Налог на прибыль в образовательных

Полезная юридическая информация по теме: "Налог на прибыль в образовательных" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Налог на прибыль: льготы для учебных заведений

М. А. Юманова, аудитор

Чиновники настаивают, что образовательное учреждение не может быть признано сельхозтоваропроизводителем и воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль по данному основанию. Однако в этом году для такой организации предусмотрена иная льгота. Но обо всем по порядку.

Нулевая ставка для сельхозпроизводителей

По общему правилу организация, которая признается сельхозтоваропроизводителем, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль (ст. 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ).

Таковыми признаются организации, которые производят сельхозпродукцию и если выручка от ее продажи составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации (п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ).

Однако по мнению финансистов, поскольку образовательные учреждения создаются в первую очередь для осуществления образовательного процесса, они не могут быть отнесены к сельхозпроизводителям, даже если формально соответствуют вышеуказанным критериям.

При этом чиновники отметили, что Налоговый кодекс РФ будет предусматривать нулевую ставку по налогу для образовательных учреждений (письмо Минфина России от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/4/125).

Льготная ставка для образовательных учреждений

Действительно, теперь нулевая ставка по налогу на прибыль для учебных заведений прямо предусмотрена законодательством – с 1 января 2011 года действует новый пункт 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Он введен Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ и действует до 1 января 2020 года.

Особенности применения нулевой ставки определены в новой статье 284.1 Налогового кодекса РФ (введена Законом № 395-ФЗ).

Условия применения льготы

В соответствии с пунктом 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ образовательная организация вправе применять нулевую ставку, если она:

1) имеет лицензию на ведение образовательной деятельности;

2) доходы за год от образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов общих доходов (либо доходы отсутствуют);

3) в штате непрерывно в течение года числятся не менее 15 работников;

4) не совершает в течение года операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Определено, что, для того чтобы воспользоваться льготной ставкой, нужно подать в инспекцию заявление с приложением копии лицензии. Причем сделать это необходимо не позднее чем за один месяц до начала года, в котором планируется применять такую ставку.

Никаких переходных положений для 2011 года Закон № 395-ФЗ не предусматривает. Выходит, что фактически воспользоваться правом на нулевую ставку образовательные учреждения смогут только с 2012 года.

Утрата права на нулевую ставку

Может получиться, что по итогам года учебное заведение нарушит одно из условий применения нулевой ставки. В этом случае оно потеряет право на ее применение. Поэтому с начала года нужно будет пересчитать налог по общим правилам, затем уплатить его и начисленные пени.

Право на льготу нужно подтверждать

Организации, применяющие ставку по налогу 0 процентов, по окончании каждого года подают в инспекцию следующие сведения:

– о доле доходов от образовательной деятельности в общей сумме доходов;

– о численности работников в штате организации.

Форму для представления таких сведений утверждает ФНС России.

При соблюдении определенных условий образовательное учреждение сможет применить нулевую ставку по налогу на прибыль.

Налог на прибыль в образовательных

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Образовательная организация дополнительного профессионального образования оказывает услуги юридическим лицам по обучению их сотрудников на платной основе.
Субсидии от государства не получает. Организация пользуется освобождением от налогообложения НДС, по налогу на прибыль применяется налоговая ставка 0%. Лицензия на осуществление образовательной деятельности у организации есть.
Может ли организация проводить обучение некоторых физических лиц на безвозмездной основе (бесплатно)?
Как это отразить в налоговом и бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оказание образовательных услуг на безвозмездной основе не приводит к увеличению налоговой базы учреждения ни по НДС, ни по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
Исходя из п. 1 ст. 572 ГК РФ, дарением признается не только безвозмездная передача в собственность вещи либо имущественного права, но и освобождение лица от имущественной обязанности перед собой (например, обязанности оплатить оказанные услуги).
Законодательством установлен запрет на дарение в отношениях между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Однако ваше учреждение является некоммерческой организацией (ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Следовательно, установленное ГК РФ ограничение в случае оказания образовательных услуг на безвозмездной основе не применяется.
Поэтому считаем, что ваше учреждение вправе бесплатно оказывать образовательные услуги.

НДС

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы.
Понятие дохода дано в п. 1 ст. 41 НК РФ, который предусматривает, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ.
Очевидно, что при оказании образовательных услуг на безвозмездной основе ваше учреждение экономической выгоды не получает. В этой связи бесплатное оказание услуг к увеличению ваших налогооблагаемых доходов не приводит. Аналогичное мнение нашло отражение, например, в письмах Минфина России от 17.08.2017 N 03-03-06/1/52899, от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725, ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313.
Вместе с тем расходы в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг, а также расходы, связанных с оказанием таких услуг, в силу п. 16 ст. 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако ваше учреждение оказывает образовательные услуги также и на платной основе. В этой связи считаем, что Вам в целях налогообложения прибыли следует организовать раздельный учет расходов, связанных и не связанных с оказанием образовательных услуг на безвозмездной основе.

Бухгалтерский учет

При безвозмездном оказании услуг увеличения экономических выгод у учреждения не происходит. Соответственно, дохода в бухгалтерском учете не возникает (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
По нашему мнению, расходы (долю расходов), связанные с оказанием бесплатных услуг, целесообразнее учитывать в составе прочих расходов организации на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Причем в бухгалтерском учете (в отличие от налогового) расходы учитываются вне зависимости от факта получения соответствующих доходов или от порядка учета таких расходов в целях налогообложения (п.п. 12, 17-19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
При этом никаких дополнительных записей, связанных с безвозмездным оказанием образовательных услуг, в бухгалтерском учете не формируется.

Читайте так же:  Налог на авто надо платить

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Некоммерческие образовательные организации не платят налог на прибыль и НДС

Mangostar / Shutterstock.com

В рассмотренном примере планируется создание общественной организации в форме ассоциации или некоммерческого партнерства, которая будет заниматься образовательной деятельностью в области экологии. Получение выручки не планируется, так как финансирование деятельности будет осуществляться путем получения грантов. Организация предполагает использование ОСН. В связи с этим возник вопрос: какие льготы по налогообложению предусмотрены действующим законодательством для ассоциаций и некоммерческих партнерств?

В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» пояснили, что в общем случае некоммерческие организации, в том числе ассоциации и некоммерческие партнерства, платят те же налоги и сборы, что и коммерческие организации. Установленные законодательством налоговые льготы привязаны к отдельным операциям или видам деятельности, но не к статусу налогоплательщика как НКО.

Вместе с тем полученные некоммерческой организацией суммы целевого финансирования и целевых поступлений на осуществление уставной деятельности, в частности, в виде полученных грантов, не облагаются ни налогом на прибыль, ни НДС (подп 14 п. 2 ст. 149, подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса). Аналогичный подход закреплен и в разъяснениях финансового ведомства (письмо ФНС России от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/[email protected], письмо Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-03-06/1/481, письмо Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/23, письмо Минфина России от 15 декабря 2011 г. № 03-03-06/4/147).

В данном случае организация может воспользоваться правом на применение нулевой ставки по налогу на прибыль в случае выполнения требований ст. 284.1 НК РФ. К ним относятся, в частности, следующие ограничения:

  • деятельность организации должна соответствовать Перечню видов образовательной и медицинской деятельности;
  • наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо организация за налоговый период не имеет доходов;
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода должно числиться не менее 15 работников;
  • организация не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При соблюдении данных требований налоговая ставка 0% будет применяться ко всей налоговой базе организации (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

Добавим, что в ответе эксперты не рассматривали исчисление НДФЛ, страховых взносов и других платежей, начисляемых на оплату труда.

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Для применения ставки 0% необходимо, чтобы деятельность бюджетного учреждения входила в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917. Необходимо также, чтобы бюджетное учреждение соответствовало следующим дополнительным требованиям, установленным п. 3 ст. 284.1 НК РФ, а именно: — организация имеет соответствующую лицензию на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности; — доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90%, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. Напомним, что положения ст.

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

  • Из бюджета – 1900 млн.
  • Целевого назначения – 175 млн.
  • От предпринимательской деятельности – 550 млн.

Всего – 2625 млн. Далее:

  • Поступления от платных услуг составляют: 550/(2625 – 175)×100% = 22,4%.
  • Общие расходы за квартал в рублях – 2425 млн. (плюс 175 млн. целевых). При пропорциональном расчете расходов на предпринимательскую деятельность получаем: (2425 – 175)/ 100×22, 4% = 504 млн.

Налог на прибыль и бюджетные учреждения

В связи с тем что налоговым законодательством не предусмотрено каких-либо специальных норм в признании доходов и расходов при сдаче рассматриваемого имущества в аренду, следует руководствоваться общими правилами, установленными гл. 25 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.08.2011 N 03-03-05/84). Иными словами, расходы, связанные с содержанием имущества, предоставляемого в аренду, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль с учетом положений ст. 252 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст.
249 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2012 N 03-07-11/158). Как правило, в договорах на сдачу в аренду имущества предусмотрено возмещение коммунальных расходов.

Налог на прибыль в бюджетном учреждении и особенности его расчета

О нулевой ставке налога на прибыль для детских садов и школ

Аудитор», 2013, N 1 БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ Правила формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль установлены гл. 25 Налогового кодекса РФ. Говоря о налогообложении бюджетных учреждений, в первую очередь необходимо обратить внимание на доходы, не подлежащие налогообложению. Так, в ст. 251 НК РФ перечислены доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Подпунктом 14 п. 1 указанной статьи определено, что доходы бюджетного учреждения, полученные в виде субсидий, не подлежат включению в налогооблагаемую базу. Соответственно, доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются в общем порядке. Начнем с определения тех доходов, которые может получать бюджетное учреждение. Речь пойдет обо всех видах поступлений на счета таких учреждений.

Освобождение образовательных учреждений от налога на прибыль

Подлежат ли включению в состав доходов сумм безвозмездных пожертвований? При использовании средств на уставные цели налог на прибыль не уплачивается. Вопрос №2. Нужно ли представлять декларацию в полной форме при отсутствии облагаемой базы у казенного учреждения? В случае отсутствия налогооблагаемой базы отчетность представляется в упрощенном виде. Учреждения подают в составе декларации листы 01, 02, 07.
Остальные листы, включая подраздел 1.1 раздела 1, не представляются. Вопрос №3. Покрываются ли в казенных учреждениях за счет бюджетного финансирования суммы штрафов, наложенных в связи с нарушением налогового законодательства? Штрафы за пренебрежение обязанностями налогоплательщика покрываются за счет сумм, имеющихся в распоряжении учреждения после уплаты налогов по полученным доходам. Вопрос №4.

Налогообложение бюджетных учреждений. налог на прибыль

Налог на прибыль в казенных учреждениях

В свою очередь, под налогооблагаемой прибылью понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса (ст. 247 НК РФ). Определимся со структурой затрат для целей налогообложения применительно к бюджетным учреждениям. Они включают расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Читайте так же:  Налог на имущество со скольки лет

В свою очередь, расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), подразделяются на: — материальные расходы; — расходы на оплату труда; — суммы начисленной амортизации; — прочие расходы. К материальным относятся следующие затраты налогоплательщика (ст. 254 НК РФ): — на приобретение сырья и материалов, используемых в предпринимательской деятельности; — связанные с содержанием основных средств природоохранного назначения. Расходы на оплату труда (ст.
НК РФ) включают все расходы учреждения на оплату труда, предусмотренные трудовым законодательством, а также локальными документами учреждения. В состав прочих расходов (ст. 264 НК РФ) входят: — суммы налогов и сборов; — взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев; — расходы на приобретение программ для ЭВМ; — расходы по договорам гражданско-правового характера. Отметим также, что при включении расходов в налогооблагаемую базу должно быть соблюдено основное правило признания расходов: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п.
1 ст. 252 НК РФ). Под обоснованностью расходов понимаются экономически оправданные затраты, т.е. те расходы, которые непосредственно связаны с получением прибыли.

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Полезные советы длю бюджетных учреждений по налогу на прибыль даны в этом видео: Ставка и расчет Налоговые ставки для бюджетных организаций приравнены к общепринятым, и составляют:

  • 20%, с уплатой 2% в общую, федеральную казну и 18% – в местную.
  • Льготные 0% – при оказании коммерческих услуг в области медицины и образования.

Теперь узнаем, как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения. Формула Формула расчета налога для «бюджетников» точно такая же, как и для всех: Сумма налога к оплате = (полученный доход – понесенные при этом расходы) × налоговая ставка. Пример: Бюджетное учреждение на проведении платных экскурсий заработало 100000 рублей, затратив при этом на их организацию – 50000.

Деление производится пропорционально суммам дохода или финансирования, поступающих из разных источников. Распределение сумм ведется нарастающим итогом в течение года. Наличие раздельного учета позволяет определить суммы, относящиеся к разным видам доходов и финансирования.

Порядок разделения затрат требуется закрепить в учетной политике учреждения. При отсутствии раздельного учета все поступающие суммы будут облагаться налогом. Особенность исчисления базы состоит в том, что в ряде случаев расходы нельзя использовать для ее снижения.

Например, при сдаче имущества в аренду требуется учитывать, что расходы по содержанию помещения оплачиваются из средств распорядителя бюджета. Затраты не включаются в расчет облагаемой базы.

Налог на прибыль в бюджетном учреждении и особенности его расчета

Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход. Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль.

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

Итак, для начала разберемся, платят ли налог на прибыль бюджетные организации (учреждения). Бюджетные учреждения образовываются для обслуживания населения в рамках реализации их прав, гарантированных федеральным и местным законодательством. Соответственно эти организации могут быть:

  • Федерального подчинения.
  • Образованные субъектом федерации.
  • Муниципальными.

Финансирование бюджетных учреждений может осуществляться комбинированными способами:

  • Субсидированием за счет бюджетных средств.
  • За счет оказания платных услуг по основному виду его работы, но сверх полученного от государственных (муниципальных) задания. При условии сохранения в полном объеме и качестве бесплатных услуг.
  • За счет осуществления видов деятельности, цели которых совпадают с задекларированными задачами данной бюджетной организации и получения доходов с этой деятельности.

То есть законом предусмотрено получение прибыли внебюджетными организациями, а, следовательно, и уплаты налога на прибыль.

[1]

О налоге на прибыль в бюджетном учреждении расскажет это видео:

Отличия от налога во внебюджетных организациях

Главное отличие бюджетной организации состоит в вариативности источников доходов и их обязательным раздельным учетом. Учет поступлений ведется по таким групповым признакам как:

  • Целевое назначение (средства на выполнение госзадания, полученные от коммерческих начинаний, целевые поступления).
  • Источник финансирования (из какого бюджета получены средства).
  • Вид поступления (казначейство, банк, касса).
  • Способ поступления (наличная оплата, безнал, чековая книжка).

[2]

Учет денежных вливаний в иностранной валюте ведется особым порядком. Процедура расчета налога – обычная, но есть и особенности. Это:

  • Обязательное для каждой суммы подтверждение первичными документами
  • Виды коммерческой деятельности должны обязательно соответствовать целям создания учреждения.
  • Это должно быть непременно отражено и зафиксировано в учредительных документах.
  • Оказание платных услуг должно согласовываться с вышестоящими государственными или муниципальными службами.
  • Полученные таким образом доходы, могут быть применены только в соответствии с финансово-хозяйственным планом данного учреждения.

Нормативное регулирование вопроса

Выделение различных видов средств для бюджетных организаций, их получение и использование регулируется законодательством и контролируется фискальными органами государства. Юридическая основа их деятельности это:
  • Гражданский кодекс.
  • Бюджетный кодекс.
  • 273-ий закон РФ.
  • Приказ министра финансов за номером 174н.
  • Утвержденные и зарегистрированные уставы бюджетных учреждений.

Про начисление налога на прибыль в образовательных и других бюджетных учреждениях читайте ниже.

Субъекты и объекты

По закону субъектом, или по-другому плательщиком налога на прибыль, признается любая организация, ведущая свою деятельность на территории РФ. Этот статус не зависит от способа создания организации и ее правового состояния. В данном случае это могут быть следующие учреждения:

Объектом налогообложения в нашем случае является прибыль, которая рассматривается в двух видах:

  1. Доходы от коммерческой реализации услуг.
  2. Доходы, считающиеся внереализационными.

В первом случае это:

  • Дополнительные занятия сверх программы в образовательных учреждениях.
  • Создание кружков и секций.
  • Организация экскурсий, выставок, детских праздников, выездных мероприятий.
  • Организация дополнительного приема врачей.
  • Проведение дополнительных обследований.
  • Создание медицинских комиссий для проведения экспертиз.
  • Участие в ликвидации вспышек опасных болезней у животных.

Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:

  • Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
  • Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
  • Дивиденды.
  • Проценты, полученные по кредитам или займам.
  • Проценты от участия в создании других организаций.
  • Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.

Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.

Нулевая ставка налога на прибыль: образовательным организациям разрешат учитывать доходы от присмотра и ухода за детьми

Образовательные организации при определении права на применение нулевой ставки по налогу на прибыль смогут учитывать доходы, полученные от деятельности по присмотру и уходу за детьми. Соответствующие изменения в статью 284.1 НК РФ были внесены Федеральным законом от 02.05.15 № 110-ФЗ. Поправки вступят в силу с 1 января 2016 года.

В действующей редакции статьи 284.1 НК РФ оговорено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять нулевую ставку налога на прибыль. Однако это возможно при соблюдении ряда условий, а именно:

Читайте так же:  До скольки лет выплачивают алименты на ребенка

– у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности;
– доходы за налоговый период от осуществления образовательной деятельности составляют не менее 90% общих доходов, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы;
– в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
– организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Как видим, в настоящее время при определении соотношения доходов от образовательной деятельности в общем объеме доходов учитываются только доходы от образовательной деятельности. Согласно изменениям, утвержденным Законом № 110-ФЗ, с 1 января 2016 года, при расчете данного соотношения можно будет учитывать не только доходы от образовательной деятельности, но и доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми.

Как применить нулевую ставку по налогу на прибыль образовательному учреждению (1 часть)

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Образовательные учреждения имеют право до 1 января 2020 года применять льготную (нулевую) ставку по налогу на прибыль. Какие особенности нужно учитывать при применении нулевой ставки?

Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, гл.25 НК РФ установлены положения, предусматривающие применение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций 0 процентов (ст.284.1 НК РФ).

Для ее применения организация должна осуществлять образовательную деятельность, включенную в особый Перечень, устанавливаемый Правительством РФ (Письмо Минфина РФ от 19.04.2016 г. №03-03-06/1/22477).

Перечень видов медицинской деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций» (далее по тексту – Перечень).

Например

В перечень включены такие виды образовательной деятельности как реализация основной образовательной программы дошкольного образования, реализация аккредитованной основной образовательной программы начального общего образования, реализация аккредитованной основной образовательной программы основного общего образования, реализация аккредитованной основной образовательной программы среднего общего образования (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 г. №201).

Условия для применения нулевой ставки

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они удовлетворяют следующим условиям (п.3 ст.284.1 НК РФ):

имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

Приказом ФНС РФ от 21.11.2011 г. №ММВ-7-3/[email protected] утверждена форма представления сведений о доле доходов, а формат их подачи в электронном виде утвержден Приказом ФНС РФ от 30.12.2011 г. №ЯК-7/[email protected]При расчете за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего организации право на применение нулевой ставки, учитываются только доходы, полученные от реализации образовательных услуг, входящих в Перечень (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

Именно это требование чаще всего становится камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной деятельности.

В том случае если организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по итогам отчетных периодов (например, I квартал, полугодие) не выполнено условие — 90% доходов от осуществления образовательной деятельности и от выполнения НИОКР, а по итогам налогового периода данное условие выполнено, то организация вправе была применять ставку по налогу на прибыль 0 процентов при соблюдении других условий, установленных ст. 284.1 НК РФ, и по итогам отчетных периодов, и по итогам налогового периода (Письмо Минфина и ФНС РФ от 22.05.2013 г. №ЕД-4-3/[email protected]).

в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговая ставка 0 процентов применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п.2 ст.284.1 НК РФ).

В п.4 ст.284.1 НК РФ установлено, что при несоблюдении данными организациями, перешедшими на применение налоговой ставки 0 процентов, хотя бы одного из указанных условий с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ (т.е. 20 процентов). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Организации, применявшие налоговую ставку 0 процентов и перешедшие на применение налоговой ставки, установленной п.1 ст.284 НК РФ (т.е. 20 процентов), в том числе в связи с несоблюдением условий, установленных п. 3 ст.284.1 НК РФ, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки 20 процентов (п.8 ст.284.1 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.01.2016 г. №03-03-06/1/615).

В силу п.1 ст.284.1 НК РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных ст.284.1 НК РФ. Перечень видов образовательной деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций включает в себя, в том числе реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Отметим, что вне зависимости от того, относится образовательное учреждение к государственным или к негосударственным, оно вправе применить нулевую налоговую ставку при исчислении налога на прибыль, если оказывает перечисленные выше образовательные услуги и соответствует критериям, предусмотренным ст.284.1 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 05.09.2013 г. №ЕД-4-3/[email protected]).

На практике возникает немало споров по поводу того, может ли учитываться дошкольным образовательным учреждением в составе льготных доходов от образовательной деятельности родительская плата, вносимая за оказание услуги по присмотру и уходу за детьми.

Налог на прибыль

Здравствуйте!Облагаются ли платные образовательные услуги в дошкольных учреждениях налогом на прибыль,если да,то с какой периодичностью и в каком размере?Спасибо.

Ответы юристов ( 1 )

Если речь идет о предусмотренной законодательством основной образовательной деятельности учреждения, то детские сады не платят налог на прибыль с этой деятельности (она облагается по ставе 0%).

Доходы образовательных организаций облагаются по ставке 0% (п. 1.1 ст. 284 НК РФ), если образовательная организация соответствует критериям, установленным п. 1 ст. 284.1 НК РФ (лицензия на данный вид деятельности, процент доходов, штат и др.), и осуществляет образовательную деятельность, включенную в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 284.1 НК РФ).

Так, согласно постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций» см. ТУТ., в частности, обложению по ставке 0% подлежат доходы от:

Читайте так же:  Как убрать долг по алиментам

— реализации основной образовательной программы дошкольного образования

— реализации дополнительных образовательных программ

В отношении остальных доходов налог уплачивается по общему правилу по ставке налога 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Налоговый период — год, отчетный — квартал (ст. 285 НК РФ).

Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса. — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. —не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Госсектор: как оптимизировать расходы по уплате налога на прибыль? Учет доходов в бюджетных и автономных учреждениях

Особенности исчисления налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями обусловлены их правовым статусом. В качестве российских организаций такие учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее – Закон № 7-ФЗ).

Положения гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК РФ), а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (п. 1.1, п. 1.9 ст. 284 НК РФ).

Бюджетные учреждения как некоммерческие организации вправе создать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Кроме того, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей). При этом театры, музеи, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).

Действующая редакция НК РФ не содержит отдельных статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательства в таких организациях в особом порядке осуществляется признание доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.

Доходы бюджетных и автономных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования имущества этих организаций (п. 3 ст. 123.21, ст. 123.22, ст. 296, ст. 298 ГК РФ; ст. 9.2, ст. 26 Закона № 7-ФЗ; ст. 2-4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; далее – Закон № 174-ФЗ).

Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Не все из доходов бюджетного или автономного учреждения учитываются в целях налогообложения прибыли. Так, из-под обложения налогом выведены субсидии, получаемые из бюджетов. Однако придется начислить налог на денежные поступления следующих категорий:

  • доходы от оказания услуг и выполнения работ за плату;
  • доходы от передачи имущества в аренду;
  • доходы от реализации имущества.

Доходы от реализации

Бюджетные и автономные учреждения могут получать доходы при оказании услуг и выполнении работ за плату в рамках основных видов деятельности сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также при осуществлении иных видов приносящей доход деятельности (п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ; ч. 6-7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Такие доходы относятся к доходам от реализации и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).

При выполнении определенных условий бюджетные (автономные) учреждения могут также оказывать услуги и выполнять работы за плату в пределах государственного (муниципального) задания. Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли должны учитываться доходы и от таких видов деятельности. Например, подлежит налогообложению:

  • родительская плата за присмотр и уход за детьми в детских садах (письмо Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-03-05/41579, письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 02-13-06/1677, письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/116);
  • плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание (письмо Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18539).

Доходы, не учитываемые при налогообложении

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Данный перечень является закрытым, то есть не подлежит расширительному толкованию.

Помимо доходов, которые могут получать организации всех форм собственности, в ст. 251 НК РФ отдельно упоминаются доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли исключительно:

  • некоммерческими организациями (к которым относятся бюджетные и автономные учреждения);
  • непосредственно государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.

В ст. 251 НК РФ выделены две отдельные группы доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Целевое финансирование (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) – такие средства могут получать организации всех форм собственности.

Целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) – безвозмездные поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Бюджетные и автономные учреждения, получившие целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода (календарного года) представляют в налоговые органы по месту своего учета Отчет о целевом использовании полученных средств – Лист 07 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). В Отчет не включаются средства субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Далее рассмотрим отдельные виды доходов бюджетных и автономных учреждений, не подлежащих учету при налогообложении прибыли.

Субсидии

ВАЖНО ЗНАТЬ!

При определении налоговой базы не учитываются следующие виды субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям:

Читайте так же:  Размер социальной пенсии по годам таблица

Правило распространяется и на те целевые бюджетные субсидии, которые предоставляются в целях компенсации расходов, понесенных учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности.

Гранты

Доходы в виде полученных грантов освобождаются от налогообложения только в том случае, если соблюдаются условия, перечисленные в абз. 8-9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом следует понимать, что любые средства или иное имущество могут быть названы в договоре «грантом», однако не учитывать эти средства (имущество) в составе налогооблагаемых доходов можно только в том случае, если они удовлетворяют определенным условиям. Так, грант должен предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе и в целях осуществления конкретных программ в определенных областях:

  • образование, наука;
  • искусство, культура;
  • физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта);
  • охрана здоровья;
  • охрана окружающей среды;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ;
  • социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

В числе условий получения гранта обязательно должно быть требование о предоставлении грантодателю Отчета о целевом использовании гранта.

Кроме того, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень грантодателей, гранты которых при соблюдении перечисленных выше условий не учитываются при налогообложении прибыли:

  • российские физические лица;
  • российские некоммерческие организации;
  • иностранные и международные организации, объединения, которые поименованы в Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов.

У учреждений не возникает дохода в виде стоимости нефинансовых активов, приобретенных (созданных) с привлечением средств грантов (письмо Минфина России от 15 февраля 2011 г. № 03-03-10/14).

Свободные остатки средств грантов, размещенные автономными учреждениями в установленном порядке на депозитных счетах в банках, не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (такой вывод можно сделать из содержания письма Минфина России от 1 августа 2013 г. № 03-03-06/4/30833 и письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/4/83). Конечно, речь идет о тех случаях, когда размещение средств гранта на депозитном счете не запрещено грантодателем.

Средства ОМС

При налогообложении прибыли не учитываются средства, получаемые медицинскими учреждениями от страховых организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Речь идет о средствах, поступающих за оказание медицинских услуг застрахованным лицам.

Полученное безвозмездно имущество

По ряду оснований стоимость безвозмездно полученного бюджетными и автономными учреждениями имущества может не учитываться при исчислении налога на прибыль (таблица 1).

Таблица 1. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущества

Основания получения Норма Примечание

По решению органов исполнительной власти всех уровней

Для применения данной нормы необходимо наличие правового акта соответствующего органа исполнительной власти о передаче имущества (письмо Минфина России от 20 июля 2012 г. № 03-03-10/80).

Под органами исполнительной власти понимаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ)

В качестве пожертвования

По завещанию в порядке наследования

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления).

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

Образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности

В виде неотделимых улучшений в имущество, переданное учреждением в аренду или безвозмездное пользование

Неотделимые улучшения должны быть произведены арендатором (ссудополучателем)

Полученные безвозмездно имущественные права, работы и услуги

Стоимость безвозмездно полученных бюджетными и автономными учреждениями имущественных прав, работ и услуг может не учитываться при налогообложении прибыли (таблица 2).

Таблица 2. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущественных прав, работ и услуг

Основания получения Норма Примечание

По завещанию в порядке наследования

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления) (письмо Минфина России от 24 декабря 2013 г. № 03-03-05/56911).

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

В виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом

Такое право должно быть получено по решению органа власти, местного самоуправления (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-03-06/4/100).

Имущество должно использоваться для ведения уставной деятельности

Работы и услуги

В виде безвозмездно полученных работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров

По общему правилу внереализационные доходы бюджетных и автономных учреждений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст. 247, ст. 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность.

Бюджетные и автономные учреждения учитывают при налогообложении прибыли, в частности, следующие внереализационные доходы (таблица 3).

Таблица 3. Внереализационные доходы

Основания получения Норма Примечание

Суммы возмещения убытков или ущерба:

  • признанные должниками;
  • подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу

Штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств:

  • признанные должниками;
  • подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно

[3]

За исключением случаев, предусмотренных ст. 251 НК РФ

Стоимость полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств :

  • материалов;
  • иного имущества

Стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации

Суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования (в том числе ОСАГО, КАСКО)

Средства, полученные от сдачи лома черных, цветных и драгоценных металлов

Доходы в виде средств, полученных от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Источники


  1. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.

  2. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  3. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
  4. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
Налог на прибыль в образовательных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here