Дополнительные мероприятия налогового контроля сроки

Полезная юридическая информация по теме: "Дополнительные мероприятия налогового контроля сроки" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Приложение N 34. Решение о проведении дополнительных мероприятии налогового контроля (форма по КНД 1165019)

Приложение N 34
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Форма по КНД 1165019

Полное и сокращенное наименования

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков:

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) Нужное указать.

(3) КПП указывается для организаций

(4) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Кодекса, дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

(5) Если проведена проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, дополнительно указывается пункт 14 статьи 105.17 Кодекса.

[1]

(6) Согласно пункту 6 статьи 101 Кодекса срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не превышает один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

(7) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

>
N 35. Дополнение к Акту налоговой проверки (форма по КНД 1165215)
Содержание
Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться по-новому

HASLOO/ Depositphotos.com

С сегодняшнего дня изменяется процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно, по итогам проведения указанных мероприятий налогового контроля, завершенных после 3 сентября 2018 года, налоговики должны будут составить дополнение к акту проверки (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 302-ФЗ). Данное изменение предусмотрено Федеральным законом № 302-ФЗ, который излагает п. 6.1 ст. 101 Налогового кодекса в новой редакции. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России. Отметим, что ранее по результатам проведения мероприятий налогового контроля проверяющие не предоставляли налогоплательщику отдельного документа и все проведенные мероприятия отражались в решении налогового органа о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ, дополнение к акту проверки будет составляться в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий. В дополнение к акту будет отражаться такая информация, как:

  • дата начала и окончания проведения допмероприятий налогового контроля;
  • полученные дополнительные доказательства, которые подтвердят факт нарушения налогового законодательства или их отсутствие;
  • сведения о проведенных допмероприятиях;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Срок вручения документа составляет пять рабочих дней со дня его оформления. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту вручается в течение 10 рабочих дней со дня его составления ответственному участнику этой группы.

Обоснованно ли осуществление выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения почерковедческой экспертизы? Узнайте из материала «Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет- версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вместе с составленным дополнением налоговики должны вручить документы, которые получены в ходе дополнительных мероприятий за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась проверка. Налогоплательщик вправе направить возражения на дополнение к акту в течение 15 рабочих дней с момента его получения и приложить к возражениям документы или их заверенные копии для подтверждения обоснованности возражений.

Энциклопедия решений. Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки

Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки

В ходе рассмотрения акта и материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства, образуют ли такие нарушения состав налогового правонарушения, а также имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за такие правонарушения.

По результатам их рассмотрения на основании п. 1 ст. 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, действующей со 2 июня 2016 года) руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть принято:

либо итоговое решение по проверке (одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ),

[2]

либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок принятия соответствующего решения — в течение 10 дней со дня истечения срока представления письменных возражений по акту проверки, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц*(1).

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

При этом срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не может превышать один месяц ( два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, а с 1 января 2017 года также и при проверке иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) (п. 6 ст. 101 НК РФ*(2)).

Читайте так же:  Пенсия если вообще не работал

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться (п. 6 ст. 101 НК РФ):

— истребование документов у налогоплательщика, у его контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии со ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ;

Указанный перечень является закрытым. Вместе с тем ФНС России в письме от 23.05.2013 N АС-4-2/[email protected] пояснила, что в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проведения почерковедческой экспертизы допустима выемка документов.

Суды также признают обоснованным осуществление выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения почерковедческой экспертизы (например, постановление Двадцатого ААС от 30.06.2015 N 20АП-2913/15 (постановлением АС Центрального округа от 29.09.2015 N Ф10-3134/15 оставлено в силе), постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010 (определением ВАС РФ от 17.05.2012 N ВАС-5533/12 отказано в пересмотре), ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А56-33713/2009).

Количество проводимых дополнительных мероприятий налогового контроля в течение установленного срока НК РФ не ограничено (см. письмо Минфина России от 15.07.2016 N 03-02-07/1/41426).

При этом назначаемые руководителем (заместителем руководителя) налогового органа дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений (п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

В частности, при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика не любые (все) документы, касающиеся его деятельности, а лишь те, которые направлены на сбор дополнительных доказательств, касающихся уже выявленных в ходе проверки правонарушений и отраженных в акте проверки. Действия должностного лица инспекции по истребованию документов, направленые на выявление новых правонарушений, могут быть признаны судом незаконными, а решение о привлечении к ответственности за непредставление таких документов — недействительным (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 18.12.2015 N Ф04-27598/15).

Кроме того, решения, изменившиеся после проведения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля, могут быть отменены судами в части незаконных доначислений (см. постановления ФАС Московского округа от 03.07.2014 N Ф05-6464/14, от 26.05.2011 N Ф05-4149/11, АС Уральского округа от 22.12.2015 N Ф09-10006/15, от 27.04.2012 N Ф09-2560/12, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 N Ф02-1811/12, Девятого ААС от 02.09.2014 N 09АП-31904/14, Шестнадцатого ААС от 26.08.2014 N 16АП-2377/14).

В любом случае, проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после вынесения решения по результатам проверки НК РФ не предусмотрено. Поэтому доказательства, полученные в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля после завершения проверки и вынесения итогового решения по ней, суды не принимают в качестве надлежащих (см, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2009 N А19-16584/08).

С учетом внесенных Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ изменений, по окончании срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщику предоставляется 10 дней для ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и представить письменные возражения по их результатам. В свою очередь, налоговый орган обязан обеспечить ему (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее 2-х дней со дня подачи соответствующего заявления (п. 2 и п. 6.1 ст. 101 НК РФ.

В связи с этим рекомендуем налогоплательщикам по окончании срока проведения допмероприятий налогового контроля не забывать направить в налоговый орган соответствующее заявление.

После этого материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ.

*(1) До 2 июня 2016 года нормы ст. 101 НК РФ не конкретизировали, в какой момент выносится решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В связи с этим КС РФ определении от 27.05.2010 N 650-О-О указал, что такое решение выносится в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, а не по его результатам (определение КС РФ от 27.05.2010 N 650-О-О).

При этом, согласно официальным разъяснениям, срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не мог выходить за пределы установленного в п. 1 ст. 101 НК РФ срока рассмотрения материалов проверки, то есть 10 рабочих дней плюс один месяц (письма Минфина России от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).

Поэтому, как правило, одновременно с решением о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля выносилось решение о продлении сроков рассмотрения материалов проверки и решение об отложении рассмотрения материалов проверки.

Срок ознакомления с материалами допмероприятий и представления налогоплательщиком письменных возражений по их результатам также не был установлен и определялся руководителем налогового органа с учетом судебной практики.

*(2) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ

Если инспекция назначила допмероприятия налогового контроля. (Фирфарова Н.В.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения может быть принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Осуществление такого права связано прежде всего с получением дополнительных доказательств по обстоятельствам, уже установленным в ходе проверки.
Какова процедура проведения дополнительных мероприятий? Какие действия проверяющих в рамках допмероприятий разрешены законом? Обладает ли налогоплательщик правом оспорить полученные налоговиками результаты? Каковы сроки вынесения решения по проверке с учетом сроков, отведенных на допмероприятия налогового контроля? Какие новшества, касающиеся процедуры проведения мероприятий налогового контроля, ожидают налогоплательщика в ближайшем будущем?

Читайте так же:  Какие граждане освобождаются от налогов

О праве инспекции проводить допмероприятия налогового контроля

Пункт 6 ст. 101 НК РФ наделяет руководителя (заместителя руководителя) налогового органа правом в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах (или отсутствия таковых) вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
———————————
Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

В решении о назначении допмероприятий излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-02-07/1-321).

Обратите внимание! Указание в решении обстоятельств, вызвавших необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, является обязательным условием начала их проведения.

Об условиях проведения допмероприятий, которые должны соблюдаться контролерами

По мнению Конституционного суда, решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится после того, как руководителем (заместителем) налогового органа будет установлено (Определение от 27.05.2010 N 650-О-О):
— совершало или не совершало лицо, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства;
— образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения (п. 5 ст. 101 НК РФ).
Дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений, совершенных налогоплательщиком в проверяемом налоговом периоде (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Иными словами, допмероприятия не должны быть направлены на установление новых фактов, не отраженных в акте налоговой проверки (Постановления АС ЗСО от 18.12.2015 N Ф04-27598/2015 по делу N А45-6043/2015, АС УО от 22.09.2015 N Ф09-5057/15 по делу N А34-5436/2014). В противном случае данные факты привели бы к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ).

О процедуре и сроке проведения допмероприятий

Как оформляются результаты допмероприятий?

На сегодняшний день Налоговым кодексом не предусмотрен порядок направления лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Кроме того, ст. 101 НК РФ не устанавливает порядок оформления результатов проведенных допмероприятий, а именно, составления акта или справки (Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112).

Обратите внимание! Как указывают суды, ст. 101 НК РФ не возлагает на налоговый орган обязанности по составлению акта или справки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и вручению ее налогоплательщику (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 N 09АП-60971/2016 по делу N А40-60516/16, ФАС СЗО от 29.05.2013 по делу N А26-4897/2012). Поэтому следует учитывать, что довод налогоплательщика о том, что инспекцией не составлен и не направлен в его адрес акт (справка) по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, будет отклонен судебными органами (Постановление ФАС МО от 16.04.2012 по делу N А40-40384/11-129-180 (Определением ВАС РФ от 03.08.2012 N ВАС-9658/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).

Вместе с тем абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ установлено: лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного п. 6 ст. 100 и п. 6.1 ст. 101 НК РФ для представления налогоплательщиком письменных возражений. Право проверяемого лица на ознакомление с вышеуказанными материалами и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/[email protected]).
Налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику реализацию указанного права не позднее двух дней со дня подачи им соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется на территории налогового органа путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.

К сведению. Форма протокола ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля приведена в приложении 2 к Письму ФНС России от 07.08.2013 N СА-4-9/[email protected] «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов».

Как указывает ФНС в Письме от 13.07.2016 N АС-4-7/[email protected], по смыслу положений, установленных ст. 101 НК РФ, соблюдение инспекцией норм налогового законодательства направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении его мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

Видео (кликните для воспроизведения).

О праве возразить налоговикам

О сроке, в течение которого выносится решение по проверке

Обратите внимание! После проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрению подлежат и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, максимальный срок для принятия решения, указанного в п. 7 ст. 101 НК РФ, складывается из суммы следующих сроков:
— 10 дней;
— одного месяца, на который может быть продлен 10-дневный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и допмероприятий налогового контроля и принятия по итогам их рассмотрения соответствующего решения;
— одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минфина России от 12.09.2016 N 03-02-08/53322.

Что ожидает налогоплательщика в ближайшее время?

Пленум ВАС о дополнительных мероприятиях налогового контроля (Весницкая Е.Г.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Положения п. 6 ст. 101 НК РФ позволяют налоговикам продлить период сбора доказательств совершения проверяемым налогоплательщиком вменяемых ему правонарушений, если руководство инспекции назначит дополнительные мероприятия налогового контроля. В гл. 14 НК РФ четко прописаны лишь сроки осуществления этих мероприятий и формы их проведения. Норм, касающихся оформления результатов допмероприятий, порядка и сроков их обжалования, вынесения итогового решения по проверке, закон не содержит. Поэтому и проверяющим, и проверяемым приходится ориентироваться на разъяснения компетентных и судебных органов. Не так давно Пленум ВАС РФ выпустил Постановление от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57), в котором, в частности, затронуты вопросы рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе после проведения допмероприятий.
Налоговые нормы о «допах»

Читайте так же:  Субсидии при рождении 3 ребенка

Реже дополнительные мероприятия организуются по инициативе должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, если, по его мнению, инспекторы не собрали достаточную доказательную базу по фактам, изложенным в акте проверки.
Налогоплательщик вправе оспорить решение о проведении дополнительных мероприятий в административном или судебном порядке, если сочтет, что указанные в решении обстоятельства не вызывают необходимость назначения таких мероприятий. Как правило, суды, разрешая подобные споры, принимают сторону инспекции, оставляя ее решения в силе (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 N 09АП-25295/2013, от 08.07.2013 N 09АП-19644/2013 ).
———————————
С 1 января 2014 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования любого акта ненормативного характера, принятого налоговым органом (Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ).
Определением ВАС РФ от 01.11.2013 N ВАС-14853/13 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ налоговики обязаны указать в упомянутом решении срок и конкретные формы проведения контрольных мероприятий. В качестве допмероприятий могут производиться истребование документов (ст. ст. 93, 93.1), допросы свидетелей (ст. 90), проведение экспертизы (ст. 95).
Хотя данный перечень мероприятий является закрытым, проверяющие иногда производят выемку документов, например, если налогоплательщик не исполнил требование о представлении документов, выставленное в рамках «допов», или документы необходимы для проведения назначенной почерковедческой экспертизы. Суды не усматривают в таких действиях проверяющих несоблюдения налоговых норм . Солидарна с ними и ФНС. Так, в Письме от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 налоговое ведомство разъяснило, что выемка документов с целью проведения почерковедческой экспертизы допустима в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако проверяющим нужно учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. п. 4 и 8 ст. 94 НК РФ.
———————————
Постановления ФАС СКО от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС МО от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС СЗО от 18.05.2010 N А56-33713/2009, ФАС ВВО от 16.04.2008 N А11-3197/2007-К2-24/221.

Это все налоговые нормы, касающиеся порядка, сроков и форм проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Между тем и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает масса вопросов, связанных с «допами». Вот некоторые из них.

Требуется ли оформлять результаты допмероприятий каким-либо документом?

Какие сроки отведены налогоплательщику на подготовку возражений на результаты допмероприятий?

Есть судебные акты, в которых арбитрами применен аналогичный подход. Например, ФАС МО в Постановлении от 25.12.2012 N А40-523/11-20-3 признал правомерными действия инспекции, предоставившей проверяемому лицу один рабочий день вместо 15 для подготовки возражений на акт с учетом материалов допмероприятий. Судьи решили, что налоговый орган не допустил существенных нарушений процедуры принятия решения о привлечении к налоговой ответственности. А арбитры ФАС ВСО в Постановлении от 15.05.2012 N А19-8330/2011 указали, что ст. 100 НК РФ 15-дневный срок установлен только для представления возражений на акт проверки.
Из Постановления N 57 усматривается, что высшие арбитры хотят поменять подход судебных органов к разрешению данного вопроса. В п. 38 этого Постановления четко сказано, что п. 6 ст. 100 НК РФ налоговые органы должны применять и в отношении обжалования результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

В какой срок должно быть принято итоговое решение по проверке?

Вариант первый — материалы направлялись

[3]

Вариант второй — материалы не направлялись

Дополнительные мероприятия налогового контроля

«Ваш налоговый адвокат», 2009, N 1

В статье с учетом судебно-арбитражной практики рассматриваются вопросы обоснованности назначения дополнительных мероприятий налогового контроля и правила их проведения.

Дополнительные мероприятия — это специальная форма налогового контроля, их проведение зависит от усмотрения руководителя (его заместителя) налогового органа и от конкретных обстоятельств дела. Эти мероприятия назначаются, чтобы получить дополнительные доказательства наличия или отсутствия в действиях налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) состава налогового правонарушения (абз. 1 п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Как видно, смысл дополнительных мероприятий налогового контроля заключается в сборе достаточной совокупности доказательств по делу о налоговом правонарушении. Назначение мероприятий означает, что сотрудники налоговой службы, проводившие проверку, не в полной мере обосновали свои выводы, изложенные в ее акте. Руководитель (его заместитель) налогового органа, рассматривая материалы проверки, в соответствии с установленной законом процедурой оценивает собранные по делу доказательства и правильность сделанных на их основе выводов.

В Налоговом кодексе РФ не установлены принципы оценки доказательств по делу о налоговом правонарушении, не содержатся критерии, по которым можно определить достаточность собранных доказательств, поэтому обратимся к процессуальному законодательству. Так, согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств по делу.

И если назначение дополнительных мероприятий выступает следствием негативной оценки руководителем налогового органа собранных доказательств по делу, значит, эти доказательства не позволяют принять законное и обоснованное решение.

Доказательства в налоговом процессе появляются при проведении контрольных мероприятий. В п. 1 ст. 82 НК РФ даны определение налогового контроля и примерный перечень контрольных мероприятий. Перечень иных контрольных мероприятий установлен, в частности, в гл. 14 Налогового кодекса РФ.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут выступать только некоторые из контрольных мероприятий. Так, в силу п. 6 ст. 101 НК РФ это могут быть исключительно:

  • истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ;
  • допрос свидетеля;
  • проведение экспертизы.
Читайте так же:  На сколько повысится пенсия в днр

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля является исчерпывающим. Доказательства, добытые инспекцией в результате совершения иных действий, будут считаться полученными с нарушением закона. Их нельзя использовать при рассмотрении материалов проверки. Мероприятия налогового контроля могут быть проведены до принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

В решении о назначении дополнительных мероприятий излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок (предельный — один месяц) и конкретная форма мероприятия (абз. 2 п. 6 ст. 101 НК РФ). Отсутствие ссылки на данные обстоятельства поставит под сомнение законность самих мероприятий.

В частности, в Постановлении от 14 марта 2006 г. по делу N Ф04-994/2006(20446-А03-7) ФАС Западно-Сибирского округа отметил, что решение налогового органа должно быть соответствующим образом мотивировано, а именно в нем должны быть указаны обстоятельства, исключающие возможность принять обоснованное решение по материалам выездной проверки, а также конкретные мероприятия, которые необходимо провести для документального подтверждения совершенного налогоплательщиком правонарушения.

Решение о назначении дополнительных мероприятий является промежуточным актом. Результаты контрольных мероприятий служат средством подтверждения (опровержения) выводов налогового органа, обеспечивая обоснованность его окончательного решения. Производный характер дополнительных мероприятий зависит от выводов, сделанных в акте налоговой проверки. Налоговый орган не вправе проводить дополнительные мероприятия по фактам нарушений, не отраженным в этом акте.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает порядок вручения решения о назначении дополнительных мероприятий налогоплательщику и не предоставляет ему право обжаловать это решение. Также НК РФ не предусматривает обязанности проверяющих составлять по итогам дополнительных мероприятий какой-либо общий документ и направлять его налогоплательщику. По мнению автора, эти вопросы следует урегулировать в Кодексе.

Хотя назначение дополнительных контрольных мероприятий само по себе не нарушает прав налогоплательщика, он может не согласиться с законностью назначенных мероприятий и обратиться в суд с требованием о признании незаконными действий инспекции по их проведению.

Пример 1. Считая незаконными решение инспекции о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в части истребования у налогоплательщика дополнительных документов, а также требование о представлении документов, общество обратилось в арбитражный суд.

Частично удовлетворяя заявленные требования общества, суды исходили из того, что запрашиваемые инспекцией документы представлены обществом в полном объеме в ходе выездной проверки. Истребование ранее представленных обществом документов не направлено на получение дополнительных (новых) сведений, необходимых для принятия обоснованного решения по результатам налоговой проверки.

(Постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2007 г. по делу N Ф09-9863/07-С3)

Налогоплательщик вправе обратиться в суд и с заявлением о признании решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий недействительным, если исходя из анализа текста оспариваемого ненормативного акта становится ясно, что мероприятия направлены на выявление новых фактов, которые не были установлены в ходе выездной проверки . В данном случае это будет означать, что налоговый орган проводит дополнительную налоговую проверку, что не допускается налоговым законодательством.

См. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. по делу N Ф03-А51/07-2/2950.

В Постановлении от 9 августа 2007 г. по делу N Ф03-А51/07-2/2950 ФАС Дальневосточного округа отметил: судами обеих инстанций на основе оценки всех представленных лицами, участвующими в деле, материалов проверки сделан обоснованный вывод, что дополнительные мероприятия, перечень которых содержится в решении, направлены не на закрепление или опровержение выявленных в ходе проверки нарушений, а на выявление новых нарушений, что не входит в пределы полномочий, предоставленных налоговому органу в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Тем не менее следует иметь в виду: в судебных актах иногда дополнительные контрольные мероприятия называются дополнительной налоговой проверкой, что является юридически некорректным. По результатам таких мероприятий налоговый орган не может делать новые выводы о наличии (отсутствии) в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения. Дополнительные доказательства, полученные в результате проведения данных мероприятий, либо подтверждают, либо опровергают сформированную ранее точку зрения налогового органа. Цель дополнительных мероприятий — уточнить обстоятельства, связанные с обнаруженными правонарушениями (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 марта 2008 г. по делу N Ф08-1091/08-397А).

Мотивом назначения дополнительных мероприятий налогового контроля может быть, в частности, необходимость проверки обоснованности возражений налогоплательщика, поданных на акт налоговой проверки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 мая 2007 г. по делу N А11-6559/2006-К2-19/519). Эти возражения могут поставить под сомнение выводы сотрудников инспекции, проводивших проверку, и вызвать необходимость получить дополнительные доказательства по делу. В такой ситуации налоговый орган обязан назначить дополнительные мероприятия, проверить аргументы, представленные налогоплательщиком. В противном случае решение налогового органа не будет считаться законным и обоснованным.

Пример 2. Общество после получения копии акта выездной проверки представило на него свои возражения, приложив необходимые документы. Налоговый орган не реализовал предоставленных ему законом полномочий для проверки указанных обществом сведений о заказчиках. В частности, не были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, в ходе которых возможно было бы установить достоверность или недостоверность заявленных обществом сведений.

Доказательства, опровергающие достоверность сведений о заказчиках, не были представлены и в суд. Как следует из протоколов судебных заседаний, заявления о недостоверности представленных обществом доказательств налоговым органом не делались.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции согласился с решением арбитражного суда о признании частично недействительным решения налогового органа о доначислении налогов и начислении пеней.

(Постановление ФАС Центрального округа от 2 октября 2007 г. по делу N А54-1850/2007)

В силу того что дополнительные доказательства являются составной частью материалов налоговой проверки, налогоплательщик вправе участвовать в исследовании данных доказательств, а налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате рассмотрения указанных материалов. Иначе решение инспекции признается незаконным, так как будет считаться, что оно принято с существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.

Читайте так же:  Военные выходят на пенсию в лет

Так, в Постановлении от 6 августа 2008 г. по делу N Ф08-4435/2008 ФАС Северо-Кавказского округа подчеркнул: поскольку налогоплательщик может присутствовать при рассмотрении материалов проверки, лишение его права участвовать при исследовании дополнительных доказательств, в частности полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, противоречит закону.

В заключение отметим, что, к сожалению, в законе не установлены подобные гарантии прав налогоплательщика, вследствие чего судебно-арбитражная практика восполняет пробелы налогового законодательства. По мнению автора, налогоплательщик в связи с приобщением новых доказательств к материалам дела вправе дополнить свои возражения, поданные на акт налоговой проверки, и дать свою оценку полученным налоговым органом дополнительным доказательствам.

Мероприятия дополнительного налогового контроля: ответы представителей ФНС

Мероприятия налогового контроля предусматривают проведение налоговых проверок, истребование пояснений и документов, осмотр помещений и так далее. О них сказано в статье 82 НК РФ. Одной из специальных форм налогового контроля являются дополнительные мероприятия, которые могут назначаться по усмотрению руководства налогового органа. Их цель — подтвердить и закрепить выводы сотрудников ИФНС, которые проводили проверку. В рамках таких мероприятий инспекторы стремятся собрать факты, которые подтвердят совершение правонарушения.

Предлагаем познакомиться с ответами специалистов Налоговой службы на 4 важных вопроса, связанных с проведением мероприятий дополнительного контроля. Они даны в письме ФНС от 19 октября 2018 года № ЕД-4-2/[email protected]

Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?

О мероприятиях дополнительного налогового контроля сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Это истребование документов, допрос свидетелей и проведение экспертизы. Назначаются такие мероприятия по решению руководителя налогового органа или его заместителя. Основанием для принятия решения служит необходимость получения дополнительных доказательств, которые подтвердили бы или опровергли тот факт, что налогоплательщик совершил нарушение.

Срок проведения таких мероприятий — месяц при обычной проверке, и 2 месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

Назначаются упомянутые мероприятия до того, как окончится налоговая проверка и будет составлен и вручен налогоплательщику акт. А также до того, как ее материалы будут рассмотрены руководством ИФНС.

Каким документом оформляются результаты?

Результаты дополнительных мероприятий должны оформляться специальным документом — дополнением к акту налоговой проверки. Об этом сказано в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. Это правило, как и некоторые другие, вступило в силу 3 августа и распространяется на проверки, которые завершились после 3 сентября 2018 года.

Формируется документ в течение 15 рабочих дней после окончания дополнительного мероприятия. В нем нужно отразить такие параметры:

  • дату начала и окончания мероприятия;
  • его описание;
  • доказательства, которые были получены в его ходе.

Может ли дополнительное мероприятие выявить новые нарушения?

Нет, не может. Смысл дополнительных мероприятий в том, чтобы найти факты, подтверждающие уже выявленные правонарушения. В пункте 6.1. статьи 101 НК РФ сказано, что в дополнении к акту проверки следует указывать дополнительные доказательства. Подразумеваются доказательства в отношении тех правонарушений, которые указаны в самом акте налоговой проверки.

Такой же вывод сделан в постановлении Конституционного суда от 14 июля 2005 года № 9-П и постановлении Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57. В них указано, что дополнительные мероприятия направлены на сбор доказательств по тем нарушениям, которые уже обнаружены.

Даже если в ходе допмероприятия будут выявлены какие-то иные нарушения, включать их в дополнение к акту проверяющие не должны.

Вправе ли ИФНС доначислить налоги после проведения допмероприятий?

Есть постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57, в котором сказано: после того как вынесено решение по результатам проверки, ФНС не может его изменить таким образом, чтобы она ухудшило положение проверяемой компании или ИП. Иначе говоря, доначислить налоги нельзя.

Однако это общий случай, и в судебной практике из него есть исключения. Примером может служить постановление АС Уральского округа от 23 апреля 2015 года № Ф09-1929/15. Подавая возражение на акт, налогоплательщик представил документы, которые были недоступны инспекторам при проведении выездной проверки. Изучение этих документов привело к увеличению доначислений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Налогоплательщик обратился в суд, однако он поддержал налоговый орган. Судьи указали, что представленные документы имели отношение к нарушениям, которые выявлены в ходе проверки. И сделанные на их основе доначисления правомерны, поскольку иначе бы налогоплательщик избежал уплаты налога с сокрытого им объекта налогообложения. Верховный Суд своим определением от 20 августа 2015 года № 309-КГ15-9617 оставил указанное постановление в силе.

Источники


  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  2. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  3. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  4. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
Дополнительные мероприятия налогового контроля сроки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here