Амортизация автомобиля бухгалтерский и налоговый учет

Полезная юридическая информация по теме: "Амортизация автомобиля бухгалтерский и налоговый учет" с описанием от профессионалов. На странице собрали данные по теме с комментариями профессионалов. Все вопросы вы можете задать дежурному юристу.

Срок амортизации автомобиля

Коротко: Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.


В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев).

В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб.

в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Таблица 1. Экологическое состояние

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15

Сначала складывается порядковый номер года эксплуатации: первый (1), второй (2), третий (3), четвертый (4), пятый (5), шестой (6). Получается 15. Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так:

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний – наименьшая.

Таблица 2. Расчет годовых отчислений

Изобр. 2 Транспортные средства

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ.

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления.

Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

Ускоренная амортизация

Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом – 2 или 3 (ст. 259.3 НК РФ). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.

Петр Столыпин, 2015-08-16

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Главная » Бухгалтеру » Амортизация автомобиля в 2018 году

Амортизация автомобиля в 2018 году

Вернуться назад на Амортизация 2018

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую пе-репродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01).

А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на при-быль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-гочисла месяца, следу-ющего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина № 03-03-06/1/303).

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей кон-сультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомо-биля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожида-емого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налого-вом учете.

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):

• способ уменьшаемого остатка;

• способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

А в налоговом учете только 2 способа (п. 1 ст. 259 НК РФ):

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспорт-ных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранно-го метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Административные наказания 2018
Акт выполненных работ 2018
Актив баланса 2018
Акцизы 2018
Алименты 2018
Амортизационные группы 2018

Назад | | Вверх
Читайте так же:  Налог на имущество линии электропередач

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

* — калькулятор износа выполняет округленный расчет в соответствии с Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

Износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не может начисляться свыше 80 процентов его стоимости (статья 15 Постановления Правительства РФ №361 от 24 мая 2010г.)

Для комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортных средств, а подтверждение соответствия должно осуществляться в форме обязательной сертификации, а также для подушек безопасности и ремней безопасности транспортных средств принимается нулевое значение износа. (статья 16 Постановления Правительства РФ №361 от 24 мая 2010г.)

Онлайн калькулятор износа имеет погрешность в расчетах ввиду округления результатов.

На сегодняшний день почти каждой организации необходимо автотранспортное средство. Это может быть легковой автомобиль для служебных поездок, транспортное средство для перевозки грузов или целый парк автомашин. Поэтому вопрос правильного учета автотранспортного средства является актуальным практически для любого бухгалтера вне зависимости от того, каким видом деятельности занимается его организация.

Один из наиболее сложных моментов, который возникает при принятии автотранспортного средства к учету это порядок начисления амортизации. Этому вопросу и посвящена данная статья.

Итак, предположим организация «Альфа» приобрела автомобиль «Вольво» первоначальной стоимостью 290 000 руб. и объемом двигателя 3 литра.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете автомобиль признается основным средством, так как срок его полезного использования превышает 12 месяцев. Стоит автомобиль больше 10 000 руб., и использоваться он будет организацией в целях извлечения дохода, поэтому по нему необходимо начислять амортизацию. Этого требуют правила бухгалтерского (п.п.4, 17 ПБУ 6/01) и налогового учета (п.1 ст.256 НК РФ).

Для целей бухгалтерского учета начислять амортизацию, как известно, можно одним из четырех способов. Никаких ограничений по выбору того или иного способа начисления амортизации не установлено. Для целей налогообложения прибыли амортизация по транспортному средству начисляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 258 и 259 НК РФ.
ООО «Альфа» приняла решение применять линейный метод начисления амортизации как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.

Второй момент при принятии автомобиля к учету это определения срока полезного использования.
Для установления срока полезного использования автомобиля с целью максимального сближения бухгалтерского и налогового учета можно использовать Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация ОС).

Организация самостоятельно определяет срок полезного использования автомобиля на дату ввода его в эксплуатацию в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом сроков, установленных Классификацией ОС.
Прежде всего, необходимо определить, к какой амортизационной группе в соответствии с Классификацией ОС относится автомобиль. Затем устанавливается конкретный срок его полезного использования: организация может установить любой срок в рамках тех сроков, которые установлены для данной амортизационной группы.
Дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, принятого для объекта в рамках установленных амортизационной группой сроков, не требуется.

Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца бывшего военного
Видео (кликните для воспроизведения).

В нашем примере легковой автомобиль с объемом двигателя 3 литра относится к третьей амортизационной группе. То есть это имущество со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно (от 37 до 60 месяцев). Руководством организации установлен срок полезного использования 48 месяцев.

Определяем норму амортизации в месяц, применяя формулу расчета (1мес./48 мес.)*100% = 2,083%. Сумма ежемесячной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой 6040,7 руб. (290 000 * 2,083%).
Начиная с месяца, следующим за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию, и до полного погашения его стоимости или выбытия бухгалтер ООО «Альфа» делает следующие проводки:
Дебет 20(26,44) – Кредит 02
— 6040,7 руб. – начислена амортизация по автомобилю за текущий месяц.

[1]

Теперь несколько изменим условия примера. Предположим, что первоначальная стоимость автомобиля составила не 290 000 руб., а 480 000 руб.

Теперь для целей бухгалтерского учета сумма ежемесячной амортизации составит 9998,4руб. (480 000*2,083%).
Что касается налогового учета, то в соответствии с п. 9 ст. 259 НК РФ «по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб., основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5».

То есть бухгалтер организации «Альфа» имеет право принять в качестве расхода амортизационные отчисления в целях налогового учета всего лишь в сумме 4999,2 руб. ежемесячно (480 000 * 2,083% *0,5).
Для организаций применяющих ПБУ 18/02, это приведет к возникновению временных разниц, которые будут образовываться до тех пор, пока в бухгалтерском учете остаточная стоимость автомобиля не станет равна нулю (либо пока автомобиль не будет списан с баланса).

В этом примере бухгалтер может порекомендовать руководству организации завысить срок полезного использования автомобиля в целях начисления амортизации для бухгалтерского учета и установить срок полезного использования 96 месяцев. Конечно, для этого нужны основания, поскольку определение срока производится исходя из:

  • ожидаемого срока использования автомобиля в зависимости от производительности или мощности;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации;
  • нормативно — правовых и других ограничений использования этого объекта (п. 20 ПБУ 6/01).

Тогда сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета.

Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), а с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество, поскольку база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета. Что важнее для организации, решайте сами — выбор за вами.

Обратим внимание на следующий момент.
Понижающий коэффициент 0,5 применяется в том случае, если сформированная в момент приобретения стоимость автомобиля (микроавтобуса) превышает 300 000 руб. (400 000 руб.)
Но возможна ситуация когда организация проводит дооборудование автомобиля с отнесением затрат на увеличение первоначальной стоимости. И после этого стоимость автомобиля становится более 300 000 руб. Нужно ли в данном случае применять понижающий коэффициент 0,5?

Разъяснения по этому поводу даны в Письме УМНС России по г. Москве от 18.02.2004 № 26-08/10738 «О налоге на прибыль организации». В нем говориться, что специальный коэффициент 0,5 применяется в том случае, если первоначальная стоимость автомобиля в момент его приобретения была выше пределов, установленных в п.9 ст. 259 НК РФ, не зависимо от того, как будет изменяться в дальнейшем его восстановительная стоимость.
Тем не менее, в Налоговом кодексе РФ данный момент четко не урегулирован, поэтому если Вы не готовы к спору с налоговыми органами, то для целей налогового учета сумму ежемесячных амортизационных отчислений нужно корректировать на поправочный коэффициент.

Помимо обязательного понижающего коэффициента в налоговом учете есть добровольные коэффициенты. Организация сама решает, применять их или нет. Соответствующее решение отражается в учетной политике организации.

Так, если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации организация может применить повышающий коэффициент не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ).
Так же если организация приобрела автомобиль в лизинг (по договору финансовой аренды), то согласно статье 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» по взаимному соглашению сторон организация – лизингополучатель имеет право применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Возможность применения коэффициента ускорения не выше 3 в налоговом учете четко прописана в п.7 ст.259 НК РФ.

Бухгалтер Отдела «Бухгалтерского учета и налогообложения» Ивашкина О.И.

[3]

Амортизация автомобиля

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01 ). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01 ). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Читайте так же:  Когда будет прибавка к пенсии военным пенсионерам

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 ).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01 ). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

[2]

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01 ):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01 , п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Амортизация автомобиля бухгалтерский и налоговый учет

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобрела бывшее в употреблении основное средство (автомобиль). Продавец не передал организации документы, в которых указывается срок полезного использования автомобиля. Организация применяет линейный метод начисления амортизации в налоговом учете.
Как определить срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Покупаем основные средства, бывшие в эксплуатации

Если вы купили основное средство (ОС), до этого эксплуатирующееся другим собственником, то вам нужно правильно определить срок полезного использования (СПИ) такого ОС и установить норму амортизации по нему для целей налогообложения прибыли. Ведь для целей налогового учета, вы, во-первых, должны включить объект ОС, бывший в эксплуатации, в состав той же амортизационной группы (подгруппы), в которой он числился у предыдущего собственник А во-вторых, при применении линейного метода начисления амортизации вы в определенных ситуациях можете уменьшить срок полезного использования полученного объекта на фактический срок его эксплуатации предыдущим собственнико

Рассмотрим на примерах, как это сделать.

Подержанные ОС стоимостью не более 40 000 руб. сразу списываем на расходы

Наша организация купила за 35 000 руб. подержанное ОС, которое у предыдущего собственника было недоамортизировано. Можем ли мы стоимость такого объекта списать на налоговые расходы или нужно продолжать его амортизировать?

: Имущество, стоимость которого не превышает 40 000 руб., независимо от СПИ не является амортизируемым. А значит, его стоимость вы можете единовременно учесть в «прибыльных» расхода

Кстати, остаточная стоимость этого объекта у предыдущего собственника, которую он указал в акте по форме никак не влияет на порядок признания объекта амортизируемым имуществом.

Полностью самортизированное у предыдущего собственника имущество может быть для вас ОС

Купили имущество за 70 000 руб., которому более 50 лет. У предыдущего собственника это ОС полностью самортизировано. Нужно ли нам принимать его к учету в качестве амортизируемого имущества?

: Если вы считаете, что СПИ этого имущества больше 12 месяцев, то вы должны включить этот объект в состав амортизируемого имущества, ведь его стоимость более Несмотря на то что у предыдущего собственника объект был полностью самортизирован, вам нужно определить СПИ объекта, исходя из периода, в течение которого вы планируете его эксплуатировать. И после этого начислять амортизацию до полного списания его стоимост
Читайте так же:  Размер пенсий в странах мира таблица

Повышающие коэффициенты применяются и к «бэушным» ОС

Возможно ли применить повышающий коэффициент к приобретенному «бэушному» ОС, если оно относится к амортизационной группе и мы собираемся использовать его круглосуточно?

: Да, возможно. Применение повышающего коэффициента не зависит от того, новое это ОС или «бэушное

Но помните, что круглосуточный график работы ОС вам надо подтвердить документам

  • приказом руководителя о применении специального коэффициента в отношении конкретных ОС с указанием их инвентарных номеров;
  • распорядительным документом о режиме работы организации и ее отдельных подразделений;
  • табелем учета рабочего времени сотрудников.

Иностранец тоже может подтвердить срок эксплуатации проданных ОС

Мы купили в Германии у иностранной компании седельные тягачи. Никаких данных о начислении амортизации и о сроке их использования предыдущий собственник, конечно, не дал. В какую амортизационную группу надо включить эти ОС и можно ли как-то учесть их предыдущий срок эксплуатации?

: Поскольку у вас нет документально подтвержденных сведений о периоде эксплуатации объектов от предыдущего собственника, то на дату ввода ОС в эксплуатацию самостоятельно определите по правительственной Классификации их группу и В вашем случае это будет амортизационная группа со сроком полезного использования свыше 7 и до 10 лет включительно (коды ОКОФ с 15 3410210 по 15 3410216).

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Чтобы быстрее списать на расходы стоимость приобретенного у иностранца ненового ОС и тем самым заплатить меньше налога на прибыль, нужно попросить у иностранца письмо с указанием срока фактической эксплуатации им этого объекта.

Чтобы при установлении СПИ такого имущества можно было учесть срок его эксплуатации предыдущими собственниками, нужны подтверждающие документы. Попросите иностранную компанию-продавца указать срок эксплуатации ОС в договоре купли-продажи или в отдельном письме. Кстати, Минфин не возражает против подтверждения указанных сведений документам

  • оформленными в соответствии с законодательством иностранного государства;
  • оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в этом иностранном государстве;
  • косвенно подтверждающими срок эксплуатации объекта предыдущим собственником.

Акт подтверждает амортизационную группу и срок эксплуатации объекта ОС

Какие данные продавца ОС, бывших в эксплуатации, из акта приема-передачи по форме понадобятся нам, как покупателю, для налогового учета?

: Акт по форме является первичным документом бухгалтерского учета, а не налогового. Поэтому единственное, что можно взять из акта, — это сведения о количестве лет (месяцев) фактической эксплуатации ОС (из графы 4 раздела 1).

Этот срок можно учесть при установлении СПИ купленного ОС для целей налогообложения прибыл

Если же продавец ОС сделал в акте пометку о совпадении показателей бухучета с налоговыми данными или в акте отдельно отражены данные налогового учета (например, добавлены отдельные графы или строки), то можно использовать также информацию о номере амортизационной группы (из таблицы справа на титульной странице). Вы можете включить купленное ОС для целей налогообложения прибыли в ту же амортизационную групп

Срок использования автомобиля может подтвердить и его ПТС

В январе 2012 г. мы приобрели автомобиль 2008 года выпуска у российской организации, которая его использовала с марта 2009 г. А с 2008 г. и до марта 2009 г. этот автомобиль эксплуатировался в Бельгии.
На основании каких документов мы можем учесть весь предыдущий срок эксплуатации автомобиля?

: Документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у всех предыдущих собственников, может служить

Хотя в одном из решений суд указал, что нельзя ориентироваться лишь на дату выпуска транспортного средства. Важны именно дата ввода объекта в эксплуатацию предыдущим собственником и фактический срок его эксплуатаци

Поэтому лучший вариант — если продавец передаст вам акт приема-передачи по форме в котором будет указан фактический срок эксплуатации объект

По ОС, купленному у упрощенца, можно учесть его предыдущий срок использования

Наша организация купила ОС, бывшее в использовании у предпринимателя, который применяет «доходно-расходную» УСНО. Можем ли мы при определении СПИ учесть прежний срок эксплуатации такого ОС, ведь продавец не определял амортизационную группу и не амортизировал ОС?

: Да, можете. Режим налогообложения продавца не играет роли. Вам нужен лишь документ, подтверждающий срок эксплуатации Попросите предпринимателя оформить письмо, в котором он отразит сведения о фактическом сроке эксплуатации оборудования. И пусть он укажет свои ИНН и ОГРНИП, чтобы подтвердить «предпринимательский» стату

По имуществу, приобретенному у физлица, СПИ устанавливается как для нового ОС

Как определить СПИ здания склада из железобетонных конструкций 1984 года постройки, приобретенного у гражданина, не зарегистрированного в качестве предпринимателя?

: В одном из писем Минфин указал, что при приобретении объекта ОС у физлица — не предпринимателя, организация должна определить норму амортизации по нему без учета срока его предыдущей эксплуатации, то есть как по новому ОС. Якобы у физлица отсутствует документальное подтверждение СПИ объекта и срока его эксплуатаци Но ведь в вашем случае вы купили здание. Год его постройки вам известен. Здание каждый год изнашивается, и неважно, эксплуатируется оно или нет. Так что, казалось бы, вы можете уменьшить СПИ объекта, применяемый вами при расчете налоговой амортизации, исходя из года постройки здания. Однако в Минфине с такой логикой не согласны.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Высказанная в Письме от 06.10.2010 позиция Минфина правомерна также и в случае приобретения у физлица здания. Несмотря на то что год постройки здания известен, ранее амортизация по нему не начислялась в связи с тем, что владельцем здания было физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Поэтому норма амортизации в данном случае будет рассчитываться без учета предыдущего срока эксплуатации здани

Читайте так же:  Новое о пенсиях на последний час

Так что безопаснее, конечно, последовать позиции Минфина.

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

Видео (кликните для воспроизведения).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источники


  1. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

  2. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  3. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
Амортизация автомобиля бухгалтерский и налоговый учет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here