Налог на имущество налоговые проверки

Полезная юридическая информация по теме: "Налог на имущество налоговые проверки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Налог на имущество

Со следующего года движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не будет облагаться налогом на имущество. Ну а с того движимого имущества, которое еще будет числиться на балансе, налог по-прежнему придется платить, пока оно полностью не самортизируется. Власти подозревают, что сэкономить на налоге попробуют многие владельцы ранее учтенных ОС, организовав с нового года их «карусельную» перепродажу. Как они с этим будут бороться, пока не сообщают. Но наверняка что-нибудь придумают.

С 1 июля у компаний на вмененке появляется новая обязанность — платить налог на имущество. Но коснется она не всех, а только тех, у кого есть недвижимость, налоговая база по которой равна кадастровой стоимости. В этой статье мы поясним, как узнать, подпадают ли ваши объекты под налог. А также как рассчитать авансы по нему.

По мнению главы службы, граждане должны сами декларировать имущество, находящееся в их собственности, и начислять себе налог. Это соответствует мировой практике и российским реалиям — множество объектов (участки, строения) и их собственников налоговики просто не «видят» по реестрам и при всем желании не могут начислить на них налоги.

Объекты ОС не используются продолжительное время (свыше 1,5 лет), имеют сильный физический износ и подлежат списанию, что, собственно, и произошло на основании приказа конкурсного управляющего. Объекты ОС списаны со счета 01 и учтены на счете 41 «Товары». По мнению арбитров, действия предприятия правомерны, налог на имущество начислять не следует.

Несмотря на большое количество поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ и вступающих в силу с 1 января 2015 г. в соответствии с принятыми законами, они далеко не последние. Грядущий год, несомненно, принесет новые изменения, которые затронут и кредитные организации, и физических лиц, и индивидуальных предпринимателей, и предприятия малого и среднего бизнеса.

Рассмотрим порядок начисления амортизации имущества в налоговом учете, посредством которой формируется налоговая база по налогу на имущество.

Как следует из Порядка заполнения декларации, строки 140 и 270 не совпадают. В первой надо взять стоимость только облагаемого имущества. А в строке 270 остаточную стоимость движимых и недвижимых объектов, облагаемых налогом на имущество организаций. А также стоимость движимого имущества, которое принято на учет после 1 января 2013 года, то есть не облагаемое налогом. По строке 270 не надо учитывать только объекты, которые перечислены в подпунктах 1–7 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Комментарий к Письму Минфина России от 28.06.2010 N 03-11-11/177. Минфин разъяснил, что предприниматель-упрощенец, для того чтобы не уплачивать налог на имущество по какой-либо недвижимости, должен представить в свою налоговую инспекцию документы, подтверждающие использование этой недвижимости в предпринимательской деятельности.

Консультации

Организация приняла решение о проведении переоценки объектов недвижимости (зданий). Возникает ли дополнительная налоговая нагрузка по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль при возникновении положительной суммы переоценки?

Какие льготы по налогу на имущество предусмотрены пенсионерам в 2014 году и как измененится порядок предоставления этих льгот с 2015 года?

На основании налоговых уведомлений физическими лицами уплачиваются транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Что делать, если налоговая неверно рассчитала налог и завысила его сумму к уплате в налоговом уведомлении?

Заполнять расчет следует с конца — сначала разд. 3, затем разд. 2. Указанные в данных разделах сведения «сводятся» в разд. 1. Ну а «титульник» можно заполнить как в самом начале, так и по окончании заполнения расчета — это не принципиально. Главное, укажите в нем код налогового периода — «17».

Налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц (образец заполнения). За несвоевременную уплату налога начисляется пеня по ставке, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Если Вы имеете право на налоговые льготы, то в соответствии с законодательством о налогах и сборах Вам необходимо предъявить в налоговый орган документы, являющиеся основанием для предоставления налоговой льготы.

Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за I квартал 2017 года организации должны представить в налоговые органы не позднее 2 мая 2017 года.

Выпуск от 20 августа 2010 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

По результатам выездной налоговой проверки организации доначислены налог на имущество и пени. Как отразить результаты налоговой проверки в учете организации?

В августе 2010 г. по результатам выездной налоговой проверки установлено занижение суммы налога на имущество, подлежащей уплате за 2008 г., в размере 40 000 руб. и пеней — 1746 руб. Доначисление произведено в связи с допущенной бухгалтером арифметической ошибкой. Суммы, доначисленные по итогам налоговой проверки, организация заплатила в добровольном порядке.

Корреспонденция счетов:

Налог на имущество организаций

Объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. В данном случае организация не представляет в налоговые органы уточненную декларацию по налогу на имущество за 2008 г., так как нарушения в исчислении налога выявлены в ходе выездной налоговой проверки.

Читайте так же:  Вернуть налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

В целях исчисления налога на прибыль сумма налога на имущество учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Указанный расход признается на дату начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно, в данном случае организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль за 2008 г. на 40 000 руб.

Сумма пеней, начисленная за нарушение налогового законодательства, не учитывается в составе расходов при исчислении налога на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

На основании абз. 2 п. 1 ст. 54, абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ организация вправе подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2008 г. Сумма излишне уплаченного налога на прибыль организаций может быть возвращена организации или зачтена в счет уплаты налогов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации доначисления, произведенные по итогам выездной налоговой проверки, организация отражает записями августа 2010 г. на основании требования об уплате налога, выставленного налоговым органом. Указанная сумма налога отражается в составе прочих расходов как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, абз. 2 п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

Таким образом, доначисленную сумму налога организация отражает по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а сумму пеней — по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Применение ПБУ 18/02

Как указано выше, в данном случае организация в составе прочих расходов признала в бухгалтерском учете доначисленную сумму налога на имущество. То есть указанная сумма будет формировать финансовый результат в 2010 г. При этом, если организация представит в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль организаций за 2008 г., доначисленная сумма налога на имущество не будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в 2010 г. В связи с этим в учете возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В отношении доначисленных пеней заметим, что суммы, отраженные на счете 99, не учитываются при определении бухгалтерской прибыли (убытка), исходя из величины которой исчисляется условный расход (условный доход) по налогу на прибыль согласно требованиям ПБУ 18/02.

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68:

68-им «Расчеты по налогу на имущество»;

68-пр «Расчеты по налогу на прибыль организаций».

[1]

Об истребовании при камеральной проверке документов, подтверждающих освобождение от налога движимого имущества

Минфин России считает правомерным истребование налоговым органом в рамках камеральной проверки документов, подтверждающих право на освобождение от налога на имущество организаций

Пунктом 6 статьи 88 НК РФ установлено право налогового органа требовать представления пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать документы, подтверждающие право на льготы.

Сообщается, что налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения, в то время как налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения и налогоплательщик вправе отказаться от их использования.

При наличии такого разграничения элементов налогообложения при установлении пониженных налоговых ставок и налоговых льгот достигаются определенные цели льготного налогообложения.

Поскольку пунктом 25 статьи 381 НК РФ установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в этом пункте, по мнению Минфина России, при применении пункта 6 статьи 88 НК РФ в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика-организации необходимые документы для подтверждения права на указанную налоговую льготу.

Вопрос: Об истребовании налоговым органом в рамках камеральной проверки документов, подтверждающих право на освобождение от налога на имущество организаций в отношении движимого имущества.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[3]

ПИСЬМО

от 29 сентября 2017 г. N 03-02-07/1/63534

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие его право на такие налоговые льготы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 Кодекса).

Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения, и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.

Кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) налоговых ставок и налоговых льгот как самостоятельных элементов налогообложения, в частности в пунктах 3, 4 и 7 статьи 12, пунктах 1 и 2 статьи 17, пункте 1 статьи 52, статьях 53, 380, 381 и 381.1 Кодекса. Так, например, пунктом 2 статьи 372 Кодекса предусмотрено, что, устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса; при установлении этого налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Читайте так же:  Способы уклонения от уплаты налогов

Статьей 381 главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса установлены налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения по этому налогу. При этом указанными статьей и главойне предусмотрены в перечне налоговых льгот дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по такому налогу, установленные в соответствии со статьей 380 «Налоговая ставка» Кодекса.

Однако и при наличии такого разграничения элементов налогообложения при установлении пониженных налоговых ставок и налоговых льгот достигаются определенные цели льготного налогообложения.

Поскольку пунктом 25 статьи 381 Кодекса установлена налоговая льгота в виде освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, указанного в этом пункте, полагаем, что при применении пункта 6 статьи 88 Кодекса в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика-организации необходимые документы для подтверждения права на указанную налоговую льготу.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не может рассматриваться в качестве устанавливающего обязательные для налоговых органов и налогоплательщиков правила поведения. Оно имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует налоговым органам и налогоплательщикам руководствоваться нормами Кодекса в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме, в том числе с учетом судебной практики.

Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном главой 19 Кодекса.

Камеральные проверки по имущественным налогам. Особенности, документы, контрольные соотношения

Инесса Назарько, генеральный директор консалтингового центра РосНалог

Генеральный директор консалтингового центра РосНалог, специализирующегося на профессиональных комплексных консалтинговых услугах в сфере налогового права, бухгалтерии и кадрового учета, Инесса Назарько, рассказала нашему порталу о том, в чём заключаются особенности камеральной проверки по имущественным налогам, об основных документах и контрольных соотношениях.

Проверка без выезда

Стоит отметить, что в своей основе камеральный анализ инспекции по налогообложению достаточно структурирован и имеет сходные черты по всем направлениям. В первую очередь, камеральная проверка – это вид налогового контроля, который проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 87 НК РФ). Иными словами — это дистанционное изучение налоговой инспекцией декларации о налогах (для физических лиц) совместно с бухгалтерской отчётностью (для юридически лиц).

«До 1 января 2015 года неукоснительно соблюдалось правило о том, что инспектора камерального отдела не проводят дополнительных проверок по месту нахождения предприятий, однако сейчас выездные проверки редко, но случаются. В основном, они связаны с проверкой декларации по НДС и с выявлением в документах расхождений и противоречий (п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692)»,комментирует Инесса Назарько.

3 месяца на контроль

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах (в случае, если инспекция приняла соответствующее решение). В ходе проверки достаточно копий документов или сведений, изложенных в письме.

Данные из баз

Основной особенностью камеральной проверки по имущественным налогам является использование при анализе документов, предоставляемых налогоплательщиком, данных открытых баз других регистрирующих органов. Инесса Вячеславовна поясняет:

«При начислении налога на прибыль, инспектора камерального отдела руководствуются исключительно данными, представленными в налоговой декларации и бухгалтерской отчётности. Однако при расчёте имущественного налога, в их распоряжении могут быть и базы ГИБДД и Ростехнадзора (для начисления транспортного налога), и база Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (для земельного налога) и т.д. В связи с этим нередки случаи возникновения недоверия со стороны инспекции, из-за неверного указания в отчётности, например, количества движимого имущества».

Предоставление документов

Процедура камеральной проверки непосредственно регулируется статьёй 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой подробно описан и перечень документов, которые необходимо предоставить налогоплательщику для её проведения. Помимо налоговой декларации и бухгалтерской отчётности, это могут быть и различного рода уточняющие и правоустанавливающие документы.

«К примеру, существует водный налог (п. 4 ст. 374 НК РФ), которым облагаются исключительно те предприятия, для функционирования которых необходим забор воды из скважин или близлежащих водоёмов. Водный налог начисляется исходя из объёмов потребления воды, за каждую тысячу кубических метров. В случае, если предприятие использует воду в своём хозяйствовании, помимо указания расхода непосредственно в налоговой декларации, необходимо предоставление лицензии на право добывать воду и, в течение трёхмесячной проверки, камеральный отдел может также запросить журналы забора для проверки соответствия».

Контрольные соотношения

О контрольных соотношениях камеральной проверки по имущественным налогам Инесса Вячеславовна предоставила нам следующие данные:

«В целом, процедура контрольных соотношений в данном случае достаточно стандартизирована. Если в распоряжении камерального отдела несколько отчётностей налогоплательщика, инспектор производит проверку соотношения показателей в том и другом документе. Попытаюсь пояснить на примере. В ходе деятельности предприятий налогом на имущество облагается среднегодовая стоимость основных средств (активов, непосредственно используемых для извлечения прибыли и амортизируемых в заданный предприятием срок). Организация в своей годовой бухгалтерской отчётности, а именно в форме №1 «Баланс предприятия» указывает остаточную стоимость основных средств на 01 января и на 31 декабря отчётного года. Налоговый инспектор, получая налоговую декларацию по налогу на имущество за отчётный год, сравнивает строку «остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12» и строку баланса в бухгалтерской отчётности под названием «Основные средства». В идеале, сумма, указанная в декларации, должна быть той же, что и в бухгалтерской отчётности, или разница между ними должна строго высчитываться по формуле. Если данная сумма ниже или выше, камеральный отдел обращается к налогоплательщику за разъяснениями, которые тот обязан предоставить во избежание конфликтных ситуаций.

Важно отметить, что стоимость основных средств, включённая в налогооблагаемую базу, может быть абсолютно официально ниже той, что указана в бухгалтерской отчётности, в связи с тем, что в декларацию не вносится стоимость земельных владений. Но необходимо заранее иметь при себе доказательства обоснованности более низкого показателя, поскольку уточнений от налогового инспектора избежать в любом случае не удастся.

Кроме того, производятся контрольные соотношения строк внутри самой декларации, в разделе 2, в ходе которых производится сравнение среднегодовой стоимости имущества за налоговый период (код строки 150) и частного от деления на 13 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 140 (см. в «примере заполнения раздела 2 декларации»). В случае ошибок в декларации или расчете по этой части появляется возможность неверного исчисления налоговой базы, и налоговики должны направить письменное уведомление налогоплательщику о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК.»

Пример заполнения раздела 2 декларации:

[2]

Особенности выездной налоговой проверки налога на имущество организаций

При проведении выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций объектами контроля являются:

Читайте так же:  Задолженность по налогам физических найти

А) учредительные документы (договор, устав);

Б) свидетельство о постановке на налоговый учет;

В) бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и т. д.;

Видео (кликните для воспроизведения).

Г) данные по счетам 01, 02, 03 и 08 бухгалтерского учета;

Д) налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций;

Е) договоры купли-продажи, о сдаче имущества в аренду, в том числе финансовой аренды (лизинга);

Ж) платежные банковские поручения, приходные и расходные кассовые ордеры;

З) унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7):

– N ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

– N ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

– N ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

– N ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»;

– N ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»;

– N ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

– N ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

– N ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

– N ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»;

– N ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»;

– N ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»;

– N ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»;

– N ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж»;

– N ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования»;

К) учетные регистры (например, Главная книга, оборотные ведомости, журналы-ордеры).

Налоговая проверка может осуществляться сплошным либо выборочным методом. В ходе проверки учетной документации контролируются:

1) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений налогового законодательства;

2) соответствие показателей, отраженных в налоговой декларации, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки в целях налогообложения;

3) соответствие показателей налоговой и бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

4) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. Проверка начинается с изучения данных Главной книги. Далее контролируется корреспонденция счетов с целью выявления неправильной или нетипичной корреспонденции. Затем проверяется соответствие данных учета первичным документам;

5) обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, а также правильность исчисления сумм налогов.

Проверка документов, подтверждающих осуществление хозяйственной операции, включает:

– формальную проверку (наличие реквизитов);

При контроле уплаты налога на имущество организаций налоговые инспекторы проверяют имущество, учитываемое на счете 01 «Основные средства», а также удостоверяются в том, что на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» не числится имущество, которое введено в эксплуатацию.

В ходе выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций может осуществляться выемка документов, если налогоплательщик отказывается представить запрашиваемые документы или не представляет их в установленный срок, а также если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Выемка документов проводится в присутствии понятых и оформляется протоколом (при необходимости могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел). Об этом сказано в ст. 94 НК РФ.

При проведении выездной налоговой проверки может производиться осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода. Также может осуществляться инвентаризация имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для проверки, и т. д.

Глава 30 НК РФ. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций платят юридические лица, владеющие недвижимостью на территории РФ. В ряде регионов налог платится также в отношении движимых объектов. Налог рассчитывается исходя из среднегодовой, либо кадастровой стоимости имущества. Налоговая ставка зависит от региона, и в общем случае не превышает 2,2%. Настоящая статья посвящена главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на имущество, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Налог на имущество организаций

Где введена уплата налога на имущество организаций

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2 процента. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Читайте так же:  Как погасить долг по алиментам

Кто платит налог на имущество организаций

  • Российские организации, на балансе которых числится недвижимость в качестве основных средств (ОС).
  • Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие недвижимость, учтенную в качестве основных средств, или получившие недвижимость по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
  • Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.

Кто не платит налог на имущество организаций

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог на имущество организаций

Российские компании начисляют налог на недвижимое имущество, отраженное на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01.

Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.

Налог начисляется на все вышеуказанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог на недвижимые объекты, которые по нормам российского бухучета являются основными средствами. Зарубежные предприятия, не имеющие постоянных представительств — на любую недвижимость, принадлежащую им на праве собственности и расположенную на территории РФ.

На что не начисляется налог на имущество организаций

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.

Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций

Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2 процента. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.

Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Узнать, какие ставки и льготы введены в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Кто должен заниматься расчетом налога на имущество организаций

Рассчитать налог на имущество должна бухгалтерия организации-налогоплательщика. Налоговая инспекция во время камеральных и выездных проверок проверяет правильность расчета.

Как рассчитать налог на имущество организаций

Чтобы рассчитать налог на имущество организаций, нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. До 2019 года и налоговая база рассчитывалась отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. Начиная с 2019 года налоговая база рассчитывается отдельно в отношении каждого объекта недвижимости

Если объект недвижимости расположен на территории разных регионов, то налоговая база по нему рассчитывается обособленно от другого имущества. При этом нужно определить долю, приходящуюся на каждый из регионов.

Налоговая база — это в общем случае среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Приведем пример. Допустим, остаточная стоимость имущества компании равнялась значениям, приведенным в таблице 1. Тогда среднегодовая стоимость составит 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1).

Налог на имущество: анализ ошибок, выявляемых в ходе проведения контрольных мероприятий (Сильвестрова Т.)

Дата размещения статьи: 01.07.2015

Налог на имущество организаций вводится НК РФ и законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, предусмотренных гл. 30 НК РФ, и сроки уплаты налога. При этом законами субъектов РФ могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с гл. 30 НК РФ, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ). В статье мы рассмотрим нарушения, которые обнаруживаются контрольными органами в ходе выездных и камеральных налоговых проверок в отношении исчисления налога на имущество и оформления декларации по нему.

Налог на имущество является региональным, поэтому платежи, уплачиваемые налогоплательщиками, поступают в доход субъекта РФ. Поскольку поступления от этого налога в значительной степени обеспечивают формирование доходной части бюджетов субъектов РФ, инспекторы ИФНС уделяют значительное внимание правильности исчисления и уплате этого налога. Следует заметить, что законами субъектов РФ государственные (муниципальные) учреждения могут быть освобождены от уплаты налога на имущество. В частности, согласно нормам ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» освобождаются от уплаты налога автономные, бюджетные и казенные учреждения Москвы и внутригородских муниципальных образований. Однако федеральные автономные, казенные и бюджетные учреждения, территориально расположенные на территории Москвы и внутригородских муниципальных образований, обязаны исчислять и уплачивать в бюджет Москвы данный налог.

Читайте так же:  Начфин калькулятор субсидии на жилье

Камеральная налоговая проверка

Заметим, что согласно нормам п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Ошибки, встречающиеся в формах налоговой отчетности

Исправление ошибок

Выездная налоговая проверка

Ошибки, выявляемые контрольными органами в исчислении налога

Обратите внимание! В соответствии с положениями ст. 378.2 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2014 г., налоговая база в отношении некоторых объектов недвижимого имущества определяется исходя из кадастровой стоимости имущества. Установление при исчислении налога на имущество организаций особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества возможно исключительно в случае принятия и вступления в силу соответствующего закона субъекта РФ (Письмо Минфина России от 30.12.2013 N 02-08-011/58263).

Анализ результатов проверок исчисления и уплаты налога на имущество показал, что не всегда проверяющие правы в своих выводах. Зачастую суд опровергает позицию налоговых органов и встает на сторону налогоплательщиков, поэтому в случае разногласий с налоговиками вы всегда можете обратиться в суд для разрешения конфликтной ситуации и во избежание налоговых санкций.

Особенности проведения налоговых проверок по налогу на имущество организаций

Особенности проведения налоговых проверок по налогу на имущество организаций

1. Общие положения

Удельный вес налога на имущество организаций в доходах консолидированного бюджета немногим больше 3%. Однако в структуре имущественных налогов он является основным и составляет 96,4%, в то время как налог на имущество физических лиц — 1,8%. Таким образом, поступления в бюджет от налога на имущество организаций в 53 раза больше поступлений от налога на имущество физических лиц. Доминирующая роль налога на имущество организаций объясняется тем, что его объекты налогообложения являются в своей совокупности более дорогостоящими по сравнению с объектами обложения другими налогами, официально входящими в систему имущественного налогообложения.

Проводимая в настоящее время налоговая реформа затронула систему имущественных налогов и внесла значительные изменения в механизмы их исчисления. Однако роль налога на имущество организаций в территориальных бюджетах по сравнению с другими налогами по-прежнему достаточно велика, так как этот налог зачисляется в региональные бюджеты и в значительной степени обеспечивает формирование доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.

Полнота и своевременность поступлений в бюджет налога на имущество организаций обеспечиваются при осуществлении налогового контроля, в том числе посредством проведения камеральных и выездных проверок. При этом следует отметить, что внесенные с 1 января 2007 года поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) изменили и порядок проведения проверок по всем налогам, следовательно, и по налогу на имущество организаций.

2. Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Как правило, камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

1) прием налоговой отчетности — налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком;

2) проверка налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа:

— проверка полноты представленных документов;

— визуальная проверка правильности оформления документов;

3) проверка своевременности представления налоговой отчетности;

4) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм. При этом налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет);

5) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, а также их соответствия действующему законодательству, проверка наличия лицензии и срока ее действия, ведения раздельного учета. Кроме того, при камеральной налоговой проверке работники налоговых органов учитывают налоговые льготы, которые предусмотрены региональным законодательством. Например, Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 установлено, что налог на имущество организаций не уплачивается, например, организациями городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающими ассигнования из бюджета г. Москвы; организациями — в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, в отношении объектов жилищного фонда; жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, действующими в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; организациями, получившими Паспорт благотворительной организации в соответствии с Законом г. Москвы от 05.07.1995 N 11-46 «О благотворительной деятельности». Если имущество не используется по назначению (например, имущество сдается в аренду и используется для других целей), льгота по налогу на имущество организаций не применяется;

6) проверка правильности исчисления налоговой базы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается следующим образом:

где — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца;

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  4. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
Налог на имущество налоговые проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here