Налог на имущество некоммерческих организаций

Полезная юридическая информация по теме: "Налог на имущество некоммерческих организаций" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Налоги некоммерческих организаций

Налоговые льготы для некоммерческих организаций в 2017 году

Налог с продаж НКО уплачивают в том случае, если они продают физическим лицам товары и услуги за наличный расчет или с использованием кредитных или расчетных банковских карт. НКО, имеющие статус юридического лица и являющиеся рекламодателями, являются плательщиками налога на рекламу (не выше 5 % стоимости рекламных услуг) . Существенные налоговые льготы имеют благотворительные организации.

спасибо большое Татьяна

Один из первых вопросов, которые возникают у бухгалтеров некоммерческих организаций в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли некоммерческие организации вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость?

Однако известно, что некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, созданы не с целью получения прибыли. Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующих источников. В ст. 26 Закона «О некоммерческих организациях приводится перечень источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования; (взнос — внесение определенной суммы денежных средств в виде вклада в банк, платежей за услуги);

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления.

Дивиденд — любой доход, полученный физическим лицом — акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру акциям (долям) пропорционально долям акционеров в уставном (складочном) капитале).

Ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС все организации без какого-либо исключения. Поскольку некоммерческие учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. ст. 83, 84 НК РФ.

Таким образом, некоммерческие организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС, а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и не содержит положений об освобождении некоммерческих организаций от уплаты НДС.

В этой связи все общественные объединения, прошедшие государственную регистрацию и, в соответствии со ст. 83 НК РФ, вставшие на учет в налоговых органах Российской Федерации, являются плательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе НДС.

Общественные объединения, являясь субъектом права, несут, как и любые прочие коммерческие и некоммерческие организации, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов при осуществлении предпринимательской деятельности, достоверность предоставления финансовой информации налоговым органам Российской Федерации.

Отличием деятельности всех некоммерческих предприятий от коммерческих является то, что налоговые органы контролируют правильность и полноту использования средств целевого финансирования.

Контроль производится путем проверки отчетности, представляемой в сроки сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, а также путем проверки бухгалтерской и прочей финансовой документации.

Общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на целевые средства, должны быть предельно внимательны и аккуратны в ведении бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности, так как при нарушении налогового законодательства и применении штрафных санкций происходит отвлечение целевых средств, что ведет к штрафам — за нецелевое использование целевых средств.

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено единой системы льгот для общественных объединений.

В соответствии с пп. 3, 7 ст. 21 НК РФ право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, предоставлено всем налогоплательщикам.

Налоги и некоммерческая организация

Согласно вышеприведенному, особое внимание общественным объединениям стоит уделять правильности применения льгот.

Принцип налогообложения всех некоммерческих организаций, включая общественные объединения, в первую очередь зависит от наличия ведения предпринимательской деятельности. А именно – ведется ли параллельно с уставной деятельностью общественной организации любого рода предпринимательская деятельность, не противоречащая законодательству.

Общественные объединения – как осуществляющие, так и не осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 21 НК РФ.

Целевые средства, полученные общественными объединениями, не являются объектом обложения НДС. При этом полученные средства не должны быть связаны с реализацией каких-либо товаров, выполнением каких-либо работ или оказанием услуг.

Налог на прибыль некоммерческих организаций

Все некоммерческие организации (далее — НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества.
Если некоммерческая организация размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы и услуги и т.п., то эта деятельность считается предпринимательской и НКО является плательщиком налога на прибыль.
Согласно требованиям Налогового Кодекса все доходы необходимо разделить на две категории: доходы от реализации; внереализационные доходы. Доходами от реализации признается выручка, полученная в денежной или натуральной форме, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации прочих видов имущества и имущественных прав.

Исчисление налога на имущество некоммерческими организациями

Похожие статьи:

Согласно п.17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.2001 г. № 26н по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Страховые взносы в некоммерческой организации

По ним на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета) производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом в соответствии с порядком, приведенном в п. 19 ПБУ 6/01. Линейным способом амортизация начисляется исходя из установленного срока полезного использования объекта, который утверждается приказом руководителя организации.

Читайте так же:  Получать военную пенсию после смерти мужа

Определение налоговой базы

Согласно абз.2 ст.375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (абз.3 ст.375 НК РФ).

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п.4 ст.376 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п.2 ст.379 НК РФ).

Учитывая вышесказанное, при расчете авансовых платежей по налогу на имущество организации за отчетные периоды налоговая база по налогу определяется в соответствии с п.1 ст.375 НК РФ, а именно первоначальная стоимость основных средств минус износ. Остаточная стоимость для расчета налога на имущество организации определяется ежемесячно.

Налог на имущество некоммерческих организаций

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2007, N 22

Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) введена гл. 30 «Налог на имущество». Статья 372 этой главы предусматривает, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Отметим, что Федеральным законом от 16.05.2007 N 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» из числа элементов налогообложения по налогу на имущество, устанавливаемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ, исключена форма отчетности по налогу. Так, согласно п. 5.10 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» к компетенции последней относится разработка форм и порядка заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иных документов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направление их для утверждения в Минфин России.

В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения:

  1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  2. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, амортизации не подлежит.

Для объектов основных средств, начисление амортизации по которым не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения по налогу на имущество определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 375 НК РФ).

До изменений, внесенных Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н (далее — Приказ N 147н) в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», НКО начисляли износ в бухгалтерском учете только в конце отчетного года. Это приводило к тому, что НКО в течение года переплачивала сумму налога на имущество. Переплата образовывалась за счет того, что сумма износа, начисляемая только в конце отчетного года, не учитывалась при расчете авансовых платежей по налогу.

[1]

Согласно внесенным изменениям из п. 17 ПБУ 6/01 исключено положение, в котором указано, что начисление износа производится в конце отчетного года. Значит, НКО могут рассчитывать суммы износа ежемесячно и отражать их на забалансовом счете 010.

Как следует из ст. 379 НК РФ отчетным периодом по налогу на имущество признается: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Следовательно, исходя из положений ст. ст. 375, 379 НК РФ для целей исчисления налога на имущество нужно рассчитать сумму износа, приходящуюся на каждый из отчетных периодов. В этом случае годовую сумму износа, которая должна быть начислена по итогам налогового периода, равномерно распределяют по месяцам налогового периода, т.е. ежемесячно начисляют износ в размере 1/12 его годовой суммы. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 18.04.2005 N 03-06-01-04/204.

Читайте так же:  Наследники первой очереди платят налог

Пунктом 17 ПБУ 6/01 установлено, что НКО по основным средствам начисляют износ только линейным способом, порядок расчета которого изложен в п. 19 ПБУ 6/01.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 379 НК РФ).

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки в соответствии со ст. 380 НК РФ устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (ст. 382 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно:

  • в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
  • в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
  • в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (ст. 386 НК РФ).

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкции по ее заполнению». Код формы — 1152001.

Регионы самостоятельно определяют ставку налога в пределах 2,2%, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

Если налоговые ставки и сроки уплаты налога и авансовых платежей в субъектах могут различаться, то сроки сдачи отчетности для всех одни.

Принятая декларация состоит из титульного листа и пяти разделов. При этом титульный лист и первые два раздела сдают все организации.

Сумму налога исчисляют ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества. Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, определяют с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Статьей 381 НК РФ предусмотрена налоговая льгота, которая освобождает организации от уплаты налога на имущество. Так, согласно п. 2 указанной статьи от уплаты налога освобождены религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. К имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

В отношении имущества, находящегося на территории Российской Федерации, представительства иностранной религиозной организации отметим следующее. Согласно ст. 13 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Закон N 125-ФЗ) иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

Пунктом 2 ст. 13 Закона N 125-ФЗ определено, что иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации. При этом представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом N 125-ФЗ. Следовательно, имущество представительств иностранных религиозных организаций подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Обратите внимание! Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрено НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Читайте так же:  Какая карта для пенсии лучшая

Кроме того, на основании ст. 381 НК РФ освобождены от налогообложения:

Обратите внимание! В том случае, когда имущество используется одновременно в деятельности, облагаемой и не облагаемой налогом, сумма налога рассчитывается не со всей стоимости основных средств, а только с ее части, подпадающей под налогообложение. Для этого остаточную стоимость таких основных средств можно распределить, используя при этом разные методы:

  • пропорционально занимаемой объектами основных средств площади;
  • пропорционально удельному весу доходов, полученных от облагаемой и не облагаемой налогом деятельности, в общих доходах.

Следует иметь в виду, что при условии использования имущества одновременно в деятельности облагаемой и не облагаемой налогом необходимо организовать и вести раздельный учет.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

[2]

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Читайте так же:  Сроки возврата переплаты по налогам физических лиц

Региональное налогообложение НКО

Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

Налог на имущество

Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Транспортный налог

Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

Общий режим или УСН

НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

Налог на имущество некоммерческих организаций

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Исчисление налога на имущество некоммерческими организациями

Если же НКО — плательщик ЕНВД использует имущество как в уставной некоммерческой деятельности (общий режим налогообложения), так и для ведения деятельности, облагаемой единым налогом, то, по нашему мнению, она вправе рассчитывать указанную пропорцию исходя из суммы целевых средств и выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (пример 2).

[3]

Пример 2. Гаражно-строительный кооператив «Антей» осуществляет как уставную некоммерческую деятельность, так и предпринимательскую, которая подпадает под действие Закона о налоге на вмененный доход. На балансе организации имеется объект основных средств, который используется как в предпринимательской деятельности, облагаемой налогом на вмененный доход, так и в уставной. Среднегодовая стоимость этого имущества составляет 100 000 руб.
Общий объем поступивших целевых средств и выручки за налоговый период (календарный год) составил 2 000 000 руб., в том числе от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, — 1 000 000 руб.
На основании первичных документов бухгалтерией составляется расчет среднегодовой стоимости имущества за налоговый период, исходя из части, пропорциональной сумме целевых средств в общей сумме поступлений организации, который оформляется в виде бухгалтерской справки.
Бухгалтерская справка:
удельный вес целевых средств в общей сумме поступлений ГСК «Антей» составил 50% ((2 000 000 руб. — 1 000 000 руб.) : 2 000 000 руб. x 100%).
Годовая сумма налога на имущество ГСК «Антей» при максимальной ставке, равной 2,2%, составит 1110 руб. ((100 000 руб. x 2,2%) x 50%).

Налоговая база и порядок ее определения

Средняя стоимость имущества за отчетный период x Ставка налога : 4.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (пример 3).

Пример 3. Предположим, что стоимость основных средств, числящихся на балансе некоммерческого партнерства «Анхиноя», в 2011 г. составила:
на 1 января — 172 000 руб.;
на 1 февраля — 160 000 руб.;
на 1 марта — 148 000 руб.;
на 1 апреля — 520 000 руб.
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за первый квартал 2011 г. определяется следующим образом:
(172 000 руб. + 160 000 руб. + 148 000 руб. + 520 000 руб.) : 4 = 250 000 руб.
Сумма авансового платежа по налогу на имущество некоммерческого партнерства «Анхиноя» за первый квартал 2011 г. составит 1375 руб. (250 000 руб. : 4 x 2,2%).

Читайте так же:  Как попасть в пенсионный личный кабинет

Пример 5. Ассоциация «Плутон» зарегистрирована в субъекте Российской Федерации, где региональным законом для различных видов имущества предусмотрены дифференцированные налоговые ставки. По автомобилям налоговая ставка составляет 2,2%, а по всем остальным основным средствам — 2,0%.
Предположим, что остаточная стоимость основных средств, числящихся на балансе ассоциации и признаваемых объектом налогообложения, в 2011 г. составила:
на 1 января — 172 000 руб. (в том числе по автомобилям — 72 000 руб.);
на 1 февраля — 160 000 руб. (в том числе по автомобилям — 62 000 руб.);
на 1 марта — 148 000 руб. (в том числе по автомобилям — 42 000 руб.);
на 1 апреля — 520 000 руб. (в том числе по автомобилям — 172 000 руб.).
Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за I квартал 2011 г. определяется следующим образом.
Во-первых, рассчитывается средняя стоимость автомобилей:
(72 000 руб. + 62 000 руб. + 42 000 руб. + 172 000 руб.) : 4 = 87 000 руб.
Во-вторых, рассчитывается средняя стоимость остального имущества:
(172 000 руб. + 160 000 руб. + 148 000 руб. + 520 000 руб. — 72 000 руб. — 62 000 руб. — 42 000 руб. — 172 000 руб.) : 4 = 163 000 руб.
Сумма авансового платежа по налогу на имущество для ассоциации «Плутон» за I квартал 2011 г. составит 1294 руб. ((87 000 руб. x 2,2% + 163 000 руб. x 2,0%) : 4).

Налоговая декларация

В силу ст. 386 НК РФ в общем случае налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять расчеты по авансовым платежам по налогу и декларацию по налогу на имущество в налоговые органы:
— по своему местонахождению;
— по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
— по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по итогам года — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.

Как учесть налог

Налог на имущество некоммерческих организаций

Дата документа 05.06.2019
Метки Методика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ИСХОДЯ ИЗ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с российским налоговым законодательством объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
О том, как определить объект налогообложения по налогу на имущество организаций исходя из стандартов бухгалтерского учета некоммерческих организаций, Вы узнаете из этой статьи.

Регулирование деятельности некоммерческих организаций (далее — НКО) осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и нормами Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Перечень форм некоммерческих организаций приведен в ГК РФ (статья 50) и в Законе N 7-ФЗ. Причем он является закрытым и расширению не подлежит.
Как сказано в статье 2 Закона N 7-ФЗ, НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Так как некоммерческая организация с момента своей государственной регистрации обладает правоспособностью юридического лица, то на нее в полной мере распространяются все нормы российского законодательства, относящиеся к организациям.

Исчисление и уплата налога на имущество организаций (далее — налог на имущество) регулируется главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источники


  1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  2. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  3. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  4. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  5. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
Налог на имущество некоммерческих организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here