Какие расходы уменьшают налог на прибыль

Полезная юридическая информация по теме: "Какие расходы уменьшают налог на прибыль" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Расходы уменьшающие налоговую базу

Вернуться назад на Налоговый расход

Полученная предприятием прибыль еще не принадлежит владельцу организации в полном объеме. «Чистой» она станет только после внесения в бюджет налогового платежа. Стандартная ставка в 20%, особенно при получении больших доходов, превращает налог в достаточно крупную сумму. Отсюда закономерное желание сэкономить. Упуская из виду полулегальные и совсем противозаконные способы сокрытия истинного размера прибыли предприятия, обратим внимание на расходы уменьшающие налог на прибыль.

Что есть «уменьшающие» расходы при определении размера прибыли?

При определении базы по налогу используется формула – доходы минус расходы. Значения является размером прибыли, с которой и выплачивается налог.

Понесенные предприятием расходы, какие уменьшают налог на прибыль, должны быть:

• непосредственными участниками хозяйствования;
• подтвержденными соответствующими документами;
• обоснованы с точки зрения вида деятельности.

Расходы при определении базы включаются в нее кассовым методом или методом начисления:

• Метод начисления. Затраты могут быть включены в состав базы в том случае, если списание средств со счетов уже произошло.
• Кассовый метод – учет расходов сразу после их фактического осуществления.

Уменьшающие налоговую базу при уплате налога на прибыль расходы условно можно поделить на две категории:

• Внереализационные.
• Связанные с выпуском или сбытом товара.

• приобретение материалов, оборудования, средств производства;
• затраты на ремонт, техобслуживание, эксплуатацию;
• хранение товара, доставка к месту сбыта и на склад;
• освоение недр, природных ресурсов;
• страхование сотрудников, выплата заработной платы;
• покупка прав на участки земли;
• затраты на обеспечение условий труда;
• командировки работников;
• НИОКР и прочее.

Внереализационные расходы, которые уменьшают налог на прибыль:

• содержание арендованного имущества;
• проценты по ценным бумагам и дивидендам, а также средства на их выпуск;
• отрицательная разница после переоценки имущества;
• судебные издержки;
• услуги банков;
• средства на открытие организации;
• суммы пеней и штрафов и так далее.

Также уменьшают налог на прибыль расходы на благотворительность, установленный размер представительских расходов.

Расходы, не включенные в налоговую базу

Статья 270 НК РФ содержит перечень расходов, не учитываемых при налогообложении.

Внереализационные затраты, не уменьшающие прибыль – налоговую базу:

• Суммы дивидендов.
• Перечисления в бюджет в виде штрафов и пеней, взимаемых государственными организациями.
• Платежи за ненормированные выбросы в атмосферу.
• Взносы в товарищества: простое или инвестиционное в виде уставного капитала.
• Взносы на ДМС, пенсионное обеспечение негосударственного типа.
• Расходы на достройку, покупку амортизируемого имущества, реконструкцию, перевооружение и так далее.
• Гарантийные взносы.
• Добровольные взносы членов общественных организаций.
• Стоимость услуг и работ, выполненных на безвозмездной основе.

Расходы, связанные с деятельностью предприятия:

• Расходы на вознаграждения, материальную помощь, оплата по коллективным договорам, надбавок к пенсии, премий, поездок до работы сотрудников, изготовление призов.
• Оплата разниц в цене при сбыте товара на льготных условиях.
• Оплата лечения, путевок, путешествий, организацию мероприятий для сотрудников.
• Цена переданных акций, которые распределяются между действующими акционерами по решению собрания.
• Залог в форме имущественного права.
• Часть представительских расходов свыше нормы.

Документы для подтверждения расходов

Экономическое обоснование и документальное подтверждение – основные условия при учете расходов.

Документами могут быть:

[1]

• Премии, заработная плата, поощрения – расчетная ведомость за тот период, в котором происходит учет затрат.
• Плата за аренду – договор, в котором следует обязательно указать ежемесячную сумму, период оплаты.
• Обслуживание ККТ – договор с указанием размера платы и периодичности ее внесения.
• Подписка на печатное издание – акт с указанием стоимости и периода получения.
• Хозяйственные затраты – чеки, акты, накладные. Должно присутствовать наименование товара, его цена, количество в штуках или килограммах.
• Выплата процентов по кредитам – банковский договор.
• Транспортные расходы, которые уменьшают налог на прибыль, – путевые листы, маршрутные листы.
• Затраты по горюче-смазочным материалам – путевые листы, чеки, накладная, где видна стоимость всех ГСМ, купленных в отчетном периоде.

Эти первичные документы обязательно сохранять.

Зная пробелы в законодательстве, можно вполне законно уменьшить размер прибыли, которая облагается налогом:

• Признание штрафных санкций. Если организация признает их, то условия договора с партнером по факту нарушены. А если деятельность попадает под уплату сбора ЕНВД, то расход включается в налогооблагаемую прибыль и происходит экономия стоимости штрафа.
• Можно заказать компании, работающей с использованием «упрощенки», бизнес-план. Такие маркетинговые услуги, точнее, затраты на них, уменьшат размер прибыли.
• Использование бренда юрлицами на УСН дает право включить затраты на его разработку в «уменьшающие» расходы.
• Прошлые убытки организации, которые нашлись только в текущем периоде, уменьшают прибыль.
• Расходы на демонтаж, ликвидацию учитываются в том периоде, когда были произведены работы, и попадают под налогообложение.
• Присоединение убыточного предприятия сокращает размер прибыли путем включения ее долгов в собственную налоговую базу.

Сегодня многие пункты затрат, за счет которых можно приуменьшить размер прибыли, вызывают у бухгалтеров множество вопросов. Например, не совсем понятно, какие именно расходы на улучшение условий труда подразумеваются в налоговом законодательстве. Но находятся лазейки для уменьшения прибыли, которыми успешно пользуются современные компании.

Зная, какими расходами можно уменьшить налог на прибыль, можно существенно оптимизировать затраты, связанные с уплатой обязательного налога.

Налоговый доход
Налоговый кодекс РФ
Налоговый контроль
Налоговый учет
Налоговое обязательство

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

На первоначальном этапе развития организации и предприниматели, как правило, не располагают лишними денежными средствами на приобретение дорогостоящей аппаратуры, необходимой для осуществления их деятельности. Вот и приходится в процессе работы использовать личное имущество сотрудников, например, компьютеры, телефоны, иную офисную технику.

Рассмотрим ситуацию, при которой в организации компьютер не числится на балансе, в то же время, потребность в его использования возникает. Например, для эффективной организации работы необходимо пользоваться справочной правовой системой ГАРАНТ. В таком случае организация может использовать личный компьютер, принадлежащий работнику. Возможно ли при таких обстоятельствах учесть затраты на приобретение и обновление компьютерной программы в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль?

Отметим, что в реальной жизни такие ситуации встречаются достаточно часто. Например, бухгалтер ведет учет на своем личном компьютере. Однако для того, чтобы расходы на эксплуатацию имущества (в том числе и компьютерной программы) можно было учесть при налогообложении, однозначно необходима связь, причем подтвержденная документами, между таким имуществом и производимыми расходами.

Справочная правовая система ГАРАНТ является электронным периодическим справочником, что подтверждается Свидетельством о регистрации N ЭЛ 77-2137 от 03.12.1999 года, выданным Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, и не может использоваться без компьютера.

Читайте так же:  Назначение платежа по налогу на прибыль

Таким образом, организация может использовать имущество работника, заключив гражданско-правовой договор аренды имущества у физического лица, или, к примеру, «договориться» со своим работником о безвозмездном пользовании его компьютером. В зависимости от способа оформления отношений зависит и налогообложение указанных операций.

Однако, на наш взгляд, самым удобным является вариант, когда организация осуществляет выплату компенсации работнику за использование его личного имущества.

Так, согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации работник может использовать с согласия или ведома работодателя и в его интересах свое личное имущество, за использование которого работодателем выплачивается компенсация работнику.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что работник вправе пользоваться своим имуществом только с согласия работодателя. При этом причины использования имущества могут быть самыми различными.

Основополагающим в данном случае является то, что работник должен использовать свое имущество (в нашем случае — компьютер) именно в ходе выполнения работ в организации, не извлекая выгоды лично для себя либо третьих лиц.

Для подтверждения этих обстоятельств работодателю необходимо заключить соглашение с работником об использовании личного компьютера (или, к примеру, ноутбука) в целях выполнения работником своих трудовых обязанностей. В данном соглашении определяется размер возмещения расходов и порядок использования личного имущества. Указанное соглашение можно оформить в виде дополнительного соглашения к трудовому договору между работником и работодателем.

При этом следует также предусмотреть, чтобы в дополнительном соглашении было зафиксировано согласие работника на установку на принадлежащем ему компьютере СПС ГАРАНТ.

В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В нашем случае в целях учета в качестве расходов для целей налогообложения прибыли затрат на приобретение и обновление СПС ГАРАНТ необходимо документально подтвердить, что данный электронный периодический справочник используется для осуществления деятельности организации.

В качестве дополнительного документального подтверждения использования СПС ГАРАНТ в деятельности организации следует издать приказ (распоряжение) или иной документ в соответствии со сложившимся порядком принятия решений в организации, в котором выражалось бы согласие работодателя на использование работником личного имущества в целях выполнения трудовых обязанностей и определялся бы порядок использования этого имущества в организации.

Таким образом, при выполнении вышеназванных условий затраты на приобретение и обновление СПС ГАРАНТ можно учесть в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При этом следует помнить, что сроки использования личного компьютера работника должны быть не меньше сроков, в течение которых организация признает в учете расходы на приобретение программы.

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Бюджетное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное на праве оперативного управления. В течение 2009 года учреждением оплачивались авансовые платежи по налогам, непосредственно относящимся к этому имуществу, за счет бюджетных средств. Это происходило потому, что арендной платы, поступающей от арендаторов, не хватало для покрытия этих расходов. В декабре 2009 года были заключены дополнительные соглашения к договорам, предусматривающие не только увеличение ежемесячной арендной платы с момента их подписания, но и доплату за предыдущий период. Таким образом, у учреждения появляется достаточно средств, чтобы все затраты по переданному в аренду имуществу нести за счет арендной платы, а также появляются средства для возмещения ранее понесенных расходов в бюджет. Можно ли учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, суммы начисленной и перечисленной в бюджет компенсации за ранее оплаченные налоги.

В действующем бюджетном и налоговом законодательстве отсутствует требование об уплате за счет арендной платы налогов, относящихся к имуществу, приобретенному за счет бюджетных средств и сданному в аренду. Учреждение вправе уплачивать налоги за счет бюджетных средств, поскольку данные расходы связаны с содержанием бюджетного имущества. Такие расходы нельзя признать неэффективными. Поэтому, по нашему мнению, компенсацию бюджету ранее перечисленных налогов производить не нужно, более того, данная операция не соответствует нормам законодательства.

Если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли, остающейся после налогообложения.

Обоснование вывода:
Арендные отношения регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии с п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 1 ст. 614, п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и в законодательстве Краснодарского края.

В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства от сдачи в аренду государственного имущества Краснодарского края, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Краснодарского края (за исключением автономных учреждений), поступают указанным учреждениям на лицевые счета по учету средств от приносящей доход деятельности, открытые в департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, и после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются ими в доход краевого бюджета.

Согласно положениям ст. 246, 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ.

Таким образом, бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном главой 25 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 321.1 НК РФ.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной собственности, в соответствии со ст. 321.1 НК РФ, относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих учреждений (смотрите, например, письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54). Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) признаются внереализационными доходами.

Читайте так же:  Учет ндс у налогового агента

Таким образом, полученные бюджетными учреждениями доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ (письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Соответственно, при поступлении дополнительных доходов согласно договорам учреждению необходимо произвести доначисление налога на прибыль.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Операции по расходованию бюджетных средств осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с бюджетной сметой (п. 1 ст. 161 БК РФ). Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2. ст. 161 БК РФ).

В рассматриваемой ситуации имущество, переданное в аренду, учитывается в учреждении по бюджетной деятельности. Начисление и уплата соответствующих налогов (налога на имущество организаций, земельного, транспортного) по данному имуществу были произведены также в рамках бюджетной деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Обращаем внимание, что указанные платежи осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством. Поскольку имущество учитывается в рамках бюджетной деятельности, то и налоги целесообразно запланировать именно в бюджетной смете. Обязанность платить налоги, связанные с переданным в аренду имуществом, за счет арендной платы в нормативных правовых актах отсутствует. В данном случае расходы на уплату налогов, непосредственно относящихся к имуществу, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Соответственно, в доход бюджета средства поступают в большем объеме.

Подобное использование бюджетных средств нельзя признать неэффективным. Скорее, к разряду таких нарушений можно отнести заниженный размер арендной платы по сравнению с рыночными ценами, поскольку доходы бюджета существенно ниже тех, которые мог бы получить бюджет.

Таким образом, по нашему мнению, у бюджетного учреждения не возникает необходимость производить какие-либо корректировки по ранее уплаченным налогам. Факт передачи имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, в аренду не является основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов (налог на имущество, транспортный, земельный) за счет приносящей доход деятельности.

Также отметим, что учреждение и далее вправе независимо от величины арендной платы уплачивать налоги, относящиеся к данному имуществу, за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В бюджет в данном случае будет зачисляться больше доходов от арендной платы.

Вместе с тем учреждение вправе выбрать и другой вариант, согласно которому налоги будут уплачиваться за счет поступающей арендной платы. Для этого необходимо запланировать соответствующие направления расходования в смете по приносящей доход деятельности, при этом исключив их из бюджетной сметы. На данные расходы учреждение вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30).

Следует отметить, что возмещение арендатором сумм налогов в рамках бюджетной деятельности не представляется возможным, поскольку такая операция противоречит основополагающим нормам бюджетного законодательства. Таким образом, возмещение сумм указанных налогов возможно только в виде части арендной платы с зачислением на лицевой счет для учета операций по приносящей доход деятельности. При таком подходе исчисление и уплату налогов необходимо будет производить за счет приносящей доход деятельности.

По нашему мнению, у бюджетного учреждения нет оснований для корректировки ранее произведенных выплат. Вместе с тем отметим, что решение о дальнейшем начислении и уплате налогов за счет средств от приносящей доход деятельности может быть принято учреждением самостоятельно.

В заключение отметим, что если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли учреждения, остающейся после налогообложения.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Закон Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  3. Письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54
  4. Письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29
  5. Письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30
  6. Налоговый кодекс РФ
  7. Бюджетный кодекс РФ

А. Суховерхова,
Ю. Кошелева,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Статья опубликована в журнале
«Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях»
№ 7 апрель 2010 год.

Расходы, не уменьшающие прибыль

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:

1) в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;

2) в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;

3) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

4) в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств;

6) в виде взносов на добровольное страхование;

7) в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение;

9) в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору;

Читайте так же:  Какие справки для получения субсидии

10) в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением сумм отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;

11) в виде гарантийных взносов, перечисляемых в специальные фонды, создаваемые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

12) в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;

13) в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части;

14) в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

15) в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

17) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;

18) в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен;

19) в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав);

20) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;

21) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

22) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

23) в виде сумм материальной помощи работникам;

24) на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

25) в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

26) на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

27) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;

28) на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания;

29) на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;

30) в виде расходов налогоплательщиков – организаций государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации по операциям с материальными ценностями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов, связанные с восстановлением и содержанием указанного запаса;

31) в виде стоимости переданных налогоплательщиком – эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;

32) в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

33) в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам;

34) в виде сумм целевых отчислений;

35) в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;

36) на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, на оплату рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации;

37) в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке;

38) в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям;

39) на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции;

40) в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры;

42) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на иные виды рекламы;

43) в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;

44) отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;

45) в виде расходов учредителя доверительного управления, связанных с исполнением договора доверительного управления, если договором доверительного управления предусмотрено, что выгодоприобретателем не является учредитель;

46) в виде расходов, осуществляемых религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ с 1 января 2012 года:

«в виде средств, переданных медицинским организациям для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании».

47) в виде расходов, включая вознаграждение управляющей компании и специализированному депозитарию, произведенных за счет средств организаций, выступающих в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, при инвестировании средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

48) в виде сумм, которые направлены организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, на пополнение средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, и которые отражены на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии;

Читайте так же:  Фнс налог на имущество физических лиц

49) в виде средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, передаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами в Пенсионный фонд Российской Федерации и (или) другой негосударственный пенсионный фонд, которые выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

50) расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

51) расходы банка развития – государственной корпорации;

52) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включая расходы, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, архитектурно-строительным проектированием, со строительством, с реконструкцией и организацией эксплуатации олимпийских объектов;

53) в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров;

54) расходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» некоммерческой организации, понесенные в связи с размещением временно свободных денежных средств;

55) в виде выплат потерпевшему, осуществленных в порядке прямого возмещения убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего;

56) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

57) понесенные налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с участием в организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона;

58) расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и принятые им к вычету, за исключением расходов, предусмотренных п. 5 ст. 325.1 НК РФ;

[2]

Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Бюджетное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное на праве оперативного управления. В течение 2009 года учреждением оплачивались авансовые платежи по налогам, непосредственно относящимся к этому имуществу, за счет бюджетных средств. Это происходило потому, что арендной платы, поступающей от арендаторов, не хватало для покрытия этих расходов. В декабре 2009 года были заключены дополнительные соглашения к договорам, предусматривающие не только увеличение ежемесячной арендной платы с момента их подписания, но и доплату за предыдущий период. Таким образом, у учреждения появляется достаточно средств, чтобы все затраты по переданному в аренду имуществу нести за счет арендной платы, а также появляются средства для возмещения ранее понесенных расходов в бюджет. Можно ли учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, суммы начисленной и перечисленной в бюджет компенсации за ранее оплаченные налоги.

В действующем бюджетном и налоговом законодательстве отсутствует требование об уплате за счет арендной платы налогов, относящихся к имуществу, приобретенному за счет бюджетных средств и сданному в аренду. Учреждение вправе уплачивать налоги за счет бюджетных средств, поскольку данные расходы связаны с содержанием бюджетного имущества. Такие расходы нельзя признать неэффективными. Поэтому, по нашему мнению, компенсацию бюджету ранее перечисленных налогов производить не нужно, более того, данная операция не соответствует нормам законодательства.

Если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли, остающейся после налогообложения.

Обоснование вывода:

Арендные отношения регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В соответствии с п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 1 ст. 614, п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и в законодательстве Краснодарского края.

В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства от сдачи в аренду государственного имущества Краснодарского края, переданного в оперативное управление государственным учреждениям Краснодарского края (за исключением автономных учреждений), поступают указанным учреждениям на лицевые счета по учету средств от приносящей доход деятельности, открытые в департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, и после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются ими в доход краевого бюджета.

Согласно положениям ст. 246, 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ.

Таким образом, бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном главой 25 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 321.1 НК РФ.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной собственности, в соответствии со ст. 321.1 НК РФ, относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих учреждений (смотрите, например, письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54). Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) признаются внереализационными доходами.

[3]

Таким образом, полученные бюджетными учреждениями доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ (письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29).

Читайте так же:  Какая пенсия у инвалидов второй группы

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Соответственно, при поступлении дополнительных доходов согласно договорам учреждению необходимо произвести доначисление налога на прибыль.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Операции по расходованию бюджетных средств осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с бюджетной сметой (п. 1 ст. 161 БК РФ). Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2. ст. 161 БК РФ).

В рассматриваемой ситуации имущество, переданное в аренду, учитывается в учреждении по бюджетной деятельности. Начисление и уплата соответствующих налогов (налога на имущество организаций, земельного, транспортного) по данному имуществу были произведены также в рамках бюджетной деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Обращаем внимание, что указанные платежи осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством. Поскольку имущество учитывается в рамках бюджетной деятельности, то и налоги целесообразно запланировать именно в бюджетной смете. Обязанность платить налоги, связанные с переданным в аренду имуществом, за счет арендной платы в нормативных правовых актах отсутствует. В данном случае расходы на уплату налогов, непосредственно относящихся к имуществу, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Соответственно, в доход бюджета средства поступают в большем объеме.

Подобное использование бюджетных средств нельзя признать неэффективным. Скорее, к разряду таких нарушений можно отнести заниженный размер арендной платы по сравнению с рыночными ценами, поскольку доходы бюджета существенно ниже тех, которые мог бы получить бюджет.

Таким образом, по нашему мнению, у бюджетного учреждения не возникает необходимость производить какие-либо корректировки по ранее уплаченным налогам. Факт передачи имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, в аренду не является основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов (налог на имущество, транспортный, земельный) за счет приносящей доход деятельности.

Также отметим, что учреждение и далее вправе независимо от величины арендной платы уплачивать налоги, относящиеся к данному имуществу, за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В бюджет в данном случае будет зачисляться больше доходов от арендной платы.

Вместе с тем учреждение вправе выбрать и другой вариант, согласно которому налоги будут уплачиваться за счет поступающей арендной платы. Для этого необходимо запланировать соответствующие направления расходования в смете по приносящей доход деятельности, при этом исключив их из бюджетной сметы. На данные расходы учреждение вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30).

Следует отметить, что возмещение арендатором сумм налогов в рамках бюджетной деятельности не представляется возможным, поскольку такая операция противоречит основополагающим нормам бюджетного законодательства. Таким образом, возмещение сумм указанных налогов возможно только в виде части арендной платы с зачислением на лицевой счет для учета операций по приносящей доход деятельности. При таком подходе исчисление и уплату налогов необходимо будет производить за счет приносящей доход деятельности.

По нашему мнению, у бюджетного учреждения нет оснований для корректировки ранее произведенных выплат. Вместе с тем отметим, что решение о дальнейшем начислении и уплате налогов за счет средств от приносящей доход деятельности может быть принято учреждением самостоятельно.

В заключение отметим, что если все же учреждением будет принято решение о компенсации ранее произведенных за счет бюджетных средств расходов, то такие расходы могут осуществляться только за счет чистой прибыли учреждения, остающейся после налогообложения.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Закон Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  3. Письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54
  4. Письмо Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/4/29
  5. Письма Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 29.04.2008 N 01-СШ/30
  6. Налоговый кодекс РФ
  7. Бюджетный кодекс РФ
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А. Суховерхова,
Ю. Кошелева,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Статья опубликована в журнале
«Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях»
№ 7 апрель 2010 год.

Источники


  1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  2. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
  5. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
Какие расходы уменьшают налог на прибыль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here