Налоговая ставка порядок исчисления налога

Полезная юридическая информация по теме: "Налоговая ставка порядок исчисления налога" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Налоговая база

Налоговая база (налогооблагаемая база) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая база является одним из обязательных элементов налога.

Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Общие вопросы исчисления налоговой базы

1. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учёта и (или) на основе иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчётный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учёта полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая база — это величина, исходя из которой, рассчитывается сумма налога путем умножения налоговой базы на ставку налога.

По разным налогам это могут быть доходы, прибыль, стоимость имущества или других объектов налогообложения.

Методы учета налоговой базы

В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.

При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств.

Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая база для разных налогов

Налоговая база для разных налогов исчисляется по — разному, для каждого налога, который рассчитывается с учетом налоговой базы, она своя.

Так, для налога на имущество, налоговая база — это остаточная стоимость основных средств или кадастровая стоимость недвижимости.

[2]

А налоговая база по транспортному налогу — это мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль, в расчете налоговой базы приводятся следующие данные:

сумма доходов от реализации, полученных за отчетный период, сюда относят, например, доходы от продажи товаров и услуг, производимых или предоставляемых предприятием, а также от продажи ценных бумах, имущества, основных средств и пр.;

сумма расходов, на которую будет уменьшена сумма доходов, к ним относятся расходы непосредственно на производство и те, что связаны с реализацией источников дохода;

прибыль или убыток от реализации – сумма доходов и расходов;

сумма внереализационных доходов;

сумма внереализационных расходов;

прибыль или убыток от внереализационных доходных и расходных операций;

итоговая сумма, которая и является налоговой базой.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц — это общая сумма доходов гражданина, с которых он обязан заплатить налог. Она складывается из всех доходов, которые получает физическое лицо в течение года.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Порядок исчисления налога

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

[1]

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

Читайте так же:  Размеры алиментов установленные семейным законодательством

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Налоговая ставка

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

[3]

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Читайте так же:  Если нигде не работаешь сколько платить алиментов

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налогов

Порядок исчисления налога как основной элемент налогообложения определен ст. 52 НК РФ и предполагает расчет налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему за налоговый (отчетный) период, определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы с учетом налоговых льгот на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.

Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог), а также если налогоплательщик не желает исполнять налоговое обязательство, у него отсутствует учет объекта налогообложения, доходов и расходов и т.п., суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджетную систему, исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик в таких случаях уплачивает налог на основании полученного от налогового органа налогового уведомления, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок. Налоговый орган обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы и срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее представителю) или физическому лицу (его представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде.

Отдельные налоговые платежи, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.

В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (НДФЛ, налог на прибыль в части дивидендов, процентов и в других случаях). В таких ситуациях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым агентом.

Сроки и порядок уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому из них в соответствии со ст. 57 и 58 НК РФ. При уплате налога и сбора, их авансовых и иных платежей с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени. Изменение установленных сроков уплаты налога (сбора) допускается только в случаях предоставления налогоплательщику отсрочки, рассрочки и инвестиционного кредита.

Срок уплаты налога (сбора) — календарная дата или истечение периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, с указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на действие, которое должно быть совершено.

Например, уплата налога определена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, или в срок, установленный для подачи налоговой декларации и т.д. В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогоплательщиком налогового уведомления.

Уплата налога может производиться чаще всего разовой уплатой всей суммы налога, но законодательством может быть установлен и иной порядок:

  • равными частями в два или более сроков в течение налогового периода (например, уплата налога на имущество физических лиц);
  • • ежемесячно (удержание и перечисление налоговым агентом налога на доходы физических лиц);
  • • авансовыми платежами с их перерасчетом на фактические платежи по истечении налогового периода.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщик (налоговый агент), являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация связи обязаны:

  • • принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику и налоговому агенту;
  • • вести учет принятых и перечисленных денежных средств (налогов) по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • • выдавать налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие уплату ими налогов;
  • • представлять в налоговые органы по их запросам документы, подтверждающие прием денежных средств в счет уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов и их перечисление в бюджетную систему.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщиков в наличной форме, в течение пяти дней должны быть внесены в банк или организацию Федеральной почтовой службы для их перечисления через Федеральное казначейство в бюджетную систему. За неисполнение названных выше обязанностей местная администрация и организация почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Рассмотренные правила (порядок) уплаты налога распространяются на уплату сборов, пеней, штрафов и авансовых платежей по налогам.

Банки обязаны исполнить поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. На основании ст. 64 ГК РФ уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет производится в четвертую очередь.

Читайте так же:  Прямые налоги представляют собой обязательные платежи

Поручение налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа на перечисление налога должно быть исполнено банком в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов в бюджетную систему РФ. Если банк не может исполнить названное поручение в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка в ЦБ РФ, он обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить об этом налоговому органу.

В случае неисполнения банком обязанности перечисления в бюджетную систему налога в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога и соответствующих пеней за счет его денежных средств или за счет иного имущества — в судебном порядке. Неоднократное нарушение банком указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с ходатайством об отзыве у него лицензии на осуществление банковских операций.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему должно быть направлено в банк в электронном виде не позднее трех месяцев со дня выявления неперечисленной суммы налога и составления налоговым органом документа об этом факте. Требование о перечислении налога является уведомлением банка о неперечисленной сумме налога и об обязанности ее перечислить в установленный срок.

Рассмотренные правила применяются также в отношении исполнения обязанностей банка по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и перечисления в бюджетную систему сборов, пеней и штрафов.

Налоговая ставка и порядок исчисления налога как элементы юридического состава налога

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

Статья 166. Порядок исчисления налога 1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками — иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой.

5. Общая сумма налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 160 настоящего Кодекса. Если в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 160 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно в соответствии с порядком, установленным абзацем первым настоящего пункта. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

6. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

Читайте так же:  Исполнительный лист по алиментам в бухгалтерию

7. В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты

налога на прибыль Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена НК РФ в разме­ре 20% (п. 1 ст.284). В федеральный бюджет поступит 2% начисленной прибыли; в бюджет субъектов РФ — 18% (законами субъектов РФ ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%).

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следую­щие ставки:

0% — по доходам, полученным российскими организациями при ус­ловии, что эти организации в течение не менее 365 календарных дней не­прерывно владели не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капи­тале выплачивающей дивиденды организации;

9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, физическими лицами — налого­выми резидентами РФ;

15% — по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

По операциям с отдельными видами долговых обязательств приме­няются следующие ставки:

15% — по доходу в виде процентов по государственным и муници­пальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, облагаемых по ставке 0%), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

0% — по доходу в виде процентов по государственным и муници­пальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного ва­лютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществ­лении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутрен­него и внешнего долга РФ.

На доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

20% — со всех доходов, не перечисленных выше;

10% — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт) судов, самолетов и других подвижных транспортных средств.

Сумма налога, исчисленная по указанным выше ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Налог определяется умножением налоговой базы на соответствую­щую налоговую ставку. Согласно ст.285 НК РФ, налоговым периодом по налогу на прибыль принимается календарный год. Отчетными периодами является первый квартал, полугодие, полугодие и девять месяцев кален­дарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные аван­совые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетным пе­риодом признается каждый месяц нарастающим итогом.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налого­плательщиком самостоятельно.

Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имею­щим обособленные подразделения, устанавливается ст.288 НК РФ.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплатель­щики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога на прибыль, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.

Исчисление и уплата налогоплательщиками суммы ежемесячного авансового платежа в 2009 г. производится в следующем порядке (табл. 5.3.1).

Сумма авансового платежа

В первом квартале не позднее:

28 января, 28 февраля, 28 марта

равна сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в IV квартале 2008 г.

Во II квартале не позднее:

28 апреля, 28 мая, 28 июня

равна 1/3 суммы авансового платежа, исчисленно­го за первый квартал 2009 г.

В III квартале не позднее: 28 июля, 28 августа, 28 сентября

равна 1/3 разницы между суммой авансового пла­тежа, рассчитанной по итогам полугодия, и сум­мой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала

28 октября, 28 ноября,

равна 1/3 разницы между суммой авансового пла­тежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по ито­гам полугодия

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответст­вующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансо­вых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налого­вый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому пе­риоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей; система уплаты авансовых платежей не может изменяться на­логоплательщиком в течение налогового периода. Срок уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли производится не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начислен на­лог. Например, авансовые платежи за январь 2009 г. уплачиваются не позднее 28 февраля 2009 г. и т.д.

Налоговым кодексом определены организации, которые уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. В этот перечень включены:

организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превы­шали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство;

некоммерческие организации, имеющие доходы от реализации товаров (работ, услуг);

участники простых товариществ в отношении доходов, получае­мых ими от участия в простых товариществах;

инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, по­лученных от реализации указанных соглашений;

— выгодоприобретатели по договорам доверенного управления. Вновь созданные организации начинают уплачивать ежемесячные

авансовые платежи по истечении полного квартала с даты государствен­ной регистрации.

Завершающим этапом отчетности является предоставление в налого­вые органы налоговой декларации (расчета).

Общий вид такой декларации приводится ниже (см. таблицу 5.3.2).

Расчет налога на прибыль организаций за налоговый период 2009 г.

отчетный (налоговый) период

Доходы от реализации (Приложение №1)

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (Приложение №2)

Налоговые ставки и порядок исчисления налога

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов в отношении доходов от трудовой деятельности.

Читайте так же:  Камеральная налоговая проверка сроки по налоговому вычету

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

¾ стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкур­сах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;

¾ процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рас­считанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не ме­нее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной ва­люте;

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.


Что касается стандартных налоговых вычетов, то они нерезидентам не предо­ставляются.

Со 183-го дня пребывания иностранец становится резидентом. А у рези­дентов все полученные в течение года доходы облагаются налогом по ставке 13 процентов. Кроме того, им предоставляются и все предусмотренные налоговые вычеты.

Таким образом, в день, когда статус иностранца меняется, рабо­тодатель должен пересчитать налог по ставке 13 процентов. А если сотрудник подаст со­ответствующее заявление, то и предоставить налоговые вычеты задним числом. Причем, например, стандарт­ные налоговые вычеты иностранец может получить как на себя, так и на своих детей, предъявив подтверждающие документы.

Для бухгалтера в данной ситуации, прежде всего, важно опре­делить день, когда иностранец станет резидентом. Отсчет начина­ется не со дня, когда при­нят иностранный гражданин на ра­боту, а с той даты, когда он пересек границу России. Эта дата определяется по отметкам в паспорте. Причем отсчет начи­нают со следующего дня после прибытия.

Несложные расчеты показывают, что если иностранец прибыл в Россию позднее 1 июля, то он не сможет стать резидентом в те­кущем году. Ведь даже если он проживет в России до 31 декабря, это будет меньше 183 дней. Поэтому по таким иностранцам нуж­но просто удерживать налог по ставке 30 процентов, не опасаясь пересчетов.

Если же иностранец прибыл в Россию не позднее 1 июля, то вполне воз­можно, что в текущем году он сможет получить статус налогового резидента. Тогда потребуется делать перерасчет.

Необходимо отметить, что граждане Белоруссии пользуются льготным режимом пребы­вания и трудоустройства на территории России. Так, на­пример, на них не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Стаж работы белорусов в России, так же как и стаж работы россиян в Бе­ло­руссии, учитывается при исчислении пенсии. Также сохраняют­ся все виды пособий: пособие по нетрудоспособности, беременно­сти и родам, по случаю рождения ребенка, во время отпуска по уходу за ребенком и т. д.

Послабления для белорусов есть и в налоге на доходы физиче­ских лиц. А именно для них должен применяться льготный режим налогообложения, при­ближенный к тому, который дейст­вует в отношении россиян. Если с белорусом заключен долгосроч­ный трудовой договор, исходя из которого сразу ясно, что сотруд­ник будет трудоустроен не меньше чем на 183 дня в календарном году, то НДФЛ нужно сразу исчислять по ставке 13 процентов. Если же вдруг по ка­кой-либо причине срок пребывания бело­руса в России составит менее 183 дней в году, налог с его дохода необходимо будет пересчитать по ставке 30 процен­тов, как и по другим иностранцам.

Иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание, являются нерезидентами только в первый год своего приезда в Россию и только если срок их пребывания менее 183 дней.

В остальных случаях работодатель может сразу рассматривать такого со­трудника как резидента и, соответственно, удерживать с него налог по ставке 13 процентов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении:

¾ доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

¾ доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмити­рованным до 1 января 2015 года.

На российскую организацию, выплачивающую ди­виденды своим акцио­нерам, возлагаются обязанно­сти налогового агента. Какой налог нужно удержи­вать, зависит от категории акционера. Если это юри­дическое лицо, то исчислять и удерживать следует налог на прибыль. В случае выплаты дивиденда фи­зиче­скому лицу исчисляется и удерживается НДФЛ.

Сумма дивидендов, подле­жащих распределению между акционерами, умень­шается на величину дивидендов, полученных орга­низацией от другой ор­ганизации. То есть,к вычету принимаются только те суммы дивидендов, кото­рые фактически получены организацией. Те же суммы дивидендов, которые распределены, но фактически организацией не получены, в расчет не принима­ются.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данный зачетный механизм предусмотрен для расчета как налога на при­быль, так и НДФЛ. В свою очередь налоговая база по каждому из этих налогов определяется отдельно. Поэтому величина дивиден­дов, полученных организа­цией, должна пропорцио­нально уменьшать как сумму дивидендов, выплачен­ных в пользу физических лиц — налоговых резиден­тов РФ, так и размер диви­дендов, которые распределены между российскими организациями.

Источники


  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  2. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  3. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  5. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
Налоговая ставка порядок исчисления налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here