Доля налогов в налоговых поступлениях

Полезная юридическая информация по теме: "Доля налогов в налоговых поступлениях" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Эффективность налоговой политики компании в целом можно оценить в цифрах

Популярное по теме

Насколько компания эффективно оптимизирует налоги в целом, может показать анализ изменения налоговой нагрузки. Зачем вообще нужен этот анализ? Цель любой компании в области налогового планирования – не внедрить какую-либо мудреную схему, а меньше заплатить налогов в бюджет. Причем в целом по организации. Абсолютные значения в рублях здесь не подойдут, ведь в каждом квартале у компании меняются показатели деятельности: выручка, себестоимость, прибыль и т. д. Именно поэтому необходимы относительные показатели налоговой нагрузки.

Единой методики оценки изменения налоговой нагрузки нет. Эксперты и налоговые консультанты предлагают различные подходы.

Для анализа можно использовать два показателя

Самым простым из них и самым действенным представляется расчет двух показателей: доли налоговых платежей в прибыли и доли налогов в выручке.

Доля налоговых платежей в прибыли до уплаты налогов (далее – НПприбыль) или эффективная ставка. Это соотношение показывает, сколько рублей на каждые 100 рублей заработанной прибыли компания отдает бюджету. Рассчитывается по формуле:

НПприбыль = Налоговые платежи за период / Прибыль до уплаты налогов за период ×100%

Например, НПприбыль=23 процента означает следующее. Заработав прибыль до уплаты налогов в 100 рублей, компания заплатит всех налоговых отчислений около 23 рублей.

Данные по налоговым платежам определяются как суммы, подлежащие уплате в бюджет, а не начисленные. То есть за минусом всех льгот и освобождений и т. д. Сведения можно получить из аналитики счета 68 «Расчеты с бюджетом».

Заметим, вопрос о включении платежей по НДС и акцизам довольно спорен. Обычно они не принимаются в расчет, так как фактически уплачиваются за счет средств покупателей, а не компании. Но если в компании оплата от клиентов постоянно задерживается и она вынуждена перечислять НДС и акцизы из собственных средств, то имеет смысл рассчитать этот показатель дважды: с учетом косвенных налогов и без них.

Сумма прибыли до уплаты налогов определяется несколько сложнее. Для этого можно воспользоваться данными как управленческого (картина будет более точная), так и бухгалтерского учета (информацию проще получить). Предположим, компания решила воспользоваться сведениями из бухучета. Для этого нужно взять показатель строки 140 отчета о прибылях и убытках и прибавить к нему суммы налогов, учитываемых в себестоимости товара, работы или услуги. В частности, налог на имущество, транспортный и земельный налоги. В России в среднем независимо от отраслей этот показатель составляет 30–40 процентов. Однако в реальности он очень сильно зависит от отрасли.

Доля налоговых платежей в выручке (далее – НПвыручка). По аналогии с предыдущим показателем это соотношение раскрывает, какую часть выручки компания отдает бюджету. Рассчитывается по формуле:

НПвыручка = Налоговые платежи за период / Выручка без учета НДС и акцизов × 100%

Этот показатель дополняет предыдущий, учитывая такой фактор, как объем деятельности. Ведь есть же разница, что отдавать бюджету – 30 процентов со 100 рублей или с 10 млн рублей. Кроме того, с помощью этого соотношения легче прогнозировать объем налоговой нагрузки в будущих периодах. Достаточно подставить в расчет планируемую выручку.

По различным оценкам экспертов, этот показатель в среднем по России составляет около 10–20 процентов. Повторимся, цифры довольно условные.

Заметим, оба эти показателя ценны именно в сравнении. Если компания просчитает их за весь период своей деятельности, то выявит общую тенденцию. Если оба показателя уменьшаются, значит, эффект от налогового планирования есть. Если же они колеблются около одного уровня или, хуже того, растут, то можно сделать вывод о неэффективности налоговой политики.

Компании могут сравнить свои показатели с данными конкурентов

Насколько эффективно снижение налоговой нагрузки, можно оценить на примере конкурентов компании по нужной отрасли. Для этого можно на легальном основании получить отчетность по ним и хотя бы приблизительно сравнить уровень нагрузки.

Конечно, рассчитать долю налоговых платежей в прибыли и выручке не получится, так как для этого нужны более подробные данные, которые являются налоговой тайной (ст. 102 НК РФ). Но можно проанализировать и показатели отчета о прибылях и убытках. Эти сведения либо публикуются в открытых изданиях, или их можно получить в органах статистики.

Возможность использования данных бухучета обусловлена тем, что обычно прибыль в обоих учетах не так сильно отличается одна от другой.

Рассмотрим пример из практики (см. таблицу). Компания получила бухотчетность по четырем своим основным конкурентам, которые имеют приблизительно одинаковые объемы реализации: А1, А2, А3 и А4. Соответственно, если никто из них не зарегистрирован в зонах с льготным налоговым режимом, то и налоговая нагрузка у них должна быть одинаковая. Конечно, это выполняется, если условия закупки у компаний по одинаковым товарам близки.

Если взять соотношение прибыли и себестоимости, то из таблицы видно, что скорее всего компании А3 и А4 занимаются налоговой оптимизацией, так как их наценка гораздо ниже, чем у компаний А1 и А2. При этом классическим примером жесткого планирования будет компания А4. Ее соотношение прибыли и себестоимости в 2–4 раза ниже, чем у конкурентов, уровень прибыли и налога на прибыль также отличается в разы.

Кроме сравнения налоговой нагрузки, такой анализ может быть полезен еще в одной ситуации. Например, если компания проводит агрессивное планирование налогов по сравнению с другими, то у нее повышаются налоговые риски и можно ожидать в ближайшее время налоговую проверку.

[1]

Какие еще факторы важно учесть при анализе налоговой нагрузки

При сравнении с другими компаниями той же отрасли нужно учитывать, какими являются сравниваемые компании – крупными, средними или небольшими. От этого во многом зависит их налоговая политика.

Например, из практики подмечено, что небольшой бизнес, как правило, применяет наиболее агрессивные способы налоговой оптимизации. Причина в том, что обычно такие компании преследуют тактические цели, живут одним днем. Средние и крупные, наоборот, прорабатывая те или иные варианты налоговой оптимизации, стараются просчитать эффект на несколько лет вперед, вместе с возможными последствиями.

Читайте так же:  Трудовая пенсия по государственному обеспечению

Также одним из мотивов более агрессивного снижения в мелком бизнесе является более низкая стоимость «выхода» – замены одного участника схемы другим. Снять с регистрации одного предпринимателя и зарегистрировать другого не так уж и трудно. Такая же ситуация и с ООО. В обоих случаях активов на балансах участников чаще всего нет.

При этом уровень проработки схем и их документальное подтверждение, как правило, на более высоком уровне в среднем и крупном бизнесе. Как из-за более высокой квалификации специалистов, так и из-за того, что решения зачастую принимают наемные менеджеры, которые менее склонны к риску, чем собственники. Владельцы же небольшого бизнеса часто, начав использовать ту или иную схему, стараются сэкономить на ресурсах и откладывают на потом все нюансы.

Если компания недовольна своей налоговой нагрузкой и планирует ее менять

Если компания планирует повысить эффективность налоговой политики, то есть риск создать себе дополнительные проблемы помимо роста вероятности налоговых претензий.

Например, компания предполагает получить финансирование. В этом случае нужно заранее предположить реакцию потенциальных инвесторов. Например, на практике были случаи, когда банки отказывались сотрудничать, если видели, что по официальной отчетности деятельность компании убыточна. Также могли возникнуть сложности с привлечением средств, если выручка компании растет, а прибыль в абсолютном выражении остается на том же уровне.

Важный нюанс имеет и возможная реакция партнеров по бизнесу. Не исключено, что в случае использования схем кто-то перестанет сотрудничать или изменит условия работы. Например, посчитав бизнес более рискованным, чем прежде, откажет в отсрочке платежа.

Доля налогов в налоговых поступлениях

Ключевые слова: НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ; НАЛОГ; БЮДЖЕТ; БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ; THE TAX TO THE INCOMES OF THE PHYSICAL PERSONS; TAX; BUDGET; BUDGET OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Согласно статье 8 части первой Налогового кодекса РФ, налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с предприятий и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог на доходы физических лиц – основной вид прямых налогов, исчисляемый в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время составляет около 13%.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) это один из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи:

— обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан;
— стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

Преимущество НДФЛ заключается в том, что его плательщиками является трудоспособное население страны, имеющее место работы. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей.

Данный налог наибольшую значимость для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как НДФЛ, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.

В соответствии с Налоговым кодексом и нормами Бюджетного кодекса РФ распределение НДФЛ между бюджетами бюджетной системы РФ осуществляется следующим образом: в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ, а оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты. [1]

В условиях Российской экономики НДФЛ не является доминирующим в налоговой системе страны, но входит в число первых.

Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ. [2]

Таблица 1.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2015-2017 г. (млрд. руб.)

Показатель 2015г. 2016г. 2017г.
Поступило в консолидированный бюджет РФ,

«федеральные налоги и сборы»,всего

12 126,0 12 770,4 15 419,2 Налог на прибыль организации 2 442,2 2 677,9 3 239 ,4 Налог на доходы физических лиц 2 805,2 3 017,2 3 251 ,6 Налог на добавленную стоимость 2 589,4 2 808,3 3 233 ,4 Акцизы 1 020,9 1 297,2 1 523,6 Налог на добычу полезных ископаемых 3 226,8 2 929,3 4 130,4 Остальные налоги и сборы 41,4 40,6 40,7

Из таблицы видно, что основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого мы замечаем устойчивую тенденцию роста поступления. Структура поступления налогов и сборов за 2017 год представлена на рисунке 1.


Рис.1 Структура поступления налогов и сборов за 2017 г.

Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2015 по 2017 год, представленные в таблице 2. [2]

Таблица 2.

Доля НДФЛ в налоговых доходах бюджетной системы РФ (млрд. руб.)

Значение НДФЛ в консолидированном бюджете РФ Значение НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ
Год Консолидированный бюджет РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% Консолидированный бюджет субъектов РФ, всего В т.ч.

НДФЛ

Доля,% 1 2 3 4 5 6 7 2015

2806,5 20,5 6 905,8 2806,5 40,6 2016

3017,2 20,9 7 551,4 3017,2 39,9 2017

17 197,1 3251,1 18,9 8 179,11 3251,1 39,7

Как мы видим, динамика налоговых поступлений в период 2015 по 2017 год была незначительной, доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов РФ составила от 20,5 %до 18,9%. Значимость налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ достаточно высока, т.к. его доля составляет практически 40% за рассматриваемые периоды. Для наглядности отобразим значение НДФЛ в рис.2.


Рис.2 Структура поступления НДФЛ по уровням бюджета за 2015-2017 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.

2.2 Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах

Эффективная ставка налогов выражает отношение общей суммы налогов и платежей, внесённых предприятием, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Для наиболее общей оценки налогового бремени целесообразно определять эффективную ставку для средних условий производства при отсутствии льгот и повышенных изъятий дохода.

[2]

Зарубежные исследования показывают, что изъятие у производителей более 30 — 40 % добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства — ситуация «налоговой ловушки». Результаты расчетов эффективной ставки показывают, что самой низкой она оказалось в Гонконге, самой высокой в России — 51,4 %, то есть выше уровня «налоговой ловушки».

Читайте так же:  На какой процент повысят пенсию

Бремя налогов в России значительно тяжелее, чем в зарубежных странах, и намного выше уровня «налоговой ловушки». Степень налогообложения различных факторов (амортизации, заработной платы и прибыли) также выше, чем в этих странах.

Основными отличительными особенностями структуры налоговых поступлений в России по сравнению с большинством зарубежных стран являются: — высокая суммарная доля налогов на прибыль предприятий и подоходного налога с населения;

— поступления подавляющей части (около 80 %) прямых налогов, в основном налога на прибыль;

— высокая доля НДС в поступлениях налогов на товары и услуги; — очень низкая доля поступлений в социальные фонды за счёт индивидуальных доходов населения.[ Приложение 2. Таблица 2 ]

При всей множественности налогообложения правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов, оптимизации их. Опыт западноевропейских государств вполне применим в современных условиях к России, если его не слепо копировать, а использовать в соответствии с конкретными специфическими особенностями экономики Российской Федерации.

Налоговое бремя и инвестиции

Эффективная ставка (ЭС) налогов и платежей характеризует общее налоговое бремя.

В связи с обсуждением различных концепций налоговой реформы и разработкой альтернативных вариантов налогового кодекса разговоры о высоком налоговом бремени России стали достаточно распространены.

Хозяйственники жалуются на то, что налоговый пресс мешает им развивать производство, а руководители властных структур — на катастрофическую нехватку бюджетных средств. В самом деле, налоговые поступления, включая взносы во внебюджетные социальные фонды, составляют у нас не более 30% валового внутреннего продукта (ВВП), а в среднем по Европейским странам — около 40%. Если оценивать налоговое бремя этим показателем, то в России оно покажется невысоким. Но доля налоговых поступлений в ВВП отражает фактическое положение дел, на которое оказывают влияние в числе других факторов степень собираемости налогов, структура производимой продукции и рентабельность производства.

С точки зрения хозяйственника, налоговый пресс определяется по-другому. Руководителя интересует, какая часть полученного дохода останется на нужды предприятия после расчетов с бюджетом и социальными фондами. Работника интересует не весь доход, который он создал, а та сумма, которую ему выдадут на руки. Инвестор 5 же обычно хочет получить максимальные дивиденды на вложенные средства, которые к тому же оказывают влияние на курс его ценных бумаг. С этой точки зрения для оценки налогового бремени лучше использовать показатель интегральной полной ставки налогообложения (ПСН) добавленной стоимости как отношения суммы всех налогов и обязательных платежей, внесенных предприятием, его работниками и собственниками в госбюджет и государственные внебюджетные фонды, к величине добавленной стоимости при условии уплаты общих для всех предприятий налогов и реализации продукции на внутреннем рынке.

Упрощенная формула расчета такова: ПСН = (НП + НР + НС)* 100%/ДС, где ДС — добавленная стоимость; НП — общая сумма налогов с предприятия, включая сборы, обязательные отчисления и другие изъятия в бюджет у внебюджетные фонды; НР — налоги с работников (прежде всего, подоходный налог и взносы в пенсионный фонд); НС — налоги с собственников или инвесторов (налог на прибыль от долевого участия или дивиденды). Зарубежные исследования показывают, что если полная ставка налогообложения превышает 40 % (так называемый порог Леффера), то инвестирование в производство становится невыгодным.

Пример расчета интегральной полной ставки налогообложения.

Пусть, предприятие, где работает 1000 чел., получило выручку от реализации продукции 100 млн. руб. без НДС, причем материальные затраты составили 60 млн. руб. (включая НДС 10 млн. руб.), амортизация фондов — 5 млн.. руб., заработная плата 20 млн.. рублей, а налог на имущество — 1 млн.. руб. Предприятие уплатит следующие налоги:

Налог на добавленную стоимость — 100 млн.*18% — 10 млн.. = 8 млн. руб.;

Отчисления в дорожный фонд — 100 млн.*2.5% = 2.5 млн. руб.

Отчисления на содержание жилья и т.п. — 100 млн.*1.5% = 1.5 млн. руб.

Налог на имущество — 1 млн. руб.;

Отчисления во внебюджетные фонды — 20 млн.*38.5% = 7.7 млн. руб.;

Налог на нужды учреждений образования и транспортный налог — 20 млн.*2% = 0.4 млн. руб.

Прибыль предприятия составит: 100 млн. — 50 млн. — 5 млн. — 20 млн. — 1 млн. -2.5 млн. -1.5 млн. — 7.7 млн. — 0.4 млн. = 11.9 млн. руб.

Налог на прибыль по ставке 24% равен 2.856 млн.. руб., а чистая прибыль — 9.044 млн.. руб. Всего предприятие уплатит налогов: 8 млн.. + 2.5 млн.. +1.5 млн.. +1 млн.. + 7.7 млн.. + 0.4 млн.. + 2.856 млн.. = 23.956 млн. руб.

Предположим, что 2.5 млн.. руб. чистой прибыли предприятие распределит в виде дивидендов акционерам, которыми являются его работники. Тогда каждый работник получит 2500 руб. Работники уплатят взносы в Пенсионный фонд по ставке 14%. Облагаемый доход каждого работника составит: 20 000 000/1000 (зарплата) + 2500 (дивиденды) — 2800 (отчисления в ПФ) — 1000 (12-кратный размер ММОТ) = 18 700 руб. Подоходный налог по ставкам составит 2431 руб.

Всего работники уплатят налогов: 0.28млн. руб. + 2431 руб.*1000 чел. = 2.711 млн. руб.

Предположим, что часть акций предприятия принадлежит юридическим лицам, которым по итогам года выплачены дивиденды в размере 4 млн. руб. Из этой суммы предприятие должно удержать 9% налога на дивиденды, что составляет 0.36 млн. руб.

Всего предприятием, его работниками и собственниками будет уплачено: 23.956 млн. + 2.711 млн.+ 0.36 млн. = 27.031 млн. руб.

Добавленная стоимость составит: 100 млн. + 18 млн. (НДС) — 50 млн. (матзатраты) — 10 млн. (НДС на матзатраты) = 58 млн. руб.

Интегральная полная ставка налогообложения составит: 27.031 млн./58 млн. *100% = 46.6%.

Читайте так же:  Какие налоги платит снт на упрощенке

Налоговое бремя на добавленную стоимость и ее основные элементы (заработную плату и прибыль) в России оценивается на уровне 54-62%, что превышает и без того довольно высокие среднеевропейские показатели на 10-20 пунктов, а порог Леффера — на 12-22 пункта. Таким образом, мнение производственников о чрезмерно высоком налоговом бремени в России полностью подтверждается. Это вынуждает их любыми способами, законными и незаконными, уклоняться от налогообложения. Иначе в сложившейся обстановке предприятиям просто не выжить.

Сравнение рассчитанного уровня ПСН и доли налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте по зарубежным странам показывает, что ПСН в среднем на 5 пунктов выше. Это можно объяснить влиянием льгот. Российская ПСН на 28-30 пунктов выше доли налоговых поступлений в ВВП. Наряду с наличием льгот это объясняется тяжелым финансовым положением многих налогоплательщиков и уклонением их от налогов. Поэтому руководители властных структур по-своему тоже правы, когда сетуют на острую нехватку бюджетных средств.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Низкой полная ставка налогообложения оказалась в Гонконге — 22.5%, в Сингапуре и Швейцарии — около 31-33%. Довольно либеральное налоговое бремя установлено в США, Великобритании, Испании и Норвегии — около 40-43%. Средний уровень для Западной Европы составил 46- 47%. А высокие значения ПСН (более 50%) имеют место в Италии, Бельгии, Германии и Польше. Итак, можно установить, что налоговое бремя, измеренное показателем полной ставки налогообложения, в России слишком высокое даже по сравнению с Европейскими странами. Однако значительное превышение порога Лаффера 6 само по себе не приводит к ощутимому упадку инвестиционной деятельности: в некоторых странах показатель ПСН почти такой же, как у нас, но это не оказывает на инвестиции столь негативного влияния, как в России. Например, в Италии ПСН составила 53.3% в 2006 г., что только на 2-3 пункта ниже, чем у нас. Однако проблем с капвложениями в этом государстве гораздо меньше. Это происходит в том числе и потому, что структура налогообложения в Италии другая, предусматривающая меньшее налогообложение прибыли и дивидендов и льготы инвесторам, но несколько большее налогообложение заработной платы.

Для более полной оценки влияния налоговой системы на заинтересованность предприятия в инвестиционной деятельности был выбран заведомо выгодный с технологической точки зрения проект «Строительство завода по производству облицовочной плитки», который предусматривает, что монтаж оборудования в основном завершен и проведены исследования по маркетингу продукции — облицовочной плитки для стен и полов из натурального камня. Технологический цикл изготовления готовой продукции — один месяц. В ходе экспериментов инвестиционный проект «погружался» в налоговую среду России, Италии, Сингапура и США в 2002-2007 гг. Исходные данные для всех четырех расчетов совпадали, кроме следующих: ставка годового процента за кредит в Италии, США и Сингапуре — 8%, в России — 30 %; размер среднемесячной заработной платы составил в долларах США: в США — 2200, в Италии — 2000, в Сингапуре — 1300, в России — 700 (по фактическим данным проекта).

Наиболее важные для нашего анализа сводные выходные показатели за весь период внедрения инвестиционного проекта приведены в таблице. [ Приложение 3. Таблица 3 ]

В России значительно дешевле рабочая сила, но дороже кредит и выше налоги, поэтому размер займа оказался выше, чем в других странах — 515 000 долларов США. Для реализации проекта в Италии потребовался бы заем в 505 000 долларов, а в США — 415 000 долларов. Меньше всего необходимый размер кредита составил бы в Сингапуре — 340 000 долларов, что объясняется относительно низкой стоимостью рабочей силы и льготной налоговой системой. Размер кредита и тяжесть налогового бремени во многом определяют и сроки погашения кредита: в России и Италии — 6-8 месяцы с даты начала реализации проекта, в США — 5-7 месяцы, в Сингапуре — 5-6 месяцы. Годовая валовая прибыль в течение всего периода внедрения проекта ниже всего в России, несколько выше — в Италии и гораздо выше — в США и Сингапуре. По чистой прибыли наблюдается сходная картина. Следовательно, предпочтения инвестора, получающего дивиденды из чистой прибыли, при наличии выбора страны для реализации проекта будут следующими: Сингапур, США, Италия, Россия.

Итак, уровень налогообложения доходов (заметим, и некоторых расходов) производственных предприятий при реализации инвестиционных проектов в России очень высок и оценивается для материалоемкого производства в размере 57-60%, в то время как в США и Сингапуре этот показатель не выше 41%. Условия налогообложения в Италии, хотя и определяют весьма высокое налоговое бремя, являются несколько более выгодными для реализации инвестиционных проектов, чем в России. Это подтверждает сделанный ранее вывод о том, что высокая доля налогов в добавленной стоимости и высокий процент за кредит даже при низкой стоимости квалифицированной рабочей силы делают инвестирование в российскую экономику непривлекательным для предприятий.

Как же надо изменить налоговую систему, чтобы преодолеть такую ситуацию? Прежде всего нужно уменьшить суммарное налогообложение прибыли с 50-55% до 35-40%. Для этого нужно снизить ставку налога на прибыль и одновременно отменить не существующие в зарубежных странах налоги, базой которых является выручка от реализации продукции до начисления НДС: отчислений в дорожный фонд и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Источники финансирования этих нужд целесообразно изменить. Такое уменьшение позволит сделать общий налоговый климат благоприятнее.

Далее для стимулирования инвестиционной активности предприятий нужно ввести инвестиционные налоговые льготы при жесткой отчетности, например освобождение от налогообложения доходов, реинвестированных в обновление производства; установление для производственных предприятий, обновляющих производство и внедряющих новые технологии, налоговых каникул на срок от одного до трех лет и/или установление компенсационных выплат для возвращения им части уплаченных налогов. Такие льготы распространены во многих странах и особенно у «азиатских тигров» — в Сингапуре, Малайзии, Южной Корее.

Расчет налоговой нагрузки в 2018-2019 году (формула)

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:


Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/[email protected] в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/[email protected]), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Читайте так же:  Сколько высчитывают алиментов на одного ребенка

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

[3]

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/[email protected], обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/[email protected] — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/[email protected] — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/[email protected] приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/[email protected] ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Читайте так же:  Образец искового заявления на алименты на жену

В письме № ЕД-4-15/[email protected] в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/[email protected]

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/[email protected]

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Налоговые поступления в бюджет РФ

Автор: Андрей Нестеров ✔ 29.11.2018

Нестеров А.К. Налоговые поступления в бюджет РФ // Энциклопедия Нестеровых

Анализ динамики налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые поступления по уровням бюджета

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В таблице 1 представлены данные по налоговым поступления по уровням бюджета.

Таблица 1. Налоговые поступления по уровням бюджета, млрд. руб.

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

В 2016 году общая сумма налоговых поступлений выросла по сравнению с 2015 годом, прирост составил 5,04%, при этом налоговые поступления в федеральный бюджет практически не изменились, а основная доля увеличения налоговых поступлений пришлась на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

В целом можно судить о положительной динамике в плане роста налоговых поступлений, что свидетельствует о повышении собираемости налогов в том числе за счет повышения эффективности налогового администрирования.

Структура налоговых поступлений

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2015-2016 годах приведена в таблице 2.

Таблица 2. Структура налоговых поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд. руб.

Налог на прибыль

Таким образом, произошло увеличение налоговых поступлений по следующим налогам:

  • налогу на прибыль – в связи ростом объемов прибыли хозяйствующих субъектов;
  • налогу на доходы физических лиц – в связи с ростом заработной платы;
  • налогу на добавленную стоимость – в связи с увеличением налоговой базы в 2016 году;
  • акцизам – за счет увеличения ставок акцизов на подакцизные товары, включая алкоголь и табак;
  • имущественным налогам – в связи с увеличением вводимого в строй жилья и другого недвижимого имущества.

Налоговые поступления по налогу на добычу полезных ископаемых сократились в связи со снижением объемов добычи и неблагоприятной динамикой цен на природные ресурсы. Изменение структуры налоговых поступлений показано на рисунке.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015-2016 годах

Формирование всех налоговых поступлений в 2016 году на 78% обеспечено за счет поступления НДФЛ – 21%, НДПИ – 20%, налога на прибыль – 19% и НДС – 18%. В 2015 году совокупная доля указанных налогов составляла 80%.

Источники


  1. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  2. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  3. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
  4. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
Доля налогов в налоговых поступлениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here