Формы и методы налогового контроля

Полезная юридическая информация по теме: "Формы и методы налогового контроля" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

О том, планируются ли выездные проверки, читайте в статье «Налоговые проверки в 2018 году — список организаций».

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг новая форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Формы и методы налогового контроля

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 01.11.2016 2016-11-01

Статья просмотрена: 2305 раз

[3]

Библиографическое описание:

Белых О. И. Формы и методы налогового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 311-314. — URL https://moluch.ru/archive/125/34722/ (дата обращения: 17.08.2019).

Понятие налогового контроля непосредственно установлено Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).

Так согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

В науке финансового и налогового права налоговый контроль зачастую рассматривается в широком и узком значениях.

Так, по мнению Ю. А. Крохиной, налоговый контроль в широком смысле «представляет собой деятельность государства в лице уполномоченных (компетентных) органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых правоотношений в порядке, установленном действующим законодательством». В узком смысле слова налоговый контроль — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов [1, с.115].

Налоговый контроль — это одна из составляющих налоговой системы Российской Федерации. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, которая создается в основном за счет налогов.

В широком смысле налоговый контроль представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса — от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Налоговый контроль в узком смысле — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами [2, с.210].

Читайте так же:  Пенсия льготная отказ в суде

Налоговым законодательством закреплены формы проведения налогового контроля. Так налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

К методам налогового контроля следует отнести:

‒ проверку данных учета и отчетности;

‒ осмотр (обследование) территорий и помещений;

‒ выемку документов и предметов;

‒ получение объяснений налогоплательщиков.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговая проверка представляет собой совокупность контрольных действий налоговых органов по проверке правильности исчисления, удержания, уплаты налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговым Кодексом Российской Федерации установлено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные.

Общей целью осуществления налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Термину «выездная налоговая проверка» не дано определения в НК РФ. Понятие выездной налоговой проверки раскрывается через установление цели и предмета проверки, сроков и порядка ее осуществления.

Так в статье 89 НК РФ определено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (пункт 9 статья 89 НК РФ). Во время приостановления проверки налоговый орган не вправе проводить какие-либо мероприятия налогового контроля (допросы свидетелей, осмотры, выемки и пр.). Периоды приостановления проверки исключаются из общего срока ее проведения.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п. 5 ст. 89 НК РФ).

При проведении выездных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

‒ направление запросов в компетентные органы иностранных государств;

‒ направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);

‒ вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с выездной налоговой проверкой (подпункт 4 пункт 1 статьи 31 НК РФ);

‒ инвентаризация имущества налогоплательщика (подпункт 6 пункт 1 статьи 31, пункт 13 статьи 89 НК РФ). По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты;

‒ допрос свидетелей, проводимый в соответствии со статьей 90 НК РФ.

‒ осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов;

‒ истребование документов у проверяемого лица в соответствии со статьей 93 НК РФ;

‒ истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;

[1]

‒ выемка документов и предметов в соответствии со статьей 94 НК РФ;

‒ экспертиза в соответствии со статьей 95 НК РФ;

‒ привлечение специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ;

‒ привлечение переводчика в соответствии со статьей 97 НК РФ.

Содержание выездной налоговой проверки было определено Конституционным Судом РФ как «проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения» [3].

Понятие термина камеральная налоговая проверка раскрыто в статье 88 НК РФ. В ней же определены сроки и порядок и методы ее проведение.

[2]

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета.

Необходимо отметить, что ни продление срока, ни приостановление камеральной налоговой проверки, в отличии от выездной, налоговым законодательством не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Таким образом, уведомление налогоплательщика о факте проведения камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено.

Конституционный Суд РФ определил, что камеральная налоговая проверка является «формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа». Такая проверка нацелена «на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона» [4].

При выявлении в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Налогоплательщик при представлении пояснений вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Читайте так же:  С какой суммы начисляют алименты

Налоговый орган по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. В то же время законодатель установил ряд исключений из названного правила. Так, например, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы, правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие методы налогового контроля:

‒ истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в статье 93 НК РФ);

‒ истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);

‒ допрос свидетелей (статья 90 НК РФ);

‒ проведение экспертизы (статья 95 НК РФ);

‒ участие переводчика, эксперта (статьи 95, 97 НК РФ);

‒ осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (статьи 91, 92 НК РФ).

Рассматривая соотношение камеральной и выездной налоговых проверок, Конституционный Суд РФ указал, что «выездная налоговая проверка ориентирована на обнаружение тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения».

Методы налогового контроля

Читайте также:

  1. A) Методы геометрических преобразований
  2. A. Методы ядерных сил.
  3. E) методы (methods).
  4. G. Альтернативные методы измерения количества топлива
  5. I Укрупненные методы
  6. I. Введение. Методы обследования больного с
  7. I. Дистанционные методы лучевой терапии
  8. I. Методы социологии
  9. I. ТЕМА: «Реанимация и методы проведения».
  10. IEEE 1471-2000 Recommended Practice for Architectural Description of Software-Intensive Systems [3] (рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем).
  11. II Точные методы
  12. II. Контактные методы лучевой терапии

Метод налогового контроля — это конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.

Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо конкретной формы налогового контроля.

При применении методов налогового контроля обязательно должны соблюдаться правовые нормы. В противном случае акт налоговой проверки не имеет законной силы. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля. Например, в ходе налоговой проверки для изучения реального состояния расчетов предприятия с бюджетом налоговые органы исследуют документы финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с точки зрения их подлинности и достоверности, осуществляют счетную проверку, юридическую, логическую оценку документов, применяют другие приемы анализа документов.

Методы налогового контроля можно сгруппировать по следующим признакам:

— методы документального контроля;

— методы фактического контроля;

Методы документального контроля включают формальную проверку, нормативную проверку, арифметическую (счетную) проверку документов и учетных регистров, сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских проводок. Истребование документов и выемка документов представляют собой процессуальные действия сотрудников налоговых органов по обеспечению представления документов. Они зафиксированы в Налоговом кодексе РФ, носят правовой характер. Методы документального контроля играют основную роль в проведении контрольно-проверочных мероприятий.

Счетная (арифметическая) проверка документов и учетных регистров.

Сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских.

Группа методов фактического контроля объединяет методы, связанные с контролем результатов финансово-хозяйственной деятельности и выполнением налогоплательщиком его обязанностей по полному, точному исчислению налогов и своевременному их перечислению в бюджет. К этой группе относятся следующие основные методы: инвентаризация имущества налогоплательщиков (наличных денег, ценных бумаг, расчетов); экспертиза (экспертная оценка) качества материальных ценностей, достоверности документов, экспертное исследование подлогов; проверка объемов выполненных работ; встречная сверка и взаимная сверка документов; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества сырья и материалов; контрольная закупка.

Проверка объемов выполненных работ (изучение фактического выполнения оплаченных работ, контрольный обмер).

Встречная сверка и сопоставление (взаимная сверка, взаимный контроль, контрольное сличение) документов.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Расчетно-аналитические методы, применяемые в ходе осуществления налоговых проверок, можно разделить на две группы: вспомогательные и косвенные. Вспомогательные методы носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля и направлены на комплексное изучение и исследование финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений. Непосредственно на основе вспомогательных методов нельзя рассчитать налоговую базу. В группу вспомогательных методов входят:

— нормативное (контрольное) сличение;

— группировка и обобщение;

— логическая оценка сведений, содержащихся в документах;

— экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных.

Косвенные методы определения налоговых обязательств базируются на использовании информации, которая отсутствует в обычных бухгалтерских документах и предназначена в основном для целей, не связанных с налогообложением. К косвенным методам относятся следующие методы:

— контроль ценообразования налоговыми органами;

— расчет по аналогии;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности;

— метод анализа собственного капитала;

— расчет выхода продукции по объему используемого сырья и др.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 5116 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:

· обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;

Читайте так же:  Возврат налога на прибыль образец

· содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;

· обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;

· выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

· принципы логического и системного анализа;

· методы экономического анализа и статистических группировок;

· выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Категория налогоплательщиков Место постановки на учет
Организации По местонахождению организации По местонахождению обособленных подразделений организации По местонахождению имущества
Физическое лицо или индивидуальный предприниматель По месту жительства По местонахождению имущества По местонахождению транспортных средств

Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:

· название организации (индивидуального предпринимателя);

· данные о государственной регистрации;

· другие необходимые данные.

Контрольные вопросы

1) Каковы цели и задачи налогового контроля?

2) Какие методы налогового контроля вы знаете? 3- Какие стадии проходит налоговый контроль?

3) Кто (что) является субъектом и кто — объектом налогового контроля?

4) Что такое ИНН налогоплательщика?

5) Где осуществляется постановка на налоговый учет разных категорий налогоплательщиков?

6) 7- В какие сроки налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на налоговый учет?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8611 —

| 7413 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы и методы налогового контроля

Тема 1.6 Организация налогового контроля

1. Формы и методы налогового контроля

2. Налоговая проверка – форма налогового контроля

3. Камеральная проверка

5. Повторна проверка

6. Встречная проверка

7. Дополнительная проверка

Налоговый контроль осуществляется налоговыми организациями в различных формах. Одна из них — налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности. Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах также является формой налогового контроля. Формой налогового контроля выступает также получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов. Налоговый контроль может осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется налогоплательщиками — юридическими лицами по месту нахождения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений; налогоплательщиками — физическими лицами, занимающимися предпринимательством без образования юридического лица, — по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Важно подчеркнуть, что в целях усиления налогового контроля установлена обязанность организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество и транспортные средства, встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

При этом Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только лишь с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе, а не с тем, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и, соответственно, возникнет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.

Налоговое законодательство установило конкретные сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Налогоплательщики обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в соответствующий орган в течение 20 дней со дня его регистрации.

Налоговый кодекс обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков.

Налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика на налоговый учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать ему соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику должен быть присвоен единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

Таким образом, в Российской Федерации создается единый, централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Но все-таки основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.

2. Налоговая проверка – форма налогового контроля

Читайте так же:  Выход на пенсию медработников по выслуге лет

Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля (статья 82 Кодекса). При проведении налоговых проверок возникает наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Во многом, причинами их возникновения являются недостатки законодательства и противоречивая судебная практика.

В настоящее время камеральная проверка становится основным видом контроля. Значительное число налогоплательщиков не позволяет обеспечить 100% охват выездными налоговыми проверками. При этом результативность выездной проверки обеспечивается за счет развития информационно — аналитического направления в деятельности налоговых органов.

В среднем на одну проверку организации доначисления составляют 1,6 млн. рублей, что в ряде случаев позволяет рассматривать вопрос о привлечении должностных лиц налогоплательщика к уголовной ответственности (в 2004 году к уголовной ответственности привлечено — 106 человек, в 2005 году — 160 человек).

Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.

Проверки, проводимые иными органами, помимо налоговых, не являются налоговыми проверками и не учитываются при решении вопросов о повторности проверок.

Налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Помимо этого Кодекс предусматривает такие виды проверок как «встречная», «повторная», «дополнительная».

Согласно статье 87 Кодекса налоговой проверкой может быть охвачено только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок связан с трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды, формы и методы налогового контроля

Читайте также:

  1. Compare Means — простые параметрические методы сравнения средних.
  2. Cделка как юридический факт. Виды сделок. Договоры. Формы сделок. Государственная регистрация сделок. Недействительность сделки. Ничтожные и оспоримые сделки
  3. Formes non personnelles du verbe. — Неличные формы глагола.
  4. I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  5. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности
  6. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности.
  7. II) Вероятностные методы расчета надежности систем.
  8. II. Методы несанкционированного доступа.
  9. III. 4. Внутреннеполитические формы влияния государства на туристскую деятельность
  10. III. Методы манипуляции.
  11. III. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. III. формы организации текущей учебной работы

Деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов связана с использованием видов, форм и методов налогового контроля. Правильный выбор форм, методов и видов налогового контроля предопределяет эффективность налогового контроля. Формы, методы и виды налогового контроля составляют механизм налогового контроля. Следовательно, для увеличения эффективности налогового контроля должны быть максимально отрегулированы все характеристики (элементы) этого механизма: организационно-технические, экономические и правовые. Исходя из наименования данного вопроса нас интересует правовой элемент механизма налогового контроля, т.е. правовое содержании видов, форм и методов налогового контроля.

Если правовое закрепление в законодательстве формы и методы налогового контроля получили с принятием Налогового кодекса РФ, то о видах налогового контроля в НК РФ ни сказано ни слова. Формы и методы налогового контроля закреплены в п. 2 ст. 1 НК РФ, в которой устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Рассмотрим классификацию налогового контроля по видам, которая может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Известно, что предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств[62]. Применительно к исследуемой нами теме следует согласиться с тем, что в практике работы налоговых органов такой контроль носит вспомогательный характер.

Его использование ограничено стадией планирования проведения налоговой проверки для принятия оптимальных решений.

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками[63]. Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется Межрегиональной налоговой инспекцией.

Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля[64]. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки[65]. В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

По объекту выделяется комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий — плановый и внезапный налоговый контроль. Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный, а по месту проведения — на камеральный и выездной. Так же в литературе предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический[66]. По смыслу п. 1.10.2 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах»[67] комплексной является проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности. Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость[68].

По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором — осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

Читайте так же:  Налог енвд для ип расчет калькулятор

Налоговый контроль определяют также как сплошной и выборочный. Первая форма налогового контроля основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, а вторая предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

Классифицируется налоговый контроль на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Реализуется он при помощи следующих приемов: формальной, логической и арифметической проверки документов; юридической оценки хозяйственных операций, отраженных в документах; встречных проверок; оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках; экономического анализа. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза[70]. В свое время специалистами фактический контроль определялся как «проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания»[71].

Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.

В зависимости от субъектов налогового контроля, классифицируется на: контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов, контроль финансовых органов, контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

Налоговый контроль можно подразделить на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности[72]. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки[73].

По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Формы налогового контроля также рассматриваются в учебной и научной литературе в разных аспектах.

Например, Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова отождествляют и не разделяют формы и методы налогового контроля[74]. В опубликованных ими работах предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения характерны и для толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль.

В понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления[75].

Под формой контроля предлагалось понимать и внешнее выражение конкретных действий, совершаемых субъектами контроля[76]. Такое определение в наибольшей степени соответствует философской трактовке категории «форма», которая в этом смысле есть способ существования и выражения содержания предметов и явлений. Тем не менее, даже основываясь на этом, в целом, правильном понимании данной категории, различают такие формы контроля, как количественная, качественная и стоимостная, которым присущи свои определенные приемы и способы[77]. В этом вопросе следует согласиться с Е.Ю. Грачевой, которая признает данный вывод противоречащим сложившейся практике, так как финансово-хозяйственный контроль охватывает все показатели экономической деятельности: количественные и качественные, натуральные и стоимостные — как единое целое. По ее мнению, при трактовке форм финансово-хозяйственного контроля следует исходить из соотношения содержания и формы как философских категорий, отражающих взаимосвязь двух сторон любой реальности.

В налоговом законодательстве, на сегодняшний день, так же нет четкого разграничения форм и методов налогового контроля. Под формами налогового контроля законодатель предлагает понимать и методы, формулируя статью 82 «Общие положения о налоговом контроле» НК РФ следующим образом: «налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

С точки зрения законодательной техники статья 82 НК РФ весьма посредственно решает поставленную перед ней задачу законодательного определения форм налогового контроля. Если налоговые проверки действительно относятся к категории форм налогового контроля, то все остальные понятия перечисленные в пункте 2 части 1 статьи 82 НК РФ, представляют собой методы, использующиеся при реализации форм налогового контроля.

Под формой налогового контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий, осуществляемых субъектами налогового контроля на постоянной основе в отношении всех подлежащих контролю субъектов.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов являются:

— контроль налоговых поступлений (оперативный налоговый контроль).

Конечно же, камеральная и выездная налоговые проверки являются основными формами налогового контроля. И этой позиции придерживается большинство исследователей[78].

Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

К методам налогового контроля следует отнести:

— проверку данных учета и отчетности;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— осмотр (обследование) территорий и помещений;

Источники


  1. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  2. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  3. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
Формы и методы налогового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here