Доначисления по результатам налоговых проверок

Полезная юридическая информация по теме: "Доначисления по результатам налоговых проверок" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Доначисления по результатам налоговых проверок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО были доначислены НДС и пеня по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. В решении сказано, что ООО получило необоснованную налоговую выгоду посредством завышения налоговых вычетов по НДС. ООО предложено уплатить недоимку и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
НДС доначислен в связи с тем, что подрядчик, который выполнял работы для организации, привлёк субподрядчика, признанного налоговым органом фирмой-однодневкой.
В настоящее время решение налогового органа не вступило в силу. Организация планирует обжаловать решение налогового органа в установленном для этого порядке, в том числе и в судебном порядке, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение о привлечении к ответственности в оспариваемой части.
В каком порядке должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете доначисленные по результатам проверки суммы НДС и пени, если налоговая база по налогу на прибыль по таким расходам остается без изменения (признана налоговым органом, как правомерно уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль)? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму доначисленного НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доначисленная по акту проверки сумма НДС и пени отражаются в бухгалтерском учете организации на дату вступления в силу решения налогового органа, вынесенного на основании акта проверки.
Порядок отражения приведен в данной консультации.
Суммы НДС и пени, начисленные по акту проверки, не уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Случаи отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

22 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

О результатах налоговых проверок

«Финансы», 2007, N 12

Контроль за соблюдением налогового законодательства представляет собой осуществление субъектами контроля комплекса мер по учету налогоплательщиков, организации исчисления и обеспечения своевременного и полного поступления налоговых платежей, выявлению налоговых правонарушений и применению мер ответственности за их совершение, а также по обеспечению информированности субъектов налогообложения. По данным территориального налогового органа (Инспекция) рассмотрим и проанализируем результаты налоговых проверок.

На основе анализа отчетных данных, представленных Инспекцией, необходимо констатировать, что результаты проведенных комплексных и тематических проверок по-прежнему свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Анализ данных налоговой отчетности Инспекции позволяет сделать следующие вывод: поступление платежей в бюджетную систему РФ из года в год значительно возрастает. В 2006 г. в бюджетную систему РФ поступило налоговых платежей на 15,3% больше, чем в 2005 г., и на 34,8% больше, чем в 2004 г. В 2006 г. сумма задолженности по налогам перед бюджетом снизилась по сравнению с 2005 г. на 14%, однако ее показатели еще высоки, т.к. финансовое состояние отдельных организаций различных отраслей экономики пока неудовлетворительное.

[1]

Следует отметить, что основная часть нарушений налогового законодательства выявляется именно в декларациях, сдаваемых на бумажных носителях. И это объясняется не только тем, что подчас возникают арифметические ошибки, но и потому, что изначально в электронном виде декларации представляли, как правило, законопослушные налогоплательщики, многие из которых пользуются услугами высококвалифицированных аудиторов.

[2]

Существенное влияние на увеличение налоговых доходов государства оказала работа налоговых органов по вовлечению денежных средств организаций-должников в погашение задолженности. Основная сумма задолженности погашена должниками до принятия налоговыми органами ограничительных и принудительных мер. Сумма погашенной предприятиями-недоимщиками задолженности после получения требований налоговых органов об уплате налогов и сборов составила примерно половину от общей суммы погашенной задолженности, что является свидетельством повышения уровня расчетно-платежной дисциплины, а также повышения эффективности налогового администрирования.

Сумма бесспорно взысканных налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков-организаций в банках, снижается в первую очередь благодаря совместной работе территориальных налоговых органов и подразделений Службы судебных приставов. Необходимо отметить, что работа по взысканию задолженности по налогам и сборам недобросовестных налогоплательщиков остается одним из основных направлений деятельности Инспекции.

По результатам проведенных камеральных и выездных проверок в бюджетную систему в 2006 г. Инспекцией дополнительно начислено налогов на 18% больше, чем в 2005 г., и на 38% больше, чем в 2004 г., данный факт свидетельствует о повышении результативности проведенных выездных налоговых проверок. Значительные доначисления в 2005 г. по результатам выездных налоговых проверок объясняются переходом многих налогоплательщиков в межрегиональные и межрайонные инспекции, и, как следствие, возросло количество выездных налоговых проверок в отношении данных организаций. Таким образом, данные свидетельствуют о повышении роли камеральных налоговых проверок при осуществлении налогового контроля при увеличении их количества. Вместе с тем практика показывает, что при определении суммы доначисленных налоговых платежей на одну проверку однозначно наибольшие величины достигаются при проведении выездных налоговых проверок в соответствии с запросом вышестоящего налогового органа.

Важнейшей задачей, на решение которой ФНС России ориентирует нижестоящие налоговые органы, является задача обеспечения сплошного автоматизированного камерального контроля с использованием дополнительных сведений, прямо или косвенно характеризующих налоговую базу. Камеральный контроль в управлении рассматривается в настоящее время в качестве основной и приоритетной формы налогового контроля.

Анализ показывает, что в среднем на одну камеральную проверку доначисления (включая недоимку и штрафы) в 2006 г. составили более 150 тыс. руб. При этом каждая третья проверка проводилась с использованием дополнительных документов и сведений. Отметим, что с 2007 г. при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ. Доля доначисленных платежей по результатам камеральных налоговых проверок в общем объеме доначисленных платежей в 2006 г. составила более 50%. Однако только 48% проверок были результативны, что объясняется недостаточно глубоким камеральным анализом.

Между тем тенденция роста уровня количественных и качественных показателей, характеризующих работу в данной сфере контроля, достаточно устойчива на протяжении последних трех лет. Так, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. общее количество проведенных камеральных налоговых проверок возросло.

Ошибки, выявляемые в ходе камеральной проверки, можно разделить на три основные группы: арифметические; аналитические (в основном связаны с неправильным заполнением декларации); нарушение срока представления деклараций или уплаты налога. При этом нарушают установленные сроки более 25% налогоплательщиков, зарегистрированных в Инспекции.

По нашему мнению, в настоящее время главной задачей контрольной работы налоговых органов должно стать повышение аналитической составляющей камеральных проверок, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

Кроме того, количество представленных деклараций растет с каждым годом, а количество работников, осуществляющих камеральный контроль, осталось неизменным. В связи с вышесказанным необходимо разработать критерий отбора налогоплательщиков, у которых необходимо проведение углубленного логического камерального контроля, с использованием внешней и внутренней информации, остальная категория деклараций должна быть подвергнута арифметическому контролю с использованием только внутренней информации.

Читайте так же:  С какой суммы начинается налог

Одной из наиболее эффективных форм проведения налогового контроля, значение которой повышается в последнее время, является выездная налоговая проверка. Исключительно важное значение для эффективной организации вышеуказанного вида контроля имеет осуществление целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, а также углубленной предпроверочной подготовки в целях определения перспективных направлений и выработки на этой основе оптимальной стратегии проверок, обеспечивающей рациональное использование всех форм налогового контроля.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected], предполагает обоснованность выбора объектов проверки на основе всестороннего анализа всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

В результате анализа актов проверок выявлены чаще всего встречающиеся виды нарушений налогового законодательства: уклонение от подачи налоговой декларации, несвоевременная подача или подача декларации с заведомо неверными данными; несвоевременная уплата налогов; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; грубое нарушение правил учета доходов и расходов; нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением, неправильное оформление документов (в том числе договоров, счетов-фактур, платежных документов). Это относится в первую очередь к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты, а также к документам, подтверждающим достоверность и целесообразность осуществления хозяйственных операций; действия налогоплательщиков, направленные на неправомерное уменьшение налогов или уклонение от их уплаты, а именно представление налогоплательщиком документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых уменьшается сумма налогов, фактически причитающаяся к уплате.

При этом налогоплательщики часто объясняют такие случаи необходимостью налоговой оптимизации в целях снижения налогового бремени, хотя разница между уклонением от уплаты (с использованием не вполне законных способов) и налоговой оптимизацией (которая предполагает четкое следование законодательным актам) вполне очевидна.

Основной проблемой при проведении выездных налоговых проверок является затягивание сроков проведения проверок в связи с представлением налогоплательщиком документов, не исследованных в ходе проверки на стадии рассмотрения разногласий, что ведет к назначению мероприятий дополнительного контроля, переносу планируемых проверок, дополнительному отвлечению рабочей силы. Также хотелось бы отметить, что в последнее время происходит рост количества специалистов, имеющих специальное образование в сфере налогообложения. Поэтому налогоплательщики зачастую, не согласившись с доводами проверяющих, изложенными в решениях Инспекции, довольно удачно оспаривают их в судебных инстанциях. Необходимо отметить, что арбитражные суды достаточно часто принимают сторону налогоплательщика и год от года увеличивается не только количество проведенных проверок, но и обращений налогоплательщиков в судебные инстанции с требованием о признании решений Инспекции незаконными (см. табл. 1).

Динамика арбитражных споров за 2004 — 2006 гг.

Среди наиболее действенных мероприятий, направленных на совершенствование контрольной работы налоговых органов, следует выделить:

  • разработку методов определения реальной налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
  • формирование системы критериев для оценки уровня выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками;
  • создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках;
  • анализ и обобщение наиболее часто используемых налогоплательщиками схем ухода от налогов.

Проверьте доначисления налоговой

Представьте ситуацию: на фирме прошла выездная налоговая проверка, по результатам которой доначислены суммы налогов, пеней и штрафов. Однако решение суда по этому вопросу еще не вынесено. Бухгалтер в таком случае задастся вопросом, производится ли доначисление указанных сумм в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос – в нашей статье.

Если фирма оспаривает решение инспекции о налоговом правонарушении в суде, в бухгалтерском учете начисление налогов, штрафов и пеней к уплате в бюджет не должно отражаться до момента вступления в силу решения суда по исковому заявлению на действия налогового органа. Однако необходимо обратить внимание на следующий момент.

Существенные и несущественные доначисления

Сложившаяся ситуация может попасть под действие ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» либо под действие ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». В этом случае организация должна определить, является ли сумма возможных доначислений (налогов, штрафов и пеней) существенной. Согласно приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Так, решение вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

Если указанная сумма несущественна, то положения пункта 6 ПБУ 7/98 и пункта 5 ПБУ 8/01 к ней не применимы. При этом до момента вступления в силу судебного решения никаких записей в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности не делается.

Если же сумма доначислений существенна, незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком, решения по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды, относят к категории условных фактов хозяйственной деятельности. Добавим, что для отнесения факта хозяйственной деятельности к условному необходимо, чтобы вероятность его наступления была высокой или очень высокой (п. 3 ПБУ 8/01). Определить степень вероятности должна сама организация. При этом под высокой вероятностью понимается вероятность более 50 процентов (будущее событие, скорее всего, наступит). Заметим, что оцениваться должна вероятность того, что суд удовлетворит требования налоговой инспекции, и фирме придется заплатить дополнительные налоги, а также штрафы и пени.

Возможно, что при рассмотрении степени вероятности события сумма доначислений будет разбита на:

  • налоги, штрафы и пени, начисление которых маловероятно;
  • налоги, штрафы и пени, вероятность начисления которых высокая.

Когда создаются «существенные» резервы?

После рассмотрения степени вероятности того, что суд удовлетворит требования налоговой инспекции необходимо проверить данные суммы на существенность. Если в итоге доначисления, которые имеют высокую вероятность, также будут существенны, то фирма должна создать резерв в связи с имеющимся на отчетную дату условным обязательством в порядке, установленном пунктом 9 ПБУ 8/01. В данном пункте сказано, что создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. Добавим, что под условным обязательством понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации.

Cуммы начисленных налогов, штрафов и пеней могут отражаться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Заметим, что в целях налогообложения прибыли сумма создаваемого резерва не учитывается, поскольку это не предусмотрено главой 25 «налог на прибыль организаций» Налогового кодекса.

При вступлении в силу судебного решения организация делает следующие проводки:

Дебет 96 Кредит 68

– отражена задолженность перед бюджетом по уплате налогов, штрафов и пеней в сумме, установленной судом.

Сумму излишне созданного резерва отражает записью:

Дебет 96 Кредит 91

– неиспользованная сумма резерва признана внереализационным доходом.

Напомним, что расходы в виде штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ).

События после отчетной даты

Оставшуюся сумму налогов (штрафов, пеней), начисление которых маловероятно (плюс налоги, штрафы и пени, вероятность начисления которых высокая, но их сумма несущественна), следует проверить на существенность. При ее существенности на нее распространяются нормы ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

Согласно пункту 3 ПБУ 7/98, событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Читайте так же:  Срок давности по земельному налогу

При этом к событиям после отчетной даты относятся:

  • события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  • события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.

Отражение в учете

Исходя из перечня, содержащегося в приложении к ПБУ 7/98, доначисленные суммы налогов, пеней и штрафов при невынесенном решении суда относятся к событиям, свидетельствующим о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. Так, согласно пунктам 10, 11 ПБУ 7/98 последствия таких событий отражаются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся. Информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении.

При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие.

В. Шишкин, руководитель проекта Департамента консалтинга ООО «Аудит – новые технологии»

Налоговая ответственность по результатам повторной выездной налоговой проверки (постановление президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 7278/10)

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, N 7

Доначисление налогов, привлечение к налоговой ответственности по результатам повторной выездной налоговой проверки правомерны в том случае, если решение по первоначальной выездной налоговой проверке отменено судом по формальным основаниям.

Межрайонной инспекцией ФНС по Республике Саха (Якутия) (далее — Инспекция) была проведена выездная налоговая проверка общества за период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г., по итогам которой принято решение о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Во исполнение постановления старшего следователя по особо важным делам Следственной части по расследованию организованной преступной деятельности при Министерстве внутренних дел Республики Саха (Якутия) решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) (далее — Управление) была назначена повторная выездная налоговая проверка общества в отношении тех же налогов за период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г.

Управление отменило решение Инспекции как не соответствующее требованиям п. 8 ст. 101 НК РФ. При этом Управление исходило из того, что к акту выездной налоговой проверки не приложены документы, подтверждающие доходы и расходы общества, установленные проверкой; состав налоговых правонарушений не определен, обстоятельства их совершения не раскрыты.

Общество оспорило решение Инспекции в арбитражном суде, который решением по делу N А58-1644/2008 признал его недействительным, поскольку в акте и решении Инспекции не указаны обстоятельства совершения обществом налогового правонарушения, отсутствует документальное его подтверждение, т.е. решение Инспекции не соответствует требованиям ст. 101 НК РФ.

По результатам повторной выездной налоговой проверки Управление приняло решение о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которым доначислило ему налог на прибыль, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, единый налог на вмененный доход, начислило пени, а также предложило удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решения арбитражных судов

Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, заявленное требование удовлетворено.

Признавая решение Управления недействительным, суды трех инстанций пришли к выводу, что оно изменяет права и обязанности общества по уплате налогов, пеней и штрафов, неправомерность начисления которых установлена вступившим в законную силу решением суда.

Суды исходили из того, что по результатам повторной выездной налоговой проверки обществу доначислены такие же налоги за те же налоговые периоды, что и решением Инспекции, которое было признано недействительным вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А58-1644/2008.

При этом суды сослались на Постановление КС РФ от 17.03.2009 N 5-П, которым признано не соответствующим ст. ст. 46 (ч. 1), 57 и 118 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации положение, содержащееся в абз. 4 и 5 п. 10 ст. 89 НК РФ, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможности вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных непересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

С учетом указанной правовой позиции КС РФ суды сочли, что решение Управления направлено на преодоление вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу N А58-1644/2008.

Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум ВАС РФ не согласился с позицией нижестоящих судов, указав следующее.

Вышестоящему налоговому органу п. 10 ст. 89 НК РФ предоставлено право проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

Основанием для назначения повторной выездной налоговой проверки являлся контроль за деятельностью инспекции (п. 10 ст. 89 НК РФ), поскольку в отношении должностного лица инспекции, проводившего выездную налоговую проверку общества, было возбуждено уголовное дело за получение взятки от руководителя общества и Верховным судом Республики Саха (Якутия) вынесен обвинительный приговор.

Из Постановления КС РФ от 17.03.2009 N 5-П следует, что повторная выездная налоговая проверка недопустима, когда имеются основания полагать, что ее результаты могут вступить в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными не пересмотренным по установленной процессуальной процедуре судебным актом.

Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела N А58-1644/2008 суд не давал оценки доказательствам и фактическим обстоятельствам, а также сделанным Инспекцией на их основании выводам, обоснованность и законность которых являются предметом контроля вышестоящего налогового органа (Управления) при проведении повторной проверки.

Решение Управления, принятое по результатам повторной выездной налоговой проверки, было отменено судом только по мотиву наличия судебного акта, признавшего решение Инспекции, принятое по результатам первоначальной налоговой проверки общества, недействительным.

Однако наличие судебного акта, отменившего решение налогового органа, не является достаточным основанием для отмены решения Управления.

Решение вышестоящего налогового органа (Управления) может быть отменено только в том случае, если содержащиеся в нем выводы воспроизводят изложенные в решении Инспекции обстоятельства, признанные судом ошибочными.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для доначисления обществу налогов, начисления пеней и штрафов, по делам о признании недействительными решения Инспекции по первоначальной выездной налоговой проверке и решения Управления по повторной выездной налоговой проверке судами не исследовались, то выводы судов о том, что решение Управления вступает в противоречие с судебными актами по делу N А58-1644/2008, являются преждевременными.

Президиум ВАС РФ постановил: решение арбитражного суда первой инстанции, Постановление арбитражного апелляционного суда и Постановление арбитражного суда кассационной инстанции отменить.

Читайте так же:  В каких случаях назначается пенсия

Дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Комментарий

Президиумом ВАС РФ рассмотрен вопрос о правомерности проведения вышестоящим налоговым органом выездной проверки и доначисления налогоплательщику налогов по результатам этой проверки в том случае, когда вышестоящим налоговым органом проверяются налоги, уже проверенные нижестоящим налоговым органом за те же налоговые периоды.

При этом решение, принятое нижестоящим налоговым органом, признано ранее недействительным как самим вышестоящим налоговым органом, так и судебным актом, но по формальным основаниям.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.10.2010 N 7278/10 пришел к выводу, что такая проверка правомерна и доначисление налогов, начисление пеней и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности возможны при наличии следующих фактических обстоятельств.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.10.2010 N 7278/10 указал, что решение вышестоящего налогового органа может быть отменено только в том случае, если содержащиеся в нем выводы воспроизводят изложенные в решении нижестоящего налогового органа обстоятельства, признанные вступившим в законную силу судебным актом неправомерными.

Президиум ВАС РФ направил данное дело на новое рассмотрение с тем, чтобы арбитражный суд первой инстанции оценил правомерность доначисления вышестоящим налоговым органом налогоплательщику налогов по итогам повторной выездной проверки.

prednalog.ru

Just another WordPress site

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Свежие записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд
  • Доначисление налогов: проводки, отчетность, налоговые акты проверки.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как отразить в учете и декларации доначисление налогов, пеней и штрафов? Этот вопрос волнует всех бухгалтеров, поскольку с данной темой приходится сталкиваться довольно часто.

    Рассмотрим тему доначисления налогов по итогам проверки для компаний на общем режиме. В принципе, большой разницы при доначислении налогов на спецрежимах нет, вопрос только в налоге на прибыль и отложенной разнице.

    Как отразить в учете пени и штрафы?

    На основании акта проверки налоговики выставляют штрафы и пени. Данные санкции отражаются проводкой

    В какой момент отражаются штрафы и пени в учете? Проводку делаем в периоде подписания решения по налоговой проверке.

    Ни штрафы, ни пени в данном случае не уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому они всегда формируются за счет чистой прибыли компании (пп. 2 ст. 270 НК РФ). А поскольку данные суммы в расходах не учитываются, то разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

    В апреле 2014 года налоговики приняли решение по проверке, на основании которого ООО «Круиз» было оштрафовано по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2013 году на сумму 13 845 рублей. К тому же компании были начислены пени в сумме 2465 рублей.

    В апреле бухгалтер сделал проводки:

    Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 13 845 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

    Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 2465руб. — начислены пени

    Как правильно доначислить налог?

    Что такое доначисление налога? По сути, это ошибка бухгалтера. Следовательно, ее нужно исправлять в отчетности того периода, к которому они относятся.

    При обнаружении ошибки за текущий год, налоги доначисляются на дату решения по проверке.

    Если ошибка найдена при начислении налогов за прошлый год, а баланс еще не утвержден, то доначисление нужно сделать в декабре прошлого года.

    Особое внимание стоит обратить на доначисления налогов за прошлые периоды, по которым отчетность уже сдана. Здесь все зависит от того, является ли сумма существенной или нет.

    Несущественные ошибки отражают на дату обнаружения (решения по проверке). В бухгалтерском учете такие ошибки трактуются как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. Их отражают проводкой.

    Д-т 91 (Д-т 99 при доначислении налога на прибыль) К-т 68

    Для существенных ошибок другое правило. Их отражают проводкой

    К тому же, необходимо пересчитать показатели прошлых лет в текущей отчетности. Данный вывод следует из ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

    Рассмотрим более подробно, как делать исправления в отчетах по конкретным налогам, поскольку для каждого налога есть свои особенности.

    Доначисление налога на прибыль

    Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.

    Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно. Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.

    Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации. В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет. К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).

    Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Иногда суммы уменьшаются лишь в налоговом учете. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. Тогда в бухучете никаких изменений не будет.

    В 2014 году у ООО «Ксенон2» была выездная налоговая проверка. В результате чего инспекторы посчитали, что компания в 2013 году работала с нереальными поставщиками, и сняли их суммы оплаты за продукцию в размере 65 000 рублей. По этой сумме был доначислен налог на прибыль 65 000* 20% = 13 000 рублей.
    К тому же, было выявлено явное завышение амортизации на сумму 14 000 рублей. По данному нарушению была начислена сумма

    14 000 * 20% = 2800 рублей.

    Для ООО «Ксенон2» данные затраты оказались несущественными. Следовательно, бухгалтер по результатам ревизии в 2014 году делает проводки:

    Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 13 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2014 год на основании акта проверки;

    Д-т 02 К-т 91 = 14 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

    Д-т 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» К-т 68 = 2800 руб. (14 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

    Д-т 68 К-т 99 субсчет «ПНА» = 2800 руб. (20 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

    Д-т 99 субсчет «убытки прошлых лет» К-т 68 = 2800 руб. — доначислен налог на прибыль за 2013 год по результатам проверки;

    При корректировке доходов, нужно придерживаться таких же правил, как и при корректировке расходов. В налоговом учете никаких изменений не будет, соответственно, подавать «уточненку» не нужно.

    Если в бухучете вы занизили доходы, то в текущем периоде нужно показать прибыль прошлых лет и отразить постоянный налоговый актив (ПНА). В случае, когда в бухгалтерском учете вы все отразили верно, в текущем периоде корректировки делать не нужно.

    Схема корректировки и проводки по налогу на прибыль

    Налоговые доначисления НДС.

    Что касается НДС, то здесь ситуация двоякая. Закон не дает четкого ответа на вопрос, куда включать суммы НДС, доначисленные по результатам проверки.

    Читайте так же:  Минимальный размер пенсии для работающего пенсионера

    Как объясняют налоговики, доначисленную сумму НДС можно учесть в расходах только в одном случае – если такая сумма формирует первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) (ст. 170 НК РФ), а бухгалтер по ошибке приняла ее к вычету. После полученного акта проверки такие суммы можно включить в себестоимость, если данная сумма уже участвует в расчете налога на прибыль (письм Минфина России № 03-07-11/222 от 07.06.08).

    Во всех других ситуациях, по мнению налоговиков, доначисленный НДС включать в расходы нельзя на основании пп. 19 ст. 270 НК РФ, где четко определено, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленный покупателю.

    Но есть мнение, что НДС, как и любой другой налог, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Даже суды в таких случаях иногда встают на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-5096/2007-12/27 от 10.08.09).

    Чтобы избежать споров с налоговиками, вы можете не включать доначисленный НДС в расходы, тогда вам нужно отразить постоянное налоговое обязательство.

    В ООО «Регламент» прошла налоговая проверка, в результате которой инспекторы аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде на сумму 26 000 руб. Для компании данная сумма несущественна. Данный вычет нельзя учитывать в стоимости товаров.

    При получении акта проверки, бухгалтер не включила данную сумму в расходы для налогообложения прибыли.

    Бухгалтерские проводки по доначислению НДС:

    Д-т 91 К-т 68 = 24 000 руб. — доначислен НДС;

    Д-т 99 субсчет «ПНО» К-т 68 = 4800 руб. (24 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

    Доначисление налогов: налог на имущество, транспортный и земельный налоги

    Если инспекторы проверили налог на имущество, транспортный налог или земельный налог и сделали доначисление, такие суммы уменьшают облагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    В редких случаях при проверке одного налога инспекторы делают исправления в налоговых карточках по другим налогам. Чаще всего это нужно сделать бухгалтерам.

    Самый простой способ – сделать доначисления налога и отнести их в расходы текущего периода налогового периода. В бухгалтерском учете такие расходы также учитываются в затратах текущего года на дату решения по проверке. Тогда разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникнет.

    В ООО «Карп» в 2014 году прошла налоговая проверка и по ее итогам инспекторы доначислили налог на имущество за 2013 год в сумме 6345 рублей и транспортный налог в сумме 12 797 рублей.

    Бухгалтер делает следующие проводки.

    Д-т 91 К-т 68 = 6 345 руб. — доначислен налог на имущество за 2013 год;

    Д-т 91 К-т 68 = 12 797 руб. — доначислен транспортный налог за 2013 год.

    Если компания хочет оспорить решение по проверке

    Если компания не согласна с решением налоговой проверки, она может оспорить ее в досудебном порядке.

    Нужно ли делать проводки, если решение оспаривается? Конечно, учитывая правила бухучета, любая операция требует какой-то записи. Но может случиться вероятность того, что вам придется обратиться в суд и пройти несколько судебных инстанций, отменяющих решение предыдущей инстанции. Тогда бухгалтеру придется делать корректировки несколько раз подряд, что существенно осложнит ее работу. К тому же здесь может возникнет вероятность принятия решения, отрицательного для компании, в результате чего необходимо будет сформировать оценочное обязательство и сделать проводку

    Поэтому разумнее для компании не делать никаких исправлений до принятия окончательного судебного решения. Тогда вы сможете сделать проводки и отразить их в периоде принятия судебного решения.

    Бесплатная книга

    Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

    Скорее в отпуск!

    Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку «Получить книгу».

    Проверка прошла, что дальше?

    Отражение результатов налоговой проверки в учете

    Самое неприятное, что по итогам проверки (как камеральной, так и выездной) иногда приходится платить доначисленные налоги, штрафы и пени. Результаты проверки организации должны отразить и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

    А предпринимателям немного проще, они должны учесть все доначисления только в налоговом учете, поскольку бухучет они не веду

    Наводим порядок в бухучете

    Даже если организация не согласна с решением ИФНС и собирается его оспаривать (в том числе в суде), лучше сначала уплатить все доначисленные налоги. Ведь если вам удастся отстоять доначисления (полностью или частично), вы потом вернете уплаченные в бюджет суммы или зачтете их в счет будущих платежей. А вот пени начисляются до тех пор, пока за вами числится недоимка по налогу (если только суд не отменит суммы доначислений полность Так что чем раньше вы рассчитаетесь с бюджетом, тем меньшую сумму пеней вам придется уплатить.

    Многие бухгалтеры задают вопрос, нужно ли отражать в бухучете доначисленные налоги по итогам камеральных и выездных налоговых проверок с применением ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то есть в зависимости от даты утверждения бухотчетности и от существенности ошибки. Или же можно ПБУ не применять, а отражать все доначисления текущим периодом на дату вступления в силу решения по проверке, поскольку организация считает, что она все операции ранее отражала правильно.

    Вот что по этому поводу думают аудиторы.

    ОБМЕН ОПЫТОМ

    “ В силу п. 2 ПБУ ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности организации. Это означает, что любое неправильное отражение операций на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» является бухгалтерской ошибкой.

    Как указано в ПБУ, ошибка может быть обусловлена, в частности: неправильными классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухотчетности, и т. д.

    То есть если происходит доначисление налога, значит, организация все же нарушила положения налогового законодательства (по крайней мере, либо она не оспаривала мнение налогового органа, либо суд ее не поддержал). Поэтому можно говорить о неправильных действиях бухгалтера при отражении налога в проверяемом периоде.

    Можно, конечно, пытаться апеллировать к фразе «Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельност Но это означает, что на момент проведения проверки и признания налогового нарушения существуют новые требования налогового законодательства, которые организация не применяла и не могла применить при формировании деклараций в проверяемых периодах, чего быть никак не может. Подчеркнем, что ошибкой является любое неправильное отражение операций в учете и отчетности, даже если бухгалтер (физическое лицо) чего-то не знал. Суть в том, что организация в целом имела (опять же по мнению налогового органа) всю информацию для правомерного формирования налоговых баз и сумм налогов.

    Таким образом, ответ только один — бухгалтерские записи и действия должны выполняться строго по нормам ПБУ иначе это тоже станет бухгалтерской ошибко

    При отражении в бухучете доначислений по налоговой проверке датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения по проверке, на которую и надо сделать все исправительные проводки. А кроме того, на порядок отражения записей по счетам также будет влиять такой критерий, как существенность ошибки.

    Как правило, налоговые проверки проводятся за предыдущие годы и на дату вступления в силу решения по проверке бухгалтерская отчетность за эти годы уже утверждена.

    Читайте так же:  64 год рождения выход на пенсию

    Если ошибка несущественная и она затронула финансовый результат, тогда используется счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», и все исправительные проводки делаются на дату обнаружения ошибки без ретроспективного пересчет

    Ошибка признается существенной, если она в отдельности или вместе с другими ошибками за тот же период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухотчетности этого периода. Критерий существенности организация определяет сама и утверждает его в учетной политик

    Если ошибка существенная и она затронула финансовый результат, то в этом случае всегда затрагивается счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и делается ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухотчетности за прошлые Но это происходит только в том случае, если доначисления по проверкам очень большие.

    [3]

    Лишь малые предприятия, которые имеют право составлять упрощенную бухотчетность, могут исправлять существенные ошибки так же, как и несущественные, в периоде обнаружения и не делать ретроспективный пересче

    Далее мы рассмотрим порядок отражения доначислений по налоговой проверке, когда они не признаются существенной ошибкой. В этом случае все исправительные записи надо сделать в текущем периоде на дату вступления в силу решения по проверке. Причем отражение сумм в учете будет зависеть от вида доначислений и их причины.

    Вид операции Дт Кт
    Доначислены налоги, которые учитываются в расходах при налогообложении: налог на имущество, транспортный, земельный налоги 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по соответствующему виду налога
    Счет 91 используется, когда отчетность за год, в котором выявлены нарушения (не были начислены налоги), на дату вынесения решения уже подписана
    Доначислены налог на прибыль/ налог при УСН/ ЕНВД 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
    Начислены штрафы и пени по налогам 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
    Доначислен НДФЛ, который можно удержать из доходов работника 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
    Удержан НДФЛ из выплат работнику 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

    Проводки по отражению в учете доначисленного НДС приведем в отдельной таблице.

    Наводим порядок в налоговом учете

    Сначала вас обрадуем: по налогам, доначисленным инспекторами по итогам проверки (выездной или камеральной), подавать уточненные декларации/ расчеты не нужн Ведь ошибки нашли не вы, а налоговики.

    Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах сумм

    • доначисленного налога на прибыль/ налога при УСН/ ЕНВД/ НДФЛ;
    • пеней и штрафов.

    А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:

    • организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверк Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решени
    • предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налого
    • организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налого

    Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:

    • НДС, который вы не начислили при реализации.

    По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расхода Ведь получается, что этот НДС:

    • покупателю не выставлялся/ не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
    • исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.

    Имейте в виду, что включать сумму доначисленного с реализации НДС в расходы вы можете, если готовы отстаивать свою позицию в суде;

    • входной НДС, который вы неправомерно приняли к вычету:
    • по дефектному счету-фактуре;
    • по счету-фактуре от недобросовестного контрагента;
    • превышения норматива «прибыльных» расходов.

    Напомним, к вычету можно принять только ту сумму входного НДС, которая относится к представительским расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в пределах норматива — не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный/ налоговый перио А поскольку представительские расходы сверх этого норматива в «прибыльные» расходы не включаются, то и сумму НДС, относящуюся к ним, к вычету заявить нельзя;

    • НДС, который вы не восстановили, хотя должны были это сделать в таких случаях:
    • вы передали имущество в качестве вклада в уставный капита
    • НДС принят к вычету с уплаченного аванса, а впоследствии вы приняли к вычету НДС и при оприходовании товаров (работ, услуг), полученных в счет этого аванс

    Налоговики теперь реже выезжают. Но несмотря на это, сумма доначислений только растет

    Можно учесть в прочих расходах на дату вступления в силу решения по проверке:

    • восстановленный налоговиками НДС во всех случаях, кроме двух вышеуказанны
    • принятый к вычету входной НДС, который надо было учесть в стоимости товаров, работ, услуг (кроме ОС и НМА), при условии, что сама стоимость уже учтена в расхода Если же стоимость товаров (работ, услуг) еще не включена в расходы, тогда на НДС надо увеличить стоимость этих товаров (работ, услуг).

    Если же вы приняли к вычету НДС, который нужно было учитывать в стоимости ОС/ НМА, тогда вам нужно включить его в их первоначальную стоимост После этого надо доначислить амортизацию с даты введения ОС/ НМА в эксплуатацию до даты вступления в силу решения по проверке. И эту сумму амортизации единовременно включить в прочие расходы.

    Если организация не согласна с решением налоговиков по проверке и намерена его обжаловать в УФНС или в суде, тогда все доначисления в бухгалтерском и налоговом учете надо делать на дату вступления в силу решения по жалобе (в том числе апелляционной) или решения суда. Но поскольку процесс обжалования может затянуться на длительный период (особенно при оспаривании в суде), то сумму доначисленных налогов в бухучете можно отразить как оценочное обязательство: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 96 «Резервы предстоящих расходо При этом не забудьте в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах в таблице 7 отразить информацию об оценочном обязательств

  • Источники


    1. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

    2. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

    3. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
    4. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
    Доначисления по результатам налоговых проверок
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here