Налоговые ставки в пределах установленных

Полезная юридическая информация по теме: "Налоговые ставки в пределах установленных" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Налоги и сборы в Российской Федерации

Налоги и сборы — это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Сборы, в отличие от налогов, подразумевают возмездное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий, таких как предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальные налоговые режимы. Все перечисленные ниже налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.

Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных налогов могут быть отменены при использовании специальных налоговых режимов.

Региональные налоги

Региональные налоги устанавливаются (а также вводятся и прекращают свое действие) законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Как и федеральные, отдельные виды региональных налогов могут отменяться специальными налоговыми режимами.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

Местные налоги

Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Статья 346.50. Налоговая ставка

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

2. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:

в отношении периодов 2015 — 2016 годов — до 0 процентов;

в отношении периодов 2017 — 2021 годов — до 4 процентов.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с календарного года, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

3. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

В случае, если налогоплательщик осуществляет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере 0 процентов, и иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере, установленном пунктом 1 настоящей статьи, или иной режим налогообложения, этот налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

ограничения средней численности работников;

ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов и обязан уплатить налог по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 или 2 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 346.50 НК РФ

Статья 346.50 НК РФ определяет, что налоговая ставка составляет шесть процентов от потенциально возможного годового дохода. Налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения, при наличии которой налог считается установленным (ст. 17 НК РФ).

Следует обратить внимание, что сумма налога, подлежащего уплате, пересчитывается исходя из количества месяцев срока действия патента. Данный вывод следует из положений п. 1 ст. 346.51 НК РФ.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. 346.50 дополняется новым п. 2 ст. 346.50 НК РФ. Им предусматривается, что законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:

Читайте так же:  Что происходит с накопительной пенсией

в отношении периодов 2015 — 2016 гг. — до 0 процентов; в отношении периодов 2017 — 2021 гг. — до 4 процентов.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в данном пункте, начиная с календарного года, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации» дополнил ст. 346.50 НК РФ новым пунктом — п.

В соответствии с п. 3 ст. 346.50 НК РФ законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Индивидуальные предприниматели, указанные в абз. 1 настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более 2 налоговых периодов в пределах 2 календарных лет.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с п. 2 и пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

В случае если налогоплательщик осуществляет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере 0%, и иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере, установленном п. 1 ст. 346.50 НК РФ, или иной режим налогообложения, этот налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абз. 1 данного пункта, налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде:

ограничения средней численности работников;

ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0%.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0%, установленных гл.

26.5 НК РФ и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение налоговой ставки в размере 0% и обязан уплатить налог по налоговой ставке, предусмотренной п. п. 1 или 2 ст. 346.50 НК РФ, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Статья 346.20. Налоговые ставки

Статья 346.20. Налоговые ставки

1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

3. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

В отношении периодов 2015 — 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.

В отношении периодов 2017 — 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

абзацы четвертый — пятый утратили силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

4. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Читайте так же:  Соглашение о субсидии на муниципальное задание

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

ограничения средней численности работников;

ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 346.20. Налоговые ставки

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 346.14, 346.20, 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), принимая во внимание положения Закона Ставропольского края от 13.03.2009 N 10-кз «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», Закона Ставропольского края от 17.04.2012 N 39-кз «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения», пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.

Судами, с учетом положений статей статьей 346.13, 346.14, 346.15, 346.18 и 346.20 Налогового кодекса, отмечено, что правомерность использования налогоплательщиком того или иного объекта налогообложения в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, сопряжена именно с реализацией им права на выбор объекта налогообложения, и выбранный объект налогообложения подлежит применению вне зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Механизм правового регулирования упрощенной системы налогообложения также предполагает право налогоплательщиков самостоятельно с учетом специфики осуществляемой ими хозяйственной деятельности выбрать объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), что позволяет применять дифференцированные налоговые ставки — 6 и 15 процентов соответственно (статьи 346.14 и 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации).

6.4. По кодам строк 120 — 123 указывается ставка налога, установленная статьей 346.20 Кодекса.

В Декларации, представляемой налогоплательщиком при прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения, и при утрате права применять упрощенную систему налогообложения значения показателей за последний отчетный период (коды строк 120, 121, 122) повторяется по коду строки 123.

В силу пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения, согласно статье 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшают полученные доходы на расходы, указанные в данной статье, в том числе расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от избранного налогоплательщиком объекта налогообложения дифференцирован и размер налоговой ставки. Так, пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в силу пункта 2 данной статьи налоговая ставка увеличивается до 15 процентов. Тем самым достигается уравновешивание налогового бремени обеих категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

По мнению заявителя, названные положения Налогового кодекса Российской Федерации лишают индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения и избравшего в качестве объекта налогообложения доходы и, соответственно, налоговую ставку 6 процентов (пункты 1 и 3 статьи 346.11, пункт 1 статьи 346.14 и пункт 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации), права воспользоваться социальным налоговым вычетом и тем самым противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 41 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (части 2 и 3).

По четвертому вопросу. В соответствии с п. 6 статьи 346.25.1 Кодекса годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 статьи 346.20 Кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 статьи 346.25.1 Кодекса, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

1. Пунктом 2 статьи 346.20 Кодекса установлено, что в случае, если у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

[3]

6.4. По коду строки 120 указана ставка налога, установленная пунктом 1 статьи 346.20 Кодекса в размере 6%.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6.5. По коду строки 130 указывается сумма авансового платежа по налогу, исчисленная исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала (значение показателя по коду строки 110, умноженное на значение показателя по коду строки 120 и деленное на 100).

В развитие указанных нормативных положений пунктом 6 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации урегулирован случай, когда соответствующие суммы налога на добавленную стоимость не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении упрощенной системы налогообложения. Что же касается налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20).

В развитие указанных нормативных положений пунктом 6 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации урегулирован случай, когда соответствующие суммы налога на добавленную стоимость не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении упрощенной системы налогообложения. Что же касается налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20).

[1]

В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнена пунктом 2, предусматривающим, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом Кодексом не определено содержание понятия «категория налогоплательщиков».

Читайте так же:  Пример заполнения по единому налогу

Регионы могут снизить налоговые ставки для предпринимателей

Что случилось?

Минфин России опубликовал письмо от 25 июля 2018 г. № 03-11-11/47293, в котором напомнил, что по действующим нормам Налогового кодекса РФ субъекты малого бизнеса имеют возможность использовать различные налоговые режимы:

  • общий режим налогообложения,
  • патентную систему налогообложения
  • упрощенную систему налогообложения (УСН),
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),
  • систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

Также чиновники напомнили, что субъекты РФ имеют право самостоятельно принимать решения о снижении налоговых ставок на некоторых режимах.

Налоговые каникулы и пониженные ставки

В частности, региональные власти могут установить на своей территории нулевую налоговую ставку для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных впервые. Условием для этого по нормам статьи 346.20 НК РФ и статьи 346.50 НК РФ является применение УСН или ПСН, а также осуществление деятельности в производственной, социальной, научной и бытовой сферах. Право на льготную налоговую ставку для таких ИП сохранится в течение двух налоговых периодов со дня их регистрации. Возможность применения налоговых каникул рассчитана до 1 января 2021 года.

Многие субъекты РФ уже воспользовались своим правом и установили налоговые каникулы для ИП. Однако некоторые из них не разрешили использовать ставку 0% на двух режимах. В частности, льготы предусмотрены только для ИП, применяющих УСН:

  • в Республике Ингушетия,
  • в Нижегородской области.

А для ИП, применяющих патентную систему налогообложения каникулы возможны:

  • в Вологодской области,
  • в Ивановской области.

В остальных субъектах РФ право на налоговые каникулы есть как у ИП, применяющих УСН, так и у ИП, применяющих патентную систему налогообложения.

Кроме того, Минфин обратился к региональным властям с предложением стимулировать развитие малого бизнеса посредством установления специальных налоговых режимов. Так, нормами статьи 346.20 НК РФ определено право субъектов РФ снижать с 6% до 1% ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы». По нормам этой же статьи региональные власти могут установить дифференцированные налоговые ставки для УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Власти Mocквы, Санкт-Петербурга и Севастополя по нормам статьи 346.1 НК РФ могут снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5%. Данные меры могут быть установлены в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Статья 53 НК РФ. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

СТ 53 НК РФ.

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики
объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на
единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые
ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются
настоящим Кодексом.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам
устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам
устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах,
установленных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 53 Налогового кодекса

Пунктом 1 комментируемой статьи установлены определения налоговой базы и налоговой ставки, которые являются обязательными элементами налога. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Понятие размера сбора, несмотря на то, что данный термин указан в названии статьи 53 НК РФ, не получило своего определения в указанной статье.

Положения ст. 53 НК РФ имеют универсальный характер. В то же время специальная налоговая база и налоговая ставка установлены по каждому конкретному налогу, а размеры сборов — по каждому сбору.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Читайте так же:  Приставы по алиментам часы приема

Иначе говоря, налоговая база и налоговая ставка определяются через объект налогообложения, который, согласно ст. 38 НК РФ, определяется как реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

При установлении налога налоговая база определяется для того, чтобы количественно выразить объект налогообложения, и устанавливается применительно к каждому конкретному налогу.

Например, по налогу на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров определяется в соответствии со ст. 153, 160 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации определение налоговой базы регулируется налоговым законодательством и таможенным законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС.

В соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базой при расчете налога на прибыль организации признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

По налогу на добычу полезных ископаемых (ст. 338 НК РФ) налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

Примером дифференцированного подхода законодателя к определению налоговой базы является транспортный налог. В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база по этому налогу определяется как мощность транспортного средства в лошадиных силах для транспортных средств, имеющих двигатели, и как валовая вместимость в регистровых тоннах — для водных несамоходных транспортных средств, а также на единицу транспортного средства — для водных и воздушных судов.

В отношении налога на игорный бизнес (ст. 367 НК РФ) налоговая база определяется отдельно по каждому объекту.

Аналогичные нормы, касающиеся определения налоговой базы, содержатся и в законодательстве государств — участников таможенного союза ЕврАзЭС. В Налоговом кодексе Республики Беларусь соответствующие нормы содержатся в ст. 41 (понятие налоговой базы). В Налоговом кодексе Республики Казахстан этому вопросу посвящена ст. 28 (понятие налоговой базы).

Налоговая ставка определяется через понятие налоговой базы. Иначе говоря, налоговая ставка — это размер налогового платежа на единицу налогообложения. Налоговые ставки в зависимости от характеристики (единицы измерения) налоговой базы подразделяются на:

адвалорные — ставки, начисляемые в процентах к стоимостной характеристике налоговой базы;

специфические — ставки, начисляемые в установленном размере за единицу налоговой базы (по отношению к физической характеристике налоговой базы);

комбинированные — ставки, применяемые при сочетании стоимостной и физической характеристик налоговой базы.

Налоговые ставки могут быть: пропорциональными, то есть имеющими постоянную величину независимо от изменения налоговой базы; прогрессивными, при которых налоговая ставка увеличивается с увеличением налоговой базы; регрессивными, при которых налоговая ставка уменьшается с увеличением налоговой базы.

По отдельным налогам налоговая ставка может быть установлена в нескольких формах одновременно. Примером может служить таможенная пошлина. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе», в Российской Федерации устанавливаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

[2]

— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

— специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Пунктом 2 ст. 53 НК РФ закрепляются полномочия государственной власти и местного самоуправления по установлению налоговой базы и налоговых ставок. Распределение полномочий произведено в зависимости от вида налогов — федеральных, региональных и местных.

В то же время по каждому региональному и местному налогу существует свой особый порядок определения налоговой базы. Например, по земельному налогу, который отнесен к местным налогам, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Показатели кадастровой стоимости устанавливаются уже актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статья 53 НК РФ. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

Новая редакция Ст. 53 НК РФ

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 53 НК РФ

Статья 53 НК РФ дает определение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Стоимостная характеристика выражает денежную оценку, способность иметь определенную цену.

Физическая характеристика может выражать собой параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик.

Иная характеристика объекта налогообложения — количественная характеристика (возможность быть измеренным); такие параметры объекта, как производительность, место расположения и т.п.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на доход физического лица, на недвижимое имущество налогоплательщика и т.д.). Чаще всего налоговая ставка выражена в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 1% от стоимости имущества и т.д.).

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам, а также по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговые же ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, устанавливаются:

Читайте так же:  Перечисление налога на доходы физических лиц

— по региональным налогам — законами (иными нормативными правовыми актами), принимаемыми представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ, например в Москве — законами, принятыми городской Думой и подписанными мэром г. Москвы;

— по местным налогам — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Однако в г.г. Москве и Санкт-Петербурге налоговые ставки местных налогов устанавливаются законами этих субъектов РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ).

В нынешней редакции в п. 1 ст. 53 содержится еще один абзац, который исключается с 1 января 2007 г. Федеральным законом N 137-ФЗ. Данный абзац гласит, что в некоторых случаях ставки федеральных законов могут устанавливаться Правительством РФ.

Другой комментарий к Ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 ст. 17 Кодекса налоговая база и налоговая ставка являются элементами налогообложения, причем обязательными элементами налогообложения, т.е. если налоговая база или налоговая ставка не определены, то налог не может считаться установленным (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как следует из п. 1 ст. 38 Кодекса, стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта имеет значение для установления его в качестве объекта налогообложения (см. комментарий к ст. 38 Кодекса). Соответственно, п. 1 ст. 53 Кодекса определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Согласно п. 3 ст. 11 Кодекса понятие «налоговая база» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

Налоговая ставка в свою очередь, как определено п. 1 комментируемой статьи, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Кодексом.

Пунктом 1 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Кодексом. В настоящее время такие случаи Кодексом не предусмотрены.

2. В соответствии с п. 2 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом.

Налоговые ставки согласно п. 2 комментируемой статьи устанавливаются в пределах, установленных Кодексом:

по региональным налогам — законами субъектов Российской Федерации;

по местным налогам — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Положения п. 2 ст. 53 Кодекса основаны на нормах ст. 12 Кодекса, закрепляющих полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 3 ст. 12);

при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 4 ст. 12).

Элементы налога. Виды налоговых ставок и налоговых льгот

Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога.
Согласно ст.3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными, называют существенными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога;
Они всегда должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Факультативные элементы необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам:
1) порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
Законодательные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в нормативных и правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст.12НК РФ):

  1. налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ;

Источники


  1. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  2. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  4. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
  5. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Налоговые ставки в пределах установленных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here