтерского учета. Так как в бухгалтерском учете уже существует множество различный регистров учета, то и разработка налоговых регистров на предприятии является основным моментов в налоговом учете. На данный момент это достаточно неотработанная и трудоемкая работа. Для избежание различных ошибок при учете организации оснащают работников техническими средствами, расширяют штат бухгалтерии и отправляют на курсы повышения квалификации. Но не всегда данный метод оправдывает себя и предприятию приходится обращаться к аудиторским фирмам.

При составлении налоговой отчетности на основании бухгалтерского учета нецелесообразно. Это можно объяснить различиями между регистрами бухгалтерского и налогового учета. Эти различия заключаются в таких элементах как налоговые преференции и отдельные виды расходов, используемые для минимизации налоговых платежей.

На данном этапе развития компьютерных технологий, существует много компьютерных программ, которые облегчают ведение налогового и бухгалтерского учета. Одной из самых популярных программ является программа «1С: Бухгалтерия предприятия». Не считая того, компания 1С выпускает большой пакет других программных товаров, относящихся не только к бухгалтерскому учету, но и налоговому учету.

  1. Структурирует все данные о ведении деятельности организации;
  2. Обрабатывает первичные документы, все экономические и финансовые отчеты, в итоге чего облегчает человеческий труд и практически полностью сводит к нулю ошибки в расчетах.

Налоговый кодекс предусматривает два способа ведения налогообложения на малых предприятиях:

  1. УСН — упрощенная система налогообложения;
  2. ЕНВД — единый налог на вмененный доход.

При нахождении организации на ведении налогообложения при упрощенной системе, предприятие, в соответствии со статьей 346.11 НК РФ, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, и НДС. А индивидуальные предприниматели освобождаются от НДС, налога на имущество физических лиц и НДФЛ, тем самым делая налоговый учет на своем предприятии намного легче.

Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий упрощение налогового учета. Упрощение заключается в следующих действиях:

[2]

  • признание убытков от уступки прав требования на дату уступки права требования;
  • возможность амортизации малоценного имущества в зависимости от учетной политики.

Таким образом, для текущей ситуации в налоговом учете, следует разработать план счетов налогового учета. Все номера и названия счетов должны отличаться от счетов бухгалтерского учета. Это должно привести к появлению новой корреспонденции счетов. Данная ситуация облегчит ведение учета в крупных организациях.

Читайте так же:  Алименты родителям с совершеннолетних детей

Еще из вариантов преобразования налогового учета- это преобразование двойной записи в тройную. Это значит отражать суммы в дебете и кредите, тем самым сразу вычитая налог. Такой метод позволит убыстрить и как следствие оптимизировать налоговый учет.

Список литературы

  1. ЭБС «Znanium»: Налоговое право России: Учебник для вузов / Ю. А. Крохина, Н. С. Бондарь, В. В. Гриценко, И. И. Кучеров; Отв. Ред. Ю. А. Крохина. – 5-е изд., испр. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 704 с.
  2. ЭБС «Znanium»: Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 544 с.
  3. ЭБС «Znanium»: Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учебное пособие / З. И. Кругляк, М. В. Калинская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352 с.
  4. ЭБС «Znanium»: Малис Н. И. Налоговый учет: учебное пособие / Н. И. Ма-лис, А. В. Толкушкин. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 576 с.
  5. ЭБС «Znanium»: Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / В. В. Кузьменко, Н. С. Бескоровайная, А. А. Рубежной; Под ред. В. В. Кузьменко — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. -186 с.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Концепции организации налогового учета в РФ

Налоговая реформа в РФ характеризуется глубокими преобразованиями налоговой системы государства, включая все ее элементы, с использованием новых принципов налогообложения, призванных обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Поэтому для налоговой системы РФ особую значимость приобрел Налоговый кодекс, который выступает как инструмент реализации основных задач государства в области налоговой политики.

С вступлением в действие Главы 25 НК РФ произошли значительные изменения в исчислении налога на прибыль, что в свою очередь привело к возникновению налогового учета как самостоятельного источника данных для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с этим перед предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой – минимизировать затраты этого процесса.

При организации налогового учета на предприятии налогоплательщик получил право выбирать между двумя моделями организации налогового учета: специальным налоговым учетом и смешанным налоговым учетом.

Первая модель организации налогового учета предполагает параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета. Общими для обоих видов учета являются лишь первичные документы организации, а взаимодействие двух систем учета сводится к минимуму: данные бухгалтерского учета становятся вообще не нужны для налогового учета, а бухгалтерский учет использует из налогового учета только данные о начисленном налоге на прибыль. При этом на предприятии в структуре финансово-хозяйственной службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета. Таким образом, на практике реализация данного варианта учета неизбежно повлечет за собой увеличение накладных расходов предприятия на создание структурного подразделения налогового учета, привлечение высококвалифицированных специалистов для разработки налоговых регистров и системы документооборота и для разработки и совершенствования программного обеспечения.

Однако необходимо отметить, что главным преимуществом специального варианта организации налогового учета является полная независимость от изменений правил бухгалтерского учета. При этом исключаются ошибки в исчислении налоговой базы, поскольку показатели налоговых регистров формируются в соответствии с требованиями налогового законодательства, а не бухгалтерского учета.

При смешанном варианте организации налогового учет предприятию важно максимально сблизить две системы учета, т.е. в этом случае необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета.

Таким образом, для налоговой системы РФ по целому ряду причин наиболее целесообразным является применение смешанного налогового учета, использующего для целей исчисления налога на прибыль данные бухгалтерского учета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Смешанный подход предполагает применение принципа «управления по отклонениям»,т.е. в качестве основной учетной системы определена система бухгалтерского учета, которая в большей степени удовлетворяет информационным потребностям всех пользователей. На основе системы бухгалтерского учета строится второстепенная система налогового учета, которая удовлетворяет потребностям в информации конкретных пользователей. Налоговый учет должен представлять собой подсистему бухгалтерского учета, включающую совокупность процедур группировки и обработки информации о фактах хозяйственной деятельности организации для исчисления ее налоговых обязательств на основе правил, установленных налоговым законодательством.

Источники


  1. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  3. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  4. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  5. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
Организация налогового учета в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here