Налоги как источник доходов государства

Полезная юридическая информация по теме: "Налоги как источник доходов государства" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Налоги как источник доходов государства

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Зобкова Анастасия Владимировна

Коростелева Ксения Михайловна

студенты 3 курса, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Докальская Вера Калиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов, ведь их возникновение обусловлено становлением государственности. На сегодняшний момент государственное устройство неразрывно связано с налоговой системой, поэтому его изменение коренным образом влияет на систему. Общеизвестно, что еще ни одно государство в мире не смогло обойтись без налогов, которые необходимы для выполнения функций — удовлетворения коллективных потребностей, обусловленных необходимостью определенной суммы денежных средств, которая может быть собрана посредствам налогов.

Бюджеты многих стран в основном формируются за счет поступлений, полученных от взимания налогов. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджетов. Одним из основных источников налоговых доходов государственных бюджетов стран в настоящее время стал подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45 % ресурсов государственного бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80—90 % [3].

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц [1]. Налоговые системы стран базируются на соответствующем законодательстве, устанавливающем определенные методы построения и взимания налогов, а также конкретные элементы налогов.

Так, неотъемлемой частью экономики любой станы мира являются налоги, играющие решающую роль в процессе перераспределения ВВП и НД, вне зависимости от политического устройства государства. У каждой налоговой системы есть свои особенности, обус­ловленные характером ее развития, состоянием экономики страны, националь­ными традициями, общественной психологией, но в основном она на организационной основе, которая позволяет ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

Представим сравнительную характеристику налогов поступающих в бюджет России и в страны: США, Франция, Казахстан. Они были выбраны по принципу схожего государственного устройства — Федеративная республика, противоположному — Унитарная республика, и страна, входящая в СНГ, соответственно.

Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. К налоговым доходам относятся: налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины, сборы.

Федеральный бюджет РФ более чем на 90 % формируется за счет налогов. Основными налогами, перечисляемыми в бюджет страны, являются: НДС, который составляет примерно 45 % всех налоговых поступлений в бюджет государства и акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, каждый из которых составляет примерно по 15 % [3].

Коллегия налоговой службы подвела итоги работы в 2013 году, по которым в консолидированный бюджет РФ в минувшем году поступило 11,3 триллиона рублей, что на 3,4 % больше, чем в 2012 году. Прирост зафиксирован, несмотря на заметное ухудшение макроэкономических показателей: рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4 % до 1,3 %, промышленности — с 2,6 % до 0,3 %, а сальдированный финансовый результат компаний снизился на 15,6 % на фоне роста убытков в 1,6 раза. Все эти факторы в итоге сократили сборы двух из четырех бюджетообразующих налогов — это налог на прибыль и НДС. А компенсировать данный недобор удалось за счет роста двух других налогов — НДФЛ, которого собрано на 10,5 % больше, чем годом ранее и НДПИ — на 4,7 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, сборы акцизов в 2013 году выросли на 22 %, имущественных налогов — на 15 % [6].

В США главным источником финансовых поступлений в федеральный бюджет страны являются налоги, взимаемые с экономически активного населения, одновременно представляющие собой важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих уровням власти:

· верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

· среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

· нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного само управления, поступающие в местные бюджеты [4, с. 88—91].

К числу основных налогов США относят: налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами и корпорациями; налог на социальное обеспечение (взнос); налог на имущество юридических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, которые взимаются только на уровне штатов и местных органов власти; акцизы. Также в США отсутствует налог на добавленную стоимость, являющийся одним из ведущих у большинства стран Европы.

Большую часть поступлений в федеральный бюджет составляет налог на доходы физических лиц или подоходный налог, плательщиками которого являются резидентов и нерезиденты США. Ставка данного налога увеличивается пропорционально росту дохода в диапазоне от 10 % и почти до 40 % [7, с. 35].

Плательщиками корпорационного налога в США являются местные организации, созданные по закону страны, а также иностранные организации и иные юридические лица. Максимальным значением, по которому взимается данный налог, является 35 %. Анализ данного налога в динамике и в сравнении с другими немало важными налогами страны можно проследить на графике [8].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что налоговая система США не ориентирована на формирование бездефицитного бюджета, так налоги страны являются одними из самых низких среди индустриально развитых стран, ведь их доля составляет 28 % ВВП, тогда как в среднем в других государствах этот показатель достигает 38 % [7, с. 35].

Рисунок 1. Доля корпоративного налога США с 1934 года по 2012 год [8]

Французская налоговая система состоит из совокупности своеобразных налогов и сборов, а также обладает стабильным перечнем взимаемых налогов и сборов, и их применения. Ставки налогов во Франции пересматриваются ежегодно, учитывая экономическую ситуацию и направления экономико-социальной политики государства.

Денежные средства, получаемые от налогов, являются главным источником формирующим доходы бюджета страны. Они обеспечи­вают более 90% его доходной части. В налоговой системе Франции преобладают косвенные налоги, а 50 % от косвенных налогов составляют НДС.

Французская фискальная политика построена с учетом строгого деления системы сборов, идущих в центральный бюджет и местные платежи, составляющие 30 % от общего налогового бремени страны. В последнее время правительство Франции с целью сокращения дефицита бюджета страны проводит политику отмены налоговых льгот для крупных предприятий и повышения нагрузки для юридических лиц и состоятельных французов [7, с. 36].

Значительную долю бюджета Казахстана в 2012 году составил корпоративный подоходный налог, составивший 37,5 %, и НДС, на долю которого пришлось 30,3 % [7, с. 36]. Налогооблагаемый доход по корпоративному подоходному налогу страны, ставка по которому в 2013 году составляет 20 %, а к 2014 году планируется ее снижение до 15 %, представляет собой разницу между совокупным годовым доходом и расходами налогоплательщика, разрешенными к вычету [5].

Данный налог в Казахстане подлежит уплате с учетом прогрессивной шкалы ставок от 5 % до 20 %, применяемой к зависимости от размера полученного годового дохода. Однако данная шкала ставок не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15 %. При этом в Казахстане отсутствует всеобщее декларирование доходов физических лиц.

Читайте так же:  Налог на прибыль ставка 0 процентов

Также значительную роль в формировании доходной части бюджета страны играет налог на добавленную стоимость, ставка которого на сегодняшний момент составляет 12 %.

Ориентируясь на получение максимальных денежных поступлений в государственный бюджет, с одновременным созданием благоприятных условий для работы инвесторов и их восприятия Казахстана как государства со стабильным фискальным режимом, особое внимание уделяется налогообложению недропользователей. В настоящее время значительную часть поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет обеспечивают крупные налогоплательщики, такие как нефтяные предприятия, предприятия горнорудного сектора, обрабатывающей промышленности и другие недропользователи [4, с. 273—276].

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что в большинстве стран мира большую часть доходов бюджета страны формирует поступления от налогов и сборов.

Структура доходной части бюджетов стран за 2012 год

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

курсовая работа Налоги основной источник доходов бюджетной системы Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.08.2012. Год: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: Федеральное Агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский Государственный Гуманитарный Университет

Коровина Юлия Александровна
Курс 3, группа 31
Факультет: Финансы и кредит
Специальность: Финансовый менеджмент

Курсовая работа
По дисциплине «Финансы»
Тема: «Налоги – основной источник доходов бюджетной системы»

Научный руководитель:
Шиян Галина Николаевна

[2]

Содержание
Введение………………………………………………………… ………………..3
Глава 1. Анализ динамики и структуры налоговых доходов государства
1.1 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание……………5

1.2. Состав и структура налоговых доходов государства…………………..9

1.3 Косвенные, прямые и другие налоги………………………………………13
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета……………………………………………………. …27
2.1 Современные проблемы формирования налоговых доходов……………27
2.2 Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета……………….29
Заключение…………………………………………………… ………………. 34
Список литературы…………………………………………………… ……….37

1.2 Состав, структура и динамика налоговых доходов государства

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Налоги как основной источник доходов государства

Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, они не являются санкцией. Налоги как экономическая категория выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная, посредством ее образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильное воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. В настоящее время за счет налогов формируется около 80 процентов доходов бюджета.

За годы существования Республики Беларусь в ней оформилась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений.

Существует достаточно большое количество признаков, на основании которых налоги относятся к различным классификационным группам. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщики в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на доходы, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, по ним юридический и фактический плательщики не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется законами о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, о государственной налоговой инспекции, пакетом законов о конкретных налогах, декретами и указами Президента в связи с введением новых налогов и сборов, а также предоставлением налоговых льгот.

Государственный кредит

С позиций права государственный кредит представляет собой урегулированные правовыми нормами отношения по поводу привлечения денежных средств предприятий и населения для финансирования государственных расходов, не покрываемых налоговыми поступлениями.

Государственный кредит выступает в трех видах:

займов Правительства у Национального банка;

государственных ценных бумаг;

Размер заимствования Правительства у Национального банка регулируется законом о бюджете на новый финансовый год. Выпуск ГКО и ГДО регулируется постановлениями Совета Министров. Привлечение иностранных источников регулируется законодательством о внешнем государственном долге, соглашениями с правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Государственный кредит имеет ряд существенных отличий от банковского кредита. Если в отношениях по банковскому кредиту кредитор и заемщик – равные стороны, то в отношениях по государственному кредиту такого равенства нет. Несмотря на то, что государство является заемщиком, оно всегда имеет верховенство над кредитором. Государство устанавливает условия займов, оставляет за собой право вносить в них изменения, не согласовывая свои действия с кредитором. Кредиторы не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов.

Обращение государства к заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами.

В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг, под которым понимается совокупность финансовых обязательств Правительства иностранным кредиторам по займам, предоставленным ему либо под его гарантии, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях.

Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируется одноименными законами, принятыми соответственно в1993 г. и 1998 г.

Теория налога как источника государственного дохода

Третьей теорией сущности и значения налогов выступает теория налога как источника государственного дохода.

Естественно, что ни одна из налоговых теорий не отрицает того факта, что налоги являются доходным источником государства. Но если одни теории (теория обмена) оправдывает существование налога тем, что они являются платой за услуги государства, а другие теории (теории налога как регулятора экономики) – предлагают использовать налог как инструмент регулирования экономических отношений, то данная теория признаёт за налогом лишь одно качество – быть источником государственного дохода.

Наиболее чётко данная теория изложена в более общей теории налогового нейтралитета, именуемой ещё классической теорией налогов.

Основы этой теории были заложены Адамом Смитом (1723-1790) в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» и затем были развиты такими выдающимися учёнными прошлого, как Давид Рикардо (1772-1823), Ж.-Б. Сей (1767-1832), Дж. Милль (1773-1836).

Согласно данной теории, которая в основном посвящена технике налогового дела, а в более широком смысле – теории рыночной экономике, эта экономика функционирует в саморегулирующем режиме. Налогам отводится единственная функция – быть источником доходов государства. При этом самому государству отводится роль «ночного сторожа» («государство — жандарм»), где оно призвано лишь поддерживать общий порядок в стране и не вмешиваться в экономические и социальные области. Следовательно, налог должен быть сконструирован таким образом, чтобы, давая доходы государству, не влиять на экономику и социальную сферу. Отсюда и название этой теории – теории налогового нейтралитета. При этом сам налог представители данной теории могли рассматривать и как плату за государственные услуги, и как пожертвование, и как добровольный взнос, т.е. в любой разновидности, как это вытекает из теории обмена. Основополагающим принципом классической теории является: «Меньше государства – меньше налогов». Сами налоги должны конструироваться таким образом, чтобы это в первую очередь было выгодно налогоплательщику.

Читайте так же:  Налог с подарка физическому лицу

Своё практическое и юридическое воплощение данная теория получила во французской Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным Собранием 26 августа 1789 года. Пункт 13 Декларации предусматривает: «На содержание вооружённой силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию». Обращает на себя внимание, что здесь не только зафиксированы два основных принципа налогообложения – всеобщность налога и податное равенство, но и совершенно конкретно определены объекты, для финансирования которых могут быть установлены налоги: вооружённые силы и администрация.

Теория монетаризма применяется в той модели рыночной экономики, которую принято именовать «либеральная модель».

Оценивая перечисленные концепции, следует, на мой взгляд, согласиться с мнением А.В. Захаровой, которая отмечает, что в настоящее время практика налоговой деятельности ни в одной стране мира не основана на какой-либо одной теории налогообложения, полагая её единственно верной и истиной. Во многих зарубежных странах, правительства которых применяют методы налогового регулирования, существует взаимодействие трёх основных концепций: кейнсианство в различных вариациях, теории экономики предложения и теории экономики монетаризма. И хотя неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, учённые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, всё больше обнаруживая в своих работах взаимопроникновение различных теорий[53].

Разумеется, проблемы государства возникают не в результате одной лишь непродуманной и научно необоснованной налоговой политики – эти проблемы являются следствием целого комплекса обстоятельств.

Оценивая рассмотренные выше теории налогообложения, следует сказать, что все они исходят из предпосылки, что само существование налогов является общественно необходимым, как и наличие государства, которое содержится за счёт этих налогов. Данный тезис является абсолютно правильным.

В то же время большинство теорий основываются на следующих предположениях:

— во-первых, налоги устанавливаются в интересах общества;

— во-вторых, интересы государства и общества в процессе осуществления налогообложения в общем-то совпадают;

— в-третьих, чем богаче государство, тем лучше, так как богатое государство может дать своим гражданам больше, нежели бедное.

Отсюда в своей практической деятельности государство руководствуется принципом «взять с налогоплательщиков столько, сколько удастся с них взять». При этом разрабатываемые наукой модели налогообложения вовсе не преследуют цели защиты налогоплательщиков от государства. Налоговые теории лишь предлагают более рациональные технологии налогообложения, по существу оборачивающиеся обучением государства как половчее обобрать налогоплательщиков, не доводя их до крайности. Либо посредством этих теорий пытаются втолковать государству, что от рационального и разумного налогообложения оно только выиграет (т.е. получит больше налогового дохода) за счёт расширения налогооблагаемой базы (как, например «теория Лэффера»).

В итоге все эти теории, хотят этого их авторы или нет, исходят из принципа «максимально возможного (хотя и рационального) налогообложения».

Налоги как финансовая категория значение налогов в доходах государс (стр. 1 из 17)

Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.

Актуальность выбранной мной темы состоит также и в том, что в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

· изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;

· выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;

· анализ структуры и динамики налоговых доходов;

· анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки), ее влияние на структуру прогнозируемых доходов бюджетной системы;

· определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.

Предметом дипломной работы выступают вопросы, связанные с поиском увеличения налоговых доходов государства в современных условиях.

Объектом в свою очередь является доходы федерального бюджета за период исследования 2001-2005 гг.

Работа опирается на законодательную базу – в первую очередь Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также труды отечественных экономистов, таких как: Горский И.В., Брызгалин А.В., Пансков В.Г. и других.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема дипломной работы еще раз доказывает свою значимость.

«Налоги, появившиеся вместе с образованностью, сделались и признаком успехов оной. Вследствие сего можно судить о состоянии образованности каждого особенного государства по состоянию налогов ».[1]

Глава 1. Анализ динамики и структуры налоговых доходов государства

1.1. История возникновения налогов и их значение в доходах государства

Известный русский финансист XIX века И.Я. Горлов в своей книге «Теория финансов» выделял три вида источников государственных финансовых ресурсов: домены, регалии, налоги.

Сущность домена (промыслового налога), первого источника формирования государственной казны, который был выделен И.Я. Горловым, заключается в том, что государство как хозяйствующий субъект вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность: сдавать имущество в аренду, организовывать казенные предприятия, приобретать ценные бумаги частных эмитентов и т.п. «Иногда правительство занимается каким-либо промыслом, как все частные люди».[2]

Другой источник формирования финансовых ресурсов государства – регалии, которые являются доходами, полученными от эксплуатации исключительного права государства заниматься определенными видами деятельности. Здесь уже проявляется особенность государства, т.е. оно может не только играть, но и устанавливать правила игры. К примеру, к числу регалий могут быть отнесены государственные пошлины за рассмотрение дел в судах (судебная регалия) или же право собственности государства на имущество безвестно отсутствующего лица (бесхозная регалия).

Читайте так же:  Какая пенсия положена инвалиду 2 группы

И, наконец, третий источник – это налог, который направлен на удовлетворение коллективных потребностей.

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.

Таким образом, налоги – « один из древнейших финансовых институтов ».[3]

43. Источники доходов О.С. Место налогов в формировании бюджета.

Источники доходов:

      1. налоги
      1. доходы от госпредпринимательства
      2. государственный долг и т.д.

Налоги — главный источннх государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета).

Почему? Государство обладает законным правом принуждения, =э гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог — обязательный платёж по закону в пользу государства (на регулярной основе)
Госпредприятия: их доход ниже максимального потенциально достижимого, т к
• на естественные монополии — могут быть более низкие цены
• государство заботится о поддержании занятости (социальная поддержка трудящихся, государство не увольняет, например, шахты)
• содержит неконкурентные предприятия; бюджетные учреждения; (часто за счет налога)
• Государственное производство не является масштабным источником доходов
• Часто цель госпредприятия — не максимизация прибыли, а производство общественного блага и реализация перераспределительной политики. Государственный долг: опасно, т.к. дестабилизирует общеэкономическую ситуацию.
44. Виды и функции налогов

Налоги как основной источник доходов бюджета.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Государство, аккумулируя налоги в бюджете, финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в области промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей, в то время как неналоговые доходы формируют лишь 15–20% бюджета. Именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Таким образом, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 70% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета занимают такие налоги, как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

Таким образом, налоги, являясь главным источником бюджетных доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков.

В экономической системе налоги выполняют три функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую.

Основной функцией налогов является фискальная. Ее содержание состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые необходимы для дальнейшего осуществления расходов (оборонных программ, социальных выплат и т.п.).

Все налоги можно подразделить на две основные категории: прямые и косвенные. В общем случае к прямым налогам принято относить такие налоги, которые выплачиваются налогоплательщиком со своих доходов или имущества и являются его прямым взносом в бюджет. К ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что они вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций и преследуют целью переложение налогового бремени с производителей товаров или услуг на их потребителей.

Федеральные – налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме.

Региональными – признаются налоги и сборы, установленные НК и законами субъектов и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.

Местные – налоги и сборы, устанавливаемые НК и нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих МО.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К федеральным налогам и сборам относятся:

 налог на добавленную стоимость;

 налог на прибыль организаций;

 налог на доходы физических лиц;

 налог на добычу полезных ископаемых;

 сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

31. Налоги как основной источник доходов бюджета

31. Налоги как основной источник доходов бюджета.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги — обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

налоговая база — сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

Читайте так же:  Путин и пенсии в россии

однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов с другой стороны.

Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Налоги как источник доходов государства

Налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированного бюджета. Из всей совокупности налогов всего 4 — НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц — обеспечивают около 87% налоговых доходов. Данная структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008 году приведена в табл. 1.

Таблица 1 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008 году

Налог на добавленную стоимость

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на прибыль организации

Налог на доходы с физических лиц

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета

определяется показателями удельных весов:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

— конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральные налоги, такие как — НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц — являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке.

Таблица 2 Распределение налоговых доходов по уровням бюджетной системы в 2008 г. (январь — ноябрь)

Налоги как основной источник доходов государства

Курсовик по экономике.doc

Тема: Налоги как основной источник доходов государства.

1.1 История возникновения налогов и их значение в доходах государства……..5

1.2 Структура налоговых доходов государства…………………………… . 9

2. Налоговая система в период мирового кризиса…. … ………………………..16

[3]

2.1 Влияние финансового кризиса на налоговую политику… ……………..…. 16

2.2.Регулирование налоговой политики в период кризиса…………….…….…..20

2.3 Антикризисные меры стимулирования налоговой политики……………….23

Список использованной литературы………………………………………….….. 30

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.

Актуальность выбранной темы состоит также и в том, что в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

-проанализировать и дать понятие и значение бюджета как финансовой основы государства, правовые основы формирования его доходов;

-выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;

-анализ структуры и динамики налоговых доходов;

[1]

-анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки), ее влияние на структуру прогнозируемых доходов бюджетной системы;

-определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы в условиях мирового кризиса.

Наряду с общенаучными методами познания, такими как абстрагирование, диалектический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция, являются также и частнонаучные методы: системный подход, формально-юридический, социологический, логический, исторический, технико-юридический методы, метод сравнительного правоведения. Использование данных методов позволило всесторонне и глубоко исследовать правовую природу налоговых органов и определить их роль в формировании доходной части бюджетов.

1. Доходы государства

1.1 История возникновения налогов и их значение в доходах государства

Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.

Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Невозможно точно определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно определить, когда появилось первое государство. Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.

Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918г. был введен чрезвычайный революционный единовременный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество. [1]

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.

В годы Великой Отечественной Войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%.

В этот период (в конце 1941г.) был также введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям. Хотя этот налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е гг.[2]

Читайте так же:  Пенсия по списку 2 по новому

К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета.

14 июля 1990г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:

-натуральная форма оплаты;

-денежная форма оплаты налогов.

Налоги — важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

-налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

-отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

-конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

-отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложения собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т.д. самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на стороне защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако, на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Отчуждение собственности в результате налоговых отчислений действительно происходит в денежной форме, однако, при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или собственности, которая служит основой экономических отношений.

Категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.[3]

Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов, назначение каждого их них — определяется экономической и правовой системами страны.[4]

1.2 Структура налоговых доходов государства

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе:

-бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петерб урга;

-бюджеты городских и сельских поселений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Совокупный объем доходов консолидированного бюджета по итогам 2005 года составил 5703,48 млрд. рублей (4386,30 млрд. рублей по итогам предыдущего года), из которых 85,9% составляют налоговые поступления. Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла на 76,4% и составила 4896,65 млрд. руб. (3741,86 млрд.руб. 2004 год).

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  2. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.

  3. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  5. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
Налоги как источник доходов государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here